Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Диагностика исходного уровня познавательных интересов



2019-12-29 1339 Обсуждений (0)
Диагностика исходного уровня познавательных интересов 0.00 из 5.00 0 оценок




(констатирующий эксперимент)

Теоретическое изучение проблемы определило необходимость
проведения анализа данного вопроса в реальном учебном процессе.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в течение педагогической практики 2008-2009 учебных годов в МОУ СОШ №5 города Улан-Удэ.

В исследовании были задействованы учащиеся 4 класса, которые начали изучать английский язык во втором классе. В классе 20 человек.

Экспериментальную группу составили десять учащихся
первой подгруппы. Контрольная группа обучалась по учебнику Биболетовой
М.З. в соответствие с программой. Целью констатирующего эксперимента
явилось выявление исходного уровня познавательных интересов. На
констатирующем этапе были поставлены следующие задачи:

1. Определить исходный уровень сформированности познавательных
интересов.

2. Определить какой мотив является ведущим на уроках английского
языка.

3. Выявить стимулы познавательных интересов учащихся.

 

Для решения поставленных задач были использованы следующие
методы:

• педагогическое наблюдение;

• анкетирование учащихся;

• беседа;

• тестирование учителей.

Констатирующий эксперимент включал в себя два этапа: основной и
прогностический.

На основном этапе выявлялся уровень сформированности
познавательных интересов учащихся. Для решения поставленной задачи применялся метод анкетирования учащихся и тестирование учителей на оценку уровня сформированности учебно-познавательного интереса учащихся.

На прогностическом этапе выявлялся реальный учебный мотив
учащихся, стимулы познавательных интересов.

На первом этапе было проанализировано 12 уроков.

Для анализа были выделены следующие критерии сформированности
познавательных интересов:

• интеллектуальная активность;

• эмоциональные проявления;

• сформированность регулятивных процессов;

• занятность в свободное время.
Общеучебных умений:

• умение работать с книгой;

• умение анализировать;

• умение обобщать.

Что  позволило  выявить  следующие уровни развития познавательных интересов:

репродуктивно - фактологический;

описательно - поисковый;
Вместе с наблюдением проводилось анкетирование.

Для анкетирования был выделен круг вопросов, представленный в Приложении 2.

На основе анализа результатов наблюдений и ответов на вопросы
анкеты в экспериментальной группе было установлено:

В результате анализа ответов Покровского Сергея было выявлено, что он проявляет интерес к познанию существенных свойств предметов, то есть достаточно активно оперирует имеющимися знаниями. Интерес к учению относительно устойчив. Познавательный интерес имеет широкую локализацию, то есть Сергей активно пользуется дополнительными источниками информации. На уроках активно участвует в обсуждении поднятых вопросов, поправляет своих товарищей, любит высказывать свою точку зрения, хотя не всегда внимателен на уроках, отвлекается. В свободное от учебы время занимается в музыкальной школе, по классу фортепьяно.
Уровень сформированности познавательных интересов Сергея мы отнесли к описательно - поисковому.

У Васениной Кати открытый, непосредственный интерес к новым
фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, которую Катя получает на уроке. Локализация познавательных интересов неясная, аморфная, но на уроках Катя внимательна, почти никогда не отвлекается, любит задавать вопросы и делиться новой информацией с друзьями. В классе чувствует себя не совсем уверенно. Свободное время ребенка не занято. На основе вышесказанного можно отнести уровень сформированности интересов Васениной Кати к репродуктивно-фактологическому.

Познавательный интерес Диканова Димы ситуативен, ограничен яркими вспышками, как ответ на какую-либо особо эмоциональную ситуацию обучения, например, когда он слышит впечатляющий рассказ. Локализация познавательных интересов аморфная. Регулятивные процессы сформированы не достаточно, так как Дима не всегда внимателен, часто отвлекается. Мальчик посещает музыкальную школу, овладевает двумя инструментами - баяном и фортепьяно. Признается, что также мечтает научиться играть на гитаре. Проанализируя результаты исследования, делаем вывод, что уровень развития познавательных интересов - репродуктивно - фактологический.

Наблюдая за Дроновой Лерой нужно отметить, что у нее открытый,
непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, которую Лера получает на уроке. На уроках невнимательна, часто разговаривает с соседом по парте. Имеет аморфную локализацию, в связи, с чем обнаруживается ситуативный интерес. При внешней стимуляции интерес к учению у Леры проявляется, но бывает нестоек и обязательно требует побуждений извне. Уровень репродуктивно - фактологический.

