Методические рекомендации по организации
Работы органов местного самоуправления В части осуществления мероприятий по работе С детьми и молодежью
Общие положения. Настоящие рекомендации разработаны в целях оказания практической помощи органам местного самоуправления по организации на местном уровне работы с детьми и молодежью. Органы местного самоуправления в решении вопросов организации и проведения мероприятий по работе с детьми и молодежью руководствуются Конституцией РФ, федеральными законами, постановлениями, распоряжениями и иными нормативными правовыми актами Правительства РФ (см. Приложение 1), международными нормами, а также уставами (основными законами) и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, региональными и муниципальными (местными) программами социально-экономического развития. 2 . Теоретические обоснования молодежной политики. В настоящее время существуют несколько определений молодежной политики. Приведем здесь только два, на наш взгляд, наиболее точных: – молодежная политика - деятельность государства, муниципалитетов, общественных объединений, частных фондов и других структур по оптимизации процессов социального развития молодежи, направленных на обеспечение эффективной и относительно планомерной интеграции молодого поколения в существующие экономические, политические и социально-культурные отношения (С.Н.Першуткин); – молодежная политика - деятельность государства, политических партий, общественных объединений и других субъектов общественных отношений, имеющая цель определенным образом воздействовать на социализацию и социальное развитие молодежи, а через это - на будущее состояние общества. (А.И.Ковалева, В.А.Луков). Таким образом, основная миссия молодежной политики, с научной точки зрения, определяется как интеграция в общество или социализация молодого поколения. В свою очередь, социализация (интеграция) представляется как триединая задача - во-первых, адаптация подрастающего поколения к жизни в современном обществе, во-вторых, развитие молодого человека (физическое, интеллектуальное, нравственное, духовное и т.д.) и, в-третьих, воспитание, т.е. формирование тем или иным способом определенных качеств личности и ценностных ориентаций молодых людей по отношению к базовым ценностям конкретного общества и государства. С правовой точки зрения, в Российской Федерации на сегодняшний день действует следующее определение: «Государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив»1. Основные задачи государственной молодежной политики: Все действующие концепции молодежной политики предусматривают два основных направления, обусловленных вкладываемыми в эту деятельность средствами. Одно - связано с задачей облегчить молодежи вхождение в общественную жизнь, компенсировать недостаточность социального статуса,который существует у любого молодого человека даже при наличии юридического равноправия. К таким компенсационным действиям, в первую очередь, относятся меры социальной защиты той части молодых людей, которые оказались в трудной жизненной ситуации и не могут самостоятельно разрешить свои проблемы. Другое назначение действий органов власти в сфере молодежной политики - инвестиции в молодежь как в человеческий ресурс общественного развития.Здесь решаются задачи создания необходимых условий для активизации духовного, интеллектуального, трудового и другого инновационного потенциала молодого поколения. 3. Основные принципы организации работы с детьми и молодежью на уровне муниципальных образований. По сложившейся в настоящее время практике, молодежная политика в РФ – предмет совместного ведения Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления. На федеральном уровне определяются наиболее общие принципы и подходы к реализации молодежной политики, на региональном уровне разрабатываются нормативно-правовая база отрасли молодежной политики и целевые региональные программы по работе с детьми и молодежью. В соответствии с действующим на настоящий момент федеральным законодательством, на всех уровнях муниципальных образований: поселении, малом городе, муниципальном районе, городском округе и т.д. также должны проводиться мероприятия по работе с детьми и молодежью. При построении работы с детьми в муниципальных образованиях основными задачами являются: создание необходимых правовых, экономических, социокультурных и иных условий для физического, психологического, духовного, социального, эмоционального, познавательного и культурного развития детей, реальное обеспечение основных гарантий прав детей, в том числе, находящихся в трудной жизненной ситуации. Функции по организации мероприятий по работе с детьми рекомендуется осуществлять через отраслевые (функциональные) органы местной администрации (органы управления образованием, культуры, физической культуры и спорта, социальной защиты населения). Мероприятия по работе с детьми непосредственно должны проводить образовательные учреждения, учреждения культуры, физической культуры и спорта, социального обслуживания, социальной защиты населения и другие. Основными задачами в организации работы с молодежью на уровне муниципальных образований являются: вовлечение молодежи в социальную практику и информирование о потенциальных возможностях ее развития в регионе и на уровне страны; формирование созидательной активности молодежи; интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества. Функции по организации мероприятий по работе с молодежью рекомендуется осуществлять через отраслевые органы местной администрации (органы по делам молодежи) - организационную структуру, штатную численность которой рекомендуется определять в зависимости от численности молодежи, проживающей на территории муниципального образования. Непосредственная организация мероприятий по работе с молодежью на муниципальном уровне возлагается, как правило, на специализированные учреждения (подростковые клубы, молодежные службы, молодежные досуговые центры и т.д.), которые осуществляют свою деятельность во взаимодействии с молодежными и детскими общественными объединениями. Сегодня Правительством РФ предлагаются следующие основные направления работы органов по работе с молодежью и учреждений в сфере молодежной политики: - воспитание гражданственности и патриотизма; - поддержка одаренной молодежи, детских и молодежных социальных позитивных инициатив; - организация работы с детьми и молодежью по месту жительства; - поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений; - обеспечение занятости и трудоустройства молодежи; - формирование здорового образа жизни и организация отдыха и мероприятий по оздоровлению детей и молодежи; - профилактика безнадзорности, правонарушений и наркозависимости, экстремистских проявлений среди детей и молодежи; - поддержка молодых семей, в том числе в решении жилищных проблем; - информационное и кадровое обеспечение работы с детьми и молодежью. По решению местных администраций и представительных органов местного самоуправления, отраслевые органы местного самоуправления могут осуществлять и иные полномочия по работе с детьми и молодежью, в частности, участвовать в разработке и реализации муниципальных, межмуниципальных и региональных программ. Более подробный перечень видов мероприятий и форм работы с детьми и молодежью на местном уровне содержатся в «Методических рекомендациях по организации работы органов местного самоуправления в решении вопросов организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью»2. Также при организации работы с молодежью в муниципальных образованиях рекомендуется использовать формы и направления деятельности, отраженные в «Европейской хартии об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровне». В соответствии с действующими документами ООН, наиболее общими современными международными принципами молодежной политики являются: - непосредственное участие молодежи в формировании и реализации мероприятий, затрагивающих ее интересы и права; - поддержка негосударственных инициативных молодежных формирований, причем вмешательство государства должно быть тем меньше, чем сильнее активность негосударственных носителей молодежных услуг; - дифференцированный подход к различным группам молодежи при наличии единой системы общих социальных гарантий для молодежи на всех уровнях общества; - переход от централизованных, единых программ для всей молодежи к локальным, более гибким проектам, отказ от долгосрочных программ в пользу более динамичных краткосрочных, с акцентированием внимания на усилиях муниципальных (а не государственных) органов власти и других структур, более приближенных к конкретным потребностям и проблемам молодежи данной территории.
