Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Юридические гарантии реализации права военнослужащих на охрану здоровья.



2019-12-29 400 Обсуждений (0)
Юридические гарантии реализации права военнослужащих на охрану здоровья. 0.00 из 5.00 0 оценок




Говоря о системе юридических гарантий реализации права военнослужащих на охрану здоровья, можно выделить две их группы: обеспечивающие реализацию этого права и обеспечивающие его защиту. К первой группе необходимо отнести нормы, определяющие пределы данного права; конкретизирующие его в текущем законодательстве; юридические факты, с которыми связывается обладание и непосредственное пользование военнослужащими конкретными правомочиями в сфере охраны их здоровья; процессуальные формы их реализации. Ко второй группе юридических гарантий следует отнести механизмы и институты защиты права военнослужащих на охрану здоровья: контроль и надзор; меры защиты и меры ответственности виновных за нарушение этого права.[87]

    Совокупность правовых гарантий реализации права военнослужащих на охрану здоровья можно также представить в виде механизма, включающего в себя в качестве элементов: информирование военнослужащих о принадлежащем им праве, об органах военного управления, правомочных его осуществлять; выделение круга вопросов, связанных с точным установлением правовых оснований принадлежности военнослужащему соответствующего права, его объема, конкретного содержания и пределов использования; определение правовых средств, которые необходимо использовать в процессе защиты данного права; установление органа (лица), от действий которого, предусмотренных законом, зависит его реализация; применение правовых средств защиты от нарушения прав и свобод военнослужащих, восстановление нарушенного права.

Пределы осуществления права военнослужащих на охрану здоровья.

Одной из важнейших гарантий механизма реализации субъективных прав граждан является определение пределов этих прав. Именно границы субъективных прав гражданина определяют меру предоставляемой этими правами свободы, осуществляя которую, с одной стороны, управомоченный субъект ограждается от каких–либо посягательств, а с другой - не препятствует свободному осуществлению субъективных прав иными лицами. В этом смысле, ограничения правом субъективных прав граждан является гарантией их реализации, выступает неотделимым элементом механизма реализации правового статуса гражданина.

Учитывая сущность права военнослужащих на охрану здоровья, как права на безопасные для здоровья условия военной службы, его пределы, очевидно, содержатся в вопросе о том, в какой степени и в каких случаях такое право может быть ограничено. Законодательство Российской Федерации прямого ответа на этот вопрос не дает, поэтому автор предлагает определение упомянутых пределов, опираясь на имеющиеся правовые нормы.

В соответствии с п. 3. Ст. 55 и п. 3. Ст. 56 Конституции Российской Федерации, право военнослужащих на охрану здоровья может быть ограничено только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ государственного строя, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

 Федеральный закон «О статусе военнослужащих» в п. 2. ст. 1 определяет, что на военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, выполнение которых связано с необходимостью беспрекословного выполнения приказов командиров.

При анализе сущности интересов, которые могут быть признаны выше интересов сохранения жизни и здоровья военнослужащих необходимо учитывать, что Вооруженные Силы Российской Федерации, иные воинские формирования, предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а Вооруженные Силы Российской Федерации, также, и для выполнения задач в соответствие с международными договорами Российской Федерации (ст. ст. 2, 10 Федерального закона «Об обороне», ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

Любая агрессия, посягательство на целостность и неприкосновенность Российской Федерации влечет за собой и угрозу таким охраняемым законом правам и свободам граждан, как их жизнь, здоровье, личная неприкосновенность и др. Следовательно, защита Российской Федерации, возлагаемая на военнослужащих является их обязанностью по устранению угрозы указанным охраняемым законом интересам. Невыполнение же военнослужащим своих обязанностей может нанести ущерб этим интересам.

Исходя из принципа сопоставимости интересов, разумной достаточности их обеспечения можно заключить, что риск жизни и здоровью военнослужащего при выполнении им обязанностей военной службы только тогда может быть оправдан, когда такое выполнение обязанностей необходимо для устранения неминуемой опасности тем интересам, которые военнослужащие призваны защищать, а последние не являются менее существенными, чем те, которыми государство вынуждено пренебречь.

С точки зрения формальной логики, жизнь и здоровье военнослужащих (учитывая, что несомненно, наивысшую значимость этих неимущественных благ перед всеми остальными) могут быть сопоставимы по своему значению только с жизнью и здоровьем иных лиц. Однако сформулировать на этой основе универсальное правило для установления пределов реализации права военнослужащих на охрану здоровья вряд ли представляется возможным. Затруднение заключается в том, что военнослужащие, вся военная организация Российской Федерации предназначена защищать не интересы конкретных лиц, а интересы общества и государства в целом. Поэтому, интересы защиты жизни и здоровья граждан обеспечиваются военной организацией лишь при защите интересов государства и общества.

Необходимо отметить, что указанные задачи решаются Вооруженными Силами, иными воинскими формированиями особыми методами – методами вооруженной борьбы. Задачи, решаемые такими методами, принято называть боевыми.

Кроме того, в соответствии со ст. 21 Закона РСФСР «О чрезвычайном положении» от 17 мая 1991 г. № 1253-1, Вооруженные Сил могут также привлекаться, в исключительных случаях, - при введении чрезвычайного положения при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, ставящих под угрозу жизнь и здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ, для устранения их обстоятельств и последствий. Учитывая, что выполнение данной задачи, установленной федеральным законом, направлено на сохранение жизни и здоровья других людей, собственная безопасность военнослужащих должна быть поставлена в подчинение означенной цели.

Представляется, что к указанному кругу деятельности военнослужащих, направленной на устранение угрозы жизни и здоровья других людей можно отнести и возможные случаи аварий, катастроф, происходящих в самих Вооруженных Силах. Предупреждение причинения вреда жизни и здоровью людей в этих случаях также может быть включено в должностные и специальные обязанности конкретных военнослужащих. В указанных случаях возможный риск повреждения здоровья обозначенного круга исполнителей также может считаться оправданным.

Вместе с тем, на военнослужащих возлагаются и иные обязанности, обусловленные военной службой: прохождение боевой подготовки, выполнение различного рода работ, направленных на материально-техническое и хозяйственное обеспечение жизнедеятельности воинских частей. Указанные обязанности могут входить в состав как должностных, так и специальных обязанностей военнослужащих. Исполнение данной категории обязанностей военной службы, как правило, непосредственно не связано с устранением тех или иных угроз безопасности общества, личности и государства. Поэтому, представляется обоснованным признание в этом случае приоритета интересов сохранения жизни и здоровья военнослужащих перед иными интересами военной службы.

Следует, поэтому четко разграничить случаи, при которых риск здоровью и самой жизни военнослужащих оправдан, и случаи, при которых такой риск неприемлем.

Такие случаи, видимо, необходимо ограничить, во-первых, всеми видами выполнения военнослужащими боевых задач; во-вторых, деятельностью военнослужащих при устранении последствий различного рода аварий и катастроф с целью спасения жизни и здоровья граждан. В иных же случаях следует отдавать приоритет жизни и здоровью военнослужащих.

Необходимо отметить, что в последнее время в военном праве обращается внимание на решение проблемы приоритета сохранения жизни и здоровья военнослужащих. Так, Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации в качестве одной из основных обязанностей, возлагаемой на командира, рассматривает принятие им мер по предотвращению гибели и травматизма личного состава. При этом меры, принимаемые командиром для достижения поставленной цели не должны приводить к срыву боевой задачи (ст. 77 Устава).

Таким образом, Устав внутренней службы ВС РФ рассматривает выполнение боевой задачи как исключение, при котором задача охраны здоровья военнослужащих ставится в подчинение интересам военной службы. Следовательно, в других случаях выполнения военнослужащими обязанностей военной службы, интересы сохранения их жизни и здоровья, в виду отсутствия иного, приобретают приоритет.

Сказанное не означат, однако, что при выполнении боевых задач военнослужащий лишается права на охрану здоровья, а с его командиров (начальников) снимается обязанность обеспечить военнослужащим безопасные условия военной службы. Данный тезис говорит лишь о том, что если устранение опасности для жизни и здоровья военнослужащего не может быть осуществлено без срыва боевой задачи, то такое устранение должно быть отложено до окончания ее выполнения.

