Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принцип наглядности обучения. Основные функции наглядности и ее виды



2019-12-29 412 Обсуждений (0)
Принцип наглядности обучения. Основные функции наглядности и ее виды 0.00 из 5.00 0 оценок




Принцип наглядности обучения предполагает прежде всего усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями путем их чувственного восприятия. Наглядность Я. А. Коменский считает «золотым правилом» обучения.

В основе учения Коменского о наглядности лежит сенсуалистически – материалистическая гносеология. Для обоснования наглядности Коменский много раз приводил одну фразу: «Ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущении» [Коменский, с. 123]. 

«Под принципами наглядного обучения понимаются такие, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств» [Пидкасистый, с. 269].

Р. К. Миньяр – Белоручев определил «принцип наглядности как дидактический принцип обучения, провозглашающий эффективность живого восприятия предметов и явлений окружающего нас мира в процессе его изучения» [цит. по: Миролюбов, с.101].

А.П. Старков утверждал, что наглядность можно определить как             «специально организованный показ языкового материала и его употребление в речи с целью помочь обучающемуся в его понимании, усвоении и использовании» [Старков: с.68].

В. А. Артемов определяет наглядность в обучении как «… целенаправленный и специально организованный показ учебного материала, который подсказывает учащимся законы изучаемого материала, в нашем случае языка, позволяет учащимся творчески открывать эти законы или убедиться в их достоверности» [Артемов, с.218].

К. Д. Ушинский считал, что именно наглядность служит опорой для развития разума, действия и речи ребенка, что, по сути, и должно явиться результатом качественного обучения. Необходимо, чтобы предмет непосредственно воспринимался ребенком и чтобы под руководством учителя «… ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль, и мысль облекалась в слово» [Ушинский, с. 128]. Именно он сделал значительный шаг вперед в разработке наглядности обучения. Он также писал, что «ребенок мыслит конкретными образами, поэтому опора на чувственное познание является необходимым условием обучения» [цит. по: Баранов, с. 90].

На ранних этапах развития человеческого общества обучение осуществлялось за счет подра­жания взрослым, копирования детьми практических действий взрослого человека. С накоплением человечеством знаний, появлением книг, разви­тием производства содержание обучения значительно усложняется.

Широко пользуясь наглядностью, вместе с тем нельзя под­ходить к ней односторонне. При умелом применении средств на­глядности качество обучения повышается, при недооценке других принципов обучения оно может пострадать. Например, при перегрузке урока наглядными пособиями можно отвлечь внимание учащихся от основной идеи урока. Иллюстрации и демонстрации в ряде случаев снижают развитие теоретического мышления учащихся и осмысливание ими закономерностей изучаемых явлений. Учитель в каждом отдельном случае должен самостоятельно решать, когда и в какой мере надо применять наглядность в процессе обучения.

Представления у школьников формируются и воспроизводятся с помощью современных технических средств обучения (ТСО): кино, телевидения, проекторов, компьютеров, с помощью которых можно передать, по существу, любую ситуацию, эпизоды, связи, зависимости и т.д. Кино и телевидение все большее место занимают в учебном процессе, т.к. сближают учебный материал с представлениями самых различных сторон жизни, прошлого и настоящего, внешнего и внутреннего, близкого и далекого, знакомого и неизвестного. Учителю нужно уметь использовать эти технические устройства. Однако в принципе наглядности важна не техническая сторона дела, а те впечатления, те чувственные образы, которые формируются с помощью этих средств.  

Основные функции наглядности. Значение наглядности в обучении вытекает из материалистической концепции высшей нервной деятельности, которая предполагает, что наглядные средства могут эффективно способствовать развитию первой сигнальной системы, а на ее основе и второй сигнальной системы человека.

Наглядность способствует не только лучшему усвоению уча­щимися теоретических знаний, но и пониманию связи научных знаний с жизнью. Когда учащиеся знакомятся с химическими, физическими и биологическими процессами в школьных лабораториях и непо­средственно в природе и на производстве, они не только прочнее овладевают знаниями, но и глубже осмысливают связь теоретических знаний с практикой.

Наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс усвоения знаний более легким. Уроки, на которых при­меняются картины, иллюстрации, снимки, коллекции, как прави­ло, проходят при повышенном интересе и внимании всех учащих­ся. Многие положения, на первый взгляд трудные, при умелом применении наглядности становятся доступными и понятными. «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучаться над ними; но свяжите с кар­тинками двадцать таких слов — и ребенок усвоит их на лету... Попробуйте одно и то же происшествие рассказать двум детям, одинаково способным: одному — по картинкам, другому без кар­тинок,— и вы оцените тогда все значение картинок для ре­бенка» [Огородников, с. 71].

Наглядность способствует прочности усвоения знаний. При­меры и образы запоминаются легче и надолго удерживаются в памяти.

В изучении иностранного языка «зрительно воспринимая материал, слушая и наблюдая за тем, как люди говорят на данном языке, учащиеся приобретают необходимые навыки и умения в устной речи: в интонации, в употреблении слов и грамматическом оформлении высказываний» [Рогова, с.69].

«Наглядное обучение важно в том отношении, что оно обращается к такой из наших способностей, с помощью которой мы приобретаем наибольшее число знаний и более всего знакомимся с окружающим миром, именно к чувству зрения... Другая сторона наглядного изучения, чрезвычайно важная, состоит в том, что оно сосредоточивает, приближает предметы, с помощью его мы узнаем не толь­ко то, что ежедневно можно наблюдать в окружающей природе, но и то, что очень трудно наблюдать, что воз­можно наблюдать только при известных, наиболее выгод­ных условиях. Наконец, наглядное обучение дает нам ви­деть и чувствовать в осязательной форме не только пред­меты, но и самые выводы из предметов, из наблюдений, как будто это были самые предметы» [Водовозов, с. 177-178].

Наглядные восприятия обладают высокой пропускной способно­стью. Наиболее высокой эффективностью для запоминания обладают не сами наглядные средства, а их сочетания с речью и практической деятельностью. Не случайно поэтому принцип наглядности в некоторых дидактических пособиях трактуют как принцип единства конкретного и абстрактного. 

Говоря о функции наглядности на уроке иностранного языка, педагоги и методисты выделяют следующие ее свойства:

1) наглядность обеспечивает правильное осмысление материала;

2) служит опорой в понимании материала;

3) создает условия для практического применения усваиваемого материала;

4) помогает приобретать необходимые навыки и умения;

5) вызывает интерес к занятиям;

6) переводит произвольное внимание к послепроизвольному;

7) снижает утомление;

8) обеспечивает весь процесс обучения [Рогова, с.129].

Виды наглядности. Говоря о видах наглядности, важно различать три основных понятия, связанных с наглядностью:

1) принцип наглядности;

2) наглядные средства обучения;

3) наглядные методы обучения.

Принцип наглядности – один из дидактических принципов, согласно которому использование наглядности при работе с учебным материалом повышает эффективность усвоения.

Можно сделать вывод о том, что в процессе обучения запоминание ряда предметов и тем, представленных наглядно, происходит лучше, легче и быстрее, чем того же рода, представленного в словесной форме, устной или письменной. Кроме того, «ребенок мыслит формами, звуками, красками, ощущениями и обучение должно строиться на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ребенком» [Зимняя, с.177].

Наглядные средства – объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

По способам изображения наглядные средства делятся на:

- образные наглядные пособия, показывающие предметы и явления в реальном виде (модели, макеты, муляжи и др.).

- схематические условные наглядные учебные пособия, передающие в предмете/ явлении только самое главное, основное, в устной логической обработке и с использованием условной географической знаковой условной раскраски и символики (карты, схемы, диаграммы...) [http;www].

Наглядные методы. Под наглядными методами обучения понимаются такие, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами.

Л. А. Григорович и Т. Д. Марциновская относят к наглядным следующие основные методы: демонстрация опытов, натуральных объектов, наглядных пособий (предметов, схем, таблиц, муляжей, макетов и т.д.), просмотр видеофильмов, кинофильмов, телепередач и т. д. [Григорович, с.128].

Существуют две большие подгруппы наглядных методов обучения: «методы иллюстраций и методы демонстраций» [Сластенин,с.236].

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и т.д.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и т.д.

Иллюстрации и демонстрации всегда сочетаются с наблюде­нием и словесными методами, объяснением. Они могут сопро­вождать устное изложение, тем самым активизируя познаватель­ную активность учащихся; могут использоваться при повторении и закреплении знаний. Но они в отдельных случаях имеют и само­стоятельное значение, приобретая исследовательский характер. В этих учебных ситуациях учащиеся должны самостоятельно сделать выводы, обобщения и защитить их на последующем занятии.

Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстративные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевидения, видеомагнитофонов) расширяет возможности наглядных методов обучения.

Существуют различные классификации как в зарубежной, так и в отечественной литературе. Классификация отечественных методистов выглядит следующим образом:

1) Е. И. Пассов делит наглядность на вербальную, схематическую, смешанную (вербально - схематическую) и иллюстративную [Пассов, с.153-154].

2) А. Д. Климентенко подразделяет наглядность на зрительную, слуховую и зрительно – слуховую [Климентенко, с. 174].

3) Л. М. Фридман выделяет натурально - вещественную, условно – графическую и знаковую наглядность [Фридман, с.242-243].

