Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Творчества, участия в сохранении, возрождении



2019-12-29 295 Обсуждений (0)
Творчества, участия в сохранении, возрождении 0.00 из 5.00 0 оценок




 и развитии народных художественных промыслов

В соответствии с пунктом 13.1 части 1 статьи 14, пунктом 17.1 части 1 статьи 16 Федерального закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) полномочия по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов относятся к вопросам местного значения поселений и городских округов.

Правовой основой регулирования местного традиционного художественного творчества и народных художественных промыслов являются следующие нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (статья 44);

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (статья 149);

3. Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 года № 3612-1;

4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ;

5. Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ;

6. Федеральный закон «О народных художественных промыслах» от 6 января 1999 года № 7-ФЗ;

7. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января № 7-ФЗ;

8. Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 года № 74-ФЗ;

9. Положение об основах хозяйственной деятельности и финансировании организаций культуры и искусства. (Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года № 609, в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2002 года № 919);

10. Приказ министерства культуры Российской Федерации «О создании экспертных советов при министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации» от 14 сентября 2004 г. № 48;

11. Приказ министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации «О создании объединенного экспертного совета по народным художественным промыслам при министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации» от 5 мая 2006 г. № 203;

12. Федеральная целевая программа «Культура России»;

13. Федеральная целевая программа «Развитие села до 2010 года»;

Широко применяется в региональной практике регулирование данного вопроса нормативными актами субъектов Российской Федерации.1

Исходя из общих начал и смысла правовых норм, отраженных в указанном выше перечне законодательных актов, можно определить народное творчество (народное искусство, фольклор)как художественную коллективную творческую деятельность народа, отражающую его жизнь, воззрения, идеалы. Народное творчество – историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания.

Основными формами народного творчества являются: художественное самодеятельное творчество и народные художественные промыслы.

 

1. Создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества. Местное традиционное художественное творчество – объемное понятие, включающее в себя как указание на традиционные виды культурной деятельности, так и на самодеятельный характер их освоения.

Из совокупности норм законодательства следует, что понятие «создание условий» означает комплекс действий, направленный на осуществление, выполнение, организацию и управление деятельностью, обеспечивающей реализацию прав и обязательств органов местного самоуправления по вопросу реализации установленных полномочий и, в частности, по созданию условий для сохранения и развития местного традиционного художественного творчества. Таким образом, создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества должно иметь ресурсное обеспечение, предусматривающее финансовую, материальную и структурную поддержку.

С целью создания условий для развития традиционного художественного творчества органы местного самоуправления поддерживают организации, осуществляющие деятельность в сфере сохранения и восстановления традиционной народной культуры путем:

– разработки и реализации программ по сохранению и развитию народного художественного творчества;

– создания специализированных учреждений культуры, осуществляющих функции сохранения, развития и популяризации народного художественного творчества (клубы, дома и дворцы культуры, социально-культурные центры, этнокультурные центры, дома (центры) ремесел, дома (центры) фольклора, дома народного творчества, передвижные культурные центры, информационно-методические центры);

– поддержки творческой деятельности граждан, являющихся носителями и распространителями материальных и духовных традиций народной культуры, используя механизмы поддержки при помощи выделения грантов, учреждения премий, других мер материального и морального стимулирования;

– нормативного регулирования деятельности субъектов народного художественного творчества (граждан, юридических лиц и общественных организаций);

– финансирования работ и услуг по сохранению и пополнению собраний фольклорно-этнографических материалов, хранящихся в музеях, архивах, библиотеках и других учреждениях, созданных на территории муниципального образования;

– финансирования работ и услуг по созданию коллективов народного художественного творчества;

– финансирования творческих проектов по организации и проведению праздников, конкурсов и других массовых мероприятий, организуемых с целью популяризации и развития народного художественного творчества.

Базовым условием для реализации полномочия по обеспечению муниципальными образованиями условий для развития местного народного художественного творчества является создание творческих коллективов различной жанровой направленности:

• хореографических (коллективы народного, классического, эстрадного, бального танца, форм свободной пластики т.д.);

• циркового искусства;

• вокально-хоровых (академические и народные хоры, хоры ветеранов войны и труда, вокальные ансамбли, классы сольного пения, фольклор, исполнители эстрадной песни, авторской песни (барды);

• музыкальных (оркестры и ансамбли русских народных инструментов, духовые оркестры, ансамбли классической музыки, эстрадные оркестры и т.д.);

• театральных (драматический, эстрадный, музыкальный, театры кукол, театральные студии, студии художественного слова и т.д.);

• декоративно-прикладного и изобразительного искусства (мастера декоративно-прикладного искусства и студии декоративно-прикладного искусства по: кружевоплетение, вышивка, вязание, ткачество, резьба  и роспись по дереву, ковка, живопись и т.д.).

Коллективам, достигшим, в своей деятельности высоких творческих результатов присваивается звание «Народный (образцовый) коллектив художественного творчества» на основании Положения о порядке присвоения звания «Народный» (образцовый), утвержденного нормативным правовым актом субъекта федерации или приказом органа культуры субъекта федерации. Выдвижение на соискание звания «Народный» производится учредителем коллектива либо органом культуры соответствующего муниципального образования.

