Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Юридические гарантии права военнослужащих на информацию о факторах, влияющих на здоровье, на обучение безопасным методам исполнения обязанностей военной службы.



2019-12-29 225 Обсуждений (0)
Юридические гарантии права военнослужащих на информацию о факторах, влияющих на здоровье, на обучение безопасным методам исполнения обязанностей военной службы. 0.00 из 5.00 0 оценок




Частично данную проблему правового регулирования права военнослужащих на информацию о факторах военной службы, влияющих на их здоровье решают нормы Устава внутренней службы ВС РФ. Так, ст. 77 Устава установлены обязанности командиров устанавливать и своевременно доводить до подчиненных требования безопасности при работе с вооружением и военной техникой, при совершении марша, при проведении учений, боевых стрельб (пусков), полетов, походов кораблей, специальных занятий или работ, при несении караульной и внутренней (дежурной и вахтенной) служб. Установление и своевременное доведение до военнослужащих необходимых требований безопасности, обеспечение их выполнения в качестве одного из основных направлений деятельности командиров (начальников) по оздоровлению условий службы и быта признается и ст. 329 Устава внутренней службы ВС РФ.

Нетрудно заметить, что указанные нормы военного законодательства формулируют обязанности командиров (начальников) таким образом, что обеспечение права военнослужащих на информацию о факторах, влияющих на здоровье допускается лишь в той мере, на сколько это необходимо для выполнения самими военнослужащими требований безопасности. Таким образом, информация, обладание которой не обязательна для выполнения военнослужащими каких-либо правил, требований безопасности может и не предоставляться последним.

Между тем, требования безопасности могут быть адресованы и к командирам (начальникам) для обеспечения условий военной службы, благоприятных для здоровья их подчиненных, выполнение которых будет в таком случае являться реализацией соответствующего субъективного права военнослужащих.

Так, например, в соответствии с п. 1 приказа Министра обороны Российской Федерации 1997 г. № 167 «О порядке применения в Вооруженных Силах Российской Федерации Санитарных правил и норм «Электромагнитные излучения радиочастотного диапазона (ЭМИ РЧ)», органы военного управления обязаны организовать выполнение указанных Санитарных правил и норм. Для разработки и выполнения мероприятий по защите личного состава и населения от воздействия электромагнитных излучений в воинских частях назначаются ответственные должностные лица из числа инженерно-технического состава.

Принимая во внимание данное обстоятельство, очевидно, что предоставление военнослужащим полной, всесторонней информации о факторах, влияющих на здоровье в процессе военной службы, фактически должно включать в себя и сведения о таких факторах, безопасность от которых должна быть обеспечена деятельностью органов военного управления.

Указанная информация будет служить основой для защиты военнослужащими своего права на охрану здоровья в случае его нарушения, и, следовательно, гарантией для его реализации. Ограничение же обязанности командиров (начальников) по предоставлению такой информации военнослужащим фактически является ограничением конституционного права последних, права, ограничение которого федеральное законодательство не предусматривает.

На основании сказанного, целесообразно ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» дополнить нормой, предусматривающей данное право.[117]


    § 2. Правовой механизм реализации права военнослужащих на охрану здоровья.

Как установлено, теоретической основой реализации субъективного права граждан является рассматривание данного явления как процесса, включающего в себя совокупность действий управомоченных субъектов и всех обязанных лиц. Между тем, необходимо согласиться с В.Н. Протасовым о том, что в некоторых случаях нормы права предусматривают не только совершение определенных действий соответствующими лицами, но и правовое требование достижения какого-либо результата (объекта интереса). В таком случае без достижения указанного результата правовую реализацию состоявшейся признать нельзя.[118]

Так, нельзя считать право военнослужащих на охрану здоровья реализованным, если, не смотря на привлечение органами военного управления значительных сил и средств, организм конкретного военнослужащего, тем не менее, испытывает на себе воздействие опасных (вредных факторов) военной службы, что отражается на ухудшении его здоровья и снижении работоспособности.

Таким образом, реализация права военнослужащих на охрану здоровья может быть представлена в виде процесса совершения юридически значимых действий органами военного управления и военнослужащих с целью обеспечения последним условий военной службы, отвечающих требованиям безопасности. Систему указанных действий можно представить в качестве правового механизма реализации права военнослужащих на охрану здоровья.

Центральным элементом реализации субъективных прав военнослужащих является не юридическая возможность собственных действий, а возможность требовать соответственного поведения от командиров, поскольку без их положительных действий они во многих случаях не могут осуществить свое право. Лишь после совершения представителями командования каких-либо действий военнослужащие имеют возможность на определенное поведение.[119]

Аналогична роль командования и при реализации права военнослужащих на охрану здоровья - именно командование обязано обеспечить военнослужащим безопасные условия военной службы и быта.

Поэтому, представляется необходимым рассмотреть основные формы деятельности органов военного управления в сфере охраны здоровья военнослужащих.       

Основными формами реализации права военнослужащих на охрану здоровья является правоисполнительная и правоприменительная деятельность органов военного управления. В теории права правоисполнительная деятельность рассматривается в качестве одной из форм реализации правовых норм.[120] Ее содержанием является исполнение обязанностей, которое заключается в обязательном совершении активных действий, предписанных нормами права. В такой форме реализуются нормы, определяющие юридические обязанности субъектов. Особенность, характеризующая эту форму правореализации выражается в том, что субъекты должны, независимо от собственного желания, совершать активные действия, предусмотренные нормами права.

Под применением норм права понимается властная деятельность компетентных государственных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально-определенных лиц.[121] В реальной действительности без правоприменительной деятельности обеспечить полную реализацию правовых норм не всегда возможно. С учетом этого возникает необходимость в использовании применения права как особой формы его реализации. В сфере реализации права военнослужащих на охрану здоровья правоприменительная деятельность выступает необходи-

мым продолжением, дополнением правоисполнительной деятельности. В свою очередь, исполнение норм права может выступать необходимой предпосылкой деятельности по их применению. По объективным причинам правоисполнение и правоприменение тесно взаимосвязаны. Поэтому их целесообразно рассматривать также во взаимосвязи.

Ранее отмечалось, что предметом права военнослужащих на охрану здоровья является такое состояние среды их жизнедеятельности, которое отвечает условиям безопасности. При этом, безопасность достигается, во-первых, в форме создания определенного качества среды жизнедеятельности военнослужащих; во-вторых, в форме обеспечения военнослужащих средствами индивидуальной защиты, иной компенсации вредного (опасного) воздействия на их организм факторов военной службы; в-третьих, в форме предоставления военнослужащим информации о факторах военной службы, влияющих на их здоровье, имеющихся средствах и способах противодействия им, а также обучения военнослужащих безопасным методам выполнения обязанностей военной службы.

Вопросы создания среды жизнедеятельности военнослужащих необходимого качества в военном праве решаются, во-первых, в путем установления критериев такого качества, имеющих нормативный правовой характер; во-вторых, регламентацией порядка проведения мероприятий по созданию должных условий среды жизнедеятельности военнослужащих; в-третьих, распределением обязанностей между должностными лицами органов военного управления в названной сфере.

Два последних аспекта представляют собой комплекс организационно-правовых проблем, правовое регулирование которых должно играть роль юридических гарантий права военнослужащих на охрану здоровья организационного характера.

Автору представляется, что дальнейшее рассмотрение юридических гарантий права военнослужащих на охрану здоровья (организационного характера) необходимо производить с учетом их места в процессе реализации данного права. В качестве частного метода такого исследования будет использован метод условного деления процесса реализации на ряд этапов, которые взаимосвязаны между собой временем их осуществления.

Ряд этапов реализации права военнослужащих на охрану здоровья закреплены в содержании ст. 77 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, определяющей общие обязанности должностных лиц воинской части в сфере обеспечения безопасных условий военной службы. Таковыми являются:

- установление необходимых требований безопасности при выполнении военнослужащими обязанностей военной службы;

- создание и обеспечение безопасных условий служебной деятельности военнослужащих;

- своевременное доведение требований безопасности до военнослужащих, обучение военнослужащих безопасным методам выполнения обязанностей военной службы;

- осуществление контроля за выполнением военнослужащими установленных требований безопасности.

Представленная система этапов обеспечения безопасности военнослужащих при выполнении ими обязанностей военной службы, по мнению автора, нуждается в ряде уточнений.

