Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Библиотечного обслуживания в муниципальных образованиях




 Российской Федерации

Анализ регионального законодательства о культуре, региональных программ развития культуры, других нормативных документов субъектов Российской Федерации по вопросам культуры позволяет сделать вывод о том, что муниципальные учреждения культуры позиционируются руководителями органов власти и управления субъектов федерации и муниципальных образований как фактор, свидетельствующий об уровне экономического развития и социальной стабильности.

Статьей 44 Конституции Российской Федерации установлено право граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, право на доступ к культурным ценностям.

Конституция возложила на Российскую Федерацию и субъекты федерации обеспечение законности и правопорядка, имея в виду режим строгого и неукоснительного соблюдения Конституции, законов и основанных на них нормативных правовых актов. Поэтому обеспечение законности означает соблюдение всеми органами государственной власти и органами местного самоуправления правопорядка, требующего неуклонного соблюдения Конституции и других нормативных правовых актов.



Исходя из совокупности норм российского законодательства по вопросам в сфере культуры, в данных методических рекомендациях предложена технология преобразования ныне действующей сети учреждений культуры в соответствии с разграничением полномочий органов местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), с учетом изменений, внесенных Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» от 31 декабря 2005 г., к вопросам местного значения поселений отнесены:

– организация библиотечного обслуживания населения;

– комплектование библиотечных фондов библиотек поселения.

Полномочия местных органов власти по указанным вопросам можно условно разделить на следующие группы:

 – организация библиотечного обслуживания населения и комплектование библиотечных фондов;

 – организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование их библиотечных фондов;

 – создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры.

Особенно следует подчеркнуть новое полномочие, входящее в компетенцию муниципального района, касающихся деятельности межмуниципальных библиотек.

Согласно статье 40 Закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 г. № 3612–1 (далее – Основы законодательства о культуре), указанные вопросы относятся к полномочиям органов местного самоуправления соответствующих видов муниципальных образований в области культуры.

 

1. Основные термины и понятия. Библиотечное обслуживание населения – удовлетворение и формирование читательских, информационных и культурных потребностей разных групп населения, обеспечение библиотекарем с профессиональной подготовкой выдачи читателям во временное пользование документов (книг, журналов, газет, информации на электронных носителях) из библиотечного фонда в специально отведенном для этого помещении, в постоянно установленное время, удобное для населения.

Библиотека – информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим   и юридическим лицам; библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации.

Детская библиотека может являться филиалом с методическими функциями по вопросам библиотечно-информационного обслуживания детей всех социальных групп (в том числе детей с ограниченными возможностями) в поселении; создает условия для творческой читательской деятельности, способствует социализации, гражданскому становлению, духовному развитию подрастающего поколения.

Муниципальная публичная (общедоступная) библиотека – библиотека, которая предоставляет возможность пользования ее фондом и услугами юридическим лицам, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, и гражданам без ограничений по уровню образования, специальности, отношению к религии, создается и в основном финансируется органами местного самоуправления.

Межпоселенческая библиотека может быть правопреемником центральной районной библиотеки, расположенной в городах и селах, являющихся административными центрами муниципальных районов.

 

2. Порядок создания муниципальных организаций культуры . Определение порядка создания, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений является компетенцией представительного органа муниципального образования, в соответствии с пунктом 6 части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ.

В соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом (положением), учреждение культуры наделяется имуществом,  необходимым для осуществления уставной деятельности (зданиями, сооружениями, оборудованием, а также другим необходимым имуществом потребительского, социального, культурного и иного назначения) на праве оперативного управления согласно перечню имущества и (или) балансу учреждения культуры на дату его создания. Имущество учреждения является собственностью его учредителя.

Обеспечение полномочий органов местного самоуправления регулируется Федеральным законом «О библиотечном деле» от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ (далее – Федеральный закон № 78-ФЗ).

Действующая система библиотечного обслуживания выстроена согласно административно-территориальному делению страны (республиканские, окружные, краевые, областные, районные, городские, сельские библиотеки).

На уровне муниципальных образований были сформированы структурно-целостные объединения библиотек – централизованные библиотечные системы (далее – ЦБС), в которые входили центральная районная библиотека и библиотеки-филиалы.

Статьей 4 Федерального закона № 78-ФЗ были закреплены основные виды библиотек (табл. 4), включая их деление на государственные и муниципальные библиотеки. Ответственность за обеспечение деятельности муниципальных библиотек была возложена на учредителя, а именно – на местные органы власти или действующие от их имени органы культуры,   к исключительной компетенции которых относится:

– учреждение библиотек, утверждение их уставов и правил пользования библиотеками;

– разработка и принятие местных нормативов финансового обеспечения библиотек;

– строительство библиотечных зданий и обустройство прилегающих к ним территорий;

– назначение руководителей библиотек;

– реорганизация и ликвидация библиотек.

 

3. Организация библиотечного обслуживания. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, организация библиотечного обслуживания населения относится к вопросам местного значения поселения. К обязательным бесплатным услугам муниципальной публичной библиотеки относятся следующие:

– предоставление населению возможности пользования муниципальными общедоступными библиотеками, расположенными не далее, чем в трех километрах или организованными библиотеками пунктами обслуживания;

– предоставление информации о наличии в библиотечном фонде конкретных документов;

– предоставление во временное пользование любого документа из библиотечного фонда, в соответствии с Правилами пользования библиотекой;

– предоставление справочной и консультационной помощи в поиске и выборе источников информации, а также информации о возможностях удовлетворения запроса с помощью других библиотек;

– предоставление пользователям возможности посещения и участия в организуемых библиотекой массовых мероприятиях.

Наличие муниципальных публичных (общедоступных) библиотек  в муниципальных образованиях является обязательным:

1. В сельском населенном пункте с числом жителей более 500 человек, входящем в городское, сельское поселение;

2. На территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях при условии отсутствия регулярного транспортного сообщения, в удаленных населенных пунктах допускается открытие и содержание стационарной библиотеки, при условии проживания менее 500 жителей. В случаях, когда нагрузка на такую библиотеку значительно ниже установленных нормативов, в порядке исключения может быть изменен режим работы библиотеки или обслуживание осуществляется на правах сопряженных населенных пунктов либо мобильными средствами;

3. В сельском населенном пункте, где проживает не менее 500 человек в возрасте до 15 лет, организуется детская библиотека или детский отдел при сельской библиотеке;

4. В городских поселениях с числом жителей от 1 тыс человек организуется не менее одной публичной библиотеки, до 15 тыс человек – не менее двух публичных библиотек, до 30 тыс человек – не менее трех публичных библиотек, более 30 тыс человек – не менее одной публичной библиотеки на каждые 5-10 тыс человек;

5. В городских поселениях для обслуживания детей до 15 лет организуются, при численности населения до 4 тыс человек, не менее одной специализированной детской библиотеки, до 10 тыс человек – не менее двух специализированных детских библиотек, до 20 тыс человек – не менее трех специализированных детских библиотек, более 20 тыс – не менее одной специализированной детской библиотеки на каждые 5 тыс детей.

Муниципальная публичная (общедоступная) библиотека поселения мо­жет быть самостоятельным юридическим лицом.

Функциями муниципальной (публичной) библиотеки поселения являются:

– комплектование, систематизация фонда, техническая обработка в соответствии с ГОСТ; изучение круга источников информации о документном рынке;

– использование информационных ресурсов сети Интернет в технологии комплектования;

– выявление оптимальных источников комплектования;

– отбор выходящих в свет документов, соответствующих функциям библиотеки и читательскому спросу;

– заказ отобранных документов для приобретения, приобретение документов;

– приобретение недостающих документов прошлых лет;

– учет и включение документов в библиотечный фонд;

– подготовка документов к хранению и использованию, каталогизация;

– аналитико-синтетическая обработка поступающих документов, ведение каталогов;

– раскрытие библиотечных ресурсов через систему каталогов и электронных баз данных;

– организация, хранение и обеспечение безопасности библиотечных фондов;

