Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Познавательный интерес, его структура, уровни и критерии сформированности



2019-12-29 494 Обсуждений (0)
Познавательный интерес, его структура, уровни и критерии сформированности 0.00 из 5.00 0 оценок




Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование,
имеет множество трактовок в своих психологических определениях,
он рассматривается как: избирательная направленность внимания человека
(Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо); проявление его умственной и эмоциональной
активности (С.Л. Рубинштейн); активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер); активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова); специфическое отношение личности к объекту,
вызванное   сознанием   его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев) [12, С. 160]. Важнейшая область общего феномена интереса — познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру — в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. [22, С. 54].

В то же время познавательный интерес, будучи включённым в
познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжён с
формированием многообразных личностных отношений: избирательного
отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности,
участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой
основе — познания предметного мира и отношения к нему, научным
истинам формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру которых способствует познавательный интерес.

Более того, познавательный интерес, активизируя все психические
процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность
к постоянному поиску преобразования действительности посредством
деятельности (изменения, усложнения её целей, выделения в предметной

среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания
иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала).

Особенностью познавательного интереса является его способность
обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и
любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в
каждой их них. В труде человек, используя предметы, материалы,
инструменты, способы, нуждается в познании их свойств, в изучении
научных   основ   современного производства,   в осмыслении

рационализаторских процессов, в знании технологии того или иного
производства. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе
познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие
преобразованию действительности. Любую деятельность человек,

одухотворённый познавательным интересом, совершает с большим
пристрастием, более эффективно. [24, С. 20].

Познавательный интерес — важнейшее образование личности,
которое складывается в процессе жизнедеятельности человека,
формируется в социальных условиях его существования и никоим
образом не является имманентно присущим человеку от рождения.

Значение познавательного интереса в жизни конкретных личностей
трудно переоценить. Интерес выступает как самый энергичный активатор,
стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих
действий        и жизнедеятельности в целом. Особую значимость познавательный интерес имеет в школьные годы, когда учение становится фундаментальной основой жизни, когда к системообразующему познанию ребёнка, подростка, юноши привлечены специальные учреждения и педагогически подготовленные кадры.

Познавательный интерес — интегральное образование личности. Он
как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую
составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные,

эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи
человека с миром, выраженные в отношениях. [40, С. 27].

Интерес формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся её объективно-
субъективная сущность (характер, процесс, результат). Интерес — это
«сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус
деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения,
стремление углубляться в познание интересующего предмета, в
познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к
их преодолению).

Познавательный интерес выражен в своём развитии различными
состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития:
любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический
интерес. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее
характерные их признаки являются общепризнанными.[39, С. 21].

Любопытство — элементарная стадия избирательного отношения,
которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными

обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека
эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и
не иметь особой значимости. На стадии любопытства ученик
довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того
или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия ещё не
обнаруживает подлинного стремления к познанию. И, тем не менее,
занимательность как фактор выявления познавательного интереса может
служить его начальным толчком.

Любознательность - ценное  состояние  личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворённостью деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на уроках, но и в труде, когда человек отрешён от простого исполнительства и пассивного
запоминания.

Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет
значительную ценность в развитии личности. Любознательные люди не
равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске. Познавательный
интерес на пути своего развития обычно характеризуется
познавательной активностью, явной избирательной направленностью
учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место
занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует
проникновению личности в   существенные   связи, отношения,

закономерности познания. Эта стадия характеризуется поступательным
движением познавательной деятельности школьника, поиском интересующей его информации. Любознательный школьник посвящает свободное время предмету познавательного интереса.

Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию
сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с
использованием их как инструмента познания. Эта ступень активного
воздействия человека на мир, на его переустройство, что непосредственно
связано с мировоззрением человека, с его убеждениями в силе и
возможностях науки. Эта ступень характеризует не только познавательное
начало в структуре личности, но и человека как деятеля, субъекта,
личность. В реальном процессе все указанные ступени познавательного
интереса представляют собой сложнейшие сочетания и взаимосвязи. В
познавательном интересе обнаруживаются и рецидивы в связи со сменой
предметной области, и сосуществование в едином акте познания, когда
любопытство переходит в любознательность. Школьник углубляется в

сущность предмета, он поглощён решением проблемы, задачи,
опережающего задания. Но бывает, что состояние заинтересованности,
которое обнаружит ученик на уроке под влиянием разных ситуаций и
обстоятельств (занимательность, расположение к учителю, удачный ответ,
поднявший его престиж в коллективе), может пройти, не повлияв на
развитие личности.

Однако в условиях высокого уровня обучения, целенаправленной
работы учителя по формированию познавательных интересов учащихся
временное состояние заинтересованности может быть использовано в
целях развития пытливости, стремления руководствоваться научным
подходом в учении (искать и находить доказательства, проверять
практически действия законов, читать дополнительную литературу и т.д.).

В условиях обучения   познавательный   интерес выражен

расположенностью школьника к учению, к познавательной деятельности
одного, а может быть, и ряда учебных предметов. Как показывают
психолого-педагогические исследования, интересы младших школьников
характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к
тому, что особенно ярко, эффективно раскрыто в содержании знаний.
Интерес к впечатляющим фактам, к описанию явлений природы,
событий общественной жизни, истории, наблюдения с помощью учителя над
словом рождают интерес к языковым формам. Всё это позволяет говорить
о широте интересов младших школьников, в значительной мере
зависимых от обстоятельств учения, от учителя. В то же время
практические действия с растениями, животными во внеурочное время в
ещё большей мере расширяют интересы, развивающие кругозор,
побуждают всматриваться в причины явлений окружающего мира.
Обогащение кругозора детей вносит в их познавательные интересы
изменения. В учебно-познавательной деятельности интересы младшего
школьника не всегда локализованы, поскольку объём систематизированных
знаний и опыт их приобретения невелики. Поэтому попытки учителя сформировать приёмы обобщения, а также поиск учащимися обобщённых способов решения поставленных задач нередко бывают безуспешными, что сказывается на характере интереса младших школьников, который чаще обращен не столько к процессу учения, сколько к его практическим результатам (сделал, решил, сумел). Вот почему приближение цели деятельности к его результату составляет для младшего школьника
важную основу, укрепляющую интерес. Частые же переключения
интереса могут неблагоприятно влиять не только на укрепление интереса
к учению, но и на процесс формирования личности ученика. Лишь с
приобретением опыта познавательной деятельности, умело направляемой
учителем, происходит постепенное овладение обобщёнными способами,
позволяющими решать более сложные задачи учения, обогащающие
интерес учащихся. Главная социальная задача современного обучения не только дать широкое образование, но и расположить личность подрастающего человека к самостоятельному приобретению знаний, к постоянному стремлению углубляться в область познания, формировать стойкие познавательные мотивы учения, основным из которых является познавательный интерес. [30, С. 107].

Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования
и практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение
которых способствует формированию, развитию и укреплению

познавательного интереса учащихся, в том числе и младших школьников:
максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся.
Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития подлинно познавательного интереса, являются
ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска,
догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации
противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых

необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую
точку зрения. Второе условие, обеспечивающее формирование
познавательных интересов и личности в целом, состоит в том, чтобы вести
учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся.

 В реальном процессе обучения учителю приходится иметь дело с тем,
чтобы постоянно обучать учащихся множеству умений и навыков.
При всём разнообразии предметных умений выделяются общие, которыми
учение может руководствоваться вне зависимости от содержания
обучения, такие, например, как умение читать книгу (работать с книгой),
анализировать и обобщать, умение систематизировать учебный
материал, выделять единственное, основное, логически строить ответ,

приводить доказательства и т.д. Эти обобщённые умения основаны на
комплексе эмоциональных регулярных процессов. Они и составляют те
способы познавательной деятельности, которые позволяют легко, мобильно,
в различных условиях пользоваться знаниями и за счёт прежних
приобретать новые.

Операционная сторона не в меньшей мере, чем содержательная,
сопряжена с мотивационной. Именно из неё, из активных действий, из

оперирования знаниями поступают импульсы, укрепляющие познавательный
интерес. Ловкость, догадка, смышленость, умелость раскрывается в этом
оперировании со всей полнотой, и, чем полнее они раскрываются, тем в
большей мере получает школьник эмоциональное удовлетворение от своей
деятельности. Познавательный интерес ученика не может развиваться и
крепнуть, если операционная сторона учения остаётся постоянной. В ней
обязательно нужно поступательное движение. Только тогда ученик,
оценивая свои возросшие возможности и силы, сознаёт, что теперь он по-
другому, по-новому, лучшему, легче, скорее, сноровистей действует в
учебной обстановке. В этом постоянном усложнении учебного труда, в
овладении всё более сложными и более совершенными умениями,
позволяющими решать более трудные задачи познания, состоит суть
развивающего обучения, неуклонно укрепляющего познавательные силы,
интерес и стремления школьника.

Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный
тонус учебного процесса — третье важное условие.

Благополучная эмоциональная атмосфера обучения и учения сопряжена с
двумя главными источниками развития школьника: с деятельностью и
общением, которые рождают многозначные отношения и создают тонус
личного настроения ученика. Оба эти источника не изолированы друг от
друга, они всё время переплетаются в учебном процессе, и вместе с тем
стимулы, поступающие от них, различны, и различно влияние их на
познавательную деятельность и интерес к знаниям, другие —
опосредованно.

Благополучная атмосфера учения приносит ученику те переживания,
о которых Д.И. Писарев говорил, что каждому человеку свойственно
желание быть умнее, лучше и догадливей. Именно это стремление
ученика подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство
собственного достоинства, приносит ему при успешной деятельности

глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, при котором работается
скорее, быстрее и продуктивней.

Создание      благоприятной     эмоциональной атмосферы

познавательной деятельности  учащихся важнейшее  условие

формирования познавательного интереса и развития личности ученика в
учебном процессе. Это условие связывает весь комплекс функций
обучения — образовательной, развивающей, воспитывающей и оказывает
непосредственное и опосредованное влияние на интерес. Из него
вытекает и четвёртое важное условие, обеспечивающее благотворное
влияние на интерес и на личность в целом — благоприятное общение в
учебном процессе.

Обучение представляет собой сложный процесс общения учителя с
учащимися, учеников между собой. Влияние общения трудно измерить, но
можно видеть в реальной действительности. Общение учащихся друг с
другом и с учителем создаёт многообразную гамму отношений,
опосредованное влияние которых очень велико. Стремление к общению с
товарищами, с учителем само по себе может быть сильным мотивом
учения и в то же время способствовать укреплению
познавательного интереса.

Именно благодаря отношениям, которые складываются в учебном
процессе и в общении, и может быть создана благоприятная
атмосфера учения, формирования познавательных интересов и личности
ученика. [33, С.17].

Вклассных коллективах, как младших школьников, так и старших
подростков на развитие их интересов влияет не столько возраст,
сколько индивидуальность   школьника,      обусловленная его

жизнедеятельностью, приобретением опыта разнообразной предметной
деятельности,     общением, влиянием семейных условий, средствами массовых коммуникаций и т.д. У школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и различный характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития. Элементарным уровнем познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой учениками на уроке.

Более высоким уровнем его развития является интерес к познанию
существенных свойств предметов или явлений, составляющих более
глубокую и часто невидимую их внутреннюю суть. Этот уровень требует
поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями,
приобретёнными способами. На этом уровне познавательный интерес часто
связан с решением задач прикладного характера, в которых школьника
интересует не столько принцип действия, сколько механизм, при помощи
которого оно происходит. На этом уровне интерес уже не находится на
поверхности отдельных фактов, но ещё не проникает настолько в
познание, чтобы обнаружить закономерности. Этот уровень, пожалуй,
можно назвать стадией описательства, в которой фиксация внешних
признаков и существенных свойств изучаемого находится на равных
началах.

