Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Юридические гарантии обеспечения военнослужащих дополнительным питанием.



2019-12-29 216 Обсуждений (0)
Юридические гарантии обеспечения военнослужащих дополнительным питанием. 0.00 из 5.00 0 оценок




П.1 ст. 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих» устанавливает общее право военнослужащих на получение питания от государства, как одного из видов всестороннего обеспечения военнослужащих всем необходимым для исполнения ими обязанностей военной службы. Детальное правовое регулирование реализации этого права, в том числе и применительно к условиям прохождения военнослужащими военной службы предоставлено решению соответствующих федеральных органов исполнительной власти: Правительству РФ и Министерству обороны РФ.

    В настоящее время основным нормативным правовым актом, устанавливающим нормы, сроки и порядок продовольственного обеспечения военнослужащих, является Положение «О продовольственном обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время», утвержденное приказом Министра обороны от 16 октября 2000 г. № 400[113].

    Как следует из анализа норм основных пайков военнослужащих, в их состав входят основные и дополнительные продукты. Основными продуктами продовольственного пайка обеспечиваются все военнослужащие, относящиеся к той категории, которой они предназначены. Дополнительные продукты предназначены для более точного учета конкретных особенностей несения военной службы указанными категориями военнослужащих.

Так, дополнительными продуктами по общевойсковому пайку обеспечиваются, например, военнослужащие: проходящие военную службу по контракту и непосредственно обслуживающие летательные аппараты и обеспечивающие их полеты; проходящие военную службу в местности с тяжелыми климатическими условиями; военная служба которых связана с совершением прыжков с парашютом; работающим (несущим службу) в условиях воздействия на организм ионизирующих излучений и с топливом, содержащим ядовитые компоненты.

Необходимо отметить, что нормами продовольственных пайков военнослужащих учет условий военной службы обеспечивается не только нормами снабжения дополнительными продуктами, но и основными. Последние играют роль базиса, учитывающего наиболее общие особенности прохождения военной службы военнослужащими. Так, общевойсковой, летный, морской, подводный, лечебный пайки учитывают общие условия прохождения военной службы военнослужащих Сухопутных войск, Военно-Морского Флота, Военно-воздушных Сил, военнослужащих, находящихся на излечении или обследовании в военно-медицинских учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации.

Дополнительные к основным нормы продовольственных пайков призваны более гибко отражать повышенные потребности военнослужащих в большем объеме или лучших качествах продовольствия, обусловленные более тяжелыми или вредными условиями прохождения военной службы. Такими нормами предусматривается как выдача дополнительных к основным продуктов, так и замена части продуктов основного пайка другими, более соответствующими конкретным условиям военной службы.

Необходимо отметить, что ст. 111 Положения предусмотрено обеспечение военнослужащих, занятых на работах с особо вредными условиями труда бесплатным лечебно-профилактическим питанием по нормам и в порядке, предусмотренном в приложениях № 1 и 3 к Положению.

Основанием для обеспечения военнослужащих лечебно-профилактическим питанием является прохождение ими военной службы в условиях воздействия на их организм ионизирующих излучений или работа (прохождение службы) с топливом, содержащим ядовитые компоненты.[114]

Лечебно-профилактическое питание, выдаваемое военнослужащим и лицам гражданского персонала является средством нейтрализации или ослабления негативного воздействия на организм человека вредных факторов окружающей среды и, следовательно, носит компенсационный характер.

 Этому признаку соответствует не только собственно лечебно-профилактическое питание военнослужащих, выдаваемых в указанных двух случаях, но и обеспечение их дополнительными продуктами к основному пайку в иных случаях прохождения военной службы, связанных с воздействиям на организм человека и иных негативных факторов военной службы. Например, тяжелые или особо тяжелые климатические условия, воздействие на организм военнослужащего высокого или низкого давления (водолазы, аквалангисты), перегрузок (члены экипажей реактивных, турбореактивных и турбовинтовых самолетов), длительное отсутствие естественного света и нахождение в замкнутом пространстве (члены экипажей подводных лодок), необходимость выполнять обязанности военной службы со значительными энергетическими затратами (военнослужащие частей специального назначения и ВДВ) и т.п.

Указанные условия при отсутствии адекватного профилактического воздействия на организм военнослужащих, в том числе и особого питания, способны привести к значительному расстройству здоровья, потери военнослужащим трудоспособности.

Таким образом, можно отметить, что нормы обеспечения военнослужащих дополнительными продуктам, предусмотренные Положением о продовольственном обеспечении, по отношению к тяжелым и вредным условиям военной службы носят компенсационный, а по отношению к здоровью военнослужащих – профилактический характер.

Важным вопросом реализации права военнослужащих на профилактическое питание является установление юридических и фактических оснований, наличие которых порождает возникновение у конкретных военнослужащих права на получение лечебно-профилактического питания.

Юридическим основанием для возникновения у военнослужащего права на получения профилактического питания является момент начала военной службы.

Фактическим основанием для возникновения данного права, является действительное выполнение военнослужащим работ (несение военной службы) в условиях воздействия на организм неблагоприятных (опасных, вредных, тяжелых) факторов военной службы. При отсутствии такого основания, право на получение дополнительного питания у военнослужащих прекращается.

Так, подпунктом «к)» п. 2 примечания к Норме № 1 общевойскового пайка предусматривается ограничение на получение лечебно-профилактического питания военнослужащими при нахождении их в отпусках, служебных командировках и в других случаях (в выходные, праздничные, нерабочие дни и т.п., за исключением дней болезни с временной утратой трудоспособности, если заболевание по своему характеру является профессиональным и заболевший не госпитализирован), не связанных с работой (несением службы) в условиях воздействия на организм ионизирующих излучений и с топливом, содержащим ядовитые компоненты.

При этом, абз. 4 указывается, что военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, несущие службу в районах (населенных пунктов), подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на промышленных энергетических транспортных и опытно-промышленных ядерных реакторах, получают ЛПП постоянно (кроме времени нахождения в отпусках и командировках не в этих районах (населенных пунктах). Из смысла указанной нормы следует, что вредным фактором военной службы, нейтрализовать или ослабить который обязан орган военного управления признается такой фактор, который воздействует на организм военнослужащего во время исполнения им должностных обязанностей. Для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву такое время, как правило, совпадает со временем прохождения им военной службы (включая время отдыха на территории воинской части), а для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту – только со временем действительного исполнения ими служебных обязанностей.

Такой принцип определения факторов военной службы, негативно воздействующих на организм военнослужащих приводит к положению, при котором военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в связи со служебной необходимостью вынужденные проживать в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению лишаются права на дополнительное питание в случаях, когда вредное (опасное) воздействие факторов военной службы не закончено.

Таким образом, можно констатировать, что существующая в Вооруженных Силах система продовольственного обеспечения, в целом, учитывает гораздо более широкий круг опасных и вредных факторов среды жизнедеятельности, влияющих на военнослужащих в процессе военной службы, чем система лечебно-профилактического питания лиц гражданского персонала.

Между тем, необходимо отметить, что военное законодательство, регулирующее продовольственной обеспечение военнослужащих, в некоторых случаях выполнения последними обязанностей военной службы во вредных условиях, их обеспечение профилактическими продуктами ставит в зависимость от случайных, в условиях Вооруженных Сил, факторов.

Так, в соответствии с абз. 7 ст. 111 Положения «О продовольственном обеспечении…», военнослужащие, занятые на работах с вредными условиями труда, не относящимися к воздействию ионизирующих излучений и ядовитых компонентов топлива, лечебно-профилактическим питанием в дни фактического выполнения этих работ обеспечиваются за счет средств денежного фонда воинской части.

При этом, исчерпывающий перечень источников образования и пополнения указанного фонда, установленный Положением «О финансовом хозяйстве воинской части»,[115] ограничивает эти источники выручкой от сельскохозяйственной деятельности воинских частей, от экономии продуктов и от сдачи пищевых отходов.

Осуществление указанной деятельности возможно лишь при наличии на то природных, материальных, организационных условий, которыми располагают далеко не все воинские части. Более того, такая деятельность для воинских частей, в силу специфичности возложенных на них задач, не является обязательной.

Таким образом, военнослужащие, проходящие военную службу в местности, не позволяющей вести сельское хозяйство, не могут претендовать на получение лечебно-профилактического питания за выполнение работ во вредных условиях по причине отсутствия на то у воинской части денежных средств.

Сказанное позволяет заключить, что в данном случае военнослужащие, при выполнении ими работ такого же характера, как и лица гражданского персонала, оказываются ущемленными в удовлетворении своих законных интересов по сравнении с последними.

Представляется, что такое положение нельзя объяснить особенностями военной службы. Поэтому целесообразно было бы отменить данную норму с отнесением расходов на лечебно-профилактическое питание на соответствующие статьи федерального бюджета.[116]             

 



2019-12-29 216 Обсуждений (0)
Юридические гарантии обеспечения военнослужащих дополнительным питанием. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Юридические гарантии обеспечения военнослужащих дополнительным питанием.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (216)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)