Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


При этом, под вредными факторами военной службы следует понимать



2019-12-29 660 Обсуждений (0)
При этом, под вредными факторами военной службы следует понимать 0.00 из 5.00 0 оценок




Такие факторы военной службы, воздействие которых на военнослужащего может привести к его заболеванию. Под опасными факторами военной службы необходимо понимать такие факторы, воздействие которых на военнослужащего может привести к его травме.

 В связи с изложенным,   необходимо обратить внимание на то, что сама конструкция нормы п. 1 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» нельзя признать удовлетворительной, отвечающей требованиям, обычно предъявляемым к законодательному регулированию прав граждан.

    В данной норме законодатель не указывает прямо на принадлежность военнослужащим права на охрану здоровья и не раскрывает его содержание. В ней лишь определяются основные направления деятельности командиров по «обеспечению охраны здоровья военнослужащих». При этом необходимо учесть, что под охраной здоровья в самом общем виде, в соответствии со ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» понимается совокупность мер самого различного характера, направленная на сохранение и укрепление здоровья человека, т.е. охрана здоровья сама по себе представляет собой деятельность.

Норма п. 1 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих, говоря о направлениях обеспечения охраны здоровья военнослужащих командирами, тем самым определяет, что такая деятельность воинских должностных лиц является только предпосылкой к осуществлению в дальнейшем охраны здоровья военнослужащих. Представляется, что в данном случае законодатель совершил ошибку, заключающуюся в том, что понятие права на охрану здоровья им воспринято в буквальном смысле. Иначе говоря, охрана здоровья военнослужащих им представлена в качестве того интереса, с удовлетворением которого всегда связано то или иное субъективное право.[56]

На основании изложенного, можно заключить, что интересом военнослужащих, в данном случае будет являться потребность в деятельность должностных лиц органов военного управления, из чего следует, что чем больше органом военного управления привлекается сил, средств и времени для такой деятельности, тем более реализовано право военнослужащих на охрану здоровья, и наоборот.

Между тем, очевидно, что деятельность органов военного управления по созданию благоприятных условий военной службы и быта, осуществление ими системы мер по ограничению опасных факторов военной службы является лишь средством для ограждения жизни и здоровья военнослужащих от опасностей военной службы. Необходимо согласиться с В.М. Макаренко, указывавшего, что под безопасностью военнослужащего необходимо понимать состояние защищенности его интересов, выражающееся в отсутствии возможностей наступления вредных для него обстоятельств.[57] 

Представляется, что интересом, удовлетворение которого предусматривается признанием права военнослужащих на охрану здоровья, являются условия военной службы, при которых отсутствуют реальные возможности заболевания, травмирования или гибели военнослужащих вследствие воздействия на их организм опасных (вредных) факторов военной службы. Именно удовлетворение данного интереса является целью, определяющей смысл и содержание деятельности органов военного управления по осуществлению рассматриваемого права военнослужащих.

Таким образом, понятие права военнослужащих на охрану здоровья не подлежит буквальному толкованию, так как охрана здоровья военнослужащих, осуществляемая органами военного управления не является самоцелью, а направлена на обеспечение безопасности жизни и здоровья военнослужащих, которая и является интересом, потребностью военнослужащих, подлежащими удовлетворению.

На основе сказанного автор считает целесообразным изложить абз. 1 п.1 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в следующей редакции:

«1. Право на охрану здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы обеспечивается созданием благоприятных (безопасных) условий военной службы (условий прохождения военных сборов) и быта, при которых воздействие на военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы) вредных или опасных факторов военной службы исключено, либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы.

 Охрана здоровья военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы) осуществляется системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти».  

 

Следующим существенным признаком субъективных прав граждан являются конкретные правомочия, предоставляемые правоуполномоченному субъекту, которые можно представить, как юридически возможное поведение, осуществляемое в целях удовлетворения его законных интересов.