В том случае, если поселение не в состоянии обеспечить предписанные полномочия, то органы местного самоуправления вправе заключать соглашения о передаче части (либо всех) полномочий муниципальному району за счет субвенций поселения на основании решения, закрепленного в нормативно-правовом акте, о необходимости делегирования части (либо всех) полномочий муниципальному району. В этом случае возможно создание межпоселенческих объединений, таких как: централизованных клубных, информационных и иных систем, социально-культурных, культурно-образовательных, культурно-спортивных объединений, имея в виду наличие полномочий по созданию условий для развития местного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района2. Предметом деятельности межпоселенческого учреждения культуры (Районного дома культуры) является:

– сохранение нематериального культурного наследия, осуществление культурной политики в области художественного народного творчества, любительского искусства и культурно-досуговой деятельности;

– осуществление практической, творческой, методической, технической помощи поселениям;

– содействие в сохранении и развитии коллективов народного творчества, студий, любительских объединений, имеющих особое значение для формирования имиджа региона;

– оптимизация сети учреждений культуры;

– организация и проведение областных, районных и межпоселенческих мероприятий.

Администрация муниципального района, в целях решения вопросов местного значения и вопросов межмуниципального характера, на основании решения представительных органов местного самоуправления, может создать орган управления культурой муниципального района.

Нормативное обеспечение создания условий для развития местного традиционного художественного творчества предполагает принятие органами местного самоуправления и уполномоченными ими структурными подразделениями, учреждениями ряда нормативных и локальных актов, утверждающих:

1. Муниципальную (межпоселенческую, межмуниципальную) целевую программу «Развитие традиционного народного художественного творчества» на среднесрочную перспективу (включающую механизмы совершенствования ресурсного обеспечения традиционного народного творчества – структурного, кадрового, финансового и материально-технического).

2. Внесение дополнений в Положение об отделе (управлении, комитете) культуры муниципального района (при наличии в структуре муниципального образования).

3. Положение о муниципальном учреждении культуры клубного типа (дом (дворец) культуры, сельский клуб, дом (центр) народного творчества, досуговый центр, дом творчества и досуга и др.).

Положение о филиале муниципального учреждения культуры клубного типа (при наличии в структуре муниципального образования).

4. Положение о централизованной (межпоселенческой) клубной системе (при наличии в структуре муниципального образования).

5. Положение о клубном формировании учреждения культуры клубного типа (с приложением «О нормах наполняемости клубных формирований»).

6. Положение об установлении групп по оплате труда руководителей учреждений культуры клубного типа.

7. Положение о народном самодеятельном коллективе, образцовом самодеятельном коллективе, народной самодеятельной студии (с приложением: «Положения об экспертном совете»).

8. Решения о муниципальном заказе на объемы услуг муниципальных учреждений культуры.

9. Положения об установлении типовых штатов учреждений культуры клубного типа для определения принципа формирования штатного расписания с целью создания методики обоснования критериев по фонду оплаты труда.

10. Методику определения трудозатрат как основополагающего принципа при формировании штатного расписания.

11. Задачу методического обеспечения и координации деятельности учреждений культуры клубного типа и коллективов традиционного художественного творчества возложены на региональные Дома (Центры) народного творчества.

 

2. Участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселениях. Народный художественный промысел – деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственности развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона «О народных художественных промыслах» от 6 января 1999 года № 7-ФЗ (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) к организациям народных художественных промыслов относятся организации (юридические лица) любых организационно-правовых форм и форм собственности, в выпуске товаров и услуг которых изделия народных художественных промыслов составляют определенный процент.

Мастер народного художественного промысла преемственно сохраняет в своей деятельности исторически сложившиеся основы народного искусства и художественно-стилевые особенности соответствующего художественного промысла. Мастер народного художественного промысла вправе осуществлять свою деятельность на условиях трудового договора (контракта) или гражданско-правового договора с юридическим лицом либо в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.3

Понятие «участие в сохранении, возрождении и развитии» народных художественных промыслов предполагает поддержку народных художественных промыслов, определенных федеральным законодательством и нормативными актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1,2 статьи 9 Федерального закона №7-ФЗ, места традиционного бытования народных художественных промыслов устанавливаются нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации. Земли, на которых расположены места традиционного бытования народных художественных промыслов области, могут быть отнесены к землям историко-культурного назначения в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления участвуют в решении вопросов сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов в соответствии с законодательством, в том числе имеют право:

– создавать специализированные магазины в форме муниципальных унитарных предприятий;

– финансировать за счет средств местных бюджетов расходы образовательных учреждений на приобретение сырья и материалов, необходимых для подготовки специалистов народных художественных промыслов;

– предоставлять безвозмездно или в аренду на льготных условиях имущество, находящееся в муниципальной собственности, в пользование организаций народных художественных промыслов, образовательных учреждений, занимающихся подготовкой кадров для этих организаций, а также специализированных магазинов;

– устанавливают иные формы поддержки народных художественных промыслов органами местного самоуправления.

Для осуществления деятельности по отнесению изготовляемых изделий к изделиям народных художественных промыслов создается художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам,  состав которого утверждается нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации.

Художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам субъекта Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе типового положения о художественно-экспертном совете по народным художественным промыслам, утвержденного Правительством Российской Федерации и Положением о художественно-экспертном совете по народным художественным промыслам, утвержденного нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации.

В ведении художественно-экспертного совета находится проверка соответствия продукции, изготовленной организациями и индивидуальными предпринимателями посредством воспроизведения принятых художественно-экспертным советом типовых образцов изделий народных художественных промыслов, этим образцам, с учетом возможности их творческого варьирования. В случае выявления фактов снижения художественного уровня и качества изготовления изделий (по сравнению с их типовыми образцами), решения об отнесении этих изделий к изделиям народных художественных промыслов отменяются.


                                                                Приложение № 1

 

 



2019-12-29 295 Обсуждений (0)
Творчества, участия в сохранении, возрождении 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Творчества, участия в сохранении, возрождении

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (295)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)