На основе анализа результатов наблюдений и ответов на вопросы
анкеты было установлено, что у Бандеева Антона, проявляется интерес к
познанию существенных свойств предметов или явлений. Интерес к учению
относительно устойчив и связан с определенным кругом предметов, заданий, в частности предметы естественнонаучного цикла. На уроках задает вопросы, подходит после, рассказывает новое, прочитанное в энциклопедиях. На уроках достаточно сосредоточен, внимателен. При затруднениях, пробует различные пути решения. На основе вышесказанного можно отнести уровень сформированности интересов  Бандеева Антона к описательно - поисковому.

Андреев Костя очень редко задает какие-либо вопросы, практически
не участвует в обсуждении поднятых на уроке вопросов, не стремится
поправлять своих товарищей, если те допускают ошибки. Необходимо
постоянно прибегать к стимуляции интереса к учению. Свободное время
Костя проводит за компьютерными играми. На уроках невнимателен,
отвлекается. Уровень развития познавательных интересов - репродуктивно -
фактологический.

Наблюдая за Батясовой Катей, нужно отметить, что у нее
проявляется интерес к познанию существенных свойств предметов и явлений. Ребенок активно ищет знания, извлекает их из различных источников и за пределами урока. Любит делиться новой информацией с
одноклассниками, с учителем. Реакция Кати на звонок нейтральна, она
продолжает работу, стараясь довести её до конца, завершить благоприятным результатом. Свободное время девочки не занято, но она очень бы хотела заниматься танцами. На основе вышесказанного можно отнести уровень сформированности интересов Батясовой Кати к описательно-поисковому.

Познавательный интерес  Бушланова Саши ситуативный, ограничен
отдельными яркими вспышками, как ответ на какую - либо особо
эмоциональную ситуацию обучения, поэтому он быстро исчезает. Саша
редко задает вопросы, но охотно делится новой информацией с
одноклассниками. Интеллектуальная активность достаточно высокая. В
свободное время Саша занимается вольной борьбой и очень хотел бы
заниматься футболом. Познавательный интерес имеет аморфную
локализацию. Необходима внешняя стимуляцию. Уровень развития
познавательных интересов - репродуктивно - фактологический.

В результате анализа ответов Горбунова Ильи было выявлено, что
познавательный интерес у него ситуативный и требует постоянного
подкрепления извне, наслоения новых и новых исключительных
впечатлений. Регулятивные процессы не сформированы, так как Илья на
уроках невнимателен, и постоянно отвлекается. Слыша звонок на перемену
сразу демобилизируется, перестает слушать, оставляет неоконченным
начатое задание, закрывает книги и первым выбегает на перемену.

 Телешев Илья редко задает какие-либо вопросы, практически не
участвует в обсуждении поднятых на уроке вопросов, не стремится
поправлять своих товарищей, если те допускают ошибки. Необходимо
постоянно прибегать к стимуляции интереса к учению. Свободное время
Илья проводит за просмотром телепередач. На уроках невнимателен,
отвлекается. Уровень развития познавательных интересов - репродуктивно -
фактологический.

Таблица 2

Ф.И.

Критерии сформированности  познавательных интересов.

Сформированность
общеучебных умений

Уровни развития познавательных интересов
  Интеллектуальная активность Эмоц. проявления Сформированность регулятивных процессов Занятность в свободное время Работать с книгой анализ-ть обобщать  
1. Васенина Катя     +     + + Репродуктивно- фактологический
 2.Покровский Сергей + +   +   + + Описательно- поисковый
3.Диканов Дима   +   + +     Репродуктивно- фактологический
4.Дронова Лера       +       Репродуктивно- фактологический
5.Бандеев Антон + + +   +   + Описательно- поисковый
6.Андреев Костя + +           Репродуктивно- фактологический
7.Батясова Катя + + +   +     Описательно- поисковый
8.Бушланов Саша       +   + +   Репродуктивно- фактологический
9.Горбунов Илья   +       +     Репродуктивно- фактологический
10.Телешев Илья +.     +         Репродуктивно- фактологический

 

Итого:  репродуктивно - фактологический - 7
         описательно-поисковый - 3

 

Схематично результаты можно представить в виде диаграммы 1

Диаграмма 1

Ф.И.

Критерии сформированности  познавательных интересов.