В прямой постановке вопрос приоритета сохранения жизни и здоровья военнослужащих был впервые поднят в Концепции безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.[88] П. 4 Концепции устанавливает, что обеспечение безопасности военной службы должно осуществляться в соответствии с принципом признания и обеспечения приоритета жизни и здоровья человека при организации повседневной деятельности войск. При этом, как следует из п. 2 Концепции, безопасность военной службы призвана обеспечить такой приоритет как в отношении местного населения, так и военнослужащих.

Само признание указанного принципа является значительным шагом в реализации в нормах военного законодательства конституционных положений о правах и свободах человека, так как положения Концепции, как следует из ее Преамбулы, должны стать основой при разработке и принятии всех последующих нормативно-правовых документов по вопросам обеспечения безопасности военной службы. Вместе с тем, необходимо отметить, что формулировка данного принципа нуждается в доработке.

Последнее утверждение основывается на том, что применяемое понятие «повседневная деятельность войск» имеет весьма широкий объем. Несмотря на то, что военное право не содержит точного определения этого понятия, тем не менее, можно определить, что повседневная деятельность – это деятельность, осуществляемая изо дня в день, всегда[89]. Данному признаку отвечает, в частности, такие виды деятельности войск, как внутренняя, гарнизонная, караульная служба.

 Несение караульной службы, в соответствии со ст. 95 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, является выполнением боевой задачи, которая, как было ранее сказано, имеет приоритет перед всеми остальными задачами, стоящими перед командирами (начальниками), в том числе и задачами по сохранению жизни и здоровья военнослужащих.

В некоторых видах Вооруженных Сил (таких, как, например, Ракетные войска стратегического назначения, Военно-воздушные силы) повседневным является несение боевого дежурства (боевой службы).

На основании сказанного представляется, что формулировка принципа приоритета жизни и здоровья военнослужащих, содержащаяся в Концепции не вполне учитывает сложившееся состояние дел. Представляется также, что более целесообразным было бы изменение данной формулировки путем внесения дополнительного указания на особенности реализации приоритета жизни и здоровья военнослужащих при выполнении ими боевых задач.

В заключении рассмотрения вопроса об ограничении права военнослужащих на охрану здоровья, необходимо отметить, что правовое регулирование такого ограничения содержится в правовых актах самого различного уровня. Федеральный закон «О статусе военнослужащих», предусматривая саму возможность такого ограничения, не содержит его точных критериев. Более подробное изложение таких критериев содержится в нормативных актах Президента Российской Федерации (Устав внутренней службы, Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации), а также Министерства обороны Российской Федерации (названная Концепция безопасности военной службы).

Учитывая особую значимость рассматриваемого права военнослужащих, а также конституционное положение о допустимости установления ограничений прав граждан только федеральным законом, автор считает необходимым закрепить правовое регулирование ограничений права военнослужащих на охрану здоровья федеральным законом. С этой целью представляется целесообразным п. 1 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» дополнить абз. 3 следующего содержания:

«Привлечение военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в условиях, опасных для их жизни и здоровья допускается лишь для выполнения боевых задач, а также для спасения жизни и здоровья граждан во время аварий и катастроф природного и техногенного характера. При этом командиры обязаны предпринять все возможные в таких случаях меры по сохранению жизни и здоровья военнослужащих». 

 

Юридические гарантии права военнослужащих на место военной службы, отвечающее требованиям безопасности и гигиены.       

Как ранее было рассмотрено, право военнослужащих на безопасные условия военной службы предусматривает удовлетворение потребности военнослужащих в такой среде их профессиональной жизнедеятельности, которая не оказывает негативного воздействия на их организм. То есть, здесь идет речь об определенном качестве такой среды. Следовательно, центральное место в юридическом гарантировании реализации данного права занимают правовые нормы, содержащие критерии безопасности условий профессиональной деятельности военнослужащих.

Юридические гарантии должного качества среды профессиональной жизнедеятельности военнослужащих обеспечиваются комплексом нормативных правовых актов различного уровня, устанавливающие критерии санитарно-эпидемиологического, экологического, технического характера.

Критерии качества среды жизнедеятельности военнослужащих санитарно-эпидемиологического характера, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (далее – санитарными правилами), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. В число санитарных правил входят, в том числе и гигиенические нормативы, устанавливающие, на основе проведенных исследований, допустимое минимальное или максимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности.

В соответствии со ст. 39 указанного Федерального закона, утверждение и введение в действие федеральных санитарных правил возложено на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Таким органом, в соответствии с п. 1 Положения «О государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации»,[90] является государственная санитарно-эпидемиологическая служба, во главе с департаментом по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору Министерства здравоохранения Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 Положения «О санитарно-эпидемиологическом нормировании»,[91] в Российской Федерации устанавливаются единые санитарные правила, устанавливающие требования к застройке населенных пунктов, различного рода продукции и товаров, потенциально опасным для человека веществам, водным объектам, питьевой воде, атмосферному воздуху и воздуху в жилых и иных помещениях, почвам, условиям труда (воспитания, обучения), а также к порядку проведения санитарно-эпидемиологических, гигиенических мероприятий. Выполнение указанных правил ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» возложено на всех граждан и юридических лиц, вне зависимости от формы собственности и ведомственной принадлежности последних, а, следовательно, и на Вооруженные Силы Российской Федерации.

 Указанные ранее критерии качества среды жизнедеятельности дополняются, в сфере охраны природы, нормативными актами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды, которым, в соответствии с абз. 1 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 718 «О должностных лицах Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды и его территориальных органов, осуществляющих государственный экологический контроль»[92], является Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей природной среды. Кроме того, указанные критерии устанавливаются также и другими федеральными органами исполнительной власти, выполняющие функции экологического контроля по отношению к отдельным природным объектам (Госкомрыболовство, Рослесхоз).

В соответствии со ст. 55 Закона РСФСР «Об охране природы», экологические требования, предъявляемые к размещению, строительству, вводу в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов, в полной мере относятся к военным и оборонным объектам, военной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, к дислокации войск и военной техники.

Применительно к различным сооружениям и техническим объектам критерии безопасности устанавливаются строительными нормами и правилами, государственными стандартами, и другими нормативными правовыми актам федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными осуществлять правовое регулирование обеспечения безопасности по специальным направлениям: в области строительства, производственной безопасности, электробезопасности, и т.п. (например: Госстрой России, Госгортехнадзор России, Госэнергонадзор РФ). Данные правовые нормы действуют на всей территории Российской Федерации и подлежат соблюдению всеми гражданами и юридическими лицами.

Помимо указанных федеральных органов исполнительной власти, правовое регулирование с установлением критериев качества среды жизнедеятельности граждан могут устанавливать так же и высшие органы законодательной власти. Так, основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения на территории Российской Федерации в результате использования источников ионизирующего излучения установлены ст. 9 Федерального закона от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения».[93]

Применительно к специфике военного дела правовое регулирование качества среды жизнедеятельности военнослужащих содержится в нормативных правовых актах Президента Российской Федерации. Так, Уставом внутренней службы ВС РФ установлены допустимые нормы размещения военнослужащих в казарменных помещениях (ст. ст. 159-164, 174-176, 184, 188, 190, 194, 195, 199, 200), в населенных пунктах (ст. ст. 203-212), полигонах (лагерях) (ст. ст. 393-400), мероприятия по сохранению и укреплению здоровья военнослужащих (ст. ст. 326-357). Правила, содержащиеся в указанных нормах, направлены на обеспечение благоприятных бытовых условий военнослужащих, а также на соблюдение военнослужащими правил личной и общественной гигиены.

Министерству обороны Российской Федерации, в соответствии с п. 11 Положения о нем, предоставлено право осуществлять правовое регулирование деятельностью Вооруженных Сил, в том числе и устанавливать дополнительные нормы, содержащие критерии качества среды профессиональной жизнедеятельности военнослужащих, с учетом специфики военного дела, не противоречащие федеральным нормам правилам.