4. Примерный алгоритм организации работы с детьми и молодежью на муниципальном уровне. Планирование работы с детьми и молодежью на уровне конкретного поселения, малого города, муниципального района, городского округа рекомендуется начинать с проведения анализа молодежной среды на территории муниципального образования. Оптимальный вариант - составление молодежного паспорта муниципального образования.Примерная форма такого паспорта приведена в приложении 3. Показатели, заносимые в молодежный паспорт муниципального образования, могут быть и иными, однако те, которые приведены в настоящих рекомендациях, соответствуют показателям официальной статистики и поэтому доступны. Также рекомендуется утвердить молодежный паспорт у главы муниципального образования. После сбора и проведения первичного анализа официальных статистических данных, целесообразно провести социологический опрос или анкетирование среди молодых людей с целью выявления наиболее острых проблем молодежи, характерных для данного муниципального образования. При опросе или анкетировании необходимо учитывать, что различные группы молодежи, скорее всего, будут иметь различные проблемы и эту взаимосвязь желательно выявить и зафиксировать. Например, по различным данным, для младших школьников проблемой чаще всего является вопрос содержательного досуга и профилактики асоциального поведения, молодежь в возрасте 18 - 20 лет больше волнуют вопросы трудоустройства, а молодые люди после 25 лет более озабочены проблемами создания семьи и приобретения жилья. Затем проводится сопоставление выявленных проблем и имеющихся структурных особенностей, необходимое для решения данных проблем. В качестве ресурсов, в данном случае, можно рассматривать наличие учреждений сферы молодежной политики, образования, культуры, социальных служб и т.д., деятельность различных общественных объединений, крупных коммерческих, бюджетных и иных организаций, которые заинтересованы в эффективном решении проблем детей и молодежи в данном муниципальном образовании. Также необходимо провести анализ кадрового потенциала, имеющегося в муниципальном образовании. Здесь необходимо собрать информацию не только о педагогах-организаторах, руководителях кружков, секций и т.д., но и о наиболее социально активных молодых людях, формальных и неформальных лидерах молодежных объединений. Именно такую молодежь рекомендуется привлекать к формированию и реализации муниципальных программ по работе с детьми и молодежью. По итогам проведенного анализа составляется годовой план, предусматривающий проведение различных мероприятий, направленных как на решение выявленных молодежных проблем через имеющиеся муниципальные и (или) государственные структуры, так и на создание условий для самоорганизации молодежи и предоставления молодым людям возможностей для решения этих проблем силами самой молодежи. Также рекомендуется шире привлекать молодежные общественные объединения, являющиеся юридическими лицами, в качестве исполнителей (подрядчиков) муниципального заказа на выполнение работ или оказание услуг по проведению мероприятий для детей и (или) молодежи. В этом случае размещение такого заказа производится в соответствии с требованиямифедерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (в ред. от 31 декабря 2005 г.) Комплексная организация мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселениях, городских округах и муниципальных районах может осуществляться в форме разработки и реализации комплексных муниципальных (местных) программ по работе с детьми и молодежью и целевых муниципальных (местных) программ. Необходимо отметить, что органы местного самоуправления организуют проведение мероприятий по работе с детьми и молодежью за счет бюджетных средств, в соответствии с законодательством РФ. Поэтому, финансирование организации и проведениямероприятий по работе с детьми и молодежью осуществляется за счет средств муниципального (местного) бюджета только в пределах ассигнований, предусматриваемых в муниципальном (местном) бюджете отдельной строкой в его расходной части. В то же время, в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ для реализации утвержденных планов возможно привлечение различных внебюджетных источников Если выясняется, что какие-то проблемы невозможно решить силами самого муниципального образования, то можно ставить вопрос перед органами власти субъекта РФ о возможности привлечения бюджетных средств региона за счет включения каких-то мероприятий в региональные программы по реализации молодежной политики, в том числе, в программы и проекты межрайонного уровня, а также в различные разделы комплексных программ социально-экономического развития региона. По итогам реализации плана мероприятий или программ по работе с детьми и молодежью составляется отчет. Затем проводится повторный мониторинг, фиксирующий изменения, произошедшие в молодежной среде за истекший год, и далее процесс повторяется вновь. Рекомендуется подготовленные отчеты и полученные данные мониторинга доводить до сведения населения через доступные средства массовой информации. Приложение № 1
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (255)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |