Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


По итогам урока учащиеся должны



2019-12-29 171 Обсуждений (0)
По итогам урока учащиеся должны 0.00 из 5.00 0 оценок




АЛМАТИНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИИ И МЕНЕДЖМЕНТА

АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ

Методических рекомендаций

По интеграции вопросов профилактики

ВИЧ в содержание учебных занятий

Среднего профессионального образования

  

                                СКЛЯР ВЕРОНИКИ ФЕДОРОВНЫ,

преподавателя русского языка, литературы,

мировой художественной культуры,

Отличника образования РК,

Лауреата авторских программ по МХК

-АЛМАТЫ-

-2010-

ВВЕДЕНИЕ

Начало третьего тысячелетия ознаменовалось процессами глобализации общественной жизни народов мира. Осознанием глубокой степени их взаимозависимости  наглядно продемонстрировало необходимость сплочения всех государств и приложения общих усилий для предотвращения опасных и негативных явлений планетарного масштаба. Одним из них является распространение ВИЧ и СПИДа  по планете независимо от географического расположения, расовых и национальных признаков, политических и религиозных убеждений. По последним данным на конец 2009 года более 16000 человек инфицируются ВИЧ. За прошедшие 25 лет эпидемия ВИЧ превратилась в серьезную проблему, угрожающую безопасности людей не в отдельно взятой стране, а во всем мире. Каждый человек рискует заразиться, если практикует опасное поведение. Но каждый человек может избежать заражения и защитить себя от ВИЧ/СПИДа, если будет следовать правилам безопасного поведения, а значит, в первую очередь, владеть базовой информацией по ВИЧ\СПИД у. Что такое ВИЧ\СПИД, каковы пути его распространения и профилактики - все эти вопросы в виде различных интеграций эффективно используются в педагогическом опыте преподавателей Алматинского Государственного колледжа технологии и менеджмента и вводятся в содержание учебных занятий ( Сборник методических рекомендаций  по интеграции вопросов профилактики ВИЧ, Алматы 2007 года) .

Данный авторский проект  2009 года разработан с целью интеграции актуальной проблемы на уроках литературы:

Тема №1. :М.Горький, пьеса «На дне». Авторская позиция и способы ее выражения в пьесе.

Профилактика ВИЧ\СПИДа: Межличностное общение.

Тема №2. Философия любви в творчестве И.А.Бунина (рассказы: «Грамматика любви», «Легкое дыхание», «Солнечный удар»).

Профилактика ВИЧ\СПИДа: Стили поведения.

Тема №3. Ф.М Достоевский, роман «Преступление и наказание».

Смысл названия и поэтика романа.

Профилактика ВИЧ\СПИДа: Игра: «Миф и реальность».

Тема №4. А.А. Блок. Художественный мир поэта. Стихотворение

 « Незнакомка»

Профилактика ВИЧ\СПИДа:  Защита проекта: «Что такое ВИЧ и СПИД?»

Тема №5. А.П Чехов, «Маленькая трилогия».

Тема гибели человеческой души под влиянием пошлого мира в рассказах «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»

Профилактика ВИЧ\СПИДа: Создание ролика «Необдуманные связи»

Вопросы профилактики ВИЧ рассматриваются в данном блоке от волнующих современную молодежь вопросов общения, которые непринужденно обращают внимание учащихся на стили поведения, затем данные знания закрепляются посредством серьезной игры «Миф и реальность». На последующих занятиях учащиеся, самостоятельно пользуясь дополнительными источниками, защищают проект базовых знаний по ВИЧ\СПИДу. И в заключение на пародийном литературном материале создают ролик «Необдуманные связи» , «Рискованное поведение» и т.п.

 

 

 

 

Тема № 1:М.Горький, пьеса «На дне»

 Авторская позиция и способы ее выражения в пьесе .

Цель: Формирование жизненных навыков и отношений

Задачи урока

Развивающие:

-развитие умений находить главное в тексте

-развитие понимания авторской позиции, ее доказательность

-развитие связной литературной речи, творческих начал

Воспитательные:

-активизация и расширение словарного запаса

-умение слушать и слышать однокурсников

-привитие интереса к драматургии, к созданию инсценировок, пародий, пантомим, диалогов

Обучающие:

-определять позицию автора и способы ее выражения

-определять собственную позицию, умело и точно работать с текстом

 - сопоставлять символику изображаемой трагедии с фактами из современной жизни(бомжи, беспризорники, нищие), современные межличностные отношения

- уметь артистично, выразительно представлять сцены из спектакля , видеть и воспроизводить сценические эффекты(многоголосие, ремарки, фон и т.д.)

Возможность для интегрирования вопросов профилактики ВИЧ:

- вопросы межличностного общения (взаимопонимание)

-поведенческая сфера подростков (опасное и безопасное поведение)

Ожидаемый результат

По итогам урока уч-ся должны:

-иметь представление о жанрах драматургических произведений, стремиться к реализации собственного творческого потенциала

-понимать, что такое авторская позиция, «строить» собственное мнение

-иметь представление о полифонической композиции драматургического произведения(столкновение мировоззрений, социальных, духовных устремлений, противоречивости характеров, разности этических принципов)

 -уметь отличать диалоги и полилоги, раскрывая психологическую глубину характера того или иного персонажа, помнить о деталях, ремарках

-обращать внимание на собственную речь, отмечая, что афористичность (образность, глубина) языка некоторых героев есть выражение сложной философской мысли

-стремиться ко взаимопониманию сторон в сложных и простых жизненных ситуациях

 

 

Этапы урока Ход урока Время  Ресурсы
1.Организационный момент Отметить отсутствующих. Психологическая подготовка к восприятию темы: Фрагмент из спектакля театра русской драмы им. М.Ю.Лермонтова (действие второе, сцена диалога Актера и Луки: «Стихи -понимаешь?»-«человек все может … лишь бы захотел…», столкновение этических принципов…)   1 мин Аудитория доска маркеры Диск «На дне» - спектакль Мультимед. обор.
2. Тема. Цель, задачи Совместная работа с учащимися по определению темы и задач урока. Режим, форма, правила, регламент работы. Осознанность Умение выделять главное Лаконичность Артистичность   0,5 мин Пакет с рекоменда циями Портрет Горького плакаты
3. Задание на повторение пройденного ЗАДАНИЕ 1 Тест по раннему романтизму Горького, теории (проверяют консультанты) литературы(лит.направления,драма,конфликт, ремарка, реплика, диалог, полилог, полифония, деталь, сцена, картина и т.д.) Романтизм, реализм – в чем существенная разница?(переход к теме). Пьеса прочитана.     5 мин   Тест из 10 вопросов 1,2 вар-т Экран  
4. Ввод в тему  Свободный диалог: Какие три «правды» в пьесе, в чем их трагическое столкновение? (правда факта -Бубнов(звучит тоскливо и пусто); правда утешительной лжи- Лука(веет надеждой и разочарованием); правда веры в человека -Сатин(убедительно, но декларативно -высокопарно) Работа консультантов, итоги теста -В чем же авторский гуманизм? – на этот вопрос вам и предстоит ответить… Работа в командах, капитаны берут пакеты с заданием и доп. справочным материалом     3 мин Ключе- вые слова, словосо-четания    
5. Изучение новой темы ЗАДАНИЕ 2 Разделились на 4 команды (рассчитались на 1, 2, 3, 4) Эпиграф урока: Основной вопрос, который я хотел поставить, это- что лучше, истина или сострадание ? Что нужнее?.. М. Горький (из интервью 1903 г.) Каждая из команд соответственно работает над 1, 2, 3,4 действием пьесы (в сокращенном варианте), определяя авторскую позицию и способы ее выражения. Подготовка Презентация Оценка     10м. 10 м. 0,5 м Тексты Атрибуты Элементы костюма Маркеры Ватман Правила работы в команде – Экран  
6. Вывод (размышления, обобщения, собственное мнение – рефлексия) Дочитаем до конца эпиграф: …Нужно ли доводить до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский…                     1903, М Горький -Попробуйте закончить эту мысль автора пьесы. Монологические ответы, размышления, эссе Физпауза     2 мин 0,5 м Экран Афиша План анализа драм.произвед-я Теория лит-ры
7. Закрепление с интеграцией ВИЧ/СПИД 8.Ток-шоу 9. Итог 10. Задание на дом Проблемный вопрос: -А нужна ли вообще ли правда? Обсуждение с выходом на ВИЧ/СПИД -Как вы думаете, что такое межличностное общение?(взаимопонимание)               плакат        Межличностное общение вербальное                      невербальное ___________________________________ разговор                         жесты диалог                            мимика интонация                      расстояние и т.д. -из чего и «вытекает» опасное               и     безопасное                    поведение ЗАДАНИЕ 3  Обсуждение информации, подготовка диалогов и сценок на тему: Степень риска(можно пародировать сцены из пьесы) Подготовка Презентация Большой круг -Что больше всего запомнилось на уроке? Оценки, анализ ответов, отметить самые удачные сцены 1.Тест по творчеству М.Горького 2.Рабочий материал к сочинению- рамышлению по теме «Три правды в пьесе М.Горького «На дне» (использовать мнение ведущей ТОК-ШОУ Т.Догилевой «Две правды»: «Правда у каждого своя, а истину…»)     2,5 м     5мин 4мин   1мин     45 минут   Ключевые слова Пакет информации о ВИЧ\ СПИДе   Плакаты Таблицы     Экран   Экран     Пакет с заданием

 Тема № 2: Философия любви в творчестве И.А.Бунина

(Рассказы: «Грамматика любви», «Легкое дыхание», «Солнечный удар»)

Цель урока: Активное восприятие учебного материала
Задачи урока

Развивающие:

развитие умений выделять главное в работе с текстом

понимание авторского отношения к изображаемому посредством вдумчивого прочтения отдельных фрагментов текста

развитие самостоятельности и умения работать в команде

Воспитательные:

   активизация познавательной деятельности

   привитие интереса к чтению и изучению художественных текстов

воспитание чувства ответственности, коллективизма, индивидуальности

Обучающие:

 активизация мышления, формирование понятий о философской направленности в творчестве И.Бунина

научиться определять основные стилевые особенности текста

уметь выразительно читать стихотворения И.Бунина, определяя созвучия прозы и поэзии Бунина( живопись, графика, акварель)

 уметь сочетать примеры из художественной литературы с жизненными ситуациями при современном стиле общения в кругу молодежи

Возможность для интегрирования вопросов профилактики ВИЧ:

базовая информация (значение терминов)

поведенческая сфера подростков(стили поведения)

Ожидаемый результат:

По итогам урока учащиеся должны

-Знать и понимать содержание рассказов И.Бунина, вникать в их смысловую глубину, философию, определяя стилевые особенности текста

-Находить созвучие рассказов И.Бунина с его поэтическими строками, раскрывая «вечные темы» творчества писателя

-Уметь описывать колорит и настроение картины, определять ее место в тексте, стремиться к творческому осмыслению материала

