Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 12. Антимонопольное законодательство и регулирование.



2019-12-29 201 Обсуждений (0)
Тема 12. Антимонопольное законодательство и регулирование. 0.00 из 5.00 0 оценок




      

 

 

Антимонопольное регулирование и законодательство являются важнейшей экономической функцией современного государства. Антимонопольная политика государства направлена против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. В узком смысле антимонопольное законодательство направлено против чистых монополий и олигополий, обладающих избыточной монопольной властью, а также на предотвращение «нечестных» действий, нарушающих общепринятые нормы делового поведения. Широкая трактовка антимонопольного законодательства направлена против всех форм накопления монопольной власти, в том числе и мелкими фирмами, против любых проявлений монопольного поведения.

Наиболее развитым считается американское антимонопольное законодательство. Первый антимонопольный закон был принят в США более чем 100 лет назад (Акт Шермана в 1890 г.)

Можно выделить два принципиальных направления в антимонопольном законодательстве:

а) запрещение некоторых типов делового поведения фирм, например, сговор о ценах, разделе рынка, демпинговые цены, недобросовестная конкуренция и т. д.

б) регулирование структуры отрасли, в первую очередь регулирование слияния фирм.

В случае возникновения монополии в какой-то отрасли, в некоторых случаях прибегают к насильственному разукрупнению и разделению компании (например, так поступили с компанией АТТ).

В современной российской экономике проблема антимонопольного регулирования стоит очень остро (первый антимонопольный закон в России был принят только в 1991 г.) Вышедшая из недр централизованной, командной системы, российская экономика отличается высокой степенью монополизации и слабо развитой конкуренцией.

Причем дело осложняется тем, что процесс разрушения командно-административной системы происходил быстрее, чем демонополизация экономики. Но мероприятия по либерализации рынка, такие как допущение иностранных производителей и инвесторов на российский рынок, поддержка малого бизнеса и т. п. «осложняют» жизнь российских монополистов.

 

Тема 13. Рынок производственных ресурсов. Ценообразование на

Рынках ресурсов.

 

Производственные ресурсы – это совокупность имущественных прав принадлежащих тому или иному предприятию: основные средства, нематериальные активы, оборотные средства, кадры, финансы предприятия.

Основные фонды – это те объекты, которые служат много лет и возвращают затраченные на них средства, а также приносят доход в течение нескольких циклов (лет). К ним относятся здания, сооружения, машины, оборудование и др. Решена задача включения в экономический оборот земли по ее стоимости, с 1996 года. Сюда же входят так называемые “неосязаемые” активы – стоимость патентов, лицензий, авторских прав, акции и облигации других субъектов – все это тоже приносит доход.

В зависимости от назначения основные фонды делятся на основные производственные и основные непроизводственные фонды. К основным производственным относятся фонды, которые непосредственно участвуют в производственном процессе (машины, оборудование, станки и др.) или создают условия для производственного цикла (производственные здания трубопроводы и др.). Основные непроизводственные фонды – это объекты бытового и культурного назначения, медицинские учреждения и др.

Формирование основных и оборотных средств, без которых не может быть осуществлен процесс производства товаров и услуг, происходит на вновь создаваемых предприятиях за счет уставного фонда (капитала), а на действующих – за счет выручки от реализации продукции, а также заемных средств. Из хозяйственных средств фирмы выделяются основные средства и вкладываются в основные фонды производственного и непроизводственного назначения. В момент приобретения основных фондов их стоимость полностью совпадает со стоимостью основных средств. В дальнейшем основные фонды будут оцениваться уже по остаточной стоимости (меньше первоначальной), а основные средства будут складываться из двух слагаемых:

Стоимость основных средств = остаточная стоимость + износ.

Сумма износа основных фондов включается в стоимость товаров и услуг и после их реализации возвращается предприятию для формирования фонда амортизации с целью замены действующих основных фондов в будущем.

Нормы амортизации (износа) рассчитываются:

 

Итак, основными фондами называется часть производственных фондов, которая вещественно воплощена в средствах труда, сохраняет в течении длительного времени свою натуральную форму, переносит по частям стоимость на продукцию и возмещается только после проведения нескольких производственных циклов.

Оборотные средства – это совокупность денежных средств, авансируемых для создания оборотных производственных фондов и фондов обращения, обеспечивающих непрерывный кругооборот денежных средств.

Оборотные средства (капитал) предприятия состоят из двух частей: оборотные фонды и фонды обращения. К оборотным фондам относятся предметы труда – сырье, тара, малоценные орудия труда, незавершенное производство и расходы будущих периодов.

 Они могут находиться либо в запасах, либо в незавершенном производстве. Их предназначение – обеспечение непрерывности процесса производства. При этом стоимость оборотных фондов полностью переносится на производимый продукт.

Фонды обращения включают: готовую продукцию на складе, товары отгруженные, деньги в кассе и на счетах банков, дебиторская задолженность, средства в прочих расчетах. Они обеспечивают ресурсами процесс обращения. По сути, в процессе кругооборота оборотные фонды превращаются в фонды обращения и наоборот. Поэтому для начала следующего цикла не требуется дополнительных денежных ресурсов. Однако если происходят потери или осуществляется расширенное воспроизводство, оборотные средства следует пополнять за счет прибыли, резервов или кредитов. Эффективность использования оборотных средств определяется рядом показателей:

1) оборачиваемость оборотных средств – время полного кругооборота по цепочке превращения: денежная форма – пребывание в запасах (сырья, материалов и т.п.) и в незавершенном производстве – выход готовой продукции – ее реализация – зачисление денег на счет предприятия. Это время различно по отраслям.