Сформированность
общеучебных умений

Уровни развития познавательных интересов
  Интеллектуальная активность Эмоц. проявления Сформированность регулятивных процессов Занятность в свободное время Работать с книгой анализ-ть обобщать  
1. Калинина Лера + +  +    - +  - +   Описательно- поисковый
 2.Ким Альберт -  + - + -  - + Репродуктивно- фактологический
3.Ким Ангелина - -    - + + - + Репродуктивно- фактологический
4.Ковальчук Ира + - - + - - - Репродуктивно- фактологический
5. Коржова Катя - + -    -  + - - Описательно- поисковый
6.Куминов Вова + +                   +    +   - + - +   Описательно- поисковый
7. Лазарев Алеша + + + +   -  + - -  Описательно- поисковый
8.Дегтярь Лера + -    + + -  - -   Репродуктивно- фактологический
9.Лопухина Валя - + +     -   -  -  + +   Репродуктивно- фактологический
10.Федоров Егор + +    + - + + - Описательно- поисковый

Результаты наблюдения и ответов учащихся в контрольной группе в таблице:

 

Итого: репродуктивно-фактологический – 6

       описательно-поисковый – 4

Схематично результаты можно представить в виде диаграммы 2

Диаграмма 2

Для изучения исходного уровня мотивации учащихся нами был задан вопрос:

«Зачем ты изучаешь английский язык?»

Проанализируем данные, полученные в результате опроса учащихся.

Результаты ответов в экспериментальной группе на вопрос можно

пронаблюдать на диаграмме 3

Диаграмма 3

Результаты ответов на тот же вопрос в контрольной группе можно увидеть на диаграмме 4:

Диаграмма 4

Также была проведена методика по оценке уровней сформированности учебно-познавательного интереса.

Цель методики «Оценка уровней сформированности учебно-познавательного интереса» (по В. В. Репкину, Е.В. Заике): определить уровень сформированности учебно-познавательного интереса у младших школьников. Опросник предназначен для учителей. (см. Приложение 1).

По результатам методики нами были определены уровни сформированности учебно-познавательного интереса младших школьников.

Результаты диагностики уровней сформированности учебно-познавательного интереса представлены в таблице 4.

Таблица 4

Уровни учебно-познавательного интереса Экспериментальная группа Контрольная группа
Отсутствие интереса 3 3
Реакция на новизну 5 5
Любопытство 9 8
Учебный интерес 7 7
Устойчивый учебно-познавательный интерес 2 3

Выявляя стимулы познавательных интересов, мы были поставлены перед необходимостью проследить, что же интересует младших школьников в учебном процессе. С этой целью учащимся был поставлен вопрос: «Что тебе нравится на уроках английского языка?» и варианты ответов: объяснение учителя, проекты, сочинения, работа с учебником. Ответы на поставленный вопрос в известной мере помогли определить источники их познавательных интересов. Ответы представлены в диаграмме 5:

 

Диаграмма 5

          

Наиболее интересным на уроке является объяснение учителя. Это главный источник знаний учащихся (естественно, при высоком уровне преподавания). Объяснение занимает первое место в ответах и составляет 42% учащихся от 100%. Второе и третье места занимают проекты и сочинения в равном количестве процентов учащихся – 20 %. И последнее место занимает работа с учебником – 18%.

В практике обучения и в теоретических обобщениях укреплено мнение, что учитель – самый надежный источник знаний. Это подтверждает, что содержание обучения играет превалирующую роль и учитель способен передать его с большей глубиной, чем учебник. Однако ощутимость учащимся этого обогащения еще не может стать единственным источником познавательного интереса.

Работа с учебником на уроке не вызывает особенного интереса учащихся. Таким образом, анализ ответов учащихся подтверждает вывод о необходимом взаимодействии нескольких источников формирования и укрепления познавательных интересов в учебном процессе, из которых один способствует пополнению, углублению и обогащению знаний учащихся о мире, а другой – проявлению их познавательных возможностей, развитию активности и самостоятельности в овладении знаниями.

Учащихся интересуют и творческие работы как проекты и сочинения. Это показатель их стремления к деятельности, предоставляющей им свободу для использования творческих возможностей. Так, в творческих работах, познавательный интерес становится основой для развития способностей и склонностей учащихся.

В результате констатирующего эксперимента мы пришли к известной аксиоме, что нет школьников ничем не интересующихся. Но мотив большинства школьников носит ситуативный характер и только у 20% учащихся экспериментальной группы преобладает устойчивый учебно-познавательный мотив. Отсюда можно сделать выводы, что учитель слабо использует учебные ситуации, в которых максимально бы проявлялась активность и инициатива школьников, осмысление ими сообщенных знаний.

Также, по результатам констатирующего эксперимента можно выделить одну важную мысль: когда в обучении учитель берет все на себя, когда на уроках значительная часть информации идет только от учителя, когда ученики бывают почти лишены самостоятельного поиска, когда вся деятельность учащихся совершается только по указаниям учителя или же по готовому образцу, насущная потребность учеников в активных познавательных действиях не удовлетворяется. Этот вывод не требует опровержений, вопрос состоит лишь в том, при каких условиях формирование учебно-познавательных интересов учащихся будет более продуктивным.

 

 



2019-12-29 1339 Обсуждений (0)
Диагностика исходного уровня познавательных интересов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Диагностика исходного уровня познавательных интересов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1339)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)