Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Цель и задачи исследования



2019-12-29 247 Обсуждений (0)
Цель и задачи исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




Ивашин Андрей Альбертович

Право военнослужащих на охрану здоровья

(организационно-правовые вопросы).

 

Москва – 2001

 

 

О Г Л А В Л Е Н И Е

 

Введение……………………………………………………………………..стр. 3

Глава 1. Теоретические вопросы права военнослужащих на охрану здоровья……………………………………………………………………………стр. 14

§ 1. Понятие права военнослужащих на охрану здоровья.………………стр. 14

§ 2. Особенности и содержание права военнослужащих на охрану здоровья……………………………………………………………………………стр. 44

Глава 2. Реализация права военнослужащих на охрану здоровья………стр. 85

§ 1. Юридические гарантии реализации права военнослужащих на охрану здоровья …………………………………………………………………….стр. 87

§ 2. Правовой механизм реализации права военнослужащих на охрану здоровья ………………………………………………………………………….стр. 122

Заключение………………………………………………………………..стр. 167

Список использованных правовых актов и литературы………………..стр. 176

Приложения………………………………………………………………..стр. 189

 

ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность темы исследования.

Проведение военной реформы в российской Федерации проходит на фоне строительства правового, социального государства. Реализация концепции правового государства неотделимо связана с повышением внимания государства к реализации прав и свобод граждан Российской Федерации, в том числе и военнослужащих. Одним из основных прав человека, закрепленных Конституцией Российской Федерации, является право на охрану здоровья, осуществление которого связано с удовлетворением наиболее значимой потребности человека - потребности в сохранении жизни и здоровья и обеспечении его долголетней жизни. По этой причине в числе приоритетных задач, стоящих перед военной реформой - совершенствование системы реализации права военнослужащих на охрану здоровья. Это нашло свое отражение и в Федеральном Законе «О статусе военнослужащих», предусматривающем гарантии охраны жизни и здоровья военнослужащих.

Необходимо отметить, что прохождению военной службы сопутствуют объективные факторы, увеличивающие риск причинения вреда здоровью военнослужащих и даже их гибели. Связано это прежде всего с тем, что в Вооруженных Силах Российской Федерации имеется огромное количество сложных по устройству вооружения, боевой и другой техники, которые нередко представляют собой источники повышенной опасности.

С другой стороны, сокращение финансирования Вооруженных Сил привело к снижению эффективности созданной системы охраны жизни и здоровья военнослужащих, что стало одной из причин увеличения случаев их гибели и травматизма. Этим порождается необходимость принятия органами военного управления особых мер по недопущению указанных последствий.

Кроме того, необходимость повышенного внимания к проблемам сохранения жизни и здоровья военнослужащих обусловлена также и кардинальными изменениями в общественно-политической структуре задач, стоящих перед Российским государством. Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Данные обстоятельства предопределили принятие органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление Вооруженными Силами Российской Федерации, комплекса мер по активизации деятельности органов военного управления по сохранению жизни и здоровья военнослужащих.

Так, в начале 1995 года правительственной Комиссией по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей был утвержден и в последующем реализован «План государственных мероприятий по совершенствованию системы мер и органов обеспечения безопасности военнослужащих при прохождении военной службы». Основная цель указанных мероприятий была сформулирована следующим образом: в системе военного законодательства проблема безопасности военной службы должна занять место, аналогичное тому, какое в системе трудового права занимает охрана труда.[1]

Это нашло свое отражение в изданных Министром обороны РФ нормативно-правовых актах (приказах 1994 г. № 400 «О мерах по предупреждению гибели и травматизма личного состава ВС РФ» и 1995 г. № 293 «О введении в действие Положения об Управлении службы войск и безопасности военной службы ГШ МО РФ», директиве 1997 г. № Д-10 «О совершенствовании работы по обеспечении безопасности военной службы в ВС РФ» и других). В соответствие с упомянутыми актами, обеспечение охраны жизни и здоровья военнослужащих находится в числе первостепенных задач всех органов военного управления и их должностных лиц.