3) С. П. Баранов все наглядные пособия классифицирует на несколько групп [Баранов, с. 92]. К первой группе относятся реальные, или натуральные, предметы, явления, используемые в классе, в школе (например, минералы, растения, небольшие животные: кролик, белка; насекомые). Бесконечное множество предметов, явлений окружающего мира не может быть отнесено к учебным наглядным пособиям и средст­вам.

Натуральный предмет становится наглядным пособием, если, во-первых, изолируется от реальных условий своего бытия (птица в клетке), во-вторых, используется в учебном процессе.

Ко второй группе наглядных пособий относятся изображения предметов, явлений, которые Г. И. Щукина называет «предметная и образная наглядность» [Щукина, стр.298]. Натуральные предметы заменяются их моде­лями— объемными: чучела, муляжи и др. — и плоскостными: учебные картины, портреты писателей, исторических деятелей, рисунки и др.

К третьей группе относятся схематические и символические наглядные пособия. Эту группу некоторые педагоги называют «условная изобразительная наглядность» [Щукина, стр.299]. Пособия представляют собой схемы, чертежи, кар­ты, символы и т. п. Они используются для лучшего понимания и усвоения математических, грамматических, физических, историче­ских, географических и других закономерностей, теорий. Например, в настоящее время невозможно представить изучение иностранного языка без использования опорных таблиц, карт, аудио и видеокассет (CD дисков).

4) Ю. К. Бабанский, в свою очередь, выделяет следующие группы наглядных пособий [Бабанский: методы обучения, с. 102]:

а) естественные натуральные объекты, с которыми учащиеся знако­мятся в ходе демонстраций учителя, экскурсий, прогулок и пр.;

б) специально изготовляемые иллюстративно-изобразительные сред­ства, отображающие реальные объекты — плакаты, схемы, картины, фотографии, графические пособия и пр., а также объемные геометрические фигуры, тела, муляжи и пр.;

в) условно-символические средства наглядности — карты, глобус, теллурий и др.;                            

г) демонстрационные приборы и модели, применяемые при изуче­нии предметов естественно-математического плана, и др.;

д) технические демонстрационные средства наглядности  («динамическая наглядность» [Щукина, стр.299]) — кино, диафильмы, диапозитивы и пр.;

е) звуконаглядные средства — видеозапись и пр.

ж) отдельнойгруппой идет словесно-образная наглядность [Щукина, стр.299]. Впечатляющий образ учи­тель может создать не только при помощи видимых предметов, он располагает выразительнейшими, живописующими средства­ми языка, слова, вызывающими ясные образы и впечатления учеников.

При обучении иностранному языку предмет обучения становится также и средством, и языковая наглядность помогает достичь целей обучения. Языковая наглядность должна реализовываться следующим образом: а) постоянная речевая деятельность учащихся на иностранном языке; б) речь учителя на уроке; в) стенды и газеты; г) радиопередачи; д) кружки; е) магнитофонные записи для самостоятельной работы; ж) вечера на иностранном языке [Грызулина, с. 120].

5) Наиболее полную классификацию наглядности предлагает В. А. Артемов. Он выделяет различные основания для классификации видов наглядности:

а) по особенности восприятия: предметная (объектная) и образная (символическая);

б) по степени натуральности и схематичности: вербальная, схематическая, смешанная (вербально - схематическая), иллюстративная;

в) по участию органов ощущения: зрительная, слуховая, зрительно – слуховая, мышечно-двигательная [Артемов, с. 170].

В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, каким является компьютер индивидуального пользования.Компьютеры позволяют учащимся наглядно увидеть в динамике многие процессы, которые раньше усваивались из текста учебника. Компьютеры дают возможность моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений наиболее оптимальные по определенным критериям, т.е. значительно расширяют возможности наглядных методов в учебном процессе.

Проанализировав различные классификации видов наглядности, мы можем придти к выводу о том, что, в общем, все они совпадают и в некоторых случаях дополняют друг друга. Они могут быть сведены в одну общую схему видов наглядности, которые могут быть использованы на уроках иностранного языка:      

Рис. 1

Виды наглядности

предметная (объектная)                               смешанная (вербально –

                                                                         схематическая)                     

 
Наглядность


схематическая                                                          аудиовизуальная

                                           звуковая                           

изобразительная                                                          

                                                        вербальная невербальная

образная     символическая

                                        

словесная объемная

Всестороннее использование принципа наглядности обучения предполагает не только опору на наглядные пособия, но и руко­водство, управление всеми сторонами чувственного познания уча­щихся.

Таким образом, наглядность неоднородна. В зависимости от учебной задачи, в зависимости от уровня познавательной дея­тельности учащихся избирается тот или иной вид наглядности, способствующий доступному, сознательному, прочному обуче­нию.

 

 



2019-12-29 412 Обсуждений (0)
Принцип наглядности обучения. Основные функции наглядности и ее виды 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принцип наглядности обучения. Основные функции наглядности и ее виды

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (412)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)