Тема 11 Функционирование фирмы в условиях монополии и монополистической конкуренции.
Представим себе, что в результате концентрации производства и путем поглощения одних фирм другими одной из фирм удалось монополизировать производство некоторого товара. Рассмотрим некоторые формы конкуренции, которые все же будут оказывать влияние на поведение монополиста при этих условиях: 1. Потенциальная конкуренция (возможность появления в отрасли новых производителей). Если барьеры для входа в отрасль не являются непреодолимыми, то всегда существует возможность проникновения в отрасль новых фирм. При этом, чем выше будет монопольная прибыль действующей фирмы, тем сильнее будет опасность потенциальной конкуренции. 2. Конкуренция нововведений. Этот вид конкуренции особенно важен в настоящее время, в условиях постоянного обновления товарного ассортимента и тенденции к сокращению жизненного цикла товара. В силу этих причин монополист не может чувствовать себя в безопасности, так как угроза конкуренции может возникнуть с самой неожиданной стороны — от небольшой исследовательской фирмы, разработавшей усовершенствованный вариант товара, или из какой-либо весьма далекой в технологическом отношении отрасли, где внедрено, тем не менее, производство близкого по назначению товара. Единственное, что может сделать монополист в этих условиях — это попытаться опередить при внедрении нововведений возможных конкурентов, то есть он вынужден заниматься как качественным совершен-ствованием товара, так и внедрением новых, более экономичных способов его производства с последующим снижением цены. 3.Конкуренция со стороны товаров заменителей. Существует целый ряд товаров, в той или иной степени заменяющих данный товар. Очевидно, что все производители взаимозаменяемых товаров являются конкурентами, причем, даже если производство любого из этих товаров контролируется только одной фирмой, конкуренция все же сохраняется. 4. Конкуренция с импортными товарами. Внутренний рынок каждой страны характеризуется большей или меньшей степенью открытости с точки зрения возможности доступа на этот рынок товаров иностранного производства. Таким образом, в условиях свободной внешней торговли фирма, монополизировавшая производство в масштабах одной (нескольких) страны, все же не будет ограждена от конкуренции и не добьется абсолютного контроля над рынком. Со всеми перечисленными выше формами конкуренции сталкивается возникшая из концентрации производства и не защищенная государственной властью монополия в условиях рыночной экономики, что весьма ограничивает силу этой монополии. Иной характер носит монополия в условиях командно-административной системы (имеется в виду отечественная экономика весьма недавнего прошлого). Такая система характеризуется абсолютной государственной монополией, в основе которой лежат три монопольных права: монополия на собственность, монополия на предпринимательскую деятельность и монополия внешней торговли. Свои монопольные права в той или иной области производства государство осуществляет через специально созданные органы управления — министерства и ведомства. Монопольная сила отраслевого министерства значительно выше, чем у экономической монополии в условиях рыночной экономики. Изменения, происходящие в экономике за последние годы (отмена монополии на собственность и предпринимательскую деятельность, увеличение прав предприятий по реализации продукции и распоряжению доходом и т.д.), значительно снизили роль министерств и ведомств как монопольных производителей продукции. Процесс этот можно было бы назвать процессом перехода от монополии административной к монополии экономической, так как монополия предприятий поддерживается государственными органами лишь с точки зрения централизованных поставок материальных ресурсов и оборудования, а также все еще сохраняющейся в значительной степени изолированностью от внешнего рынка. Разновидностью чистой монополии можно считать так называемую естественную монополию, которая образуется в тех отраслях и сферах, где минимальные долгосрочные издержки достигаются лишь тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок. Типичный пример естественной монополии — коммунальные службы (водо-, электро-, газоснабжение), метро, газо- и нефтепроводы. Особой проблемой является регулирование деятельности естественных монополий. Выступать против такой монополии бессмысленно, так как в этой ситуации экономически эффективно удовлетворение потребности именно через существование единственной фирмы. Но общество должно контролировать поведение естественного производителя и, прежде всего, уровень цен на его товары и услуги. Но при этом возникает вопрос, на каком уровне устанавливать цену: Р = МС или Р = АС Наиболее сильны позиции естественных монополистов (РАО «Газпром», РАО «Единые энергетические системы» и др.) Пользуясь своим монопольным положением, они завышают тарифы на свои услуги, покрывая за счет потребителей свои высокие издержки, включающие, в частности, зарплату, в несколько раз превышающую средний уровень по промышленности, сверхвысокие доходы руководителей, неэффективное использование ресурсов и т. д. Однако в последнее время государство начинает делать попытки поставить их деятельность под контроль. Но эти меры встречают серьезное противодействие.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |