Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экономическая сущность, задачи издержек обращения на предприятиях торговли.



2019-12-29 863 Обсуждений (0)
Экономическая сущность, задачи издержек обращения на предприятиях торговли. 0.00 из 5.00 0 оценок




ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ И ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

В сфере обращения торговые организации несут расходы, связанные с осуществлением своей деятельности, в целях доведения изготовленных производителем товаров до потребителя (покупателя). Возникают издержки обращения торговли.

«Издержки обращения – это потребленные материальные и трудовые ресурсы в процессе снабженческо-сбытовой деятельности по доставке, доработке и фасовке готовой продукции, а также по покупке-продаже товаров».[1]

Издержки обращения торговли – это затраты живого и овеществленного труда торговых организаций в стоимостной форме в процессе закупки (заготовки), перевозки (транспортировки), хранения и продажи товаров[2].

Основные задачи управленческого учета издержек обращения торговли заключаются в следующем:

· своевременное обеспечение руководителей торговых организаций полной и достоверной информацией о фактических расходах;

· осуществление действенного контроля за использованием материальных, трудовых и денежный ресурсов.

Издержки обращения - это совокупные затраты, связанные с процессом обращения товаров. Рассматривая экономическую природу издержек обращения, их делят на два вида: чистые и дополнительные.

Чистые издержки обращения - это расходы, связанные с процессом купли-продажи товаров, ведения бухгалтерского учета, ведения денежных расчетов. Это издержки, необходимые для того, чтобы превратить стоимости из товарной формы в денежную[3].

К дополнительным издержкам обращения относятся затраты, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения. Это издержки на упаковку, фасовку, этикировку, транспортировку. Они носят производительный характер и по сути являются продолжением процесса производства, выполненным в сфере обращения.

Для учета, анализа, планирования и контроля за расходованием средств издержки обращения классифицируются по следующим признакам[4]:

- по степени зависимости от изменения товарооборота;

- по участию в образовании себестоимости;

- по отраслям деятельности;

- по видам затрат;

- по экономическим элементам.

Издержки обращения по степени зависимости от изменения товарооборота делятся на условно-постоянные и условно-переменные. К условно-постоянным относятся расходы на содержание и аренду помещений, амортизацию основных фондов, текущий ремонт, расходы на охрану. Они сохраняют свои размеры независимо от изменений товарооборота.

К условно-переменным относят расходы по кредиту, перевозке товаров, оплате труда, инкассаций выручки. Сумма этих расходов с ростом товарооборота, как правило, увеличивается.

По участию в образовании себестоимости издержки обращения подразделяются на чистые, не увеличивающие стоимости товара (связанные с процессом купли-продажи товаров, ведения бухгалтерского учета, денежных расчетов) и дополнительные, которые увеличивают стоимость товара (на упаковку, этикировку, транспортировку и др.).

По отраслям деятельности издержки обращения классифицируются на[5]:

- расходы предприятий оптовой торговли;

- расходы заготовительных предприятий;

- расходы предприятий розничной торговли;

- расходы предприятий общественного питания.

По видам затрат и по экономическим элементам издержки обращения группируются в соответствии с Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)

По экономическим элементам издержки обращения группируются следующим образом:

1. Материальные затраты, которые включают в себя затраты на транспортировки грузов, износ МБП, на топливо, электроэнергию, затраты на упаковку, подсортировку, хранение, торговую рекламу, потери товаров при перевозке, хранении и реализации товаров в пределах норм, расходы на тару.

2. Затраты на оплату труда.

3. Отчисления на социальные нужды, которые включают в себя обязательные отчисления по установленным законодательством нормам, органам государственного социального страхования, Пенсионному фонду, Государственному фонду занятости.

4. Амортизация основных фондов.

5. Прочие затраты, включающие в себя износ по нематериальным активам, проценты по кредитам банков, суточные и подъемные, арендную плату, налоги и отчисления во внебюджетные фонды, оплату нематериальных услуг (связи, вневедомственной охраны, информационно-вычислительного обслуживания, аудиторских организаций, коммунального хозяйства).