Применительно к праву военнослужащих на охрану здоровья, представляется необходимым определить совокупность их конкретных правомочий, охватываемых данным понятием.

Норма п. 1 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не раскрывает этот вопрос, оставляя его иным нормативно-правовым актам Российской Федерации. Учитывая отсутствие перечня прав военнослужащих в сфере охраны здоровья, представляется необходимым провести общий анализ всего комплекса военного законодательства на предмет выявления конкретных правомочий, которые можно отнести к праву военнослужащих на охрану здоровья в рассматриваемой концепции.

Учитывая схожесть предмета правоотношений, складывающихся по поводу охраны здоровья военнослужащих и охраны труда работников, критерием такого анализа представляется наиболее целесообразным выбрать структуру прав граждан в области охраны труда, закрепленную ст. 8 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации». В указанную структуру включаются права на:

- рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

- обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;

- отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;

- обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты работников за счет средств работодателя;

- обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;

- профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;

- запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда или органами общественного контроля за соблюдением требований охраны труда;

- обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;

- личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания;

- внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра;

- компенсации, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), если он занят на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.

Ч. 2 п. 1 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определяет, что на командиров возлагается обеспечение требований безопасности при проведении учений, иных мероприятий боевой подготовке, во время эксплуатации вооружения и военной техники, при производстве работ, исполнении других обязанностей военной службы.

Ч. 2 ст. 77 Устава внутренней службы ВС РФ устанавливает обязанность командиров лично убедиться перед началом работ, занятий, работ или других мероприятий служебной деятельности, что для этого созданы и обеспечены безопасные условия.

Конкретные условия обеспечения безопасности исполнения военнослужащими обязанностей военной службы содержатся в различных санитарных, гигиенических, и технических нормативных актах, действующих в Вооруженных Силах РФ.

Указанная категория нормативных правовых актов содержит в себе и требования безопасности места выполнения военнослужащими мероприятий служебной деятельности. Например, Санитарными правилами и нормами «Электромагнитные излучения радиочастотного диапазона (ЭМИ РЧ)»[58] определяют предельно допустимые уровни воздействия на организм человека ЭМИ РЧ, инженерно-технические мероприятия по защите от такого воздействия, включающие рациональное размещение оборудования; использование средств, ограничивающие поступление электромагнитной энергии на рабочие места персонала и др. Эти требования, в соответствии с п/п. «г)» п. 1 приказа Министра обороны РФ от 30 апреля 1997 г., действуют в отношении всего личного состава Вооруженных Сил РФ, в том числе, и в отношении военнослужащих.

Таким образом, военное право содержит в себе нормы, направленные на обеспечение потребности военнослужащих в безопасности мест их служебной деятельности.

Ст. 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих» устанавливает право военнослужащих на вещевое обеспечение, в соответствии с которым, военнослужащие обеспечиваются вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения военной службы.

П. 2 Положения «О вещевом обеспечении военнослужащих»[59] вещевое имущество разделяет на две категории: имущество личного пользования и инвентарное имущество.

 К инвентарному вещевому имуществу п. 34 Положения относит, в частности, специальную одежду, теплые вещи, летно-техническую одежду, выдаваемые военнослужащим на время, в зависимости от конкретных условий военной службы.

Теплое имущество, в соответствии с п. 39 Положения, выдается военнослужащим в зависимости от климатических условий местности, которые разделены на местности с особо холодным, холодным и умеренным климатом, в порядке, устанавливаемом командиром воинской части. Нормами снабжения предусмотрено обеспечение военнослужащих специальной одеждой, обувью, иными средствами при выполнении ими обязанностей в различных вредных и опасных условиях: при обслуживании вооружения, военной и автомобильной техники (норма № 16[60]); ракетной техники (норма № 25[61]); при работах с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений (норма № 42[62]); при выполнении разных специальных работ (норма № 39[63]). Указанные средства предназначены для защиты военнослужащих от таких неблагоприятных факторов, как воздействие химических веществ, электрического тока, загрязнения и т.п.