Разработка данных норм возлагается на органы военного управления, осуществляющим специализированный надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации. Так, разработка требований к техническому состоянию, порядку эксплуатации и хранения электроустановок, по которым генеральным заказчиком выступают Управление начальника инженерных войск МО РФ, виды Вооруженных Сил, рода войск, главные и центральные управления МО РФ, в соответствии с п. 4 Положения «О энергонадзоре в Вооруженных Силах Российской Федерации»,[94] возлагается на органы энергонадзора ВС РФ. Разработка нормативных актов по вопросам обеспечения экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации возложена на Управление экологии и специальных средств защиты Министерства обороны Российской Федерации.[95]

В соответствии со ст. 157 УВС ВС РФ, выполнение правил эксплуатации (использования) вооружения, военной техники и других материальных средств, является неотъемлемым компонентом обеспечения внутреннего порядка в воинской части. Указанные правила содержатся в инструкции или руководстве по эксплуатации, либо техническом описании, паспорте того или иного технического объекта. Данные правила утверждаются органом военного управления, являющегося генеральным заказчиком указанной военной техники.

Другой большой категорией нормативных актов, регулирующих вопросы безопасности граждан являются государственные нормативные требования охраны труда (далее – требования охраны труда), в которых устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Данные требования охраны труда содержатся в федеральных законах и иных нормативных актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

Однако представляется, что применение этих правил, норм, нормативов к военнослужащим в настоящее время затруднено вследствие несовпадения терминологии.

Так, существует большое количество норм, регулирующих безопасные условия труда, организацию их рабочих мест и т.п. В военном праве понятия «труд», «рабочее место», «охрана труда» традиционно не идентифицируется с понятиями «военная служба», «место военной службы», «обеспечение безопасности военной службы». Поэтому, должностные лица органов военного управления формально не обязаны выполнять требования безопасности, разработанные для лиц гражданского персонала, в отношении военнослужащих, если на то нет прямого указания в военном законодательстве.

Распространение правил охраны труда в сфере охраны здоровья военнослужащих в большей мере применяется при регулировании выполнения военнослужащими работ с повышенной опасностью. В данной сфере в Вооруженных Силах принято Руководство РТБ-95[96], которым, в частности, определяется действие государственных нормативных актов по вопросам безопасности на объектах гостехнадзора применительно к конкретным правоотношениям, складывающимся в ВС РФ, а также субъектному составу участников этих правоотношений. При этом, если государственными нормативными актами не учитываются особенности военно-служебных правоотношений, РТБ-95 либо само осуществляет соответствующее регулирование, либо отсылает к другим нормам военного законодательства.

Таким образом, в области обеспечения охраны здоровья военнослужащих на объектах гостехнадзора, военное право адаптировало государственные требования безопасности, исключив при этом возможные пробелы в правовом регулировании.

П. 2 Положения «Об организации производства работ с повышенной опасностью в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях Министерства обороны Российской Федерации»[97] видам Вооруженных Сил Российской Федерации, Воздушно-десантным войскам, главным и центральным управлениям предоставляется право устанавливать Перечень действующих правил и стандартов по охране труда, применяемых в сфере производства постоянных работ с повышенной опасностью.

В иных сферах служебной деятельности военнослужащих, не связанной с производством работ с повышенной опасностью, нормы военного законодательства не вносят подобной ясности.

Сказанное в большей мере относится к случаям, когда военнослужащие выполняют работы, аналогичные тем, которые производятся в различных отраслях народного хозяйства. Так, Уставом внутренней службы ВС РФ предусмотрено выполнение военнослужащими ремонтно-строительных, хозяйственных работ. При этом на командиров возлагается право и обязанность определять меры безопасности по производству этих работ.

П.1 приказа Министра обороны Российской Федерации от 29 июня 1999 г. № 280 «О гибели военнослужащих в результате нарушений требований безопасности и дополнительных мерах по созданию и обеспечению безопасных условий военной службы», предусматривает обязанность заместителей Министра обороны РФ, главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, флотами, командующего Воздушно-десантными войсками, начальников главных и центральных управлений Министерства обороны РФ разработать на основе анализа причин и обстоятельств гибели увечий личного состава, особенностей решаемых личным составом задач, специфики основных видов деятельности и ввести в действие Сборник типовых требований безопасности при организации основных видов повседневной деятельности войск (сил).

 Однако проблема правового регулирования обеспечения безопасных условий военной службы данной мерой полностью не решена. Так, остается не ясным, какими нормами руководствоваться командирам (начальникам), в случае, если служебная необходимость требует выполнения военнослужащими работ, требования безопасности для которых не предусмотрены указанными Сборниками типовых норм требований безопасности, однако имеются в соответствующих нормах охраны труда.

Такое положение должно быть исправлено путем внесения в военное законодательство универсального правила распространения норм об охране труда граждан на область военно-служебных отношений. Представляется, что такая норма должна распространять на военнослужащих нормы об охране труда, предусматривая ограничение их действия.

Юридические гарантии в области обеспечения военнослужащих средствами индивидуальной защиты[98]

Одним из способов охраны здоровья граждан при выполнении ими трудовых обязанностей на производстве является применение СИЗ. Такой способ нашел свое отражение в правовом регулировании права граждан на охрану труда в виде закреплении юридической обязанности работодателя обеспечить в соответствии с требованиями охраны труда необходимыми средствами индивидуальной и коллективной защиты работников за свой счет, которые в свою очередь наделяются субъективным правом на получение от работодателя указанных средств (ч. 6 ст. 8 Федерального закона «Об основах Охраны труда в Российской Федерации»).

Под средствами индивидуальной и коллективной защиты понимается в данном случае технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения (ст. 1 Федерального закона). К средствам индивидуальной защиты, в частности, от носятся специальная одежда и специальная обувь, применяемые на работах с вредными условиями труда, на работах, производимых в особых температурных условиях или в связи с загрязнением (ст. 149 КЗОТ Российской Федерации).

В целях правового регулирования осуществления работниками субъективного права на получения средств индивидуальной защиты в Российской Федерации действуют Типовые нормы бесплатной выдачи таких средств, например: «Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики», утвержденные постановлением Минтруда РФ от 30 декабря 1997 г. N 69, [99] «Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам машиностроительных и металлообрабатывающих производств», утвержденные постановлением Минтруда РФ от 16 декабря 1997 г. N 63, [100] и др.

Право военнослужащих на обеспечение СИЗ тесно связано с правом на вещевое обеспечение, выступающее в качестве одной из форм их государственного содержания. Сказанное вытекает из п.2 ст. 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым военнослужащие обеспечиваются вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения военной службы. Вещевое обеспечение военнослужащих является одной из форм государственного содержания военнослужащих, направленного на полное обеспечение потребности военнослужащих в военной одежде, обуви, снаряжении и некоторых иных категорий имущества, являющегося в свою очередь условием для выполнения ими задач боевой и специальной подготовки.

Поэтому право на вещевое обеспечение военнослужащих несколько шире права на обеспечения их специальной одеждой, иными средствами индивидуальной защиты, так как возникает с начала военной службы гражданина и прекращается с момента окончания такой службы и соотносится с последним как общее и частное.

Право на обеспечение СИЗ у военнослужащих возникает только в определенных случаях, когда защитных свойств вещевого имущества, выданного в их личное пользование недостаточно и особенности условий военной службы требуют дополнительной защиты здоровья военнослужащих.

Дополнительный характер обеспечения военнослужащих СИЗ подтверждается еще и тем обстоятельством, что предметы специальной одежды, иных средств индивидуальной защиты предоставляются военнослужащим вне зависимости от обеспечения их предметами вещевого имущества личного пользования.

При этом в категорию СИЗ входит, в частности, специальная одежда, теплые вещи, летно-техническая одежда, выдаваемые военнослужащим в зависимости от конкретных условий военной службы. Так, теплые вещи выдаются военнослужащим в зависимости от климатических условий местности, которые разделены на местности с особо холодным, холодным и умеренным климатом; нормами снабжения предусмотрено обеспечение военнослужащих специальной одеждой при выполнении ими обязанностей в различных вредных и опасных условиях: при обслуживании вооружения, военной и автомобильной техники (норма № 16 [101] ); ракетной техники (норма № 25 [102] ); при работах с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений (норма № 42 [103] ); при выполнении разных специальных работ (норма № 39 [104] ) и т.п.

Необходимо отметить, что перечень случаев, при которых военнослужащие получают право на обеспечение специальной одеждой и другими средствами индивидуальной защиты, перечисленные в Нормах снабжения не являются исчерпывающими и могут дополняться за счет норм обеспечения СИЗ лиц гражданского персонала ВС РФ. Такой вывод следует из ст. 103 Руководства «О порядке применения норм снабжения вещевым имуществом военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» [105] сноски к Норме № 39 снабжения специальной одеждой военнослужащих, занятых на выполнении разных специальных работ [106] , устанавливающих, что военнослужащие, занятые выполнением специальных работ, не указанных в перечисленных приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 сентября 1996 г. № 340 специальностях, обеспечиваются специальной одеждой применительно к нормам бесплатной выдачи гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации средств индивидуальной защиты, санитарно-гигиенической одежды и обуви.

Термин «специальные работы» в законодательстве Российской Федерации не раскрывается, поэтому представляется необходимым его уточнить. Понятие «специальный» может иметь два значения: во-первых особый, исключительный, во-вторых, относящийся к отдельной отрасли чего-нибудь, присущий той или иной специальности. [107] Таким образом, специальные работы могут означать, как работы, осуществляемые в исключительных, особых случаях, так и присущие той или иной специальности, осуществляемые военнослужащими в том числе и в повседневной служебной деятельности.

Анализ норм снабжения военнослужащих специальной одеждой показывает, что понятие специальных работ необходимо толковать во втором значении. Так, Норма № 29 снабжения специальной одеждой военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, занятых на выполнении разных специальных работ [108] к последним, в частности, относит: разгрузочно-погрузочные, электротехнические, земляные работы, которые нельзя отнести в условиях военной службы к исключительным случаям.

Таким образом, необходимо констатировать наличие у военнослужащих права на обеспечение средствами индивидуальной защиты, которое предусматривается нормативными актами Правительства Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации и может быть доктринально толковаться с одной стороны, как частный случай права военнослужащих на охрану здоровья, а с другой – как вид вещевого обеспечения.

Необходимо отметить, что выдача работникам специальной одежды и других средств индивидуальной защиты регламентируется применительно к конкретным должностям профессий в различных отраслях производства либо должностям профессий, общих для всех производственных отраслей. Такой способ правового регулирования дает основание многим авторам рассматривать момент назначения работника на конкретную должность, для которой нормативным правовым актом предусмотрено обеспечение спецодеждой, другими СИЗ в качестве основания возникновения у работника права на получения от работодателя указанных средств. [109] С.В. Корнишин указанные основания предложил разделять на юридические и фактические. При этом юридическим основанием возникновения у работника права на обеспечение СИЗ он считает возникновение между работником и работодателем трудового правоотношения (то есть, как правило, с момента заключения трудового договора (контракта). Фактическим основанием возникновения данного права в этом случае будет являться момент назначения работника на должность (выполнение работы), для которой нормативным правовым актом предусмотрено обеспечение спецодеждой, другими СИЗ. Для возникновения права работника на обеспечение СИЗ необходимо одновременное наличие как юридического так и фактического оснований данного права. [110]

Установление фактическим основанием возникновения у работника права на обеспечение СИЗ момента назначения его на конкретную должность, в целом соответствует сущности трудовых правоотношений, в которых обязанности работника, как правило, носят исчерпывающий характер, устанавливаются заранее и не могут быть изменены или дополнены без согласия последнего.

Анализ военного законодательства показывает, что в отношении военнослужащих их круг обязанностей не всегда возможно определить заранее в исчерпывающем виде. Так, ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» под исполнением военнослужащим обязанностей военной службы понимается не только исполнение ими общих, должностных, специальных обязанностей, но, в частности, и выпол



2019-12-29 400 Обсуждений (0)
Юридические гарантии реализации права военнослужащих на охрану здоровья. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Юридические гарантии реализации права военнослужащих на охрану здоровья.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (400)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)