Тем не менее, правоприменительная практика свидетельствует о том, что на деле реализация упомянутого права часто сталкивается с непреодолимыми трудностями. Такое положение связано с запаздыванием разработки эффективных механизмов реализации этого права.

    Актуальность темы данного научного исследования обосновывается изложенными выше обстоятельствами, а также тем, что к настоящему времени какого-либо специального научного исследования, посвященного наиболее полному исследованию всех организационно-правовых вопросов реализации права военнослужащих на охрану жизни и здоровья в России не проводилось.

    Вопросами правового регулирования охраны жизни и здоровья граждан занимались Л.И. Линник, Т.А. Гришина, Т.Ш. Капанадзе, В.И. Тимофеев, Н.М. Комарова, М.М. Виленский и некоторые другие.

    Отдельным аспектам данной темы уделяли внимание в своих трудах такие военные ученые-юристы, как Х.М. Ахметшин, Н.И. Кузнецов, Н.В. Артамонов, Ю.М. Бирюков, П.И. Романов, Б.Ф. Старов, В.Г. Стрекозов, А.А. Тер-Акопов, В.Н. Хропанюк, М.М. Корнеев, В.М. Макаренко.

В настоящее время все большее значение в реформировании Вооруженных Сил Российской Федерации приобретает вопрос снижения гибели и травматизма военнослужащих в мирное время, обеспечения их безопасности в тех случаях, когда общество и государство не ставит перед военной организацией задач, решение которых могло бы служить оправданием жертв среди военнослужащих.

По признанию ряда ученых, одним из факторов, влияющих на обеспечение сохранения жизни и здоровья военнослужащих, является недостаточная правовая регламентация обеспечения безопасности военной службы. Так, Б.Ф. Старов отмечал, что в действующих нормативных правовых актах, действующих в Вооруженных Силах Российской Федерации, отсутствуют четко сформулированные: а) задачи в области обеспечения безопасности военной службы; б) правовые основы регулирования безопасности военной службы; в) принципы обеспечения безопасности военной службы; г) направления безопасности военной службы; е) полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по обеспечению безопасности военной службы; ж) полномочия органов военного управления, командиров (начальников) по обеспечению безопасности военной службы; з) система органов, сил и средств, обеспечивающих безопасность военной службы.[2]

    Данная проблема, по представлению автора не может быть решена без надлежащей проработки юридической стороны упомянутой социальной проблемы, в частности – без исследования круга правомочий военнослужащих в сфере обеспечения их безопасной для жизни и здоровья жизнедеятельности при исполнении обязанностей военной службы. Указанные правомочия, самым тесным образом связанные с удовлетворением наиболее значимой естественной потребности человека – потребности в сохранении своего здоровья, характеризуют степень реализации основополагающих конституционных принципов в военном праве: принципа приоритета прав и свобод человека и принципа социальной направленности политики государства.

 

Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся в сфере охраны здоровья военнослужащих.

Предмет исследования – организационно-правовые вопросы права военнослужащих на охрану здоровья.

 

Цель и задачи исследования

Цель представленной научной работы состоит в комплексном исследовании права военнослужащих на охрану здоровья, как составной части их общегражданского и специального правового статуса, правового механизма реализации права военнослужащих на охрану здоровья, юридических гарантий данного права и разработке научно-практических рекомендаций по совершенствованию законодательства.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

1. Анализ имеющихся в теории и нормотворческой практике положений, позволяющих установить социально-правовую сущность общественных отношений, складывающихся в сфере охраны здоровья военнослужащих, в том числе, и объективные противоречия в этой области.

2. Определение понятия права военнослужащих на охрану здоровья и соотношение его с конституционными правами граждан на охрану здоровья, а также на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, анализ содержания данного права.

3. Определение понятия реализации права военнослужащих на охрану здоровья и структуры его юридических гарантий.