Таким образом, необходимо констатировать наличие у военнослужащих права на обеспечение дополнительными видами вещевого имущества, которое предназначено для защиты здоровья военнослужащих от вредных и опасных факторов военной службы.

П. 1 ст. 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих» указывает, что продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством Обороны Российской Федерации. Ст. 111 Положения «О продовольственном обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время», введенного в действие приказом Министра обороны от 22 июля 2000 г. № 400 предусмотрено обеспечение бесплатным лечебно-профилактическим питанием военнослужащих, занятых на работах с особо вредными условиями труда.

           Кроме того, Положением предусматривается обеспечение военнослужащих продуктами, дополнительными к основному пайку. Дополнительные к основным нормы продовольственных пайков продукты призваны более гибко отражать повышенные потребности военнослужащих в большем объеме или лучших качествах продовольствия, обусловленные более тяжелыми или вредными условиями прохождения военной службы. Такими нормами предусматривается как выдача дополнительных к основным продуктов, так и замена части продуктов основного пайка другими, более соответствующими конкретным условиям военной службы.

Обеспечению сохранения здоровья военнослужащих способствует не только правомерное поведение других лиц, но и их собственное безопасное поведение. Ряд ученых-юристов рассматривают безопасное поведение граждан в качестве одного из компонентов обеспечения права на охрану здоровья.[64] Человек всегда охраняет свое здоровье, которое, по мысли Гегеля, является условием «исполнения назначения человека».[65]

Между тем, основой всякой деятельности человека является мышление, которое, в свою очередь, опирается на информацию об окружающей его среде. Сохранение здоровья военнослужащих, таким образом, становится не возможным без получения ими достоверной, своевременной информации о факторах, влияющих на его организм и формировании, в соответствии с имеющейся у него информацией, собственного безопасного поведения.

Особую значимость такой информации подчеркивает то обстоятельство, что Конституция РФ, провозгласив в п. 4 ст. 29 право каждого свободно искать, производить и распространять информацию, дополнительно еще дважды (в п. 3 ст. 41 и ст. 42) закрепила право на информацию, значимую для сохранения здоровья, при чем в п. 3 ст. 41 – даже в форме угрозы возможной ответственности должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих опасность для жизни и здоровья людей.

Вопросы реализации данного права граждан регулируются в более чем 15 федеральных законах, в числе которых: Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»,[66] Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 54 «О государственной тайне»,[67] Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,[68] Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» и др.

    В соответствии с указанными актами, право на информацию о факторах, влияющих на здоровье не может быть ограничено, так как сведения, содержащие такую информацию, не подлежат засекречиванию (ст. 7 Закона РФ «О государственной тайне»), а иных ограничений данного права федеральными законами не предусмотрено.

    Рассматриваемое право предусмотрено также и в качестве неотделимого компонента статуса военнослужащих в п. 1 ст. 7 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Однако, оно закреплено в виде общего права военнослужащих на доступ к получению и распространению информации. Специфика реализации права на информацию о факторах, влияющих на здоровье в условиях прохождения военной службы в данном Законе не рассматривается.

В настоящее время правовая регламентация данного вида обеспечения безопасности военной службы осуществляется нормами Устава внутренней службы ВС РФ, Устава гарнизонной и караульной служб ВС РФ[69], а также рядом приказов и директив Министра обороны РФ, нормативными актами Начальника Генерального Штаба ВС РФ.

Данное направление обеспечения безопасности военной службы обеспечивается предоставлению военнослужащим информации об указанных обстоятельствах, а также обучению военнослужащих как формы доведения до них такой информации с одновременным формированием у них навыков ее использования в практической деятельности.

Так, ст. 77 УВС в число общих обязанностей командиров по обеспечению безопасности военной службы относит, в частности, доведение требований безопасности, контроль за их усвоением военнослужащими, достаточностью их практических навыков в выполнении этих требований.

Конкретные вопросы доведения до военнослужащих информации о факторах, влияющих на их здоровье, касающиеся форм, содержания такой деятельности, периодичности ее осуществления регламентируются Инструкцией по подготовке военнослужащих к выполнению требований безопасности в повседневной деятельности войск (сил),[70] а отдельные вопросы – также УГиКС (применительно к подготовке личного состава караула), Руководством по подготовке водителей и допуску их к управлению транспортными средствами в Вооруженных Силах Российской Федерации,[71] Системой экологического обучения и воспитания в Вооруженных Силах Российской Федерации[72] и другими нормативными актами Министерства обороны.

Таким образом, право военнослужащих на информацию о факторах, влияющих на здоровье и на обучение безопасным методам исполнения обязанностей военной службы, не имея конкретного закрепления в специальном федеральном законе, тем не менее обеспечивается в практической деятельности Вооруженных Сил. Более того, в соответствии с п.3 Инструкции: подготовка военнослужащих к выполнению требований безопасности в повседневной деятельности, является неотъемлемой частью профессиональной подготовки личного состава, целью которой является обеспечение такого уровня профессиональной подготовки личного состава, который бы позволял ему в процессе исполнения обязанностей исключить (уменьшить) негативное воздействие опасных и вредных факторов военной службы и на этой основе безопасно выполнить поставленные задачи, предупредить увечья (ранения, травмы, контузии) и иные несчастные случаи.

Обучение военнослужащих безопасным методам исполнения обязанностей военной службы предусмотрено ст. 77 Устава внутренней службы ВС РФ и осуществляется в соответствии с Инструкцией по подготовке военнослужащих к выполнению требований безопасности в повседневной деятельности войск (сил), иными нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.

Обобщая результаты анализа, можно определить, что рассмотренные права военнослужащих, - право на место выполнения обязанностей военной службы, отвечающее требованиям безопасности и гигиены; право на обеспечение средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами; право на обеспечение дополнительным питанием, компенсирующим вредное воздействие на организм военнослужащих факторов военной службы; право на информацию о факторах военной службы, влияющих на здоровье военнослужащих, о существующих средствах и способах защиты от них; право на личное участие военнослужащего в проведении административного расследования по факту получения им травмы, - имеют своим предметом удовлетворение общего интереса военнослужащих – интереса в сохранении здоровья. Однако, удовлетворение этого интереса при реализации указанных прав осуществляется различными способами. 

Так, право на место выполнения обязанностей военной службы, отвечающее требованиям безопасности и гигиены направлено на исключение вредного (опасного) воздействия на здоровье военнослужащих со стороны неблагоприятных факторов военной службы. В зависимости от природы возникновения этих факторов, конкретные правомочия, предоставляемые военнослужащим здесь могут заключаться в правомочии требования от органов военного управления воздерживаться от действий, способных причинить вред здоровью военнослужащих либо правомочии требовать от них активных действий по предотвращению угрозы причинения такого вреда, в том числе и возникшей в следствии причин, от органов военного управления не зависящих. Представляется, что данное право представляет собой комплекс двух видов прав граждан - личного и социального. О первом можно говорить имея в виду запрет причинения вреда здоровью, фактически, право на физическую неприкосновенность. Ко второму справедливо отнести, например, случаи устранения последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного происхождения в месте выполнения военнослужащим обязанностей военной службы.

Право военнослужащих на обеспечение средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, право на обеспечение дополнительным питанием, компенсирующим воздействие на их организм вредных факторов военной службы с одной стороны являются вещными правами, так как предусматривают передачу военнослужащим различных материальных объектов (одежды, обуви, снаряжения, продовольствия, мыла), а с другой стороны – имеют своей целью удовлетворение интереса военнослужащих в защите своего организма от воздействия опасных (вредных) факторов военной службы. Необходимо также отметить наличие социально-экономических черт данных прав – материальность предоставляемых объектов, безвозмездность их использования.

Право военнослужащих на информацию о факторах военной службы, влияющих на здоровье, о существующих средствах и способах защиты от них предусматривает удовлетворение интереса военнослужащих в сведениях, позволяющих сформировать их собственное безопасное поведение. Кроме того, такая информация позволяет военнослужащему убедиться в полноте реализации органами военного управления ранее рассмотренных его прав в сфере охраны здоровья, тем самым являясь необходимым условием для защиты военнослужащим этих прав, в случае их нарушения.

Информация о факторах военной службы, влияющих на здоровье военнослужащих может содержаться в документированном виде, образуя тем самым, в соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации защите информации», информационные ресурсы, представляющие собой объект имущественных прав. Следовательно, право военнослужащих на такую информацию в некоторых случаях может рассматриваться как имущественное. Так, в соответствии со ст. 12 названного Закона, право граждан на доступ к государственным информационным ресурсам представляет собой правомочие пользование этими имущественным объектами.

Таким образом, права военнослужащих. Направленные на создание материальной основы сохранения их жизни и здоровья, являются прямыми аналогам прав работников в сфере охраны труда.

Представляется, что такое положение вытекает, во-первых, из единых объективных законов жизнедеятельности организма человека, влияния на него различных объективных факторов внешней среды, а также противодействия этим факторам; во-вторых, из общих черт правовых отношений, складывающихся между военнослужащими и органами военного управления, с одной стороны, а также между работниками и работодателями – с другой.

Общими чертами правового положения военнослужащих и работающих граждан является то, что обе эти категории заняты выполнением общественно полезной деятельностью. Данный тезис подтверждается п. 1 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», определяющем, что право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы.

При выполнении указанных функций, как те, так и другие испытывают известные ограничения свободы своих действий, вызванные необходимостью подчиняться правилам внутреннего распорядка той организации, в штат которой они включены.

Опасности, которые испытывают военнослужащие и работающие граждане при осуществлении своей профессиональной деятельности, как правило, имеют своим источником саму эту деятельность, неотделимы от нее и, в известном смысле, являются ценой, которую вынуждено платить общество за удовлетворение своих потребностей.

Работодатели с целью получения прибыли, иного полезного результата во многих случаях привлекают работников к деятельности, являющейся источником повышенной опасности. Деятельность Вооруженных Сил, к которой привлекаются военнослужащие, носит еще более опасный характер, так как связана с использованием технических средств, специальном предназначенных для поражения живой силы противника. Поэтому, представляется вполне справедливым установление дополнительных юридических гарантий, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья указанных категорий лиц.

Таким образом, можно заключить, что право военнослужащих на охрану здоровья включает в себя комплекс более конкретных прав различного характера, направленных на удовлетворение их интереса в сохранении здоровья, но обеспечивающих его различными способами. Совокупность этих конкретных прав образует содержание более общего права военнослужащих на охрану здоровья, которое, таким образом необходимо отнести к комплексным правам.                                                                      

Необходимо отметить, что военное законодательство не выделяет для военнослужащих ряд прав, характерных для прав граждан в сфере охраны труда. Часть из этих прав, по мнению автора не являются актуальными в условиях прохождения гражданам военной службы, так как блага, обеспечиваемые ими предоставляются военнослужащим на более общих основаниях, не связанных с состоянием безопасности при исполнении ими обязанностей военной службы.

 Так, обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний имеет целью обеспечить сохранение работнику среднего заработка на время болезни, оплату расходов на медицинскую помощь, иных расходов, связанных с несчастными случаями и профессиональными болезнями.

Оплата труда военнослужащих, оказание им медицинской помощи, пенсионное и иное обеспечение в случае увольнения по состоянию здоровья осуществляются на несколько иной основе – на принципе полного государственного обеспечения, путем прямого бюджетного финансирования расходов на указанные цели. По этой же причине не является актуальным для военнослужащих право на внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра, на профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда.

Не закреплены в военном законодательстве также такие права военнослужащих как право на запрос о проведении проверки условий военной службы с точки зрения их безопасности для жизни и здоровья военнослужащих; право военнослужащего на отказ от выполнения обязанностей военной службы в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований безопасности до устранения такой опасности.

Рассмотрим возможность применения прав работников, направленных на обеспечение им дополнительных условий для активного поведения по предупреждению такого вреда в сфере военно-правовых отношений. К ним можно отнести право на отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья в следствие нарушения требований охраны труда; право на личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте.

Отказ от выполнения трудовых обязанностей работника, по своей сущности, является прекращением выполнения им существенного условия трудового договора и допускается в случае невыполнения работодателем, со своей стороны, другого не менее существенного условия такого договора, установленного ст. ст. 2 и 15 КЗОТ РФ, а именно – обязанности работодателя обеспечить здоровые и безопасные условия труда работника.

Трудовое законодательство предусматривает так же правовую возможность коллективного отказа выполнения работниками трудовых обязанностей и в случае неисполнения работодателем иных обязанностей (например, по оплате труда), что осуществляется в форме забастовки. Такое право предоставлено работникам ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».[73]

Необходимо отметить, что прекращение исполнения обязательств по договору является общераспространенным. Так, ст. 14 Гражданского кодекса Российской Федерации допускает самозащиту любых гражданских прав без обращения к суду при наличии трех условий: нарушения права, необходимости пресечь это нарушение и соразмерность принятых мер данному нарушению.

Данная норма не содержит перечня способов самозащиты, предоставляя это на усмотрение самого защищающегося лица. Поэтому, можно предположить, что такой способ защиты, как прекращение правоотношения, предусмотренный ст. 12 ГК РФ, вполне применим к данному случаю. 

Таким образом, право работника на отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья в следствие нарушения требований охраны труда, логично вытекает из сущности трудовых правоотношений, как договорных и является способом самозащиты права работника на сохранение здоровья.

Необходимо отметить, что право военнослужащего на отказ от выполнения обязанностей военной службы в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья военным законодательством не предусмотрен. Более того, в основополагающих нормативных правовых актах, регламентирующих правовое положение военнослужащих содержится прямое указание на невозможность такого отказа. Так, в соответствие с п.2 ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», исполнение военнослужащими военной службы связано с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. П. 3 ст. 7 данного Закона конкретизирует указанную норму, устанавливая, что участие военнослужащих в    забастовках, а равно иное прекращение исполнение обязанностей военной службы как средство урегулирования вопросов, связанных с прохождением военной службы, запрещаются.

Сказанное дало основание многим видным ученым-юристам рассматривать беспрекословность воинского подчинения как существенную особенность военной службы, отличающую ее от других видов профессиональной деятельности граждан.[74]

За нарушение указанных правил военнослужащие могут быть привлечены, в зависимости от наступивших последствий, к дисциплинарной    или уголовной ответственности. Так, уголовная ответственность может наступить за неисполнение подчиненным военнослужащим приказа начальника (ст. 332 УК РФ), за самовольное оставление части или места службы (ст. ст. 337, 338 УК РФ), за нарушение правил несения специальных служб (ст. ст. 340 – 345 УК РФ).

Вместе с тем, необходимо учесть, что наличие угрозы жизни или здоровью человека в ряде случаев может быть признано обстоятельством, исключающем общественную опасность деяния и, следовательно, исключающим наступление за это деяние уголовной ответственности.

В соответствие со ст. 39 УК РФ, не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам, осуществленное для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами, когда указанным интересам был причинен вред менее значительный, чем вред предотвращенный.

Однако, как указывает профессор Х.М. Ахметшин, «в условиях военной службы, предотвращение опасности, грозящей одним интересам, путем причинения вреда другим в определенных случаях становится для военнослужащего правовой обязанностью»[75].