– размещение, расстановка библиотечного фонда с учетом обеспечения возможности его эффективного использования;

– обслуживание читателей;

– предоставление библиотечных документов и информации всем категориям населения, в соответствии с их потребностями, в традиционной и электронной форме;

– обеспечение доступа к знаниям и информации в непосредственной близости к месту жительства, в том числе через внестационарную сеть (библиотечные пункты, передвижки);

– справочная и консультационная помощь в поиске и выборе источников информации;

– составление тематических библиографических списков и пособий, выдача адресных и фактографических справок;

– сотрудничество со службами социального обеспечения, участие в местных, региональных и федеральных программах социальной направленности и информационного обслуживания инвалидов и других социальных групп;

– обеспечение доступа к информации этническим группам на родном языке, изучение национального состава населения, выявление потребности в литературе и информации, формирование библиотечного фонда, сбор и хранение наиболее полной коллекции документов по вопросам местной историко-культурной жизни, отражение местной тематики в справочно-поисковом ап­парате, распространение среди населения историко-краеведческих знаний и информации, создание условий для работы краеведческих объединений, инициирование собирания предметов материального характера (произведения народных промыслов, предметы быта, фотографии, др.), которые становятся основой музейных экспозиций при библиотеке, сотрудничество с органами местного самоуправления, местными организациями, представителями местного сообщества, установление партнерских отношений с учреждениями культурно-социальной и образовательной инфраструктуры территории.

Детская библиотека может являться филиалом муниципальной публич­ной (общественной) библиотеки поселения.

Функциями детской библиотеки являются:

• осуществление дифференцированного библиотечного обслуживания детей и подростков; библиотека имеет гибкую структуру, в зависимости от потребностей читателей и социально-культурной ситуации поселения;

• бесплатное осуществление основных видов деятельности среди детей и подростков всех социальных групп, в том числе детей с ограниченными воз­можностями (дети-инвалиды, воспитанники детских домов), взрослых, связан­ных по роду деятельности с проблемами детства; приоритетное направление деятельности библиоте­ки - сохранение и развитие культуры региона;

• осуществление информационного, справочно-библиографического обслуживания детей и взрослых пользователей; удовлетворение запросов детей и подростков, связанных с образовательной, культурной, досуговой деятельностью, с использованием традиционных и электронных ресурсов;

• создание условий для творческой читательской деятельности, содействие социализации, гражданскому становлению, духовному развитию подрастающего поколения;

• разработка и осуществление мероприятий, направленных на продвижение детской книги и детского чтения;

• осуществление партнерских связей с образовательными, социальными учреждениями поселения.

Органы местного самоуправления наделяют муниципальную (общедоступную) библиотеку поселения имуществом, необходимым для организации библиотечного обслуживания населения, и закрепляют имущество за библиотекой на праве оперативного управления, в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 50 Федерального закона № 131 – ФЗ.

Органы местного самоуправления обеспечивают:

1) финансирование в объемах, предусматривающих расходы на выполнение библиотеками функциональных обязанностей, в том числе комплектование и подписку периодических изданий, на информатизацию, содержание здания, соответствующего функциональному назначению библиотечного учреждения, с автономным входом-выходом для свободного доступа посетителей, финансирование штатов в соответствии с разрядами Единой тарифной сетки и тарифно-квалификационными характеристиками по должностям работников учреждений культуры;

2) совместно с библиотеками сохранность библиотечного фонда       и помещения библиотек (пожарная безопасность и охрана помещения);

3) материально-техническую базу библиотеки:

– содержание помещений, оплату коммунальных услуг, расходных материалов;

– повышение профессионального уровня библиотечных кадров (один раз в пять лет обновление знаний по установленной программе), систематическое обучение библиотечных работников информационным технологиям;

– социальную и профессиональную защиту библиотечных работников в соответствии с федеральным и региональным законодательством, а также местными нормативными документами;

– создание удовлетворительных условий труда для работников.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 15 Федерального закона №131-Ф3, организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование их библиотечных фондов относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов. В собственности муниципальных районов может находиться имущество межпоселенческих библиотек. В том случае, если поселение не может обеспечить предписанные полномочия, органы местного самоуправления вправе заключать соглашения о передаче части (либо всех) полномочий муниципальному району за счет субвенций поселения.