4. Анализ правовых норм, регулирующих организацию в Вооруженных Силах охраны здоровья военнослужащих, внутриведомственный надзор и контроль за реализацией норм об охране здоровья военнослужащих.

5. Разработка научно-практических рекомендаций по совершенствованию законодательства об охране здоровья военнослужащих.

 

Методология и методика исследования.

Методологическую основу исследования составляет диалектический метод научного познания объективного мира, принципы познания социальных явлений в их развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности. В работе применяются основанные на диалектическом методе научного познания объективного мира общенаучные методы исследования: обобщение, классификация, описание, толкование, системно-структурный анализ и др.

Юридической основой исследования являются Конституция Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и иные нормативные правовые акты, в том числе акты военного управления, регулирующие вопросы реализации права военнослужащих на охрану здоровья.

Исходной теоретической основой исследования служат труды отечественных ученых по проблемам права и государства, военного, административного и трудового права, надзора и контроля: С.С. Алексеева, Д.Н. Бахраха, Д.М. Овсянко, В.А. Патюлина и других, а также военных ученых юристов: Н.И. Кузнецова, Б.Ф. Старова, А.А. Тер-Акопова, В.Н. Хропанюка и других, исследовавших правовые проблемы, связанные с предметом данной научной работы.

 

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

Научная новизна настоящей работы заключается прежде всего в том, что это первое комплексное исследование вопросов реализации права военнослужащих на охрану здоровья, когда-либо предпринимавшееся в России.

В данном исследовании впервые на основе анализа норм Конституции Российской Федерации, действующего в настоящее время общего и военного законодательства, с учетом приятых новых законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы охраны здоровья, созданной к настоящему времени теоретической базы, относящейся к предмету данной научной работы, рассматривается социально-правовая сущность общественных отношений, складывающихся в области охраны здоровья военнослужащих, в том числе и объективные противоречия в этой области, определяются понятие и содержание права военнослужащих на охрану здоровья, организация в Вооруженных Силах охраны здоровья военнослужащих, надзора и контроля за ее осуществлением и разрабатываются научно-практические рекомендации по совершенствованию законодательства в целях беспрепятственной реализации военнослужащими права на охрану здоровья.

 Теоретическая значимость исследования определяется разработкой обладающих определенной новизной положений, выводов и практических рекомендаций, включающих:

- определение понятия права военнослужащих на охрану здоровья;

- установление субъектов правоотношений, складывающихся по поводу реализации права военнослужащих на охрану здоровья;

- определение объекта права военнослужащих на охрану здоровья;

- установление социального значения охраны здоровья военнослужащих и основных противоречий, связанных с ее осуществлением;

- выработку предложений по совершенствованию закрепления в нормативных правовых актах права военнослужащих на охрану здоровья и гарантий его реализации;

- выработку предложений по совершенствованию правового регулирования организации охраны здоровья военнослужащих.

 

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Право военнослужащих на охрану здоровья является их конституционным правом, как граждан Российской Федерации, осуществляющих свою профессиональную деятельность в форме прохождения военной службы.

Это право необходимо рассматривать в «традиционном» смысле, включающем в свой объем весь комплекс благ, обеспечивающих сохранение здоровья военнослужащих и его восстановление в случае заболевания и в «конституционном» смысле, предусматривающем только предупреждение нарушения здоровья военнослужащих путем обеспечения благоприятных (безопасных) условий военной службы.

На основании этого право военнослужащих на охрану здоровья определяется как право на безопасные (благоприятные) условия военной службы и быта.

    Правоуполномоченными субъектами данного права выступают военнослужащие Российской Федерации. Субъектами, на которых возлагается юридическая обязанность обеспечить реализацию права военнослужащих на охрану здоровья являются органы военного управления, в которых военнослужащие проходят военную службу.

    4. Деятельность органов военного управления по охране здоровья военнослужащих является неотъемлемой частью обеспечения высокой боевой готовности и боеспособности. Охрана здоровья военнослужащих представляет собой противодействие опасным (вредным) физическим, биологическим и психофизическим факторам, классифицирующимися в соответствии с положениями системы стандартов безопасности труда (ГОСТ 12.0.003-74 ССБТ). При этом охрана здоровья военнослужащих должна рассматриваться в качестве компонента более общей задачи обеспечения безопасности военной службы, включающей в себя помимо сказанного, также противодействие угрозам, которые формируются социальными факторами (криминализация общества, попытки проникновения в воинские части и военные городки организованных преступных групп, угроза совершения актов терроризма, иных преступлений против общественной безопасности и общественного порядка в военных городках и на военных объектах и т.п.).

5. Охрану здоровья военнослужащих составляет комплекс мер по устранению и нейтрализации источников опасных (вредных) факторов военной службы; по обеспечению защиты жизни и здоровья военнослужащих от неблагоприятных факторов военной службы, источники которых невозможно устранить при существующем уровне развитии науки и техники; по обеспечению военнослужащих информацией о факторах военной службы, влияющих на их здоровье, существующих средствах и способах противодействия этим факторам, а также по формированию у военнослужащих навыков использования этих средств и способов в служебной деятельности.

6. Право военнослужащих на охрану здоровья является комплексным, так как объединяет в себе черты социально-экономических и личных прав граждан и регулируется нормами военного, административного, экологического и, в ряде случаев, - трудового права.

Это право состоит из таких конкретных субъективных прав, как право на обеспечение безопасных (благоприятных) условий военной службы; право на получение средств индивидуальной защиты и дополнительного питания. К ним также необходимо относить и право военнослужащих на получение достоверной и своевременной информации о факторах военной службы, влияющих на здоровье, а так же существующих средствах и способах защиты от негативных факторов военной службы.

7. Реализация права военнослужащих на охрану здоровья имеет с правом граждан на охрану труда, не только общий предмет, но и общие подходы к осуществлению такой реализации, что выражается в наличии общих закрепленных нормативными правовыми актами Российской Федерации форм предупреждения причинения вреда здоровью работников и военнослужащих:

- обеспечение безопасности мест выполнения ими профессиональных обязанностей;

- предоставление средств индивидуальной защиты (в том числе и бесплатного питания, оказывающего профилактическое действие, а также смывающих средств, иных льгот, имеющих компенсационный характер) от воздействия на организм опасных (вредных) факторов, если последние не возможно устранить;

    - предоставление информации о факторах профессиональной деятельности, негативно воздействующих на организм человека, о существующих средствах и методах противодействия им, а также формирование навыков использования указанных средств и методов.

    8. Особенности правоотношений, складывающихся по поводу прохождения гражданами Российской Федерации военной службы (обязательность военной службы, безусловность воинского повиновения, повышенная ответственность военнослужащих) определяют особенности реализации права военнослужащих на охрану здоровья.

При реализации своего права на охрану здоровья военнослужащие испытывают некоторые ограничения в применении таких юридических гарантий права работника на безопасные условия труда, как необходимость получения от него предварительного согласия на выполнение профессиональных обязанностей во вредных или опасных условиях, право работника на отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, право на личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте.

 

Практическая значимость исследования:

 Содержащиеся в исследовании выводы, предложения и рекомендации могут быть использованы для продолжения работы по исследованию проблем охраны здоровья военнослужащих, обеспечения безопасности военной службы, совершенствования нормативно-правовой базы реализации права военнослужащих на охрану здоровья и практики применения законодательства об охране здоровья военнослужащих.

Результаты исследования могут быть использованы в процессе преподавания военно-юридических учебных дисциплин.

 


Глава 1. Понятие права военнослужащих на охрану здоровья.

 

§ 1. Теоретические основы права военнослужащих на охрану здоровья.

 

    Право на охрану здоровья военнослужащих, закрепленное в ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»[3] является неотъемлемой частью их правового статуса. При рассмотрении понятия и сущности этого права необходимо исходить из того, что определение реального содержания прав, свобод, обязанности и ответственности военнослужащих принято производить на основе признания двухсоставной структуры статуса военнослужащих.

Такая структура правового статуса военнослужащих заключается в том, что военнослужащий, с одной стороны, как гражданин Российской Федерации, должен иметь общегражданский статус - наделяется правами, свободами, несет обязанности и ответственность, которые распространяются на всех граждан Российской Федерации. С другой стороны, поскольку военнослужащие выполняют обязанности по вооруженной защите государства, связанные с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе и с риском для жизни, возникают некоторые объективные противоречия между конкретным содержанием, порядком реализации общегражданских прав и интересами военной службы. Поэтому, как указывает Н.И. Кузнецов, «общегражданские права и свободы военнослужащих, их обязанности и ответственность определяются с учетом возможности их реализации в условиях Вооруженных Сил, других военных организаций, что может повлечь за собой некоторые ограничения военнослужащих в общегражданских правах и свободах»[4].

Учитывая данный тезис, представляется обоснованным в начале исследования рассмотреть право на охрану здоровья в качестве компонента общего статуса граждан Российской Федерации, переходя в дальнейшем к рассмотрению этого          

права как части специального статуса военнослужащих. Такой подход, по мнению автора, позволит соблюсти диалектический принцип восхождения от общего к частному, выявить специфические черты рассматриваемого социального явления.

Под здоровьем человека в медико-биологическом смысле понимается «естественное состояние организма, характеризующееся его полной уравновешенностью с биосферой и отсутствием каких-либо выраженных изменений»[5]. Преамбула Устава (конституции) Всемирной Организации Здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов.

Другими словами - это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие. Данное понятие получило название «индивидуального» или «личного» здоровья человека[6].

Здоровье неотделимо от человека, является качественной характеристикой и необходимым условием его жизни и успешной деятельности. Здоровье человека как члена общества носит также большое социальное значение: нездоровый человек не в состоянии в полной мере воспринимать жизненные блага, осуществлять свои права и выполнять свои обязанности перед обществом.

В научной литературе имеется также понятие «общественное здоровье», которое рассматривается большинством ученых как комплекс социально-экономических и других показателей, таких как: рождаемость, смертность, уровень физического развития, заболеваемость, средняя продолжительность жизни и т.п. При этом учитываются условия жизнедеятельности людей - материальные, биологические, и иные факторы, которые необходимы для поддержания воспроизводства жизни и здоровья человека (индивида и коллектива).

Таким образом, здоровье человека является как медико-биологической, так и социальной категорией. Являясь социальной категорией, здоровье человека  выступает в качестве блага не только для каждого индивида в отдельности, но и для всего общества и государства в целом, воспринимается как общественная ценность, подлежащая всемерной охране со стороны последних, а также как цель, к достижение которой является важнейшей задачей социального государства.

Под охраной здоровья граждан в современном российском законодательстве понимается «совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья» (ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан»).

Указанный подход к определению понятия охраны здоровья граждан соответствовал действовавшей в период принятия Основ Конституции СССР[7] 1977 года. Так, в ст. 42 Конституции СССР устанавливалось, что право граждан на охрану здоровья «обеспечивается бесплатной квалифицированной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения; расширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан; развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии; проведением широких профилактических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды, особой заботой о здоровье подрастающего поколения, включая запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием; развертыванием научных исследований, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости, на обеспечение активной долголетней жизни граждан».

    Таким образом, ранее действовавшая Конституция СССР и действующие ныне Основы включают в объем понятия охраны здоровья как обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, так и оказание им медицинской помощи в случае заболевания.