Во-первых, содержание указанных в Уставе внутренней службы ВС РФ этапов деятельности должностных лиц органов военного управления зависит от наличия и уровня реальных опасных (вредных) факторов военной службы в конкретной обстановке.

Действительное состояние таких факторов является юридическим фактом, при наличии которого у субъектов правоотношений, складывающихся по поводу охраны здоровья военнослужащих возникают соответствующие права и юридические обязанности. Данный юридический факт порождает у военнослужащих право на защиту от опасных (вредных) факторов, а у органов военного управления – обязанность предпринять меры к такой защите.

Следовательно, установление наличия и уровня опасных (вредных) для жизни и здоровья военнослужащих факторов военной службы должно рассматриваться в качестве первого этапа деятельности органов военного управления по охране здоровья военнослужащих.

Во-вторых, сведения о факторах военной службы, влияющих на здоровье военнослужащих, как было рассмотрено в предыдущем параграфе, являются важным средством по формированию собственного безопасного поведения военнослужащих, наряду с целенаправленным обучением безопасным методам исполнения ими обязанностей военной службы, а также могут служить основой для защиты ими своих прав в области охраны здоровья.

    Следовательно, этап доведения до военнослужащих информации о требованиях безопасности, обучения их безопасным методам исполнения обязанностей военной службы должен включать в себя и предоставление военнослужащим информации о факторах военной службы, влияющих на их здоровье.

    В-третьих, контроль должностных лиц органов военного управления, как форма обеспечения законности в сфере охраны здоровья военнослужащих, своим предметом имеет не только деятельность военнослужащих по соблюдению требований безопасности, но также и деятельность остальных субъектов правоотношений в данной сфере (должностных лиц, обязанных обеспечить необходимые условия безопасности для жизни и здоровья военнослужащих). Поэтому последним этапом деятельности органов военного управления по охране здоровья военнослужащих целесообразнее было бы считать осуществление контроля за выполнением требований безопасности в целом как военнослужащими, так и их начальниками.

    Таким образом, процесс реализации права военнослужащих на охрану здоровья можно условно разделить на следующие этапы:

1) установление наличия и уровня реальных опасных (вредных) для жизни и здоровья военнослужащих факторов военной службы;

    2) установление необходимых требований безопасности при выполнении военнослужащими обязанностей военной службы;

3) создание и обеспечение безопасных условий служебной деятельности военнослужащих;

4) своевременное доведение требований безопасности до военнослужащих, достоверной информации о факторах, влияющих на их здоровье, обучение военнослужащих безопасным методам выполнения обязанностей военной службы.

5) осуществление контроля за выполнением требований безопасности.

Рассмотрим деятельность органов военного управления на указанных этапах подробнее.

 

Установление наличия и уровня реальных опасных (вредных) для жизни и здоровья военнослужащих факторов военной службы.

Необходимо отметить, что достоверная, своевременная информация о факторах военной службы, влияющих на здоровье военнослужащих является в известном смысле продуктом целевой деятельности определенного круга должностных лиц органов военного управления.

В зависимости от существа таких факторов, информация о них может быть получена путем осмотра места предстоящей служебной деятельности военнослужащих (например, движущиеся детали механизмов, агрегатов станочного и другого оборудования, высота и т.п.), либо с применением специальных методик инструментального измерения и лабораторного анализа ( шум, вибрация, электромагнитное излучение, атмосферный воздух и воздух в жилых и служебных помещениях, освещенность места выполнения служебных обязанностей, питьевая вода и т.п.).

Для того, чтобы указанная информация отвечала требованию достоверности, необходима оценка названных факторов с точки зрения их соответствия требованиям безопасности (безвредности). Данные требования, как ранее указывалось, часто устанавливаются специальными нормативными правовыми актами в форме предельно минимальных, максимальных, предельно допустимых уровней воздействия на организм человека факторов окружающей среды и выражаются в общепринятых в науке относительных или абсолютных величинах. Оценке таких факторов военной службы на предмет их соответствия безопасности (безвредности) должно предшествовать измерение их фактических параметров, проведение лабораторных анализов, что во многих случаях не возможно без применения сложных измерительных приборов, с привлечением соответствующих специалистов.

Учитывая особое место такой информации в организации охраны здоровья военнослужащих, представляется необходимым создание единой комплексной системы сбора сведений о факторах военной службы, влияющих на здоровье военнослужащих с обязательным документированием полученных данных.

Необходимо заметить, что полученный результат осмотров, измерений, лабораторных анализов не всегда может быть доступен восприятию военнослужащих, не имеющих достаточной подготовки в той или иной узкой сфере науки, к которой часто относится проведенная работа специалиста. Следовательно, необходимым элементом указанной системы, должна являться адаптация полученной информации к реальным возможностям восприятия ее военнослужащими без специальной для этого подготовки.

Некоторые элементы такой системы уже создаются в Вооруженных Силах. Так, приказом Министра обороны Российской Федерации 1997 г. № 167 «О порядке применения в Вооруженных Силах Российской Федерации Санитарных правил и норм «ЭМИ РЧ» предусмотрено составление санитарного паспорта передающего радиотехнического объекта. Абз. 11 п. 7 Положения «Об Экологической службе Вооруженных Сил Российской Федерации»[122] предусмотрено проведение экологической паспортизации военных объектов, организация которой возложена на указанную Службу.

 В сфере организации эксплуатации объектов повышенной опасности, подконтрольным гостехнадзору ВС РФ установлена Форма свидетельства о соответствии объекта гостехнадзора требованиям безопасности,[123] заполняемая заместителем командира воинской части (начальником службы) на каждый подобный объект и утверждаемой командиром воинской части.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 14 октября 1999 г. № 466 «О мерах по обеспечению здоровья личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации», в частности, указывается, что проблема сохранения и укрепления здоровья военнослужащих, увеличения их адаптационных возможностей, создания благоприятных условий жизнедеятельности должны рассматриваться как важнейшая часть постоянной боевой готовности Вооруженных Сил. Решению указанных задач, по замыслу указанного акта Министра обороны, должно способствовать разработка и введение «Паспорта здоровья личного состава воинской части» - единой формы учета результатов деятельности должностных лиц по обеспечению безопасных условий военной службы, улучшению материально-бытового обеспечения, сохранения здоровья личного состава.

Необходимо отметить, что в Вооруженных Силах Российской Федерации задача сбора информации о факторах военной службы, влияющих на здоровье военнослужащих возложена на ряд органов (служб). Так, в соответствии с п. 4 Положения «О санитарно-эпидемиологическом обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации»,[124] на Главное военно-медицинское управление ВС РФ возлагаются задачи медицинского контроля за условиями военной службы, размещением, организацией питания, водоснабжения, материальным и бытовым обеспечением личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации. На Экологическую службу ВС РФ возлагается оценка и прогнозирование влияния деятельности Вооруженных Сил на окружающую среду.[125]

Однако, действующие элементы системы документирования информации о факторах, влияющих на здоровье военнослужащих, во-первых, не охватывают все возможные факторы; во-вторых, не учитывают возможности восприятия такой информации военнослужащими, не имеющими специальной подготовки; в-третьих, не предусматривают системы доступа к указанным документам военнослужащих. Результаты деятельности указанных органов (служб) также недоступны большинству военнослужащих.

Представляется, что такая системы сбора сведений о факторах военной службы должна предусматривать следующие элементы:

1) полный перечень параметров факторов военной службы, подлежащих постоянному анализу со стороны должностных лиц органов военного управления;

2) распределение обязанностей должностных лиц органов военного управления по анализу состояния факторов военной службы, способных оказывать влияние на здоровье военнослужащих;

3) установление периодичности и объема проведения осмотров, измерений, лабораторных анализов факторов военной службы должностными лицами органов военного управления;

4) единые требования к документированию полученной информации, включая ее адаптацию к восприятию военнослужащими.     

Целесообразно введение в действие такой системы единым в Вооруженных Силах нормативным правовым актом Министра обороны Российской Федерации – Инструкцией о сборе и документировании информации о факторах военной службы, влияющих на здоровье военнослужащих.

 

 



2019-12-29 225 Обсуждений (0)
Юридические гарантии права военнослужащих на информацию о факторах, влияющих на здоровье, на обучение безопасным методам исполнения обязанностей военной службы. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Юридические гарантии права военнослужащих на информацию о факторах, влияющих на здоровье, на обучение безопасным методам исполнения обязанностей военной службы.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)