Межпоселенческие районные библиотеки (МПРБ) с филиалами (библиотеками поселений) могут быть созданы на основе заключения соглашений между органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, и органами местного  самоуправления муниципального района о передаче им части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета поселений в бюджет муниципального района. Субвенции утверждаются в смете межпоселенческой районной библиотеки.

Межпоселенческая районная библиотека со статусом юридического лица (правопреемник муниципального учреждения культуры "Центральная районная библиотека и филиалы") организует межбиблиотечное взаимодействие на своей территории, выполняет функции координационного и методического центра. Межпоселенческая районная библиотека оказывает услуги межпоселенческого характера в целях решения вопросов местного значения, использует имущество разных собственников на различных условиях, обеспечивает обслуживание за счет аккумулированных финансовых средств. Из консолидированного районного бюджета осуществляется:

• оплата труда библиотечных работников и технического персонала головного учреждения и филиалов;

• финансирование комплектования единого библиотечного фонда;

• финансирование оснащения библиотек современными техническими средствами и оборудованием, в том числе обеспечивающим безопасность библиотечных фондов и зданий, а также развитие информационно-библиотечных сетей;

• оплата расходов на повышение квалификации библиотечных кадров.

Оплата коммунальных расходов, выделение средств на содержание  и ремонт помещения библиотеки, соответствующего функциональному назначению библиотечного учреждения с автономным входом-выходом для свободного доступа посетителей, расходных материалов филиалов осуществляется из бюджетов городских и сельских поселений.

На основании соглашений о передаче полномочий, библиотечный фонд, независимо от его местонахождения, остается на балансе межпоселенческой библиотеки. Остальное имущество поселенческих библиотек может быть передано с районного уровня в собственность поселения по передаточным актам и может быть реализованным в целях выполнения своих полномочий по организации библиотечного обслуживания.

Администрациям муниципальных районов необходимо решать следующие задачи:

– стратегическое планирование, правовое регулирование, методическое, информационное и кадровое обеспечение; отчетность;

– подбор и расстановка профессиональных кадров, ведение кадровых документов, поощрение, материальное стимулирование библиотечной деятельности;

– обеспечение государственной статистической отчетности по библиотекам в целом по району, мониторинг;

– организация межбиблиотечного взаимодействия; удовлетворение общих интересов библиотек района; координация вопросов библиотечного обслужи­вания с общественными объединениями и организациями;

– информатизация библиотечных процессов; создание компьютерной сети библиотек района;

– приобретение специализированного библиотечного оборудования для библиотек системы;

– библиотечный маркетинг.

Межпоселенческая районная библиотека осуществляет следующие функции:

• изучает читательские потребности, формирует сводный заказ на литературу;

• осуществляет закупку и комплектование библиотечных фондов района при условии, что финансовые средства на комплектование будут сосредоточены в межпоселенческой библиотеке;

• систематизирует и каталогизирует, технически обрабатывает издания и распределяет их по библиотекам;

• составляет финансовую отчетность и документацию;

• осуществляет контроль выбытия изданий из единого книжного фонда района;

• координирует совместное использование ресурсов муниципальных библиотек на основе Единого справочно-библиографического аппарата;

• организует взаимоиспользование при помощи единого книжного фонда, производит книгообмен между библиотеками района, используя систему межбиблиотечного абонемента; создает единый электронный каталог; осуществляет внутрисистемный обмен (ВСО) библиотеками муниципального района.

Одна из детских библиотек (правопреемник детской районной библиотеки) входит в состав межпоселенческой районной библиотеки на правах филиа­ла, с функциями центральной детской библиотеки по вопросам организации библиотечно-информационного обслуживания детей и подростков в муниципальном районе (статус отражается в уставе и положении   о библиотеке), организует межбиблиотечное взаимодействие на своей территории, обслуживает детей в возрасте до 15 лет, выполняет функции координационного и методического центра по организации библиотечного обслуживания населения муниципального района.

Сервисные функции межпоселенческой районной библиотеки:

1) Научно-методический отдел межпоселенческой районной библиотеки:

– анализирует состояние библиотечного обслуживания населения района и его дальнейшее прогнозирование;

– анализирует работу библиотек района; участвует в составлении единого плана работы и текстового отчета;

– выявляет, изучает, внедряет инновационные методы работы библиотек поселений, централизованных библиотечных систем региона;

– оказывает консультативную и методическую помощь библиотекам поселений района в организации системы повышения квалификации библиотечных работников;

– участвует в создании творческих коллективных и авторских проектов по развитию библиотечной деятельности;

– участвует в организации и проведении семинаров, научно-практических конференций, совещаний, творческих лабораторий для библиотечных работников района;

– осуществляет координацию деятельности с муниципальными структурами, производственными, образовательными, культурными, общественными организациями, средствами массовой информации по вопросам организации и проведения районных мероприятий, совместных круглых столов, научно-практических конференций, семинаров по проблемам жизнедеятельности района;

– организует социологические исследования по различным направлениям деятельности библиотек района;

– участвует в разработке документов, регламентирующих деятельность библиотек района;

– представляет государственную статистику по библиотекам района в вышестоящие органы;

2) Информационно-библиографический отдел:

– организует и пропагандирует единый справочно-библиографический аппарат межпоселенческой районной библиотеки;

– осуществляет оперативное информационно-библиографическое обслуживание пользователей населения района (города) на основе традиционных и современных информационных технологий, включая ресурсы Интернета;

– пропагандирует, популяризирует библиотечно-библиографические знания среди различных групп читателей, формирует информационную культуру пользователей;

– предоставляет оперативную, полную, качественную информацию  в области общественно-политических, социальных и гуманитарных наук;

– осуществляет информационное обеспечение научной, производственной и учебной деятельности пользователей библиотеки; справочно-библиографическое и информационное обслуживание;

– координирует библиографическую работу и методическое обеспечение информационно-библиографической деятельности библиотек района.

Информационно-библиографический отдел координирует работу библиотек – филиалов системы по информационному, справочно-библиографическому обслуживанию населения. Традиционными формами пропаганды литературы являются обзоры, книжные выставки, просмотры. Путеводителями по фондам и информационным ресурсам являются каталоги и картотеки. Все библиотеки-филиалы ведут СКС, картотеки по краеведению, картотеки периодических изданий. Сводные каталоги и картотеки находятся в центральной библиотеке.

Информационно-библиографический отдел является организатором новых технологий во всей библиотечной системе, организует центры деловой и правовой информации, которые оказывают помощь жителям и организациям в поиске правовой информации;

 3) отдел организации и использования единого фонда, внестационарного и межбиблиотечного обслуживания:

– формирует универсальные и тематические комплекты для доукомплектования фондов библиотек-филиалов;

– информирует об имеющихся в едином фонде изданиях;

– устанавливает местонахождение запрашиваемой пользователем литературы;

– удовлетворяет запросы пользователей литературы или перенаправляет запросы;

– организует рациональное размещение пунктов выдачи литературы, передвижных библиотек по согласованию с органами местного самоуправления, организациями, руководителями предприятий, учреждений, учебных заведений, общественных организаций;

– организует работу пунктов выдачи литературы и передвижных библиотек; анализирует состояние библиотечно-информационного обеспечения читателей сетью внестационарного обслуживания.

 Детская библиотека-филиал с функциями центральной детской библиотеки по вопросам организации библиотечно-информационного обслуживания детей и подростков в муниципальном районе:

 а) формирует библиотечные ресурсы для детей и подростков, обеспечивает доступ к ресурсам в традиционной и электронной форме читателям-детям, взрослым, связанным в сфере своей деятельности с проблемами детства;

б) обеспечивает организационно-методическое руководство библиотечным обслуживанием детей и подростков в муниципальном районе:

– осуществляет планирование, проектирование, программирование библиотечного обслуживания, читательского развития детей разного возраста;

– совместно с отделом организации и использования единого фонда внестационарного и межбиблиотечного обслуживания межпоселенческой районной библиотеки создает эффективную инфраструктуру библиотечного обслуживания детского населения района на основе различных форм стационарного и внестационарного обслуживания и современных библиотечных технологий;

– разрабатывает и реализует систему повышения квалификации библиотечных работников по вопросам библиотечной работы с детьми и подростками на основе корпоративного и межкорпоративного партнерства;

– на основе анализа деятельности библиотек представляет в государственные, общественные организации статистические данные, информацию о качестве предоставляемых библиотечно-информационных услуг детям и подросткам, их родителям, учителям;

– участвует в разработке документации, регламентирующей деятельность по обслуживанию детей и подростков на основе действующего законодательства;

– разрабатывает, внедряет эффективные формы и методы работы с детьми, направленные на их социализацию, образование, гражданское становление, духовное воспитание;

– осуществляет партнерские связи с организациями и объединениями, социальными и образовательными учреждениями, средствами массовой информации по вопросам участия детей в культурной жизни района.

Библиотечное обслуживание населения муниципальной публичной (общедоступной) библиотекой, являющейся филиалом межпоселенческой районной библиотеки, осуществляется на основе совместного пользования имуществом библиотек и единым библиотечным фондом. Библиотека поселения является участником распределенного единого библиотечного фонда муниципального района и получает к фонду свободный доступ.

Основной функцией библиотек-филиалов является обслуживание читателей:

- предоставление библиотечных документов и информации всем категориям населения в соответствии с их потребностями в традиционной и электрон­ной формах на основе единого библиотечного фонда;

- обеспечение доступа к знаниям и информации в непосредственной близости к месту жительства, в том числе через внестационарную сеть (библиотечные пункты, передвижки);

- оказание справочной и консультационной помощи в поиске и выборе источников информации; сотрудничество со службами социального обеспечения; участие в местных, региональных программах социальной направленности и информационного обслуживания инвалидов и других социальных групп;

- обеспечение доступа к информации этническим группам на родном языке; изучение национального состава населения, выявление потребности в литературе и информации; формирование библиотечного фонда;

- сбор и хранение наиболее полной коллекции документов по вопросам местной историко-культурной жизни; отражение местной тематики в справочно-поисковом аппарате; распространение среди населения историко-краеведческих знаний и информации; создание условий для работы краеведческих объединений; инициирование собирания предметов материального характера (произведения народных промыслов, предметы быта, фотографии и др.), которые становятся основой музейных экспозиций при библиотеке;

- сотрудничество с органами местного самоуправления, местными организациями, представителями местного сообщества; установление партнерских отношений со всеми учреждениями культурно-социальной инфраструктуры территории.

Детская библиотека может входить в состав межпоселенческой районной библиотеки на правах филиала с функциями центральной детской библиотеки по вопросам организации библиотечно-информационного обслуживания детей и подростков в муниципальном районе (статус отражается в уставе и положении о библиотеке).

Детская библиотека:

1) осуществляет дифференцированное библиотечное обслуживание детей и подростков. Имеет гибкую структуру в зависимости от потребностей читателей и социально-культурной ситуации поселения;

2) бесплатно осуществляет основные виды деятельности среди детей и подростков всех социальных групп, в том числе детей с ограниченными возможностями (дети-инвалиды, воспитанники детских домов), взрослых, связанных с проблемами детства. Приоритетное направление деятельности библиотеки-сохранение и развитие культуры региона;

3) производит информационное, справочно-библиографическое обслуживание детей и взрослых пользователей; удовлетворяет запросы детей и подростков, связанные с образовательной, культурной, досуговой деятельностью, с использованием традиционных и электронных ресурсов;

4) создает условия для творческой читательской деятельности, способствует социализации, гражданскому становлению, духовному развитию подрастающего поколения;

5) разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на продвижение детской книги и детского чтения; осуществляет партнерские связи с образовательными, социальными учреждениями поселения;

6) обеспечивает организационно-методическое руководство библиотечным обслуживанием детей и подростков в районе.

Организационная структура библиотечного обслуживания населения на муниципальном уровне отличается от сети, сложившейся на уровне субъектов Российской Федерации, состоящей, как правило, из научной, публичной, юношеской, детской библиотек. Для районных ЦБС характерно наличие центральной библиотеки и библиотек-филиалов головного учреждения с библиотеками-филиалами, расположенными в населенных пунктах муниципальных образований, входящих в состав района. Для городской ЦБС характерно наличие центральной библиотеки и библиотек-филиалов в различных районах города или в сельских населенных пунктах. Также имеет место дифференциация библиотек на детские и юношеские библиотеки, другие специализированные библиотеки (библиотека научная, библиотека для слепых).

Муниципальная ЦБС, как правило, обладает статусом юридического лица, а ее структурные подразделения выполняют различные функции: центральная библиотека осуществляет комплектование и обработку литературы, информационное и методическое обеспечение библиотечного обслуживания, а библиотеки-филиалы — ведут непосредственную работу     с пользователями библиотек. Таким образом, современная структура ЦБС основана на разделении труда в создании библиотечной услуги, которая включает: комплектование, обработку, информационно-методическое обеспечение, книговыдачу.

Муниципальные ЦБС предполагают их ресурсное обеспечение помещениями и оборудованием, финансовыми средствами, информационными ресурсами, кадрами.

Наиболее распространена ситуация, когда помещения, где располагается Центральная библиотека и филиалы ЦБС, принадлежат разным собственникам: муниципальному району, сельской администрации, фермерскому хозяйству и другим собственникам. Нередко ЦБС получает часть недвижимого имущества в оперативное управление, а часть – в аренду. При этом оборудование, книжный фонд и информационные базы данных1, распределенные в установленном порядке между филиалами ЦБС, приобретаются за счет средств муниципального района и находятся в собственности района2. Разумеется, содержание (включая текущий и капитальный ремонт) ЦБС, оплата труда осуществляется за счет средств консолидированного бюджета района. Таким образом, жители поселений получают библиотечное обслуживание, в основном, за счет средств бюджета муниципального района.

В связи с разграничением полномочий органов местного самоуправления по вопросам библиотечного обслуживания предусмотрено полномочие поселения и городского округа – «организация библиотечного обслуживания населения, комплектование библиотечных фондов библиотек    поселения»; муниципального района – «организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование их библиотечных фондов. Таким образом, Федеральным законом № 131-ФЗ в пункте 19 части 1 статьи 15 предусмотрена «возможность обеспечения библиотечного обслуживания поселений теми услугами, которые традиционно могут быть исполнены центральными библиотеками, обладающими статусом районных библиотек. Прежде всего, речь идет       о комплектовании и обработке фондов, об информационном обеспечении, других специфических функциях обслуживания поселений».

Учредитель может делегировать функции комплектования центральной библиотеке, на основании нормы, определяющей полномочие муниципального района по организации обслуживания населения межпоселенческими библиотеками.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона № 78-ФЗ, органы местного самоуправления поселений, являющихся административными центрами муниципальных районов, могут присваивать ведущей универсальной библиотеке соответствующего поселения статус    межпоселенческой библиотеки.

Обеспечение библиотечного обслуживания жителей поселений через систему межпоселенческой библиотеки (по принципу ЦБС) экономически и организационно оправдано. На основании указанных ранее статей Федерального закона № 131-ФЗ возможно использование нескольких вариантов обеспечения деятельности ЦБС (табл. 2).

Реализация каждого из вариантов связана с необходимостью проведения ряда организационных мероприятий.

1. Определение нового учредителя (смена учредителя) ЦБС. Это обязательная процедура, поскольку в результате выборов произойдет создание новых муниципальных образований с иными полномочиями и иной системой финансового обеспечения. Учредителем ЦБС могут стать администрация муниципального района или орган культуры муниципального района, при условии, если ему делегированы соответствующие права уставом муниципального района, которые закреплены, соответственно, в уставе органа культуры.

2. Разработка новой редакции устава ЦБС, в которой необходимо отразить:

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1062)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.051 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7