По характеру функции, с выполнением которых связаны затраты издержек обращения, подразделяются на прямые и административно-управленческие. К прямым относят расходы по перевозке товаров,  амортизации, естественной убыли товаров, процентов за кредит. К административно-управленческим относят: почтово-телеграфные, канцелярские, расходы по командировкам.

 Издержки обращения учитываются и планируются в абсолютной сумме и по уровню (в относительных величинах). Уровень издержек обращения определяется как отношение суммы издержек обращения к товарообороту в процентах. На уровень издержек обращения оказывают влияние факторы[6]:

- независимые от хозяйственной деятельности;

- зависимые от хозяйственной деятельности.

К независимым факторам от хозяйственной деятельности относятся: изменение розничных цен, изменение тарифов на железнодорожные и автотранспортные перевозки, арендные ставки, равномерность завоза товаров, выполнение договоров поставки, изменение тарифов и ставок за услуги.

К факторам зависящим то хозяйственной деятельности предприятий относят: объем и степень выполнения плана товарооборота, изменение структуры товарооборота, эффективности использование материально-технической базы, повышение производительности труда, изменение скорости обращения товаров и величины товарных запасов, рационализация путей и форм товародвижения.

В системе управления торговой деятельностью большую роль играет своевременность и полная обеспеченность экономического анализа и соответственно управления необходимой информацией, позволяющей обеспечивать достоверную оценку результатов хозяйственной деятельности торговой организации. Хозяйственный учёт, последовательно отражая и  систематически контролируя хозяйственную деятельность, обеспечивает органы контроля информацией, необходимой для оперативного, текущего, перспективного управления общественным производством.

Значение учёта неуклонно возрастает в современных условиях осуществления мер по углублению хозяйственной самостоятельности и измерению форм собственности. Возникает необходимость отказа от констатации уже свершившегося факта и изложения ретроспективных данных. Появляется на их базе необходимость выработки наиболее перспективных, выгодных направлений развития, в связи с чем большое внимание уделяется учёту.

Бухгалтерский учёт позволяет своевременно отражать произведённые расходы и контролировать ход выполнения плана по издержкам обращения, расходования материальных, трудовых финансовых средств. Он способствует строжайшему соблюдению сметно-финансовой дисциплины и режима экономии, повышения рентабельности предприятия.

Главными задачами бухгалтерского учета являются:

- формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для ее исполнения инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми, финансовыми, банковскими органами и иными заинтересованными организациями и лицами;

- обеспечения контроля за наличием и движением имущества, использованием трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

- своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов.

Основными целями, стоящими перед учетом издержек обращения и финансовых результатов следует считать контроль расходов, обеспечение сохранности имущества, выявление использованных резервов.

Для достижения этих целей бухгалтерский учет должен следующие задачи:

- обеспечение проверки правильного документального оформления расходов;

 - разграничение издержек по местам их возникновения;

- своевременное представление информации о расходах и доходах для применения управленческих решений;

- правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;

- тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на 1-ое число каждого месяца.

В бухгалтерии должен быть обеспечен предварительный контроль за расходованием средств, соблюдением режима экономии; необходимо предотвратить расходы, не предусмотренные сметой или превышающие ее. В ходе проведения хозяйственных операций осуществляется текущий контроль за расходами торговых предприятий. Особое внимание следует уделять на текущий контроль за работой транспорта, за предотвращением излишних потерь товаров и тары, своевременно предъявлять претензии. После совершения хозяйственных операций отражать их на счетах синтетического и аналитического учета.

Затем осуществляется последующий контроль издержек обращения. При проведении этого контроля используются приемы анализа хозяйственно-финансовой деятельности и в ходе документальных проверок и ревизий. Задачами последующего контроля являются выявление факторов, оказывающих влияние на величину издержек, установление фактов незаконного и нецелесообразного расходования средств, определение лиц, виновных в перерасходе сметы издержек обращения, разработка мероприятий по предотвращению такого перерасхода.

Первичными документами по учету издержек обращения являются:

- счета поставщиков товаров, товарно-транспортные накладные, акты на текущий ремонт основных средств, табели учета рабочего времени, приказы, наряды для начисления заработной платы;

- счета, предъявленные за оказание услуг (за электроэнергию, отопление, водоснабжение, канализацию, за охрану объектов, за рекламные объявления. дератизацию);

- расчет начисления амортизации основных средств;

- акт на списание МБП, накладные на передачу их в эксплуатацию;

- авизо на списание процентов за кредит согласно договоров;

- материалы инвентаризаций и проверок;

- акты на списание товаров;

- расчеты налогов;

- авансовые отчеты и другие документы.

Организация, осуществляя постановку бухгалтерского учета: самостоятельно устанавливают организационную форму бухгалтерской работы, исходя из вида организации и конкретных условий хозяйствования;   определяют в установленном порядке форму и методы бухгалтерского учета, а также технологию обработки учетной информации;   разрабатывает систему внутри производственного учета, отчетности и контроля; формирует в установленном порядке свою учетную  политику по другим вопросам.


1.2. Финансовый результат: основные понятия.

Итоговый результат деятельности торговой организации за определенный период называют финансовым результатом или прибылью (убытком). Финансовый результат отражает все стороны деятельности торговой организации:

1. прибыль (или убыток) от реализации продукции, работ и услуг;

2. прибыль (или убыток) от финансовых вложений и кредитных операций (разность процентов полученных и упла­ченных, доходы от участия в других организациях, про­чие доходы и расходы);

3. сальдо прочих доходов и расходов.

Прибыль — разница между продажной ценой на реали­зуемые товары или услуги и затратами на их производство (приобретение). Под прибылью в торговой организации за­частую понимают торговую наценку. Торговая наценка — эта надбавка к цене товара при его реализации с баз и складов опто­вых организаций, необходимая для покрытия их затрат и получения определенной средней прибыли.

Информация о доходах и расходах организации от торго­вой деятельности обобщается на балансовом счете 90 «Прода­жи», этот счет предназначен и для определения финансового результата. Для торговой организации торговля — это обычный вид деятельности.

Доходом от торговой деятельности является товарооборот (без вычитаемых налогов, т. е. НДС, акцизов, экспортных пошлин). Издержками от торговой деятельности, по сути, являются за­траты на приобретение товаров (себестоимость товаров) и за­траты, связанные с продажей товаров (расходы на продажу).

Товарооборот — это обращение товаров, процесс продви­жения их от производителя к потребителю.

Товарооборот может быть:

1. оптовым, при котором продвижение товаров осуществляется крупными партиями от производства в розничную торговую сеть;

2. розничным, основным критерием которого является доведение товаров непосредственно до потребителей.

Оптовый товарооборот, в свою очередь, делится на:

1. складской оборот — продажа товаров со склада торговому посреднику (торговой организации или индивидуально­му предпринимателю) для дальнейшей перепродажи или организациям для профессионального использования;

2. транзитный оборот — продажа товаров со складов поставщиков, минуя склады оптовой организации;

3. внутрисистемный оборот — отпуск товаров одной базой другим базам одной и той же оптовой организации.

Учетная стоимость — это стоимость, по которой учтен товар на складе, в оптовой организации это покупная стои­мость товара. Покупная стоимость — это стоимость товара в ценах поставщика.

Розничный товарооборот делится на:

1) развозной оборот — продажа товаров, осуществляемая вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных для тор­говли транспортных средств, а также мобильного обору­дования, применяемого только в комплекте с транспортным средством (в некоторых экономических источников данный вид торговли также называют выездным);

2) разносной оборот — продажа товаров, осуществляемая вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем на дому, в учреждени­ях, организациях, предприятиях, транспорте или на ули­це (лоточники, продажа товаров на дому, «Магазин на ди­ване» и пр.);

3) посылочный оборот — продажа товаров, осуществляемая по заказам, выполняемым путем почтовых отправлений (в том числе наложенным платежом);

4)   комиссионный оборот — продажа товаров, предполагающая продажу комиссионерами товаров, переданных им для реализации третьими лицами-комитентами, по договорам комиссии.

Развозной, разносной и посылочный товарооборот быва­ет в мелкорозничной торговле, такое разделение связано с ти­пами торговых точек.

В состав розничного товарооборота включают:

1) продажу товаров населению за наличный расчет и по безналичным перечислениям;

2) продажу товаров в кредит с рассрочкой платежа (по полной продажной стоимости товаров на момент получения то­варов покупателем);

3) стоимость упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в стоимость товара;

4) продажу товаров длительного пользования по образцам (по полной продажной стоимости на момент передачи товара покупателю);

5) продажа порожней тары.

Товарооборот за день рассчитывается как разность меж­ду показаниями сумм контрольно-кассовых машин на конец и на начало дня по каждому отделу (структурному подразде­лению). Затем полученные показатели суммируются, и опре­деляется товарооборот за день в целом по торговой органи­зации.

Организации с высоким товарооборотом необходимо вести комплексную автоматизацию учета товара, потому что из-за большого товарооборота трудно наладить порядок прием­ки и хранения товара на складе, а также необходимый документооборот.

На предприятиях с высоким товарооборотом и с широ­ким ассортиментом товара очень часто появляются излишки одного сорта и недостачи другого сорта товаров одного и того же наименования, которые именуются пересортицей.

Финансовый результат отражается в отчете о прибылях и убытках. Основное предназначение информации, формируе­мой в этом отчете, состоит в характеристике масштабов доходообразующих поступлений и расходов, обусловленных использованием ресурсов организации. Показатели прибыли призваны представить эффективность делового оборота орга­низации во всех существенных аспектах использования ресурсного потенциала торговой организации. Такой подход ка­сается прежде всего следующих моментов деятельности торговой организации:

1)  проводимой кредитной политики на товарном рынке;

2) качества доходов с точки зрения устойчивости их поступления от  видов деятельности;

3) эффективности использования основных факторов производства — труда, средств и предметов труда, менеджмен­та (в ряде случаев особо характеризуется реклама);

4) увязки показателей прибыли и прироста денежных средств организации (ликвидности).

Показатели прибыли необходимы для выработки пра­вильных деловых решений. В большинстве случаев те пока­затели, которые влияют на выбор решения, не фиксируются прямо в финансовой отчетности. Однако финансовая отчет­ность формирует в бухгалтерском учете такую систему пока­зателей, которая оказывается существенной при расчете вто­ричных (опосредованных), но в то же время и конечных характеристик бизнеса — доходности, риска, ликвидности, экономической жизнеспособности и т. п.

Финансовый результат деятельности предприятия выра­жается в изменении величины его собственного капитала за отчетный период. Способность торговой организации в обес­печении роста собственного капитала можно оценить с по­мощью ряда финансовых показателей. В Отчете о прибылях и убытках представлены наиболее важные финансовые по­казатели.

Прибыль (убыток) — это разница между всеми доходами организации и всеми ее расходами.

Прибыль — это положительный финансовый результат, убыток — отрицательный финансовый результат.

По данным Отчета о прибылях и убытках можно про­анализировать динамику рентабельности продаж, чистой рен­табельности отчетного периода, а также влияние факторов на изменение этих показателей.




2019-12-29 863 Обсуждений (0)
Экономическая сущность, задачи издержек обращения на предприятиях торговли. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экономическая сущность, задачи издержек обращения на предприятиях торговли.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (863)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)