Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Установление необходимых требований безопасности при выполнении военнослужащими обязанностей военной службы .



2019-12-29 247 Обсуждений (0)
Установление необходимых требований безопасности при выполнении военнослужащими обязанностей военной службы . 0.00 из 5.00 0 оценок




Кроме Устава внутренней службы, деятельность органов военного управления и их должностных лиц на данном этапе закреплена также приказами Министра обороны Российской Федерации 1998 года № 166 «Об основных направлениях поддержания правопорядка, воинской дисциплины, организации службы войск в Вооруженных Силах Российской Федерации», 1999 года № 280 «О гибели военнослужащих в результате нарушений требований безопасности и дополнительных мерах по созданию и обеспечению безопасных условий военной службы», директивой Генерального штаба ВС РФ 1998 года № ДГШ-31 «О мерах по улучшению организаторской работы командиров (начальников) в повседневной деятельности и боевой подготовке войск, обеспечении правопорядка и безопасности личного состава в Вооруженных Силах Российской Федерации».

Указанные нормативные акты рассматривают установление необходимых требований безопасности в качестве неотъемлемой части деятельности органов военного управления по сохранению и укреплению здоровья военнослужащих. К сожалению, в них не раскрывается понятие требований безопасности при выполнении военнослужащими обязанностей военной службы и сущность деятельности командиров (начальников) по установлению этих требований.

Поэтому, представляется необходимым провести анализ данных понятий с учетом действующих норм военного права, а также законодательства смежных отраслей права.

Под требованиями безопасности в области охраны труда (требованиями охраны труда) понимаются государственные нормативные требования, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также законах и иных нормативных актах субъектов Российской Федерации об охране труда, устанавливающими правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности[126].

Учитывая общие черты предмета правового регулирования в области охраны труда и обеспечения безопасности военнослужащих – сохранение жизни и здоровья граждан в процессе их профессиональной деятельности, представляется, что общие подходы к определению требований охраны труда могут быть применены и к определению требований безопасности при выполнении военнослужащими обязанностей военной службы.

Так, требования безопасности военной службы могут быть определены как нормативные акты, устанавливающие правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья военнослужащих в процессе выполнения ими обязанностей военной службы.

Сущность деятельности воинских должностных лиц по установлению требований безопасности также не раскрывается в нормах военного права. Данный термин в указанном контексте может иметь два значения: во-первых, утверждение, введение в действие; во-вторых, выяснение, обнаружение.[127] В первом значении данный термин указывает на нормотворческий характер указанной деятельности, во втором – указывает на известный этап правоприменительной деятельности органов военного управления, а именно, – нахождение правовой нормы, подлежащей применению в конкретной ситуации[128].

Таким образом, установление требований безопасности можно разделить, во-первых, на нахождение нормы, содержащей требования безопасности, подлежащей применению в конкретной ситуации и, во-вторых, на деятельность по введению в действие требований безопасности военной службы.

Обе указанные части имеют существенное значение для организации

охраны здоровья военнослужащих. Так, установление нормы права, содержащей требования безопасности является необходимым условием ее применения (организации ее исполнения). При этом, исполнению конкретной нормы права в ряде случаев должно предшествовать осуществление органами военного управления определенных организационных мероприятий, в том числе и путем введения в действие дополнительных правовых актов нормативного характера.

Общие вопросы деятельности органов военного управления по разработке и введению в действие нормативных правовых актов, достаточно глубоко рассмотрены в трудах военных ученых-юристов. Поэтому автор ограничится лишь рассмотрением осуществления такой деятельности на уровне воинских частей.

Возможность введения в действие дополнительных требований безопасности командирами (начальниками) воинских частей при производстве различного рода работ, выполнении иных обязанностей военной службы военнослужащими связана со следующим обстоятельством.

    В настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации действуют нормативные правовые акты различных (отраслевого, межотраслевого, ведомственного) уровней, содержащие в себе требования безопасности. Данные нормы регулируют вопросы обеспечения безопасности в общем виде, применительно к типовым ситуациям и не учитывают (и не могут учитывать) особенности жизнедеятельности в конкретной воинской части, подразделении. Поэтому, вопрос обеспечения безопасных условий военной службы должен решаться командиром на месте, с учетом действительной обстановки.

    Таким образом, обязанность установления командиром (начальником) требований безопасности означает, с одной стороны, определение конкретного нормативного правового акта, подлежащего применению в данном случае, и, с другой стороны, определение порядка исполнения содержащихся в данном акте предписаний с учетом конкретной обстановки. Последнее может быть выражено путем издания приказа (приказания) нормативного характера, регулирующего вопросы обеспечения безопасности военной службы в полку (соответствует полномочиям командира полка и начальника штаба полка), либо в виде индивидуального предписания конкретным исполнителям.

