Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие зрительного восприятия



2019-11-13 199 Обсуждений (0)
Развитие зрительного восприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




Развитие восприятия

Восприятие — это целостное отражение предметов, возникаю­щее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие — познание качества целого, а не его отдельных свойств; не пассив­ное копирование мгновенного воздействия, а живой, творческий процесс познания. Если объектом внимания становится отдель­ное качество объекта, можно говорить о восприятии вкусовом, обонятельном, болевом и др. Специализированными по объему являются восприятие пространства, времени, статических (жи­вопись, рисунок, фотография) и динамических изображений (спектакли, кинофильмы) и восприятие человека человеком, вы­деляющиеся в силу содержания самой предметной деятельности.

Среди всех взаимосвязанных психических функций ребен­ка доминирует восприятие. Доминирование восприятия озна­чает зависимость от него остальных психических процессов.

Для старших дошкольников и младших школьников воспри­ятие играет огромную роль в овладении ребенком навыками письма, чтения, счета. У детей этого возраста необходимо разви­вать умение замечать детали обыкновенных предметов, разви­вать навыки анализа, выделения совокупности свойств и предме­тов.

Восприятие является базовым психическим процессом, сущ­ность которого заключается в формировании целостного образа предмета при непосредственном воздействии на органы чувств.

Для успешного обучения в школе у ребенка необходимо раз­вивать все виды восприятия:

• зрительно-предметное восприятие;

• восприятие изображений реальных предметов (силуэтные и контурные изображения, незавершенное изображение, нало­женное изображение, зашумованное изображение);

• восприятие геометрических фигур (опознавание, сличениеТ называние, сортировка);

• зрительно-цветовое восприятие (основные цвета и их от­тенки);

• стереогнозис — тактильное восприятие и дифференциация предметов на ощупь по величине, форме, фактуре.

201

Сущность сенсорного развития ребенка заключается в со­вершенствовании деятельности всех анализаторов, воспитании культуры правильного адекватного восприятия, закреплении и обобщении воспринятого в словесном обозначении. Восприятие служит основой для формирования у ребенка сферы образов-представлений для развития мышления, так как в процессе целе­направленного восприятия развиваются наглядно-образное мыш­ление и аналитико-синтетическая деятельность, а это база для развития всей психики и мышления в целом. Ребенок учится сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и использо­вать для обозначения выделенных признаков определенные сло­ва и выражения.

Развитие зрительного восприятия

Из всех органов чувств главнейшее значение для человека имеет зрение. Оно первым начинает активно развиваться в самом начале жизни.

Исследователи утверждают, что до 90 % информации вос­принимается человеком посредством зрения. Если сравнить два из возможных способов познания мира — с помощью осязания и зрения, то оказывается, что последнее располагает аппара­том, который приспособлен к тому, чтобы сразу (симультанно) воспринимать простые и хорошо знакомые из предыдущего опыта предметы, явления. При восприятии же сложных, мало­знакомых предметов или целостных ситуаций процесс предва­рительной зрительной ориентировки в объекте все более при­ближается к тому последовательному и поэлементному (сукцес-сивному) опознаванию, который характерен для осязания (А. Р. Лурия, 1975).

В процессе дошкольного и начального школьного образова­ния происходит постепенная перестройка зрительного восприя­тия, оно поднимается на более высокую ступень развития и при­нимает характер целенаправленной и специфической деятель­ности, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер орга­низованного наблюдения.

Наблюдающий ребенок следует поставленной перед собой цели, владеет специальными приемами наблюдения, что приводит к обогащению его верными, яркими образами окружающей действи­тельности и служит основой формирования представлений и поня­тий. В процессе активного наблюдения бывают задействованы различные мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование.

202

Но для этого взрослым необходимо специально организовы­вать восприятие детей, воспитывать у них умение не просто смот­реть, но и рассматривать, планомерно и систематично ана­лизировать воспринимаемые объекты, выявлять существенные признаки и свойства предметов и явлений, произвольно регули­ровать процесс восприятия и контролировать его результаты.

Фрагментарность, поверхностность и отсутствие планомер­ности восприятия, неумение подчинить его поставленной за­даче, низкий уровень осмысления наглядно воспринимаемого материала, несформированность навыков выделения деталей и признаков объекта характерны для 40-80 % детей.

Следствием этого может быть, например, забывание начер­тания редко встречающихся букв и смешение их между собой или смешение с близкими по оптическим характеристикам букв, что в значительной мере затрудняет процесс начального обучения и требует оказания соответствующей помощи. Кроме того, недостаточная воспитанность восприятия детей выража­ется и в таком явлении, как отвлечение внимания. Поэтому постепенное развитие и совершенствование у детей восприя­тия существенно влияет и на организованность, целенаправ­ленность внимания, расширяет его объем и т. д.

В целях помощи детям дошкольного и младшего школьно­го возраста в постепенном овладении техникой зрительного вос­приятия и развития «умелости взора», рациональными при­емами запоминания и логической обработки наглядно пред­ставленной информации, взрослые могут использовать игры, игровые задания и упражнения, построенные как на учебном, так и на внеучебном материале.



2019-11-13 199 Обсуждений (0)
Развитие зрительного восприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие зрительного восприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (199)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)