-Применять полученные знания при анализе художественных текстов

-Применять знания о здоровом образе жизни и негативной практике рис-

кованного поведения в личной жизни  

Этапы урока            Ход урока  Время Ресурсы
1.Организационный момент Проверка отсутствующих Психологическая подготовка к восприятию темы: Фрагмент из х\ф «Драма на охоте», свадебный вальс ( Е. Дога) ▪ И не забыть мне этой ночи звездной, ▪Когда весь мир любил я для одной! ▪Пусть я живу мечтою бесполезной, ▪Туманной и обманчивой мечтой- ▪Ищу я в этом мире сочетанья ▪Прекрасного и тайного, как сон. ▪Люблю ее за счастье слиянье ▪В одной любви с любовью всех времен!     «НОЧЬ», 1901год     2 мин.   Маркерная доска Мультимедий ный аппарат Плакаты Проецирование текста стихотворения Портреты И.Бунина
2.Тема,цель, задачи Совместная работа с учащимися по определению темы и задач урока.  Запись в тетрадях, эпиграф урока: Всякая любовь- великое счастье, Даже если она не разделена…           И. Бунин Режим и форма работы: 3 команды по 5-6 учащихся. Правила работы: *АКТИВНОСТЬ *СПЛОЧЕННОСТЬ *ВОСПИТАННОСТЬ *ПРАВИЛЬНОСТЬ Особые баллы за БЫСТРОТУ РЕАКЦИИ НАХОДЧИВОСТЬ ЛИТЕРАТУРНУЮ РЕЧЬ     5 мин Эпиграф на доске Рабочие тетради   Пакет рекомендаций по правилам, режиму и форме работы   Плакаты ( как работать)  
3.Задание на повторение пройденного ЗАДАНИЕ 1: « Что мы знаем» Работа с текстами  Главные герои, их словесный портрет Закрепление понятий:    Композиция Стиль Повествование символика Пейзаж, портрет, деталь Сообщение каждой группы Оценка ответов ФИЗПАУЗА   9 мин. 0,5 мин. 0,5 мин Тексты рассказов «Грамматика любви», «Легкое дыхание», «Солнечный удар» Термины на экране
4 .Изучение новой темы Переход к теме(Философия любви И.Бунина) Эпиграф: - В коллизии и в самой идее бунинской темы любви выражено общее представление . писателя о жизни Н.М. Кучеровский « Бунин и его проза» 1980г -Как понимаете слова критика? - Какие «вечные темы» раскрываются в творчестве Бунина? -Философия это что? ЗАДАНИЕ 2 Созвучие содержания рассказов с лирическими стихотворениями: «Песня», «Эпитафия», «Одиночество» через философское(жизненное) осмысление бунинской темы любви  Подготовка Презентация выразительного чтения и комментарии по созвучию прозы и лирики И.Бунина Оценки   3 мин   5 мин.   10 мин.     1 мин. Эпиграф  Экран   Акт.словарь философия коллизия вечные темы Экран   Тексы стихотворений Графические работы: «Одиночество», «Усадьба», «Кладбище»   Экран
5 . Закрепление темы: размыщления, обобщения, собственное мнение – рефлексия) - Определите основную философскую линию рассказов Бунина, используя в ответах высказывания исследователей творчества И.Бунина:  -В бунинском восприятии мира как-то чарующе своеобразно сожительствуют любовь и смерть (П.В.Струве) - Любовь в представлении писателя вообще существует как потребность любви, как воображение счастья любви (Н.М.Кучеровский) -Катастрофичность любви…Это падение в бездну и одновременно – к самому средоточию живой жизни, к бессмертию, сконцентрированному в одном мгновении любви (Ю.Мальцев) Оценка-вывод с переходом на базовую информацию по ВИЧ\ СПИДу: о Ответственное поведение   .   10 мин.     2 мин       Плакаты с высказыванием исследователей творчества Бунина     Пакет информации о ВИЧ\ СПИДе: Стили поведения
6 .Интегрирова ние вопросов по профилактике ВИЧ\ СПИД Литература и современная жизнь: - Какое отношение Вы испытываете к героям прочитанных рассказов? - Какой стиль поведения, по Вашему мнению, присущ героям, если мы определим  стили поведения, как УВЕРЕННОЕ НЕУВЕРЕННОЕ АГРЕСИВНОЕ? Игра «Эстафета»: - Найдите соответствующие категории ключевых слов к названным стилям поведения: -УВАЖЕНИЕ -ПОДЧИНЕНИЕ -УГРОЗА и т.д. Задание 3 Подготовка и Защита плакатов в жанре «НО…» с диалогом «Как противостоять уговорам?» \ Любить, но… не терять голову Люби, встречайся, но … не забывай о последствиях  Любовь – это …, но… Оценка   5мин     10мин           1 мин   Плакаты с ключевыми опорами УВЕРЕННОЕ НЕУВЕРЕННОЕ АГРЕСИВНОЕ   УВАЖЕНИЕ ПОДЧИНЕНИЕ УГРОЗА     Маркеры Ватман Фломастеры Скотч   Экран
7. Вывод - прозаический этюд с лирическими отступлениями - Какие качества в человеке ВЫ считаете самыми ценными?     14 мин   Рабочие тетради
8. Задание на дом 1. Тест по творчеству И.Бунина. 2.Прочитать рассказы из сборника «Темные аллеи» 3.По желанию -выучить стихотворение   5 мин Пакет с домашним заданием
9. Итог Встали в круг, задаем вопросы по теме урока, бросая мяч: - Актуальны ли в наше время рассказы И.Бунина? - Помогут ли Вам в жизни сведения, которые Вы почерпнули из сегодняшнего урока? Чем? Урок завершается звучанием вальса из х\ф «Драма на охоте», в котором судьба Оленьки очень напоминает судьбу Оли Мещерской - из какого рассказа?     5мин     2 мин 90 минут   Мяч   Экран   Диск «Драма на охоте»   Портретные зарисовки героинь


2019-12-29 171 Обсуждений (0)
По итогам урока учащиеся должны 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: По итогам урока учащиеся должны

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (171)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)