Представляется целесообразным предусмотреть обязательность разработки указанных инструкций и на случаи выполнения военнослужащими обязанностей военной службы, установив при этом четкие требования к форме и содержанию таких инструкций.

Инструкции по безопасному выполнению военнослужащими обязанностей военной службы должны разрабатываться в письменной форме на каждый вид их служебной деятельности.

Содержание инструкций должно включать в себе:

- информацию об опасных факторах военной службы, воздействующих на здоровье военнослужащих при выполнении конкретного вида служебной деятельности;

    - описание правил (методов) безопасного выполнения конкретного вида служебной деятельности;

- информацию о средствах индивидуальной и коллективной защиты,

лечебно-профилактическое и дополнительной питание, преимущества и льготы, положенные военнослужащим при выполнении конкретного вида служебной деятельности;

- информация о лицах, отвечающих за обеспечение безопасных условий при выполнении военнослужащими конкретного вида служебной деятельности и о порядке такого обеспечения.

          Установление строгих требований к предмету, форме и содержанию инструкций по безопасности выполнения военнослужащими конкретных видов служебной деятельности: позволит более качественно организовывать деятельность должностных лиц органов военного управления по созданию безопасных условий военной службы и обеспечить надлежащий контроль; послужит дополнительной гарантией реализации прав военнослужащих в области охраны здоровья (на информацию факторах, влияющих на здоровье; на обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты и др.).

    Наиболее существенными признаками деятельности органов военного управления являются единоначалие, централизация и строгая воинская дисциплина, которыми достигается высокий уровень управляемости воинских частей и подразделений, простота и эффективность принимаемых решений, ответственность конкретных исполнителей за реализацию этих решений. На этом фоне неопределенность уставных положений об установлен требований безопасности может повлечь за собой неполноту, низкую эффективность устанавливаемых командирами (начальниками) требований безопасности при отсутствии у последних необходимых знаний и навыков в данной сфере.

Между тем, в смежной области деятельности органов военного управления – области охраны труда лиц гражданского персонала накоплен положительный опыт решения вопроса об установлении требований охраны труда. Так, в соответствии со ст. 3 Руководства по организации работы по охране труда в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях Министерства обороны Российской Федерации[129] инструкции по охране труда в воинской части разрабатываются на основе действующих государственных требований охраны труда. При этом, начальник предприятия утверждает перечень профессий и видов работ, на которые разрабатываются инструкции по охране труда; главный инженер утверждает перечень нормативных актов, по охране труда, действующих на предприятии и инструкции по охраны труда на отдельные виды работ (применительно к структуре воинской части, круг должностных лиц, которым предоставляется право устанавливать требования безопасности для лиц гражданского персонала ограничивается командиром воинской части и его заместителем) (ст. ст. 14, 15 Руководства). Разработка же инструкций по безопасности труда осуществляется с обязательным привлечением службы (отдела, бюро, инженера) по охране труда, специалистов отделов и служб.

Четкое ограничение круга воинских должностных лиц воинской части, которым предоставляется право устанавливать требования безопасности при выполнении военнослужащими обязанностей военной службы с обеспечением централизованного порядка их разработки позволит достичь необходимой полноты, качества и единообразия подходов к сохранению жизни и здоровья военнослужащих, а также обеспечить комплексное регулирование вопросов материального обеспечения такой деятельности.

На командира воинской части целесообразно было бы возложить утверждение перечня видов работ, должностей, иных случаев исполнения военнослужащими обязанностей военной службы, для которых разрабатываются инструкции по безопасности.

На заместителей командира воинской части, в соответствии с кругом вопросов, подлежащих их компетенции желательно возложить:

1) руководство работой должностных лиц отделов и службы по разработке инструкций по мерам безопасности на конкретные виды служебной деятельности военнослужащих;

2) утверждение инструкций по мерам безопасности на конкретные виды служебной деятельности военнослужащих.

Инструкции по мерам безопасности должны разрабатываться в развитие установленных государственных и ведомственных требований безопасности. При этом, в случае отсутствия ведомственных требований безопасности производства военнослужащими конкретных видов работ (исполнения иных обязанностей военной службы), представляется необходимым предоставить право органам военного управления применять государственные требования охраны труда для смежных отраслей деятельности.

 



2019-12-29 247 Обсуждений (0)
Установление необходимых требований безопасности при выполнении военнослужащими обязанностей военной службы . 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Установление необходимых требований безопасности при выполнении военнослужащими обязанностей военной службы .

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (247)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)