Аналогичный подход к определению права граждан на охрану здоровья сложился и в светской теории конституционных субъективных прав граждан 70-80-х годов. Это нашло свое отражение в трудах таких ученых-юристов, например, как А.Ю. Кабалкин, В.М. Чхиквадзе, К.Л. Глухарев .[8]

Необходимо отметить, что указанная трактовка понятия охраны здоровья в настоящее время противоречит законодательным актам, принятым позднее. Так, статьей 41 Конституции Российской Федерации[9] установлено, что каждый в Российской Федерации имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Исходя из логики, такая трактовка одного из конституционных прав граждан означает, что понятия «охрана здоровья» и «медицинская помощь» обозначают различные социально-правовые явления, содержание которых хотя и тесно взаимосвязано, но, тем не менее, даже частично не совпадает.  

           Таким образом, законодательство Российской Федерации на современном этапе содержит два подхода к определению права граждан на охрану здоровья: «традиционный» - с максимально широким объемом его понятия, включающим в себя право на медицинскую помощь, и «конституционный» – с выделением права на медицинскую помощь в самостоятельный институт.        

Как указывает Н.Н. Комарова, охрану здоровья можно рассматривать во многих аспектах. Во-первых, как процесс, направленный на выявление физиологических отклонений человеческого организма и их устранение путем качественного лечения. Во-вторых, как комплекс социально-экономических (в том числе и экологических) и правовых мер, проводимых государством для создания нормальных условий жизнедеятельности граждан. В-третьих, охрана здоровья прежде всего зависит от сознательного, волевого выбора самим человеком такого образа жизни, который бы позволял устранить или существенно снизить вероятность расстройства здоровья.[10]     

 

    Перечень основных мер, относящихся к компетенции государственных органов и органов местного самоуправления в области охраны здоровья граждан перечислен в ст. ст. 5-7 Основ. Используя названные критерии, эти меры можно разделить на меры по обеспечению безопасной среды жизнедеятельности граждан (по охране здоровья в «конституционном» смысле) и меры по обеспечению граждан медицинской помощью. Кроме того, можно выделить и третью категорию мер, общих как для первой, так и для второй категории. 

 К мерам общего характера, принимаемым в сфере охраны здоровья граждан относятся:

1) принятие и изменение федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан и контроль за их исполнением;

2) защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;

3) установление основ федеральной государственной политики в области охраны здоровья граждан, разработка и реализация федеральных и региональных программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения и другим вопросам в области охраны здоровья граждан;

4) установление структуры федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения, порядка их организации и деятельности;

5) определение доли расходов на здравоохранение при формировании бюджетов всех уровней, формирование целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, определение налоговой политики (в том числе льгот по налогам, сборам и иным платежам в бюджет) в области охраны здоровья граждан;

6) управление федеральной государственной собственностью, собственностью субъектов Российской Федерации, используемой в области охраны здоровья граждан;

7) установление единой федеральной системы статистического учета и отчетности в области охраны здоровья граждан;

8) координация деятельности органов законодательной и исполнительной власти, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан; охрана семьи, материнства, отцовства и детства;

9) координация научных исследований, финансирование федеральных программ научных исследований в области охраны здоровья граждан;

10) международное сотрудничество Российской Федерации и заключение международных договоров Российской Федерации в области охраны здоровья граждан.

К мерам по обеспечению безопасной среды жизнедеятельности граждан (по охране здоровья в «конституционном» смысле) относятся:

1) природопользование, охрана окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности;

2) организация государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, разработка и утверждение федеральных санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, обеспечение государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

3) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и условий для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территориях субъектов Российской Федерации; выявление в этих целях факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье граждан, информирование о них населения и проведение мероприятий по их устранению, осуществление профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и природоохранных мер;

4) организация системы санитарной охраны территории Российской Федерации;

5) реализация мер, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях, информирование населения об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах;

6) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

7) санитарно-гигиеническое образование населения;

8) регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

К мерам по обеспечению граждан медицинской помощи относятся:

1) обеспечение единой технической политики в области фармацевтической и медицинской промышленности, утверждение государственных стандартов Российской Федерации, технических условий на продукцию медицинского назначения, организация надзора за их соблюдением;

2) сертификация (регистрация, испытание и разрешение применения) лекарственных и дезинфекционных средств, иммунобиологических препаратов и изделий медицинского назначения, сильнодействующих и ядовитых веществ, наркотических, психотропных средств, выдача лицензий на их производство, контроль за их производством, оборотом и порядком их использования; сертификация продукции, работ и услуг; выдача разрешений на применение новых медицинских технологий;

3) разработка единых критериев и федеральных программ подготовки медицинских и фармацевтических работников, определение номенклатуры специальностей в здравоохранении; установление основных льгот медицинским и фармацевтическим работникам;

4) установление стандартов качества медицинской помощи и контроль за их соблюдением; разработка и утверждение базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации; установление страхового тарифа взносов на обязательное медицинское страхование граждан Российской Федерации; установление льгот отдельным группам населения в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении;

5) установление порядка производства медицинской экспертизы;

6) установление порядка лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности;

7) развитие сети учреждений муниципальной системы здравоохранения, определение характера и объема их деятельности; создание условий для развития частной системы здравоохранения; организация первичной медико-санитарной, других видов медико-социальной помощи, обеспечение ее доступности, контроль за соблюдением стандартов качества медицинской помощи, обеспечение граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на подведомственной территории;

8) установление порядка создания и деятельности комитетов (комиссий) по вопросам этики в области охраны здоровья граждан;

9) выдача разрешений на применение новых методов профилактики, диагностики и лечения, новых медицинских технологий.

При анализе сущности правоотношений, складывающихся в сфере обеспечения здоровья граждан, необходимо признать их неоднородность, различия в методах правового регулирования. Указанные правоотношения можно условно разделить на две категории: во-первых, правоотношения, связанные с обеспечением безопасных для здоровья условий жизнедеятельности граждан, и, во-вторых, правоотношения, связанные с оказанием гражданам медицинской помощи.

Обе указанные категории правоотношений складываются по поводу личного неимущественного блага человека и гражданина – его здоровья, как основы биологического существования, непосредственно вытекающего из права человека на жизнь и выступающего в качестве необходимого условия осуществления им всех остальных прав и свобод. При этом основанием для дифференциации указанных категорий правоотношений может служить способ обеспечения здоровья граждан.

    Медицинская помощь, как следует из ст. 20 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан», включает в себя такие виды, как профилактическая, лечебно-диагностическая, реабилитационная, протезно-ортопедическая и зубопротезная. Особенностью указанных видов медицинской помощи является то обстоятельство, что все они в той или иной мере связаны с непосредственным воздействием на организм человека, часто – с изменением его физиологических свойств, а, следовательно, – индивидуальности личности человека, являющейся основой его суверенитета. Учитывая данную особенность, правовое регулирование оказания медицинской помощи призвано учитывать суверенитет личности в основополагающих принципах, сформулированных в ст. 30 Основ в виде прав пациента: необходимость добровольного информированного согласия гражданина на медицинское вмешательство, запрет эвтаназии, обеспечение сохранения медицинской тайны, предоставление пациенту права на выбор врача.

Указанные принципы, как видно из указанного, содержат в себе метод диспозитивного регулирования правоотношений по оказанию гражданам медицинской помощи, свойственные преимущественно отрасли гражданского права, что дало основание некоторым ученым-юристам отнести данные правоотношения к гражданско-правовому договору по оказанию услуг. Такую точку зрения поддерживают, например, А.Н. Савицкая, Г.А. Каликова, М.Н. Малеина.[11]

Особенностью правового регулирования общественных отношений, складывающихся по поводу оказания гражданам медицинской помощи является и их субъектный состав. Субъектами данного круга правоотношений выступают, с одной стороны, граждане, а с другой – медицинские учреждения государственной, муниципальной или частной систем здравоохранения, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой. При этом, законодательством Российской Федерации установлены жесткие условия предоставления



2019-12-29 247 Обсуждений (0)
Цель и задачи исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Цель и задачи исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (247)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)