Ещё более высокий уровень познавательного интереса составляет
интерес школьника к причинно-следственным связям, к выявлению
закономерностей, к установлению общих признаков явлений, действующих
в различных условиях. Этот уровень бывает, сопряжён с элементами

исследовательской творческой деятельности, с приобретением новых и совершенствованием прежних способов учения. [37, С. 84].

  В реальном процессе путь, проделываемый познавательным интересом, характеризуется более тонкими и сложными взаимопереходами, в которых одна стадия как бы проникает в другую, одна вырастает из другой, одна сопутствует другой. Но при всём этом в каждый данный момент учитель всё же может видеть, на каком уровне развития интереса к знаниям находится школьник: на уровне фактов и репродуктивной деятельности, на уровне выделения существенных связей и стремления к поисковой деятельности, часто связанной с прикладным её характером, либо на уровне вскрытия
существенных закономерностей и глубоких причинно- следственных
связей.

Репродуктивно-фактологический, описательно-поисковый и творческий характер познавательной деятельности обуславливают собой и уровень познавательного интереса школьника.

Главный параметр уровней познавательного интереса — обращённость
его к объектам познания (фактам, процессам, закономерностям) сопровождается такими параметрами, как устойчивость, локализованность и осознанность.[34,С. 44].

Параметр устойчивости многое открывает нам в познавательном
интересе школьника. Познавательный интерес может быть ситуативным,
ограниченны отдельными яркими вспышками, как ответ на какую-либо
особо эмоциональную ситуацию обучения (эффектный опыт, впечатляющий
рассказ, интересный фильм). Такой интерес может быстро остыть,
исчезнуть вместе с породившей его ситуацией. Он требует постоянного
подкрепления извне, наслоения новых и новых исключительных
впечатлений. В структуре личности он не оставляет особого следа, так как интерес её всё время побуждается внешними средствами, сам школьник остаётся к познанию нейтральным.

Интерес к учению может быть относительно устойчив, и связан с
определённым кругом предметом, заданий. Этот уровень устойчивости
познавательного интереса характерен для большинства учащихся
подростков, в которых мотив познавательного интереса как внутренний
побудитель их учения ещё не настолько силён, чтобы не нуждаться во
внешней стимуляции, идущей от средств учебного процесса. В этих случаях
очень важно разглядеть тенденцию его устойчивости: преобладают ли у
ученика внутренние побуждения интереса, или же он нуждается больше во
внешних стимулах.

Наконец, познавательный интерес школьника может быть
достаточно устойчив. Тогда внутренняя мотивация в учении будет
преобладать, и ученик может учиться с охотой даже вопреки
неблагоприятным внешним стимулам. Этот уровень устойчивости
познавательного интереса представляет собой уже неразделимое целое с
потребностью в познании, когда ученик не просто хочет учиться, а не может
не учиться. Прочный познавательный интерес сопутствует развитию далеко
не каждого школьника.

Локализация познавательных интересов может быть также очень
различной. Значительная часть учащихся имеет очень неясную, аморфную
локализацию. У них чаще всего и можно обнаружить ситуативный
интерес. При внешней стимуляции интерес к учению у этих школьников
проявляется, но бывает, нестоек и обязательно требует побуждений извне.

В процессе обучения важно углублять знания таких учеников, постоянно переводить их на более высокий уровень познания.

Наконец, известную группу школьников каждого класса составляют
учащиеся с чётко локализованными, выраженными, доминирующими
познавательными интересами. Стержневые, доминирующие интересы
лежат у основания склонностей, способностей учащихся, определяют
будущую профессию и поэтому представляют собой большую ценность для
личности. В комплексе данных о познавательном интересе очень
существенным является и его осознанность. Осознание мотива всегда
сопряжено с более сильным влиянием его на деятельность. Неосознанный
мотив тоже действует, но подспудно, им труднее управлять. Теоретический
анализ и практика обучения показывают, что наиболее благоприятны для
учебного процесса широкие интересы учащихся с выраженной доминантой.

 Проявлением интереса учащихся в учебном процессе является их
интеллектуальная активность, о которой можно судить по многим действиям.
Вопросы ученика, обращенные к учителю, более всего знаменуют
познавательный интерес. Вопрос выражает стремление постичь ещё
неясное, глубже проникнуть в предмет своего интереса. Инертный,
равнодушный к учению ученик не задаёт вопросов, его интеллект не
тревожат нерешённые вопросы. Другим показателем интеллектуальной
активности являются стремления учащихся по собственному побуждению
участвовать в деятельности, в обсуждении поднятых на уроке вопросов,
в дополнениях, поправках ответов товарищей, в желании высказать свою
точку зрения.

Отчётливым показателем интеллектуальной активности, сопутствующей интересу школьников, является их активное
оперирование приобретённым багажом знаний и умений. Познавательный
интерес не уживается со штампом и шаблоном, поэтому привлечение
приобретённых знаний к различным ситуациям и задачам свидетельствует
об их гибкости, их свободном использовании и может способствовать
стремлению глубоко проникнуть в познание.

Ещё один очень ценный для интереса показатель интеллектуальной
активности школьника — стремление поделиться с товарищами, учителем
новой информацией, почерпнутой из различных источников за пределами
обучения.

Таким образом, первый и самый основной параметр показателей
познавательного интереса, который может обнаружить учитель без
достаточных усилий, — это интеллектуальная активность школьника, в
которой как в фокусе собираются все её проявления в познавательном
интересе.

Другим параметром показателей, по которым учитель может судить
о наличии познавательного интереса учащихся, является эмоционально благополучный фон познавательной деятельности ученика.
Эмоциональные проявления учащихся служат достаточно ясными
показателями для учителя.

 Весьма ясным показателем познавательного интереса является
поведение ученика при затруднениях. Устойчивый и достаточно глубокий
интерес обычно сопряжён со стремлением преодолеть трудности,
попробовать различные пути для разрешения сложной задачи. В
естественных условиях учебного процесса учитель явственно видит эти
полярные группы учащихся, из которых одна производит множество проб,
отыскивает различные подходы и способы решения, другая либо отодвигает
от себя тетрадь и отключается от учебного задания, либо пробует
механически списать задание у соседа или с доски.

Регулятивные механизмы познавательной деятельности школьника
очень осязаемо и ощутимо дают знать об интересе к знаниям и по
стремлению к завершённости учебных действий. Интерес всегда связан с
поглощённостью деятельностью, с уходом в деятельность, несмотря на
посторонние раздражители. Лишь завершив начатую работу, школьник
реагирует на них. Тот же процесс деятельности, который не привлекает
ученика, скорее связан со стимулами внешнего порядка (не получить
плохой отметки, не поставить себя в неловкое положение перед
учителем, перед товарищами). Подлинно познавательный результат его
не столь волнует, как ученика с выраженным интересом к учению.
Показательны в этом отношении реакции учащихся на звонок с урока. Для
одних звонок является нейтральным раздражителем, и они продолжают
работу, стараясь довести её до конца, завершить благополучным
результатом, другие моментально демобилизуются, перестают слушать,
оставляют неоконченным начатое задание, закрывают книги и первыми
выбегают на перемену.

Распознавание познавательного интереса возможно не только в сфере
учебной деятельности, но и за её пределами, так как школьник
руководствуется интересом не только на уроках. Наоборот, его свободная

деятельность в ещё большей мере раскрывает нам и характер, и глубину, и
локализацию, и осознание познавательного интереса.

Свободный выбор деятельности в часы досуга, предпочтение тех или
иных занятий в свободное от уроков время — важнейший показатель
интересов и склонностей учащихся. Это весьма серьёзная социальная,
не только педагогическая проблема, от верного решения которой зависит
не только развитие интересов человека, но и его активная позиция в жизни.

 

 



2019-12-29 494 Обсуждений (0)
Познавательный интерес, его структура, уровни и критерии сформированности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Познавательный интерес, его структура, уровни и критерии сформированности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (494)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)