Принцип наглядности обучения. Основные функции наглядности и ее виды
Принцип наглядности обучения предполагает прежде всего усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями путем их чувственного восприятия. Наглядность Я. А. Коменский считает «золотым правилом» обучения. В основе учения Коменского о наглядности лежит сенсуалистически – материалистическая гносеология. Для обоснования наглядности Коменский много раз приводил одну фразу: «Ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущении» [Коменский, с. 123]. «Под принципами наглядного обучения понимаются такие, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств» [Пидкасистый, с. 269]. Р. К. Миньяр – Белоручев определил «принцип наглядности как дидактический принцип обучения, провозглашающий эффективность живого восприятия предметов и явлений окружающего нас мира в процессе его изучения» [цит. по: Миролюбов, с.101]. А.П. Старков утверждал, что наглядность можно определить как «специально организованный показ языкового материала и его употребление в речи с целью помочь обучающемуся в его понимании, усвоении и использовании» [Старков: с.68]. В. А. Артемов определяет наглядность в обучении как «… целенаправленный и специально организованный показ учебного материала, который подсказывает учащимся законы изучаемого материала, в нашем случае языка, позволяет учащимся творчески открывать эти законы или убедиться в их достоверности» [Артемов, с.218]. К. Д. Ушинский считал, что именно наглядность служит опорой для развития разума, действия и речи ребенка, что, по сути, и должно явиться результатом качественного обучения. Необходимо, чтобы предмет непосредственно воспринимался ребенком и чтобы под руководством учителя «… ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль, и мысль облекалась в слово» [Ушинский, с. 128]. Именно он сделал значительный шаг вперед в разработке наглядности обучения. Он также писал, что «ребенок мыслит конкретными образами, поэтому опора на чувственное познание является необходимым условием обучения» [цит. по: Баранов, с. 90]. На ранних этапах развития человеческого общества обучение осуществлялось за счет подражания взрослым, копирования детьми практических действий взрослого человека. С накоплением человечеством знаний, появлением книг, развитием производства содержание обучения значительно усложняется. Широко пользуясь наглядностью, вместе с тем нельзя подходить к ней односторонне. При умелом применении средств наглядности качество обучения повышается, при недооценке других принципов обучения оно может пострадать. Например, при перегрузке урока наглядными пособиями можно отвлечь внимание учащихся от основной идеи урока. Иллюстрации и демонстрации в ряде случаев снижают развитие теоретического мышления учащихся и осмысливание ими закономерностей изучаемых явлений. Учитель в каждом отдельном случае должен самостоятельно решать, когда и в какой мере надо применять наглядность в процессе обучения. Представления у школьников формируются и воспроизводятся с помощью современных технических средств обучения (ТСО): кино, телевидения, проекторов, компьютеров, с помощью которых можно передать, по существу, любую ситуацию, эпизоды, связи, зависимости и т.д. Кино и телевидение все большее место занимают в учебном процессе, т.к. сближают учебный материал с представлениями самых различных сторон жизни, прошлого и настоящего, внешнего и внутреннего, близкого и далекого, знакомого и неизвестного. Учителю нужно уметь использовать эти технические устройства. Однако в принципе наглядности важна не техническая сторона дела, а те впечатления, те чувственные образы, которые формируются с помощью этих средств. Основные функции наглядности. Значение наглядности в обучении вытекает из материалистической концепции высшей нервной деятельности, которая предполагает, что наглядные средства могут эффективно способствовать развитию первой сигнальной системы, а на ее основе и второй сигнальной системы человека. Наглядность способствует не только лучшему усвоению учащимися теоретических знаний, но и пониманию связи научных знаний с жизнью. Когда учащиеся знакомятся с химическими, физическими и биологическими процессами в школьных лабораториях и непосредственно в природе и на производстве, они не только прочнее овладевают знаниями, но и глубже осмысливают связь теоретических знаний с практикой. Наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс усвоения знаний более легким. Уроки, на которых применяются картины, иллюстрации, снимки, коллекции, как правило, проходят при повышенном интересе и внимании всех учащихся. Многие положения, на первый взгляд трудные, при умелом применении наглядности становятся доступными и понятными. «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучаться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов — и ребенок усвоит их на лету... Попробуйте одно и то же происшествие рассказать двум детям, одинаково способным: одному — по картинкам, другому без картинок,— и вы оцените тогда все значение картинок для ребенка» [Огородников, с. 71]. Наглядность способствует прочности усвоения знаний. Примеры и образы запоминаются легче и надолго удерживаются в памяти. В изучении иностранного языка «зрительно воспринимая материал, слушая и наблюдая за тем, как люди говорят на данном языке, учащиеся приобретают необходимые навыки и умения в устной речи: в интонации, в употреблении слов и грамматическом оформлении высказываний» [Рогова, с.69]. «Наглядное обучение важно в том отношении, что оно обращается к такой из наших способностей, с помощью которой мы приобретаем наибольшее число знаний и более всего знакомимся с окружающим миром, именно к чувству зрения... Другая сторона наглядного изучения, чрезвычайно важная, состоит в том, что оно сосредоточивает, приближает предметы, с помощью его мы узнаем не только то, что ежедневно можно наблюдать в окружающей природе, но и то, что очень трудно наблюдать, что возможно наблюдать только при известных, наиболее выгодных условиях. Наконец, наглядное обучение дает нам видеть и чувствовать в осязательной форме не только предметы, но и самые выводы из предметов, из наблюдений, как будто это были самые предметы» [Водовозов, с. 177-178]. Наглядные восприятия обладают высокой пропускной способностью. Наиболее высокой эффективностью для запоминания обладают не сами наглядные средства, а их сочетания с речью и практической деятельностью. Не случайно поэтому принцип наглядности в некоторых дидактических пособиях трактуют как принцип единства конкретного и абстрактного. Говоря о функции наглядности на уроке иностранного языка, педагоги и методисты выделяют следующие ее свойства: 1) наглядность обеспечивает правильное осмысление материала; 2) служит опорой в понимании материала; 3) создает условия для практического применения усваиваемого материала; 4) помогает приобретать необходимые навыки и умения; 5) вызывает интерес к занятиям; 6) переводит произвольное внимание к послепроизвольному; 7) снижает утомление; 8) обеспечивает весь процесс обучения [Рогова, с.129]. Виды наглядности. Говоря о видах наглядности, важно различать три основных понятия, связанных с наглядностью: 1) принцип наглядности; 2) наглядные средства обучения; 3) наглядные методы обучения. Принцип наглядности – один из дидактических принципов, согласно которому использование наглядности при работе с учебным материалом повышает эффективность усвоения. Можно сделать вывод о том, что в процессе обучения запоминание ряда предметов и тем, представленных наглядно, происходит лучше, легче и быстрее, чем того же рода, представленного в словесной форме, устной или письменной. Кроме того, «ребенок мыслит формами, звуками, красками, ощущениями и обучение должно строиться на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ребенком» [Зимняя, с.177]. Наглядные средства – объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития. По способам изображения наглядные средства делятся на: - образные наглядные пособия, показывающие предметы и явления в реальном виде (модели, макеты, муляжи и др.). - схематические условные наглядные учебные пособия, передающие в предмете/ явлении только самое главное, основное, в устной логической обработке и с использованием условной географической знаковой условной раскраски и символики (карты, схемы, диаграммы...) [http;www]. Наглядные методы. Под наглядными методами обучения понимаются такие, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами. Л. А. Григорович и Т. Д. Марциновская относят к наглядным следующие основные методы: демонстрация опытов, натуральных объектов, наглядных пособий (предметов, схем, таблиц, муляжей, макетов и т.д.), просмотр видеофильмов, кинофильмов, телепередач и т. д. [Григорович, с.128]. Существуют две большие подгруппы наглядных методов обучения: «методы иллюстраций и методы демонстраций» [Сластенин,с.236]. Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и т.д. Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и т.д. Иллюстрации и демонстрации всегда сочетаются с наблюдением и словесными методами, объяснением. Они могут сопровождать устное изложение, тем самым активизируя познавательную активность учащихся; могут использоваться при повторении и закреплении знаний. Но они в отдельных случаях имеют и самостоятельное значение, приобретая исследовательский характер. В этих учебных ситуациях учащиеся должны самостоятельно сделать выводы, обобщения и защитить их на последующем занятии. Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстративные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевидения, видеомагнитофонов) расширяет возможности наглядных методов обучения. Существуют различные классификации как в зарубежной, так и в отечественной литературе. Классификация отечественных методистов выглядит следующим образом: 1) Е. И. Пассов делит наглядность на вербальную, схематическую, смешанную (вербально - схематическую) и иллюстративную [Пассов, с.153-154]. 2) А. Д. Климентенко подразделяет наглядность на зрительную, слуховую и зрительно – слуховую [Климентенко, с. 174]. 3) Л. М. Фридман выделяет натурально - вещественную, условно – графическую и знаковую наглядность [Фридман, с.242-243]. 3) С. П. Баранов все наглядные пособия классифицирует на несколько групп [Баранов, с. 92]. К первой группе относятся реальные, или натуральные, предметы, явления, используемые в классе, в школе (например, минералы, растения, небольшие животные: кролик, белка; насекомые). Бесконечное множество предметов, явлений окружающего мира не может быть отнесено к учебным наглядным пособиям и средствам. Натуральный предмет становится наглядным пособием, если, во-первых, изолируется от реальных условий своего бытия (птица в клетке), во-вторых, используется в учебном процессе. Ко второй группе наглядных пособий относятся изображения предметов, явлений, которые Г. И. Щукина называет «предметная и образная наглядность» [Щукина, стр.298]. Натуральные предметы заменяются их моделями— объемными: чучела, муляжи и др. — и плоскостными: учебные картины, портреты писателей, исторических деятелей, рисунки и др. К третьей группе относятся схематические и символические наглядные пособия. Эту группу некоторые педагоги называют «условная изобразительная наглядность» [Щукина, стр.299]. Пособия представляют собой схемы, чертежи, карты, символы и т. п. Они используются для лучшего понимания и усвоения математических, грамматических, физических, исторических, географических и других закономерностей, теорий. Например, в настоящее время невозможно представить изучение иностранного языка без использования опорных таблиц, карт, аудио и видеокассет (CD дисков). 4) Ю. К. Бабанский, в свою очередь, выделяет следующие группы наглядных пособий [Бабанский: методы обучения, с. 102]: а) естественные натуральные объекты, с которыми учащиеся знакомятся в ходе демонстраций учителя, экскурсий, прогулок и пр.; б) специально изготовляемые иллюстративно-изобразительные средства, отображающие реальные объекты — плакаты, схемы, картины, фотографии, графические пособия и пр., а также объемные геометрические фигуры, тела, муляжи и пр.; в) условно-символические средства наглядности — карты, глобус, теллурий и др.; г) демонстрационные приборы и модели, применяемые при изучении предметов естественно-математического плана, и др.; д) технические демонстрационные средства наглядности («динамическая наглядность» [Щукина, стр.299]) — кино, диафильмы, диапозитивы и пр.; е) звуконаглядные средства — видеозапись и пр. ж) отдельнойгруппой идет словесно-образная наглядность [Щукина, стр.299]. Впечатляющий образ учитель может создать не только при помощи видимых предметов, он располагает выразительнейшими, живописующими средствами языка, слова, вызывающими ясные образы и впечатления учеников. При обучении иностранному языку предмет обучения становится также и средством, и языковая наглядность помогает достичь целей обучения. Языковая наглядность должна реализовываться следующим образом: а) постоянная речевая деятельность учащихся на иностранном языке; б) речь учителя на уроке; в) стенды и газеты; г) радиопередачи; д) кружки; е) магнитофонные записи для самостоятельной работы; ж) вечера на иностранном языке [Грызулина, с. 120]. 5) Наиболее полную классификацию наглядности предлагает В. А. Артемов. Он выделяет различные основания для классификации видов наглядности: а) по особенности восприятия: предметная (объектная) и образная (символическая); б) по степени натуральности и схематичности: вербальная, схематическая, смешанная (вербально - схематическая), иллюстративная; в) по участию органов ощущения: зрительная, слуховая, зрительно – слуховая, мышечно-двигательная [Артемов, с. 170]. В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, каким является компьютер индивидуального пользования.Компьютеры позволяют учащимся наглядно увидеть в динамике многие процессы, которые раньше усваивались из текста учебника. Компьютеры дают возможность моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений наиболее оптимальные по определенным критериям, т.е. значительно расширяют возможности наглядных методов в учебном процессе. Проанализировав различные классификации видов наглядности, мы можем придти к выводу о том, что, в общем, все они совпадают и в некоторых случаях дополняют друг друга. Они могут быть сведены в одну общую схему видов наглядности, которые могут быть использованы на уроках иностранного языка: Рис. 1 Виды наглядности предметная (объектная) смешанная (вербально – схематическая)
схематическая аудиовизуальная звуковая изобразительная вербальная невербальная образная символическая
словесная объемная Всестороннее использование принципа наглядности обучения предполагает не только опору на наглядные пособия, но и руководство, управление всеми сторонами чувственного познания учащихся. Таким образом, наглядность неоднородна. В зависимости от учебной задачи, в зависимости от уровня познавательной деятельности учащихся избирается тот или иной вид наглядности, способствующий доступному, сознательному, прочному обучению.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (412)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |