Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Контроль за выполнением требований безопасности.



2019-12-29 271 Обсуждений (0)
Контроль за выполнением требований безопасности. 0.00 из 5.00 0 оценок




    В юридической литературе контроль и надзор рассматриваются в качестве специальных юридических средств, способов обеспечения законности.[137] Контроль характеризуется как общественное явление, как деятельность со своими целям, задачами и особенностями организации.[138] При этом надзор в юридической литературе рассматривается как разновидность контроля.[139] Контроль и надзор с правовой точки зрения разграничивают по субъектам, объему, целям, задачам и методам.[140] Контроль и надзор за реализацией правовых норм об охране здоровья военнослужащих следует рассматривать в качестве составной части мероприятий по обеспечению права военнослужащих на благоприятные (безопасные) условия военной службы. Указанные виды деятельности при этом являются самостоятельной мерой, которая способна оказывать существенное влияние на состояние безопасности военной службы.

    Субъекты деятельности по осуществлению контроля[141] за обеспечением охраны здоровья военнослужащих не обозначены так определенно, как, например, по контролю в сфере охраны труда работников. В последнем случае данный вопрос занимает неотъемлемую часть законодательных актов  Российской Федерации об охране труда.[142] В сфере охраны здоровья военнослужащих специальный федеральный закон, регулирующий вопросы обеспечения безопасности военной службы не принят, а круг субъектов контрольной деятельности в данной сфере определяется большим количеством нормативных правовых актах, затрагивающих ее отдельные аспекты.

    Так, Уставом внутренней службы ВС РФ обязанности контроля за обеспечением безопасности военной службы возлагаются на всех командиров (начальников), в соответствии с их полномочиями (ст. ст. 77, 79, 91, 108 и другие). Как следует из приведенных норм, круг субъектов, на которых распространяется контроль в области охраны здоровья военнослужащих, обширен.

Возникает вопрос о круге подконтрольных субъектов в сфере обеспечения охраны здоровья военнослужащих. Как было отмечено, контроль за реализацией правовых норм об охране здоровья военнослужащих направлен на осуществление этими лицами права военнослужащих на безопасные (благоприятные) условия военной службы. Представляется, что указанным критерием следует считать наличие у должностного лица полномочий по осуществлению данного права. Учитывая, что, как ранее указывалось, такая обязанность возложена на командиров (начальников), их и нужно относить к рассматриваемой категории субъектов.

    Деятельность должностных лиц учеными-юристами рассматривается в качестве объекта контрольных отношений. [143] Установлено, что командиры (начальники) располагают полномочиями по охране здоровья военнослужащих. Данными полномочиями они наделены в целях реализации правовых норм об охране здоровья военнослужащих. Указанные полномочия находят свое выражение в деятельности должностных лиц органов военного управления по реализации правовых норм об охране здоровья военнослужащих.

    Следовательно, объектом контроля за реализацией правовых норм об охране здоровья военнослужащих является деятельность командиров (начальников) по реализации правовых норм об охране здоровья военнослужащих.

Объект такого контроля может быть различным по содержанию, так как роль конкретных командиров (начальников) в обеспечении благоприятных (безопасных) условий военной службы обусловлена возложенными на них для этого полномочиями.

Для того, чтобы точно установить объект контроля в области охраны здоровья военнослужащих, необходимо определить характер полномочий указанных субъектов. По своему характеру эти полномочия могут быть классифицированы на общие и специальные. Общие полномочия возложены на относительно широкий круг должностных лиц органов военного управления, являющихся прямыми начальниками данных военнослужащих. Указанные должностные лица, являясь единоначальниками, несут всю полноту ответственности за состоянии безопасности военной службы, в том числе и за сохранение здоровья военнослужащих. Многие из них предусмотрены нормами Устава внутренней службы, приказов и директив Министра обороны РФ. К числу таких обязанностей можно отнести, в частности, обязанность по обеспечению здоровых безопасных условий военной службы, безопасности при эксплуатации зданий и сооружений Вооруженных Сил Российской Федерации, вооружения, военной и другой техники, по предоставлению военнослужащим средств защиты.

Специальные полномочия по охране здоровья военнослужащих налагаются на тех должностных лиц органов военного управления, которые отвечают за безопасность военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы в обстановке повышенной опасности.

    Как было установлено, объем полномочий должностных лиц органов военного управления по охране здоровья может быть различным. Кроме того может быть различной степень детализации требований, предъявляемых к деятельности по охране здоровья военнослужащих указанных должностных лиц. Результаты проведенного анализа целесообразно учитывать при подготовке, планировании и осуществлении контроля за реализацией правовых норм об охране здоровья военнослужащих. При планировании мероприятий по контролю в первоочередном порядке следует предусматривать осуществление контроля за деятельностью тех должностных лиц, которые имеют наибольший объем полномочий по реализации правовых норм об охране здоровья военнослужащих, оказывают наибольшее влияние на обеспечение безопасности военной службы, а так же тех из них, деятельность которых в централизованном порядке урегулирована недостаточно полно и детально. При осуществлении контроля за деятельностью последних следует уделять большее внимание контролю за выполнением ими требований инструкций по безопасности, приказов и распоряжений командира (начальника) органа военного управления. Результаты их деятельности должны оцениваться с учетом требований, содержащихся в таких актах.

 

Для определения цели контроля в юридической литературе используются различные подходы. А.А. Кармолицкий, например, различает различные цели контроля, в зависимости от его этапов: предупреждение правонарушений - для предварительного контроля; выяснение состоянии законности и дисциплины, вынесение оценки правильности совершаемых действий – для текущего контроля; проверка реального исполнения соответствующих решений, предписаний контролирующих органов – для последующего контроля. При этом, определяя сущность и назначение контроля, он включает в них, в частности, принятие мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины.[144] Представляется, что именно предотвращение и устранение нарушений законности и необходимо считать конечной целью контроля, так как остальные цели из вышеназванных носят по отношению к последней предварительный, промежуточный характер.

Именно такого мнения придерживается, например Д.М. Овсянко, определяя целью контроля устранение отклонений процесса функционирования объекта от заданных параметров.[145] А.В. Стремоухов, рассматривая вопрос о контроле за осуществлением прав человека, определял в качестве его цели устранение нарушений прав человека при выявлении такового. [146]

 В виду сказанного, представляется необходимым согласиться с мнением С.В. Корнишина, относящего к целям контроля устранение нарушения права и его восстановление в случае нарушения, а также предупреждение правонарушений.[147]

    Ранее отмечалось, что контроль за реализацией правовых норм об охране здоровья военнослужащих осуществляется рядом правоуполномоченных органов. Целесообразно установить круг органов, осуществляющих такой контроль.

При этом, необходимо отметить, что в сфере охраны здоровья военнослужащих, как и в других сферах жизнедеятельности Вооруженных Сил роль общественных объединений весьма невелика.

Законодательство Российской Федерации не сдержит запрета, ограничивающего право военнослужащих на объединение в профессиональные союзы. Более того, п.2 ст. 9 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусматривает, что создание и деятельность профессиональных союзов военнослужащих определяется федеральным законом. В настоящее время указанный закон не принят, а, следовательно, отсутствует и правовая основа для наделения данных профессиональных союзов какими-либо контрольными полномочиями. Автор не считает возможным останавливаться на исследовании данного вопроса, будучи ограниченным объемом настоящей работы. Вместе с тем, представляется, что вопрос о возможности возложения тех или иных полномочий на профессиональные союзы военнослужащих имеет большое значение и нуждается в специальном исследовании.

Наиболее старой, исторически сложившейся формой общественного объединения военнослужащих в Вооруженных Силах являются офицерские собрания. Функционирование указанных собраний регулируется Положением «Об офицерских собраниях в Вооруженных Силах Российской Федерации».[148] В соответствии со ст. 1 Положения, офицерское собрание является постоянно действующей самодеятельной организацией офицерского состава.        

Задачами, стоящими перед офицерским собранием, являются: воспитание офицеров в духе преданности России и ее народу, безупречного исполнения воинского долга, высокой ответственности за постоянную готовность к защите Отечества; формирование в офицерском коллективе взаимоотношений, основанных на соблюдении воинской чести и достоинства, возрождение лучших традиций российских офицеров, воспитание высоких нравственных качеств; обеспечение защищенности офицеров от грубости, произвола и социальной несправедливости; рассмотрение и решение материально-бытовых вопросов и организации культурного досуга офицеров и членов их семей (ст. 9 Положения). Таким образом, основное направление деятельности офицерского собрания – воспитание офицерского состава.

В соответствии со стоящими перед офицерским собранием задачами, оно наделяется полномочиями, предназначенными для обеспечения выполнения указанных задач. Таковыми являются:

- обсуждение на офицерском собрании общих вопросов о направлениях и методах воспитательного воздействия; рассмотрение конкретных случаев конфликтов между офицерами, нарушения ими этических и нравственных норм, а также вопросы оказания материальной помощи офицеров из средств офицерского собрания (ст. 11 Положения);

- применение мер общественного воздействия к офицерам, совершившим нарушение офицерской этики и чести офицера;

- участие в решении жилищно-бытовых, культурно-досуговых вопросов, внесение предложений по ним.

    Разумеется, что при осуществлении возложенных на него полномочий офицерское собрание в некоторых случаях выполняет ряд функций, имеющих много общего со стадиями контрольной деятельности (проверки исполнения и реагирования на правонарушения). Так, обсуждение общих вопросов воспитания военнослужащих, рассмотрение конфликтов между офицерами невозможно без предварительного ознакомления с действительным состоянием дел, в том числе и в части соответствия деятельности должностных лиц правовым нормам, что соответствует этапу проверки исполнения. Применение мер общественного воздействия, либо внесение предложений командиру воинской части об улучшении определенного круга вопросов жизнедеятельности воинской части может основываться на выявленных правонарушениях, являясь, таким образом, реакцией на них офицерского собрания. Однако, в целом, полномочия офицерского собрания не сравнимы с объемом полномочий профессиональных союзов.       

      

Государственный контроль в Вооруженных Силах осуществляется органами и должностными лицами государственной власти с учетом принципов разграничения компетенций между ними.

    В соответствии с п.6 ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих», контроль за исполнением данного закона осуществляется органами государственной власти, правоохранительными органами и органами военного управления.

Юридическая литература рассматривает контроль прежде всего в качестве одной из функций управления.[149] Вместе с этим, признается, что контрольными полномочиями располагают не только органы, осуществляющие такое управление (органы исполнительной власти). Некоторые контрольные функции выполняют органы законодательной власти и суд.[150]

Следовательно, указанные в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» органы государственной власти гарантируют военнослужащим право на охрану здоровья, в том числе и путем осуществления контроля за реализацией правовых норм об охране здоровья. Вместе с этим, в названном Законе отсутствует указание на то, какие органы государственной власти могут осуществлять такой контроль.

    В соответствии со ст. 80 Конституции Российской Федерации Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Он имеет возможность оказывать решающее влияние на состоянии охраны здоровья военнослужащих, реализацию их права на безопасные (благоприятные) условия военной службы, в том числе и путем осуществления президентского контроля в области охраны здоровья военнослужащих.

    Большое значение имеет осуществление надзора Прокуратурой РФ, которая, согласно ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре», осуществляет свой надзор, в том числе и за реализацией прав человека и гражданина, в том числе и права военнослужащих на охрану здоровья. Особое значение прокурорского надзора для охраны от нарушений прав военнослужащих Вооруженных Сил РФ обоснованно подчеркивается в трудах видных ученых-юристов.[151]

    В соответствии со ст. 114 Конституции Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, осуществляющее исполнительную власть в Российской Федерации, обязано принимать меры по обеспечению законности и прав граждан. В реализации данной функции Правительства РФ участвует значительное число органов исполнительной власти и их должностные лица.

В нее входят также и военные органы, осуществляющие исполнительную власть в Вооруженных Силах.[152]

    Таким образом, к органам государственной власти, осуществляющим контроль за реализацией прав и свобод военнослужащих относятся все ветви такой власти. При этом, органы военного управления относятся к органам исполнительной власти.

    Необходимо отметить, что среди органов государственной власти, осуществляющих контроль в сфере реализации права военнослужащих на охрану здоровья наибольшие возможности имеются у органов исполнительной власти. Данное заключение основывается на следующем.

Органы исполнительной власти организованы на принципах соподчиненности и централизации. Это позволяет им эффективно и с достаточной оперативностью влиять на состояние охраны здоровья военнослужащих. Участие органов исполнительной власти в осуществлении контроля в области охраны здоровья военнослужащих, с учетом их со подчиненности, позволяет им самим, без вмешательства органов других ветвей власти наиболее оперативно устранять нарушения в области охраны здоровья военнослужащих, допущенные подконтрольными органами исполнительной власти. При отсутствии у нижестоящего органа исполнительной власти возможности добиться устранения выявленного в ходе осуществления контроля нарушения, для этого может быть задействован потенциал вышестоящих органов исполнительной власти. Вышестоящие органы исполнительной власти могут своевременно устранят ошибки в деятельности подчиненных, что повышает качество и эффективность осуществляемого ими контроля за реализацией правовых норм об охране здоровья военнослужащих.

В тоже время, как указывает С.В. Корнишин, необходимо учитывать, что контроль со стороны органов исполнительной власти осуществляется за деятельностью субъектов, также входящих в систему органов исполнительной власти. В связи с этим, не исключено проявление при осуществлении контроля узковедомственных интересов в ущерб объективности контроля.[153]

    Все субъекты, осуществляющие контроль за реализацией права военнослужащих на охрану здоровья, различаются между собой по ряду признаков. В качестве критерия такого различия можно назвать место, которое занимает контроль за реализацией указанных норм в их деятельности, степень влияния осуществляемого ими контроля на состояние охраны здоровья, а оперативность реагирования на нарушения, выявленные при осуществлении контроля. При этом, наиболее значимым признаком представляется оперативность реагирования на нарушения требований нормативных правовых актов о сохранении здоровья военнослужащих. От своевременного принятия необходимых мер по устранению нарушений, выявленных при осуществлении контроля за реализацией правовых норм об охране здоровья военнослужащих нередко зависит возможность сохранения жизни и здоровья военнослужащих. Поэтому оперативность реагирования на указанные нарушения является важной чертой в характеристике контроля за исполнением правовых норм об охране здоровья военнослужащих. Одним из условий оперативного реагирования является наличие минимального количества опосредующих звеньев между субъектом контроля и подконтрольным органом.

Таким образом, значение контроля, осуществляемого теми или иными субъектами в области охраны здоровья военнослужащих для реализации права военнослужащих на охрану здоровья неодинаково и определяется указанными признаками.

Предназначение и особенности жизнедеятельности Вооруженных Сил повышают значение контроля за реализацией правовых норм об охране здоровья военнослужащих со стороны органов военного управления, входящих в состав Вооруженных Сил и структурно связанных с ними. Контроль со стороны этих органов обеспечивает максимально оперативное выявление нарушений и реагирование на них.

Контроль, осуществляемый данными органами по отношению субъектов контроля к подконтрольным субъектам относится к внутриведомственному. Внутриведомственный контроль за реализацией правовых норм об охране здоровья военнослужащих является частью общего внутриведомственного контроля.

С учетом изложенного целесообразно проанализировать в данном исследовании деятельность по контролю за реализацией правовых норм об охране здоровья военнослужащих тех субъектов, значение которой для обеспечения права военнослужащих на охрану здоровья представляется наиболее значительным, а именно деятельность по контролю со стороны органов военного управления, осуществляющих исполнительную власть в Вооруженных Силах.

    В Вооруженных Силах деятельностью по контролю за реализацией правовых норм об охране здоровья военнослужащих руководят начальники органов военного управления, командиры воинских частей, начальники учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны. Контроль за реализацией указанных норм они осуществляют как лично, так и через подчиненные им органы военного управления и должностных лиц.

           Органами управления, специально предназначенными для обеспечения безопасности военной службы в Вооруженных Силах являются органы службы войск и безопасности военной службы. Эти органы представляют собой систему, организованную применительно к структуре органов военного управления и входящих в их состав. Так, в составе Генерального штаба ВС РФ организовано Управление службы войск и безопасности военной службы, в составе органа управления вида Вооруженных Сил (родов войск, военных округов, флотов, главных и центральных управлений Министерства обороны) – направления службы войск и безопасности военной службы (отделы службы войск и безопасности военной службы); в армиях и дивизиях – отделения службы войск и безопасности военной службы; в воинских частях - старший помощник начальника штаба по службе войск и безопасности военной службы; в военно-образовательных учреждениях – помощник начальника вуза по службе войск и безопасности военной службы – начальник строевого отдела.       

    На органы службы войск и безопасности военной службы возлагается комплекс задач, которые можно разделить на два основных направления:

1. Проведение в повседневную жизнь решений командира (начальника) по организации службы войск и руководству ею. При этом под службой войск понимается совокупность постоянно проводимых командованием в войсках и на кораблях специальных мероприятий, направленных на обеспечение крепкой воинской дисциплины, уставного порядка и организованности среди воинских частей и подразделений [154] . Содержание службы войск составляет внутренняя, гарнизонная и караульная служба.

Планирование и организация выполнения мер по предупреждению гибели и травматизма военнослужащих, происшествий и преступлений; обеспечение контроля за проведением в жизнь решений командира (начальника) по обеспечению безопасности военной службы в повседневной деятельности войск. При этом обеспечением безопасности военной службы признается целенаправленная деятельность органов военного управления и воинских должностных лиц по выполнению требований законодательства Российской Федерации, общевоинских уставов Вооруженных Сил, приказов   Министра обороны, направленных на сохранение жизни и здоровья военнослужащих, а также анализ, прогнозирование и устранение факторов, являющихся причиной гибели и травматизма личного состава при исполнении обязанностей военной службы.

Таким образом, органы службы войск и безопасности военной службы, с одной стороны, непосредственно участвуют в организации службы войск и отвечают за ее эффективность, а с другой – участвуют в обеспечении безопасности военной службы и контролируют соответствие этой деятельности войск требованиям безопасности для жизни и здоровья военнослужащих. Между тем, необходимо отметить, что указанные направления деятельности хотя и взаимосвязаны между собой, тем не менее содержат некоторые объективные противоречия.

Так, выполнение войсками мероприятий внутренней, гарнизонной и караульной службы призвано обеспечивать высокую боевую готовность, строгую воинскую дисциплину, эффективность и оперативность управления войсками, сохранность и готовность к боевому применению военных объектов, вооружения и военной техники. При этом, одними из основных направлений повышения эффективности данной деятельности объективно является, с одной стороны, сокращение привлекаемых к выполнению задач сил и средств, времени на их выполнение, а с другой – при неизменности привлекаемых сил, средств, времени – обеспечение более качественного их выполнения. Требования же безопасности жизни и здоровья военнослужащих объективно выступают в роли ограничений в деятельности войск, требуя для решения поставленных задач больших сил, средств и времени для их выполнения.

Учитывая наличие объективных противоречий между указанными видами деятельности органов службы войск и безопасности военной службы представляется необходимым разделить их структуру на две независимые друг от друга части – органы, обеспечивающие службу войск и органы, предназначенные для обеспечения безопасности военной службы. На последние целесообразно  возложить функцию организации, планирования и контроля за деятельностью органов военного управления по обеспечению безопасности военной службы.

Необходимо отметить, что в Вооруженных Силах РФ в области обеспечения безопасности граждан действуют две структуры, чьи цели и задачи во многом схожи: служба войск и безопасности военной службы (далее – СВиБВС) и служба охраны труда (далее – СОТ), подчиненные в специальном отношении Управлению службы войск и безопасности военной службы ГШ РФ и Управлению труда и заработной платы гражданского персонала ВС РФ соответственно.

Труд гражданского персонала и военно-служебная деятельность военнослужащих, как правило, тесно соприкасаются между собой по времени, месту, особенностям выполнения возложенных на них обязанностей, поэтому как на военнослужащих, так и на лиц гражданского персонала могут воздействовать одни и те ж неблагоприятные для здоровья факторы военной службы. Правовое регулирование обеспечения безопасности указанных лиц, применяемые организационные и технические способы такого обеспечения при этом, как было ранее установлено, в значительном числе случаев совпадают.

Таким образом, деятельность органов военного управления и воинских должностных лиц по обеспечению безопасных условий труда лиц гражданского персонала и безопасности военной службы имеют общий предмет и, во многих случаях, единую нормативно-правовую базу. 

Учитывая сказанное, очевидно, что существование в составе Вооруженных Сил Российской Федерации двух органов, выполняющих схожие функции, частично дублирующие друг друга, нерационально. Более оправданным было бы объединение выделенных из структуры органов службы войск и безопасности военной службы органов, предназначенных для обеспечения безопасности военной службы со службой охраны труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в единую структуру, действующую как в интересах обеспечения безопасности военнослужащих, так и лиц гражданского персонала.

Данные меры позволили бы:

- избежать непродуктивного дублирования в деятельности органов службы войск и безопасности военной службы и службы охраны труда;

- в большей мере обеспечить единство средств и методов обеспечения безопасности военной службы и охраны труда;

- упростить руководство деятельностью войск по обеспечению службы войск и безопасности военной службы;

- обеспечить эффективный, независимый от иных показателей деятельности войск внутриведомственный контроль за обеспечением безопасности военной службы;

- активнее использовать для целей обеспечения безопасности военной службы накопленный службой охраны труда Вооруженных Сил Российской Федерации положительный опыт по обеспечению условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Контроль за выполнением органами военного управления и воинскими должностными лицами и военнослужащими требований безопасности является важнейшей частью военного управления в указанной области, обеспечивающей законность, целесообразность и эффективность принимаемых мер по предупреждению причинения вреда жизни и здоровью военнослужащих.

Обеспечение безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации является, в соответствии с их компетенцией, обязанностью всех органов военного управления и воинских должностных лиц. На них же возлагается обязанность осуществления контроля за полнотой и качеством мер, принимаемых нижестоящими органами и лицами в этой области.

 

Необходимо отметить, что контроль командиров за выполнением требований безопасности имеет определенную специфику, обусловленную предметом такого контроля. Обеспечение безопасности военной службы тесно связано с состоянием целого ряда факторов военной службы, определяется ими, и, в известном смысле, им противостоит. Данные факторы, в свою очередь, являются следствием сложных процессов, установить и оценить которые подчас не возможно без предварительной специальной подготовки.

В связи с этим, в состав органов военного управления входят специальные службы, обеспечивающие организацию сохранения жизни и здоровья военнослужащих, оказывающих помощь командирам в их исполнительно-распорядительной деятельности. Помимо такой помощи, указанные специальные службы вправе самостоятельно осуществлять контроль за обеспечением безопасности военной службы в объеме своих полномочий. Такой контроль со стороны специальных служб получил название внутриведомственного надзора.[155]

    В Вооруженных Силах внутриведомственный специализированный надзор за безопасным ведением работ в промышленности, за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок и государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства органами военного управления осуществляют специально уполномоченные на то органы военного управления. Указанные органы военного управления включены в состав Вооруженных Сил, структурно связаны с ними и осуществляют надзор за деятельностью органов военного управления, их должностных лиц, также входящих в структуру Вооруженных Сил. Поэтому надзор, осуществляемый указанными органами военного управления по отношению субъектов надзора к поднадзорным органам является внутриведомственным.

Правовое положение органов военного управления, осуществляющих надзорную деятельность в Вооруженных Силах отличается некоторыми особенностями. Следует отметить, что надзорная функция для них, как правило, не является единственной, они составляют организационно обособленную от

соответствующих органов надведомственного надзора единую систему органов внутриведомственного надзора, имеют собственную сферу надзорной деятельности, при осуществлении которой обязаны руководствоваться приказами и директивами Министра обороны и его заместителей наряду с требованиями других правовых актов.[156]    

Наличие структурной связи указанных органов с Вооруженными Силами, позволяет им осуществлять надзорную деятельность в процессе жизнедеятельности Вооруженных Сил, что обеспечивает большую степень оперативности из реагирования на нарушения норм права поднадзорными должностными лицами органов военного управления.

Органы военного управления, осуществляющие надзорную деятельность в Вооруженных Силах по своим непосредственным задачам предназначены не только для осуществления надзора за соблюдением законодательства по охране здоровья военнослужащих. Так, в число основных задач Инспекции государственного технического надзора Вооруженных Сил Российской Федерации, в соответствии со ст. 9 Положения о ней, входит осуществление государственного надзора за соблюдением военными организациями требований безопасности, а также контроль за выполнением противоаварийных мероприятий. Инспекция, в соответствии с возложенными на нее задачами, осуществляет проверки органов военного управления по соблюдению требований нормативных актов, регламентирующих вопросы технической безопасности при устройстве и эксплуатации объектов надзора (ст. 10 Положения об инспекции).

Из указанного можно заключить, что органы гостехнадзора осуществляют надзор не только за безопасной эксплуатацией для жизни и здоровья военнослужащих, других граждан соответствующих объектов, но и за сохранением последних в исправном, готовом к применению состоянии (путем осуществления противоаварийных мероприятий). Учитывая, что объекты гостехнадзора представляют собой определенный имущественный комплекс, то деятельность органов военного управления, осуществляющих такой надзор, направлена также и на охрану имущественных интересов государства в лице его Вооруженных Сил.          

 В соответствии со ст. 3 Положения «Об энергонадзоре в Вооруженных Силах Российской Федерации», в число основных задач энергонадзора входит осуществление надзора за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасную эксплуатацию электроустановок, а также проверка правильности допуска личного состава к их эксплуатации. При этом, решение указанных задач способствует обеспечению безопасности исполнения военнослужащими обязанностей военной службы. Так, согласно ст. 33 Положения при проверке состояния эксплуатации электроустановок органами энергонадзора проверяется, в частности, соблюдение правил техники безопасности, которые являются важной частью охраны здоровья военнослужащих. При осуществлении надзора за соблюдением правил техники безопасности органами энергонадзора проверяются такие стороны указанной деятельности, как организация производства работ в электроустановках, наличие средств защиты и пригодность их к применению, порядок проведения инструктажа личного состава, обслуживающего электроустановки, по правилам техники безопасности, знание личным составом правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок (ст.35 Положения).

Для осуществления поставленных перед органами энергонадзора задач, они наделяются необходимыми полномочиями. Так, согласно ст. 27 Положения, инспекторам по энергонадзору предоставляется право требовать от командира воинской части и немедленного запрещения эксплуатации электроустановки, если ее состояние опасно для жизни личного состава, а также отстранения от обслуживании электроустановок лиц, имеющих неудовлетворительные знания или не выполняющих правил эксплуатации электроустановок и правил техники безопасности при их эксплуатации.

Анализ приведенных им других норм Положения позволяет сделать вывод, что деятельность органов энергонадзора в Вооруженных Силах, в конечном итоге, направлена на обеспечение безопасных условий военной службы., указанные органы осуществляют надзор за реализацией права военнослужащих на охрану здоровья.

В соответствии со ст. 2 Положения о санитарно-эпидемиологическом надзоре в Вооруженных Силах Российской Федерации», санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах направлен на профилактику заболеваний личного состава, соблюдение требований нормативных правовых актов по охране здоровья личного состава.

Согласно ст. 3 Положения санэпиднадзор включает выявление и установление причин и условий возникновения профессиональных заболеваний личного состава. Предметом санэпиднадзора в Вооруженных Силах является выполнение органами военного управления гигиенических и противоэпидемических мероприятий, санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, в том числе и в процессе выполнения военнослужащими обязанностей военной службы (ст.7 Положения).

Должностным лицам, осуществляющим санэпиднадзор в Вооруженных Силах предоставляется право посещать и проводить обследования органов военного управления, условий службы военнослужащих, приостанавливать впредь до проведения необходимых мероприятий и устранения имеющихся нарушений норм и правил, а в случае невозможности их устранения – прекращать эксплуатацию сооружений, объектов, оборудования, а также выполнение отдельных видов работ. (ст. 8 Положения).

Анализ норм Положения показывает, что санитарно-эпидемиологический надзор способствует созданию благоприятных условий военной службы, а органы и должностные лица, осуществляющие санэпиднадзор в Вооруженных Силах выполняют обязанности по надзору за реализацией правовых норм об охране здоровья военнослужащих.

Помимо указанных органов внутриведомственного надзора в Вооруженных Силах действуют так же органы военного управления, располагающе полномочиями, которые также можно назвать полномочиями по надзору за выполнением требований безопасности. Данные органы также вносят существенный вклад в обеспечение реализации права военнослужащих на охрану здоровья. К таким органам можно отнести, например, службу радиационной, химической и бактериологической защиты в част выполняемых ею функций по обеспечению радиационной безопасности воинских частей, соединений и организаций Министерства обороны.

Резюмируя сказанное, можно констатировать, что органы специализированного внутриведомственного надзора имеют предметом своего надзора различные стороны деятельности должностных лиц органов военного управления, которая, в целом, направлена на сохранение жизни и здоровья военнослужащих. В виду этого, деятельность органов внутриведомственного надзора является одной из важных юридических гарантий реализации права военнослужащих на охрану здоровья.

Осуществление надзорной деятельности уполномоченными органами военного управления может потребовать от них принятия необходимых мер по результатам надзора



2019-12-29 271 Обсуждений (0)
Контроль за выполнением требований безопасности. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Контроль за выполнением требований безопасности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (271)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)