Экономическая сущность, задачи издержек обращения на предприятиях торговли.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ И ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ. В сфере обращения торговые организации несут расходы, связанные с осуществлением своей деятельности, в целях доведения изготовленных производителем товаров до потребителя (покупателя). Возникают издержки обращения торговли. «Издержки обращения – это потребленные материальные и трудовые ресурсы в процессе снабженческо-сбытовой деятельности по доставке, доработке и фасовке готовой продукции, а также по покупке-продаже товаров».[1] Издержки обращения торговли – это затраты живого и овеществленного труда торговых организаций в стоимостной форме в процессе закупки (заготовки), перевозки (транспортировки), хранения и продажи товаров[2]. Основные задачи управленческого учета издержек обращения торговли заключаются в следующем: · своевременное обеспечение руководителей торговых организаций полной и достоверной информацией о фактических расходах; · осуществление действенного контроля за использованием материальных, трудовых и денежный ресурсов. Издержки обращения - это совокупные затраты, связанные с процессом обращения товаров. Рассматривая экономическую природу издержек обращения, их делят на два вида: чистые и дополнительные. Чистые издержки обращения - это расходы, связанные с процессом купли-продажи товаров, ведения бухгалтерского учета, ведения денежных расчетов. Это издержки, необходимые для того, чтобы превратить стоимости из товарной формы в денежную[3]. К дополнительным издержкам обращения относятся затраты, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения. Это издержки на упаковку, фасовку, этикировку, транспортировку. Они носят производительный характер и по сути являются продолжением процесса производства, выполненным в сфере обращения. Для учета, анализа, планирования и контроля за расходованием средств издержки обращения классифицируются по следующим признакам[4]: - по степени зависимости от изменения товарооборота; - по участию в образовании себестоимости; - по отраслям деятельности; - по видам затрат; - по экономическим элементам. Издержки обращения по степени зависимости от изменения товарооборота делятся на условно-постоянные и условно-переменные. К условно-постоянным относятся расходы на содержание и аренду помещений, амортизацию основных фондов, текущий ремонт, расходы на охрану. Они сохраняют свои размеры независимо от изменений товарооборота. К условно-переменным относят расходы по кредиту, перевозке товаров, оплате труда, инкассаций выручки. Сумма этих расходов с ростом товарооборота, как правило, увеличивается. По участию в образовании себестоимости издержки обращения подразделяются на чистые, не увеличивающие стоимости товара (связанные с процессом купли-продажи товаров, ведения бухгалтерского учета, денежных расчетов) и дополнительные, которые увеличивают стоимость товара (на упаковку, этикировку, транспортировку и др.). По отраслям деятельности издержки обращения классифицируются на[5]: - расходы предприятий оптовой торговли; - расходы заготовительных предприятий; - расходы предприятий розничной торговли; - расходы предприятий общественного питания. По видам затрат и по экономическим элементам издержки обращения группируются в соответствии с Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) По экономическим элементам издержки обращения группируются следующим образом: 1. Материальные затраты, которые включают в себя затраты на транспортировки грузов, износ МБП, на топливо, электроэнергию, затраты на упаковку, подсортировку, хранение, торговую рекламу, потери товаров при перевозке, хранении и реализации товаров в пределах норм, расходы на тару. 2. Затраты на оплату труда. 3. Отчисления на социальные нужды, которые включают в себя обязательные отчисления по установленным законодательством нормам, органам государственного социального страхования, Пенсионному фонду, Государственному фонду занятости. 4. Амортизация основных фондов. 5. Прочие затраты, включающие в себя износ по нематериальным активам, проценты по кредитам банков, суточные и подъемные, арендную плату, налоги и отчисления во внебюджетные фонды, оплату нематериальных услуг (связи, вневедомственной охраны, информационно-вычислительного обслуживания, аудиторских организаций, коммунального хозяйства). По характеру функции, с выполнением которых связаны затраты издержек обращения, подразделяются на прямые и административно-управленческие. К прямым относят расходы по перевозке товаров, амортизации, естественной убыли товаров, процентов за кредит. К административно-управленческим относят: почтово-телеграфные, канцелярские, расходы по командировкам. Издержки обращения учитываются и планируются в абсолютной сумме и по уровню (в относительных величинах). Уровень издержек обращения определяется как отношение суммы издержек обращения к товарообороту в процентах. На уровень издержек обращения оказывают влияние факторы[6]: - независимые от хозяйственной деятельности; - зависимые от хозяйственной деятельности. К независимым факторам от хозяйственной деятельности относятся: изменение розничных цен, изменение тарифов на железнодорожные и автотранспортные перевозки, арендные ставки, равномерность завоза товаров, выполнение договоров поставки, изменение тарифов и ставок за услуги. К факторам зависящим то хозяйственной деятельности предприятий относят: объем и степень выполнения плана товарооборота, изменение структуры товарооборота, эффективности использование материально-технической базы, повышение производительности труда, изменение скорости обращения товаров и величины товарных запасов, рационализация путей и форм товародвижения. В системе управления торговой деятельностью большую роль играет своевременность и полная обеспеченность экономического анализа и соответственно управления необходимой информацией, позволяющей обеспечивать достоверную оценку результатов хозяйственной деятельности торговой организации. Хозяйственный учёт, последовательно отражая и систематически контролируя хозяйственную деятельность, обеспечивает органы контроля информацией, необходимой для оперативного, текущего, перспективного управления общественным производством. Значение учёта неуклонно возрастает в современных условиях осуществления мер по углублению хозяйственной самостоятельности и измерению форм собственности. Возникает необходимость отказа от констатации уже свершившегося факта и изложения ретроспективных данных. Появляется на их базе необходимость выработки наиболее перспективных, выгодных направлений развития, в связи с чем большое внимание уделяется учёту. Бухгалтерский учёт позволяет своевременно отражать произведённые расходы и контролировать ход выполнения плана по издержкам обращения, расходования материальных, трудовых финансовых средств. Он способствует строжайшему соблюдению сметно-финансовой дисциплины и режима экономии, повышения рентабельности предприятия. Главными задачами бухгалтерского учета являются: - формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для ее исполнения инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми, финансовыми, банковскими органами и иными заинтересованными организациями и лицами; - обеспечения контроля за наличием и движением имущества, использованием трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; - своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов. Основными целями, стоящими перед учетом издержек обращения и финансовых результатов следует считать контроль расходов, обеспечение сохранности имущества, выявление использованных резервов. Для достижения этих целей бухгалтерский учет должен следующие задачи: - обеспечение проверки правильного документального оформления расходов; - разграничение издержек по местам их возникновения; - своевременное представление информации о расходах и доходах для применения управленческих решений; - правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам; - тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на 1-ое число каждого месяца. В бухгалтерии должен быть обеспечен предварительный контроль за расходованием средств, соблюдением режима экономии; необходимо предотвратить расходы, не предусмотренные сметой или превышающие ее. В ходе проведения хозяйственных операций осуществляется текущий контроль за расходами торговых предприятий. Особое внимание следует уделять на текущий контроль за работой транспорта, за предотвращением излишних потерь товаров и тары, своевременно предъявлять претензии. После совершения хозяйственных операций отражать их на счетах синтетического и аналитического учета. Затем осуществляется последующий контроль издержек обращения. При проведении этого контроля используются приемы анализа хозяйственно-финансовой деятельности и в ходе документальных проверок и ревизий. Задачами последующего контроля являются выявление факторов, оказывающих влияние на величину издержек, установление фактов незаконного и нецелесообразного расходования средств, определение лиц, виновных в перерасходе сметы издержек обращения, разработка мероприятий по предотвращению такого перерасхода. Первичными документами по учету издержек обращения являются: - счета поставщиков товаров, товарно-транспортные накладные, акты на текущий ремонт основных средств, табели учета рабочего времени, приказы, наряды для начисления заработной платы; - счета, предъявленные за оказание услуг (за электроэнергию, отопление, водоснабжение, канализацию, за охрану объектов, за рекламные объявления. дератизацию); - расчет начисления амортизации основных средств; - акт на списание МБП, накладные на передачу их в эксплуатацию; - авизо на списание процентов за кредит согласно договоров; - материалы инвентаризаций и проверок; - акты на списание товаров; - расчеты налогов; - авансовые отчеты и другие документы. Организация, осуществляя постановку бухгалтерского учета: самостоятельно устанавливают организационную форму бухгалтерской работы, исходя из вида организации и конкретных условий хозяйствования; определяют в установленном порядке форму и методы бухгалтерского учета, а также технологию обработки учетной информации; разрабатывает систему внутри производственного учета, отчетности и контроля; формирует в установленном порядке свою учетную политику по другим вопросам. 1.2. Финансовый результат: основные понятия. Итоговый результат деятельности торговой организации за определенный период называют финансовым результатом или прибылью (убытком). Финансовый результат отражает все стороны деятельности торговой организации: 1. прибыль (или убыток) от реализации продукции, работ и услуг; 2. прибыль (или убыток) от финансовых вложений и кредитных операций (разность процентов полученных и уплаченных, доходы от участия в других организациях, прочие доходы и расходы); 3. сальдо прочих доходов и расходов. Прибыль — разница между продажной ценой на реализуемые товары или услуги и затратами на их производство (приобретение). Под прибылью в торговой организации зачастую понимают торговую наценку. Торговая наценка — эта надбавка к цене товара при его реализации с баз и складов оптовых организаций, необходимая для покрытия их затрат и получения определенной средней прибыли. Информация о доходах и расходах организации от торговой деятельности обобщается на балансовом счете 90 «Продажи», этот счет предназначен и для определения финансового результата. Для торговой организации торговля — это обычный вид деятельности. Доходом от торговой деятельности является товарооборот (без вычитаемых налогов, т. е. НДС, акцизов, экспортных пошлин). Издержками от торговой деятельности, по сути, являются затраты на приобретение товаров (себестоимость товаров) и затраты, связанные с продажей товаров (расходы на продажу). Товарооборот — это обращение товаров, процесс продвижения их от производителя к потребителю. Товарооборот может быть: 1. оптовым, при котором продвижение товаров осуществляется крупными партиями от производства в розничную торговую сеть; 2. розничным, основным критерием которого является доведение товаров непосредственно до потребителей. Оптовый товарооборот, в свою очередь, делится на: 1. складской оборот — продажа товаров со склада торговому посреднику (торговой организации или индивидуальному предпринимателю) для дальнейшей перепродажи или организациям для профессионального использования; 2. транзитный оборот — продажа товаров со складов поставщиков, минуя склады оптовой организации; 3. внутрисистемный оборот — отпуск товаров одной базой другим базам одной и той же оптовой организации. Учетная стоимость — это стоимость, по которой учтен товар на складе, в оптовой организации это покупная стоимость товара. Покупная стоимость — это стоимость товара в ценах поставщика. Розничный товарооборот делится на: 1) развозной оборот — продажа товаров, осуществляемая вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только в комплекте с транспортным средством (в некоторых экономических источников данный вид торговли также называют выездным); 2) разносной оборот — продажа товаров, осуществляемая вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем на дому, в учреждениях, организациях, предприятиях, транспорте или на улице (лоточники, продажа товаров на дому, «Магазин на диване» и пр.); 3) посылочный оборот — продажа товаров, осуществляемая по заказам, выполняемым путем почтовых отправлений (в том числе наложенным платежом); 4) комиссионный оборот — продажа товаров, предполагающая продажу комиссионерами товаров, переданных им для реализации третьими лицами-комитентами, по договорам комиссии. Развозной, разносной и посылочный товарооборот бывает в мелкорозничной торговле, такое разделение связано с типами торговых точек. В состав розничного товарооборота включают: 1) продажу товаров населению за наличный расчет и по безналичным перечислениям; 2) продажу товаров в кредит с рассрочкой платежа (по полной продажной стоимости товаров на момент получения товаров покупателем); 3) стоимость упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в стоимость товара; 4) продажу товаров длительного пользования по образцам (по полной продажной стоимости на момент передачи товара покупателю); 5) продажа порожней тары. Товарооборот за день рассчитывается как разность между показаниями сумм контрольно-кассовых машин на конец и на начало дня по каждому отделу (структурному подразделению). Затем полученные показатели суммируются, и определяется товарооборот за день в целом по торговой организации. Организации с высоким товарооборотом необходимо вести комплексную автоматизацию учета товара, потому что из-за большого товарооборота трудно наладить порядок приемки и хранения товара на складе, а также необходимый документооборот. На предприятиях с высоким товарооборотом и с широким ассортиментом товара очень часто появляются излишки одного сорта и недостачи другого сорта товаров одного и того же наименования, которые именуются пересортицей. Финансовый результат отражается в отчете о прибылях и убытках. Основное предназначение информации, формируемой в этом отчете, состоит в характеристике масштабов доходообразующих поступлений и расходов, обусловленных использованием ресурсов организации. Показатели прибыли призваны представить эффективность делового оборота организации во всех существенных аспектах использования ресурсного потенциала торговой организации. Такой подход касается прежде всего следующих моментов деятельности торговой организации: 1) проводимой кредитной политики на товарном рынке; 2) качества доходов с точки зрения устойчивости их поступления от видов деятельности; 3) эффективности использования основных факторов производства — труда, средств и предметов труда, менеджмента (в ряде случаев особо характеризуется реклама); 4) увязки показателей прибыли и прироста денежных средств организации (ликвидности). Показатели прибыли необходимы для выработки правильных деловых решений. В большинстве случаев те показатели, которые влияют на выбор решения, не фиксируются прямо в финансовой отчетности. Однако финансовая отчетность формирует в бухгалтерском учете такую систему показателей, которая оказывается существенной при расчете вторичных (опосредованных), но в то же время и конечных характеристик бизнеса — доходности, риска, ликвидности, экономической жизнеспособности и т. п. Финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала за отчетный период. Способность торговой организации в обеспечении роста собственного капитала можно оценить с помощью ряда финансовых показателей. В Отчете о прибылях и убытках представлены наиболее важные финансовые показатели. Прибыль (убыток) — это разница между всеми доходами организации и всеми ее расходами. Прибыль — это положительный финансовый результат, убыток — отрицательный финансовый результат. По данным Отчета о прибылях и убытках можно проанализировать динамику рентабельности продаж, чистой рентабельности отчетного периода, а также влияние факторов на изменение этих показателей.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (863)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |