Развитие зрительного восприятия
Развитие восприятия Восприятие — это целостное отражение предметов, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие — познание качества целого, а не его отдельных свойств; не пассивное копирование мгновенного воздействия, а живой, творческий процесс познания. Если объектом внимания становится отдельное качество объекта, можно говорить о восприятии вкусовом, обонятельном, болевом и др. Специализированными по объему являются восприятие пространства, времени, статических (живопись, рисунок, фотография) и динамических изображений (спектакли, кинофильмы) и восприятие человека человеком, выделяющиеся в силу содержания самой предметной деятельности. Среди всех взаимосвязанных психических функций ребенка доминирует восприятие. Доминирование восприятия означает зависимость от него остальных психических процессов. Для старших дошкольников и младших школьников восприятие играет огромную роль в овладении ребенком навыками письма, чтения, счета. У детей этого возраста необходимо развивать умение замечать детали обыкновенных предметов, развивать навыки анализа, выделения совокупности свойств и предметов. Восприятие является базовым психическим процессом, сущность которого заключается в формировании целостного образа предмета при непосредственном воздействии на органы чувств. Для успешного обучения в школе у ребенка необходимо развивать все виды восприятия: • зрительно-предметное восприятие; • восприятие изображений реальных предметов (силуэтные и контурные изображения, незавершенное изображение, наложенное изображение, зашумованное изображение); • восприятие геометрических фигур (опознавание, сличениеТ называние, сортировка); • зрительно-цветовое восприятие (основные цвета и их оттенки); • стереогнозис — тактильное восприятие и дифференциация предметов на ощупь по величине, форме, фактуре. 201 Сущность сенсорного развития ребенка заключается в совершенствовании деятельности всех анализаторов, воспитании культуры правильного адекватного восприятия, закреплении и обобщении воспринятого в словесном обозначении. Восприятие служит основой для формирования у ребенка сферы образов-представлений для развития мышления, так как в процессе целенаправленного восприятия развиваются наглядно-образное мышление и аналитико-синтетическая деятельность, а это база для развития всей психики и мышления в целом. Ребенок учится сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и использовать для обозначения выделенных признаков определенные слова и выражения. Развитие зрительного восприятия Из всех органов чувств главнейшее значение для человека имеет зрение. Оно первым начинает активно развиваться в самом начале жизни. Исследователи утверждают, что до 90 % информации воспринимается человеком посредством зрения. Если сравнить два из возможных способов познания мира — с помощью осязания и зрения, то оказывается, что последнее располагает аппаратом, который приспособлен к тому, чтобы сразу (симультанно) воспринимать простые и хорошо знакомые из предыдущего опыта предметы, явления. При восприятии же сложных, малознакомых предметов или целостных ситуаций процесс предварительной зрительной ориентировки в объекте все более приближается к тому последовательному и поэлементному (сукцес-сивному) опознаванию, который характерен для осязания (А. Р. Лурия, 1975). В процессе дошкольного и начального школьного образования происходит постепенная перестройка зрительного восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития и принимает характер целенаправленной и специфической деятельности, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения. Наблюдающий ребенок следует поставленной перед собой цели, владеет специальными приемами наблюдения, что приводит к обогащению его верными, яркими образами окружающей действительности и служит основой формирования представлений и понятий. В процессе активного наблюдения бывают задействованы различные мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. 202 Но для этого взрослым необходимо специально организовывать восприятие детей, воспитывать у них умение не просто смотреть, но и рассматривать, планомерно и систематично анализировать воспринимаемые объекты, выявлять существенные признаки и свойства предметов и явлений, произвольно регулировать процесс восприятия и контролировать его результаты. Фрагментарность, поверхностность и отсутствие планомерности восприятия, неумение подчинить его поставленной задаче, низкий уровень осмысления наглядно воспринимаемого материала, несформированность навыков выделения деталей и признаков объекта характерны для 40-80 % детей. Следствием этого может быть, например, забывание начертания редко встречающихся букв и смешение их между собой или смешение с близкими по оптическим характеристикам букв, что в значительной мере затрудняет процесс начального обучения и требует оказания соответствующей помощи. Кроме того, недостаточная воспитанность восприятия детей выражается и в таком явлении, как отвлечение внимания. Поэтому постепенное развитие и совершенствование у детей восприятия существенно влияет и на организованность, целенаправленность внимания, расширяет его объем и т. д. В целях помощи детям дошкольного и младшего школьного возраста в постепенном овладении техникой зрительного восприятия и развития «умелости взора», рациональными приемами запоминания и логической обработки наглядно представленной информации, взрослые могут использовать игры, игровые задания и упражнения, построенные как на учебном, так и на внеучебном материале.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (199)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |