Диагностика исходного уровня познавательных интересов
(констатирующий эксперимент) Теоретическое изучение проблемы определило необходимость Опытно-экспериментальная работа проводилась в течение педагогической практики 2008-2009 учебных годов в МОУ СОШ №5 города Улан-Удэ. В исследовании были задействованы учащиеся 4 класса, которые начали изучать английский язык во втором классе. В классе 20 человек. Экспериментальную группу составили десять учащихся 1. Определить исходный уровень сформированности познавательных 2. Определить какой мотив является ведущим на уроках английского 3. Выявить стимулы познавательных интересов учащихся.
Для решения поставленных задач были использованы следующие • педагогическое наблюдение; • анкетирование учащихся; • беседа; • тестирование учителей. Констатирующий эксперимент включал в себя два этапа: основной и На основном этапе выявлялся уровень сформированности На прогностическом этапе выявлялся реальный учебный мотив На первом этапе было проанализировано 12 уроков. Для анализа были выделены следующие критерии сформированности • интеллектуальная активность; • эмоциональные проявления; • сформированность регулятивных процессов; • занятность в свободное время. • умение работать с книгой; • умение анализировать; • умение обобщать. Что позволило выявить следующие уровни развития познавательных интересов: репродуктивно - фактологический; описательно - поисковый; Для анкетирования был выделен круг вопросов, представленный в Приложении 2. На основе анализа результатов наблюдений и ответов на вопросы В результате анализа ответов Покровского Сергея было выявлено, что он проявляет интерес к познанию существенных свойств предметов, то есть достаточно активно оперирует имеющимися знаниями. Интерес к учению относительно устойчив. Познавательный интерес имеет широкую локализацию, то есть Сергей активно пользуется дополнительными источниками информации. На уроках активно участвует в обсуждении поднятых вопросов, поправляет своих товарищей, любит высказывать свою точку зрения, хотя не всегда внимателен на уроках, отвлекается. В свободное от учебы время занимается в музыкальной школе, по классу фортепьяно. У Васениной Кати открытый, непосредственный интерес к новым Познавательный интерес Диканова Димы ситуативен, ограничен яркими вспышками, как ответ на какую-либо особо эмоциональную ситуацию обучения, например, когда он слышит впечатляющий рассказ. Локализация познавательных интересов аморфная. Регулятивные процессы сформированы не достаточно, так как Дима не всегда внимателен, часто отвлекается. Мальчик посещает музыкальную школу, овладевает двумя инструментами - баяном и фортепьяно. Признается, что также мечтает научиться играть на гитаре. Проанализируя результаты исследования, делаем вывод, что уровень развития познавательных интересов - репродуктивно - фактологический. Наблюдая за Дроновой Лерой нужно отметить, что у нее открытый, На основе анализа результатов наблюдений и ответов на вопросы Андреев Костя очень редко задает какие-либо вопросы, практически Наблюдая за Батясовой Катей, нужно отметить, что у нее Познавательный интерес Бушланова Саши ситуативный, ограничен В результате анализа ответов Горбунова Ильи было выявлено, что Телешев Илья редко задает какие-либо вопросы, практически не Таблица 2
Итого: репродуктивно - фактологический - 7
Схематично результаты можно представить в виде диаграммы 1 Диаграмма 1
Результаты наблюдения и ответов учащихся в контрольной группе в таблице:
Итого: репродуктивно-фактологический – 6 описательно-поисковый – 4 Схематично результаты можно представить в виде диаграммы 2 Диаграмма 2 Для изучения исходного уровня мотивации учащихся нами был задан вопрос: «Зачем ты изучаешь английский язык?» Проанализируем данные, полученные в результате опроса учащихся. Результаты ответов в экспериментальной группе на вопрос можно пронаблюдать на диаграмме 3 Диаграмма 3 Результаты ответов на тот же вопрос в контрольной группе можно увидеть на диаграмме 4: Диаграмма 4
Также была проведена методика по оценке уровней сформированности учебно-познавательного интереса. Цель методики «Оценка уровней сформированности учебно-познавательного интереса» (по В. В. Репкину, Е.В. Заике): определить уровень сформированности учебно-познавательного интереса у младших школьников. Опросник предназначен для учителей. (см. Приложение 1). По результатам методики нами были определены уровни сформированности учебно-познавательного интереса младших школьников. Результаты диагностики уровней сформированности учебно-познавательного интереса представлены в таблице 4. Таблица 4
Выявляя стимулы познавательных интересов, мы были поставлены перед необходимостью проследить, что же интересует младших школьников в учебном процессе. С этой целью учащимся был поставлен вопрос: «Что тебе нравится на уроках английского языка?» и варианты ответов: объяснение учителя, проекты, сочинения, работа с учебником. Ответы на поставленный вопрос в известной мере помогли определить источники их познавательных интересов. Ответы представлены в диаграмме 5:
Диаграмма 5
Наиболее интересным на уроке является объяснение учителя. Это главный источник знаний учащихся (естественно, при высоком уровне преподавания). Объяснение занимает первое место в ответах и составляет 42% учащихся от 100%. Второе и третье места занимают проекты и сочинения в равном количестве процентов учащихся – 20 %. И последнее место занимает работа с учебником – 18%. В практике обучения и в теоретических обобщениях укреплено мнение, что учитель – самый надежный источник знаний. Это подтверждает, что содержание обучения играет превалирующую роль и учитель способен передать его с большей глубиной, чем учебник. Однако ощутимость учащимся этого обогащения еще не может стать единственным источником познавательного интереса. Работа с учебником на уроке не вызывает особенного интереса учащихся. Таким образом, анализ ответов учащихся подтверждает вывод о необходимом взаимодействии нескольких источников формирования и укрепления познавательных интересов в учебном процессе, из которых один способствует пополнению, углублению и обогащению знаний учащихся о мире, а другой – проявлению их познавательных возможностей, развитию активности и самостоятельности в овладении знаниями. Учащихся интересуют и творческие работы как проекты и сочинения. Это показатель их стремления к деятельности, предоставляющей им свободу для использования творческих возможностей. Так, в творческих работах, познавательный интерес становится основой для развития способностей и склонностей учащихся. В результате констатирующего эксперимента мы пришли к известной аксиоме, что нет школьников ничем не интересующихся. Но мотив большинства школьников носит ситуативный характер и только у 20% учащихся экспериментальной группы преобладает устойчивый учебно-познавательный мотив. Отсюда можно сделать выводы, что учитель слабо использует учебные ситуации, в которых максимально бы проявлялась активность и инициатива школьников, осмысление ими сообщенных знаний. Также, по результатам констатирующего эксперимента можно выделить одну важную мысль: когда в обучении учитель берет все на себя, когда на уроках значительная часть информации идет только от учителя, когда ученики бывают почти лишены самостоятельного поиска, когда вся деятельность учащихся совершается только по указаниям учителя или же по готовому образцу, насущная потребность учеников в активных познавательных действиях не удовлетворяется. Этот вывод не требует опровержений, вопрос состоит лишь в том, при каких условиях формирование учебно-познавательных интересов учащихся будет более продуктивным.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1339)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |