При анализе внутренних факторов, влияющих на развитие Красноярска, оценивались конкурентные преимущества и недостатки города с учетом изменения внешних факторов до 2020 года (табл. 1.3).
Таблица 1.3.
Аспект
| Преимущества
| Недостатки
|
Геополитическое положение
| Крупный транспортный узел, пересечение железнодорожных, авиационных, автомобильных, речных и трубопроводных путей.
Расположение в створе Енисейского трансконтинентального транспортного коридора, связывающего арктические и южные регионы средней Сибири и страны северной Америки со странами южной и юго-восточной Азии.
Наличие городов-спутников, обладающих значительным производственным, технологическим, инновационным и кадровым потенциалом.
Расположение города в центре крупного промышленно развитого региона, обладающего перспективами устойчивого развития.
Расположение города в центре обширной сельскохозяйственной зоны.
| Удаленное положение относительно важных центров России, Европы и мира.
Холодный резко континентальный климат.
|
Население
| Ежегодный рост численности населения.
Высокий профессиональный, образовательный и культурный уровень жителей города.
Относительно низкая социальная конфликтность населения.
| Депопуляция – наличие естественной убыли населения.
Низкий уровень репродуктивного здоровья населения, ориентация на малодетность.
Большая дифференциация в уровне жизни населения.
Скрытая безработица.
Теневая занятость.
|
Пространственная организация, градостроительное регулирование
| Наличие в городе перспективных площадок, имеющих высокую градостроительную ценность.
Резервы планировочного каркаса города.
Большие территориальные ресурсы в собственности муниципалитета.
Активное освоение для специализированной оптовой и розничной торговли сложившихся общественно-транспортных узлов в срединой и периферийной зонах города.
Создание Красноярской Агломерации.
| Физический износ и устаревшая инженерно-транспортная инфраструктура города.
Высокий удельный вес промышленной застройки в центре и в городе в целом.
Неадекватность дорожно-транспортной сети грузовым и пассажирским потокам (отсутствие транспортных магистралей непрерывного движения, кольцевой дороги, нехватка мостов).
|
Природная среда
| Наличие пригородных рекреационных зон.
Наличие достаточного количества водных ресурсов.
| Сильная загрязненность водных объектов в городе.
Высокий уровень загрязнения воздуха, рост выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Отсутствие мощностей по переработке твердых бытовых отходов.
Низкий уровень экологической культуры.
|
Жилищная сфера
| Разнообразие типов жилья и застройки.
Сложившийся рынок недвижимости.
Опыт строительства жилья за счет кредитов банков. Развитие системы жилищного кредитования.
Опыт реализации муниципальных программ стимулирования строительства доступного жилья.
| Обеспеченность жильем на одного жителя ниже социальной нормы.
Высокая стоимость строительства жилья.
Высокая доля жилья низкого стандарта, ветхого и аварийного жилого фонда.
Низкий уровень конкуренции в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Нет прямых оформленных отношений между поставщиками и потребителями коммунальных услуг.
|
Инженерная инфраструктура, транспорт и связь
| Перевод телефонной сети города на современные технологии.
Формирование мультисервисной телекоммуникационной сети.
Разнообразие видов транспорта.
Наличие аэропорта, речного и железнодорожного вокзалов.
| Наличие участков дорог с плохим состоянием дорожного покрытия.
Высокий износ городских инженерных коммуникаций.
Морально устаревшее оборудование в энергетической отрасли, высокие теплопотери в сетях.
Отсутствие инфраструктуры для въездного туризма.
|
Социальная сфера
| Развитые культурно-досуговые потребности населения и возможности их удовлетворения.
Развитая система подготовки кадров, хороший уровень среднего и высшего образования.
Наличие современного медицинского оборудования и технологий.
Успешно работающая система социальной поддержки населения.
| Недостаточное развитие социальной инфраструктуры.
Недостаточная обеспеченность местами в детских дошкольных образовательных учреждениях.
Отсутствие эффективных механизмов оценки качества социальных технологий и услуг.
Низкий уровень общественной безопасности.
Недостаточность инфраструктуры развития и поддержки инноваций в социальной сфере.
|
Экономический потенциал
| Многоотраслевая структура экономики.
Емкий потребительский рынок и относительно высокий уровень доходов населения.
Конкурентные позиции в ряде отраслей (металлургия, высокие космические технологии).
Кооперативные инвестиционные вливания в экономику.
Высокий научный потенциал.
| Низкие темпы реструктуризации предприятий
Незначительная доля обрабатывающего производства в обороте малого и среднего бизнеса.
Недостаточное развитие инфраструктуры и поддержки малого бизнеса.
Ограниченное количество финансовых инструментов, действующих в финансовой структуре.
Высокий уровень изношенности и низкая активность в отношении модернизации основных фондов хозяйствующими субъектами.
Слабый менеджмент
Упущенные налоговые выгоды территории в связи с юридической регистрацией ряда субъектов за пределами города.
Низкий уровень кооперационных связей субъектов хозяйствования.
|
Инновационный потенциал
| Мощный научно-технический потенциал, наличие научно-исследовательских и проектно-конструкторских учреждений.
Консолидация интеллектуального потенциала на базе Красноярского научного центра СО РАН.
Резервирование территорий для организации технопарков, бизнес-инкубаторов, многофункциональных деловых, научно-производственных и технико-внедренческих зон.
| Низкая коммерциализация научных разработок.
Ограниченная возможность местных властей влиять на инновационное развитие города.
Отсутствие активной стратегии инновационного развития края.
Низкая степень развития инфраструктур поддержки инноваций.
|
Красноярск – информационный и фактический центр управления пространственного размещения, обслуживания и функционирования производительных сил объединенного края и приграничных территорий в зоне влияния крупных корпораций.
В целом во внешней и внутренней среде Красноярска содержится значительный потенциал для успешного развития. Красноярск эволюционно готов к принятию функций столичного сибирского города, формированию системы инвестиционной, экономической, социальной и гражданской политик в обеспечении высокого качества жизни населения и городской среды, отвечающей требованиям постиндустриальной экономики.