Военная присяга и воинские уставы обязывают военнослужащего стойко переносить тяготы и лишения военной службы, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество. При защите Отечества военнослужащий не может уклониться от выполнения своего воинского долга, если даже оно связано с опасностью для его жизни. Поэтому нет состояния крайней необходимости, когда военнослужащий для сохранения своей жизни и здоровья которым угрожает опасность в связи с указанным выполнением воинского долга, нарушает требования военной присяги и воинских уставов.

Представляется, что в данном случае речь идет о выполнении военнослужащим таких обязанностей военной службы, которые направлены на непосредственное устранение угрозы конституционному строю, правам и законным интересам других лиц, в том числе и их жизни и здоровью. Однако, при выполнении обязанностей военной службы, не связанных с решением указанных задач (например, при выполнении ремонтно-строительных, хозяйственных работ, обслуживании военной техники и т.п.), военнослужащий вправе воспользоваться институтом крайней необходимости, прекратив выполнение поставленных задач при возникновении опасности их жизни и здоровью.

Таким образом, возникновение опасности жизни и здоровью военнослужащих, в некоторых случаях, объективно признается законодательством Российской Федерации основанием для прекращения военнослужащим исполнения обязанностей военной службы. В сравнении с соответствующей нормой трудового права, такое прекращение ограничено рядом условий, которые не ставятся перед работниками. Такими условиями, из смысла ст. 37 УК РФ, являются:

- наличие действительной (реальной) опасности жизни и здоровью военнослужащего;

- невозможность устранить эту опасность иными средствами;

- вред, причиненный прекращением военнослужащим исполнения обязанностей военной службы менее значим, чем вред предотвращенный.

С другой стороны, приказ командира о выполнении военнослужащим служебных обязанностей в условиях реально существующей опасности для его жизни и здоровья, когда такое не может быть оправдано обеспечением интересов общества, государства, прав и свобод граждан, является незаконным, с всеми вытекающими из этого последствиями, включая   прекращение уголовно-правовой защиты такого приказа.

На основании сказанного, можно констатировать, что военнослужащие более стеснены в средствах защиты своего права на охрану здоровья,    чем работники, для которых данный способ защиты является альтернативным и может быть применим даже в тех случаях, когда имеется возможность устранить опасность иными средствами.

Для окончательного ответа на вопрос о целесообразности наделения военнослужащих правом на отказ выполнить приказ командира, не соответствующий требованиям сохранения жизни и здоровья, необходимо рассмотреть также и те объективные причины, которые могут побудить командира отдать такой приказ.

    В качестве критерия для исследования названных причинно-следственных связей, отражающихся на характере общественных отношений, складывающихся по поводу прохождения военной службы, предполагается использовать некоторые особенности социально-экономического положения должностных лиц органов военного управления.

При этом, необходимо отметить, что между решением основной государственной задачи, стоящей перед Вооруженными Силами Российской Федерации, а именно – поддержание высокой боевой готовности войск (сил) в мирное время и задачи сохранения жизни и здоровья военнослужащих существует объективное противоречие.

Так, выполнение войсками мероприятий внутренней, гарнизонной и караульной службы призвано обеспечивать высокую боевую готовность, строгую воинскую дисциплину, эффективность и оперативность управления войсками, сохранность и готовность к боевому применению военных объектов, вооружения и военной техники. При этом, общим направлением повышения эффективности данной деятельности объективно является, с одной стороны, сокращение привлекаемых к выполнению задач сил и средств, времени на их выполнение, а с другой – при неизменности привлекаемых сил, средств, времени – обеспечение более качественного их выполнения.

В этой связи, необходимость обеспечения бе



2019-12-29 660 Обсуждений (0)
При этом, под вредными факторами военной службы следует понимать 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: При этом, под вредными факторами военной службы следует понимать

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (660)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)