2) длительность одного оборота в днях (О) (чем короче, тем лучше):

;

С – остатки оборотных средств (средние) на определенную дату;

Т – объем товарной продукции;

Д – число дней в периоде.

3) число оборотов за период (или коэффициент оборачиваемости оборотных средств К0), чем выше, тем лучше:

;

4) коэффициент загрузки средств в обороте (Кз), чем меньше, тем лучше:

;

5) показатель отдачи оборотных средств (Рос):

, П – прибыль.

Эффективность оборотных средств зависит от внешних и внутренних факторов. Внешние: общеэкономическая ситуация, налоги, кредитование, целевое финансирование, бюджетные ассигнования, кризис неплатежей. Внутренние факторы: сокращение запасов, незавершенное производство, отвлечения в сферу обращения и др.

Оборотные производственные фонды вступают в производство в своей натуральной форме и в процессе изготовления продукции целиком потребляются. Они переносят свою стоимость на создаваемый продукт. Фонды обращения связаны с обслуживанием процесса обращения товаров. Они не участвуют в образовании стоимости, а являются ее носителем. После окончания производственного цикла изготовления готовой продукции и ее реализации стоимость оборотных средств возмещается в составе выручки от реализации продукции (работ, услуг). Это создает возможность систематического возобновления процесса производства, который осуществляется путем непрерывного кругооборота средств предприятия.000

Нематериальные активы – это средства, не имеющие физически осязаемой формы, но приносящие предприятию доход. К неосязаемым активам относятся патенты, товарные знаки, торговые марки, авторские права, лицензии, затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, затраты на разработку программного обеспечения. На нематериальные активы начисляется износ, как и на другие средства, срок службы которых превышает 1 год.

Итак, производственные ресурсы – это средства предприятия направленные на устранения нарушений нормального хода производственно-финансовой деятельности, а также реализацию принципа осторожности в учете и анализе деятельности предприятия.

 

Тема 14. Рынок труда.

 

Ответ на вопрос 1.

Спрос на труд предъявляют фирмы, а предложение труда формируют домашние хозяйства. Современная экономическая теория определяет заработную плату как цену труда (рабочей силы). Следует различать номинальную зарплату и реальную. Под номинальной зарплатой понимается сама сумма денег, которую получает работник за свой дневной, недельный, месячный труд. Но номинальная зарплата не может характеризовать уровень потребления и благосостояния человека. Для этого служит реальная зарплата — та масса товаров и услуг, которую можно приобрести на номинальную зарплату. Реальная зарплата зависит от уровня цен.

Спрос на труд: На рынке совершенной конкуренции количество нанимаемых работников определяется двумя моментами — реальной зарплатой и предельным продуктом труда (в денежном выражении). С увеличением количества нанимаемых работников происходит падение величины предельного продукта в соответствии с законом убывающей отдачи (доходности). Когда стоимость предельного продукта труда сравняется с величиной зарплаты, прекратится привлечение дополнительных единиц труда (работников).

 Индивидуальное предложение труда обладает определенной спецификой. Решение индивида о том, какое количество труда предложить, можно определить как компромисс между двумя «товарами»: досугом и дополнительным заработком.

Повышение ставки зарплаты в одном случае может вызывать рост предложения труда, а в другом — сокращение. Предложение труда увеличивается под воздействием эффекта замещения, согласно которому каждый час свободного времени оценивается индивидом как упущенная возможность получения дополнительного заработка. Сокращение предложения труда возникает вследствие эффекта дохода. Эффект дохода начинает действовать, когда индивид имеет более высокий доход и для него ценность свободного времени выше дополнительного дохода. Совокупное же предложение труда в обществе определяется следующими факторами: общей численностью населения; долей самодеятельного населения; средним числом часов, отработанных рабочими в течение недели, месяца, года; квалификацией работников, то есть качеством затрачиваемого труда. Равновесие на этом рынке наступает при определенном уровне зарплаты, равном We. Все предприниматели, согласные платить зарплату (равную предельной доходности труда) = We, находят на рынке необходимое количество труда. В то же время все работники, готовые предложить свои услуги при зарплате = We, имеют работу. При любых других уровнях зарплаты равновесие на рынке труда нарушается.При зарплате = W1 будет избыток предложения труда, то есть безработица. При зарплате = W2 — нехватка работников, незаполненные рабочие места.Обе эти ситуации в условиях рынка совершенной конкуренции не могут быть устойчивыми, они корректируются рыночными механизмами в направлении восстановления полной занятости.

Ответ на вопрос 2-3.

Наличие же устойчивой безработицы может свидетельствовать лишь об одном — на рынке труда действуют внеконкурентные факторы, которые вызывают устойчивые отклонения зарплаты вверх от ее равновесного значения. Такими внеконкурентными факторами выступают государство, активно регулирующее рынок труда (минимальный уровень зарплаты, индексация доходов и т. д.) и профсоюзы, действующие, как правило, в сторону повышения зарплаты.

   

 



2019-12-29 201 Обсуждений (0)
Тема 12. Антимонопольное законодательство и регулирование. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 12. Антимонопольное законодательство и регулирование.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (201)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)