Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современная методика использования наглядности при обучении аудированию



2019-12-29 275 Обсуждений (0)
Современная методика использования наглядности при обучении аудированию 0.00 из 5.00 0 оценок




При выборе упражнений для аудирования необходимо учитывать многочисленные факторы:

- аутентичность звучащей ситуации на пленке;

- трудности, с которыми учащиеся могут столкнуться при прослушивании текста;

- способы повышения мотивации  к прослушиванию и др.

Подготовка и управление заданием также должны быть настолько простыми, насколько возможно, так как действия, требующие слишком много бумаги, оборудования или этапов выполнения, не приносят ожидаемых результатов.

Кроме самого говорящего – выражения его лица, положения, глаз, жестов, тона голоса – слушание в режиме реального времени богато внешними условиями, сопровождающими содержание аудиотекста и подтекст того, о чем идет речь. Большинство внешних условий представлено наглядными материалами. Ими могут быть иллюстрации, диаграммы, карты, таблицы, изображения на проекторе и т.д., которые важны для эффективного выполнения заданий по аудированию.

Наглядность в аудировании играет большую роль, т.к. привлекает внимание учащихся и помогает им сконцентрироваться на задании. «Трудно сфокусировать внимание на речи, которую слушаешь «вслепую» [Ur,P. Teaching List.Comprehension/ 2001, с. 30].

В упражнениях с наглядностью ученики опираются на наглядный образ при одновременном прослушивании его описания. Описание может быть основано на деталях, представленных визуально, или может содержать дополнительную информацию, и использование иллюстрации служит лишь «отправной точкой в более длинном рассказе или описании» [Ur. P.Teaching list. Compreh. 2001, с. 53]. Это разногласие легко устраняется при использовании наглядного материала как основы.

Следует различать упражнения, основанные на наглядности, и упражнения, в которых наглядность является подсказкой. В последних наглядность может выступать в форме одного большого постера и нести информацию, на основании которой учитель может базировать текст для слушания; в то время как в упражнениях, основанных на наглядности, каждый ученик имеет копию материала и использует ее не только для получения информации, но также как бланк ответов.

Дж. Хармер выделяет следующие наглядные средства, наиболее часто применяемые учителями на уроках английского языка:

1. Картинки (нарисованные, взятые из книг, газет и журналов, или фотографии) или графика, чтобы облегчить учащимся процесс обучения;

2. Доска.

3. В отдельную группу он выносит использование видео в качестве наглядности.

Рассмотрим основные характеристики каждой из перечисленных групп.

1.  Картинки  /  графика. «Картинки могут  быть в форме маленьких

карточек, больших настенных карт, карт – подсказок (карточки, которые ученики используют в парной или групповой работах), фотографий или иллюстраций» [Harmer, The Practice of ELT, с. 134]. 

Задания с картинками подходят, в основном, для младших и средних школьников. Картинки должны быть с четким изображением предметов, объектов, людей и сцен, чье описание более или менее укладывается в рамки словарного запаса класса. Они должны содержать достаточно деталей для их максимально полного описания. Черно – белые картинки подходят лучше всего, т.к. обычно они достаточно четкие и легко воспроизводятся учащимися.

Э. Райт также выделяет так называемый «Раздаточный материал» [Wright A., с. 65] как вид наглядности. Это небольшие карточки, размер которых примерно 15 на 20 см, и они могут быть использованы для индивидуальной работы или для работы в маленьких группах на всех этапах обучения.

Выбор и использование картинок на уроке – дело вкуса каждого преподавателя, но необходимо учитывать три основных качества, которыми должны обладать картинки, чтобы быть интересными учащимся и полезными для изучения языка: 1) соответствие возрасту учащихся; 2) достаточный для восприятия всеми размер и 3) прочность материала (например, картон).

Диаграммы. П. Ур употребляет слово диаграмма в немного более широком смысле, чем обычно, включая в это понятие «не только графики и семейные древа, но и карты, планы, таблицы и т. д.» [Ur, P. Teaching Listening Compr.2001/ 173 стp., с.31]. Преимущество диаграмм состоит в том, что они четкие и несут в себе большое количество фактов. Более того, диаграммы могут предоставлять информацию на более широкие темы.

Карты, планы, семейные древа и т. д. могут быть использованы тем же самым способом, что и картинки: их содержание описывается на пленке, и учащиеся соединяют описание с изображением. Задания с диаграммами больше подходят для учеников постарше: картинка является более легким способом передачи информации и воспринимается в готовом виде, в то время как диаграмма является символичной и предполагает мыслительную деятельность для ее интерпретации. По этой причине часто диаграммы сопровождаются комментариями или объяснениями.

И картинки, и диаграммы должны быть достаточно простыми для

понимания с первого взгляда. Очень сложно разобраться в картинках с большим количеством ненужных деталей, т.к они запутывают учащихся. Диаграммы создаю ситуацию сложнее: ученики будут вынуждены потратить много времени перед прослушиванием кассеты, выясняя, что изображено на представленной наглядности, а непосредственно во время слушания их внимание будет заострено не на самом аудиотексте, а на наглядном материале, содержащем в себе правильный ответ.

2. Доска. Доска является одним из самых распространенных средств наглядного обучения.

Э. Райт подчеркивает следующие положительные стороны использования доски на уроке [Wright, A., с. 5]:

а) видна всему классу;

б) тексты и картинки могут быть быстро стерты;

в) часть доски может быть прикрыта от учеников;

г) к доске можно прикрепить картинки, карты большого размера;

д) на магнитной доске задний фон (например, улица) может быть изображен на больших листах бумаги и прикреплен к доске. Изображения предметов и людей могут быть прикреплены поверх фона.

3. Использование видео являлось и является характерной чертой обучения английскому языку на протяжении многих лет. По словам Дж. Хармера, использование видео в классе является «слушанием с картинками» [Harmer, the Practice of ELT, с. 282]. Существует большое количество причин использования видео на уроках. Это и «реализация важнейшего требования коммуникативной методики – представление процесса овладения языком как постижения иноязычной культуры, и индивидуализация процесса обучения, и развитие мотивированности речевой деятельности учащихся [ИЯШ,99, с.20]. Также это «эффективная форма учебной деятельности, которая не только активизирует внимание ребят, но и способствует совершенствованию их навыков аудирования, так как зрительная опора помогает более полному и точному пониманию» [ИЯШ,2003, с.31].

Но для того чтобы применение видео было успешным, необходимо также учитывать проблемы, которые оно может создавать. Основные преимущества и недостатки данного вида наглядности обобщены и приведены в нижеследующей таблице:

 

Таблица 1

Основные достоинства и недостатки использования видео на уроке АЯ (по Дж. Хармеру)

Преимущества Недостатки
1) визуальное наблюдение говорящего; 2) перекрестная культурная осведомленность; 3) самостоятельное использование камеры учащимися для мотивации на создание чего – либо нового и запоминающегося. 1) возможное плохое качество пленки или диска (плохое изображение); 2) слишком частая остановка пленки    с целью комментирования определенного отрывка; 3) попытки учителя найти нужный отрывок на кассете (диске) в течение долгого промежутка времени.

 

В настоящее время каждому учителю также важно уметь работать с компьютером, пользоваться Интернетом для подготовки различных раздаточных и наглядных материалов и т. д. Через Интернет можно легко получить профессиональную консультацию, найти интересный аутентичный текст для чтения или аудирования, а также любой наглядный материал, вплоть до панорамного изображения городов стран изучаемого языка.

Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, необходимо отметить, что существующее в настоящее время многообразие видов наглядности, которое может быть использовано при обучении английскому языку, позволяет учителю внести разнообразие в процесс обучения, сделать его интересным и доступным ученикам.

Одной из целей нашей выпускной квалификационной работы является разработка системы упражнений с использованием наглядности для трех этапов аудирования (до, во время и после прослушивания).

Самостоятельный выбор и разработка упражнений должны опираться на анализ уже существующих типов заданий в УМК. С этой целью для анализа были выбраны 2 отечественных и 1 зарубежный УМК для 6 класса и, соответственно, три аналогичных УМК для 7:

1) «New Millennium English – 6» (Деревянко Н. Н., Жаворонкова С. В. И др.);

2) «Happy English – 1» (Климентьева Т. Б., Монк Б.);

3) «Take – 2» (Forrester Anthony, Savage Alison).

4) «New Millennium English – 7» (Деревянко Н. Н., Жаворонкова С. В. И др.);

5) «Happy English – 2» (Климентьева Т. Б., Монк Б.);

6) «Take – 3» (Forrester Anthony, Savage Alison).

Данный выбор УМК обусловлен следующими факторами:

· предназначение для данных возрастных групп;

· соответствие современным положениям методики.

Прежде, чем приступить к более подробному анализу вышеупомянутых учебных комплексов, остановимся на их общей характеристике.

«New Millennium English – 6,7» авторов Деревянко Н. Н., Жаворонковой С. В. и др. состоят из учебника, книги для учителя, рабочей тетради, набора из двух аудиокассет (или одного МР3 диска) и предназначены для 6,7 класса общеобразовательных школ. Эти методические комплексы отличается большим количеством разнообразных картинок на различные темы; фотографии составляют меньшую часть красочного оформления данных УМК.

Характерными упражнениями с использованием наглядности являются упражнения на заполнение пропусков, соотнесение фотографий (картинок) с их лексическими эквивалентами, на перевод отдельных предложений и небольших текстов с родного языка на изучаемый.

Следующая пара УМК, которая была взята для анализа – «Happy English – 1» и «Happy English-2» авторов Климентьевой Т. Б. и Монк Б. Данные комплекты включают в себя учебник, рабочую тетрадь, книгу для чтения, книгу для учителя, набор игр и 2 аудиокассеты. Они предназначены для использования в 6 и 7 классах средней общеобразовательной школы.

Большим достоинством этих УМК является изобилие ярких и красочных рисунков и фотографий, сопровождающих задания, что повышает интерес учащихся и мотивирует их на более успешное выполнение того или иного упражнения. Данные комплексы не отличаются разнообразием заданий для аудирования с использованием наглядности.

УМК «Take – 2,3» авторов Forrester Anthony, Savage Alison включают в себя учебник, рабочую тетрадь, книгу для учителя и набор из двух аудиокассет. Они также предназначены для использования в 6,7 классах средней общеобразовательной школы.

Наиболее характерными упражнениями с использованием наглядности являются упражнения на заполнение пропусков.

Более конкретные результаты анализа отражены в приведенной ниже таблице: 

Таблица 2

Результаты анализа УМК

УМК Общее количество упражнений в цикле Количество упражнений на развитие умений аудирования в цикле Количество упражнений с наглядностью на развитие умений аудирования в цикле
1 2 3 4
New Millennium English - 6      
Unit 5 49 7 4
Unit 8 50 8 4
Unit 10 59 9 6
New Millennium English - 7      
Unit 2 60 8 7
Unit 4 59 6 5
Unit 10 55 4 2
Happy English - 1      
Unit 8 53 23 1
Unit 11 36 19 2
Unit 12 19 12 1
Happy English - 2      
Unit 1 43 5 1
Unit 3 37 2 1
Unit 6 34 2 2

 

Продолжение таблицы 2

1 2 3 4
Take - 2      
Unit 10 9 3 2
Unit 18 9 2 1
Unit 20 9 3 1
Take - 3      
Unit 8 10 3 1
Unit 18 8 2 0
Unit 19 8 2 1

 

Таблица 3

Виды упражнений с использованием наглядности на трех этапах аудирования, предлагаемые в анализируемых УМК:

УМК

Этап аудирования

дотекстовый текстовый послетекстовый
1 2 3 4
New Millennium English - 6 - matching -answering        questions - survey - prioritizing - reordering - matching - multiple choice - gap filling - filling in the table - following the map/ route - answering questions  
Наглядность - иллюстративная - словесная - звуковая (вербальная) - словесная - иллюстративная - схематическая - словесная
New Millennium English – 7 - answering questions - predictions - answering questions - multiple choice - matching - gap filling - answering questions - making up sentences out of separate words - reordering
Наглядность - словесная - иллюстративная - словесная - иллюстративная - схематическая - словесная - схематическая

 

 

Продолжение таблицы 3

1 2 3 4
Happy English - 1 - matching - survey - multiple choice - answering questions - matching - odd one out - writing a story about the picture - continuation of the dialogue
Наглядность - иллюстративная - схематическая - схематическая - словесная - иллюстративная - иллюстративная - словесная
Happy English - 2 -------- - answering questions - ticking the needed sentences       ----------
Наглядность ---------- - словесная -------------
Take – 2 - reordering - predictions - survey - - answering questions - answering questions - reordering - making up sentences out of words - survey
Наглядность - словесная - схематическая - словесная - схематическая --------------
Take – 3 - - filling in the chart - - predictions - - making up a dialogue out of words - completing the sentences - answering questions - reordering - True/ False ----------
Наглядность - - схематическая - - словесная - схематическая - словесная ----------

 

Подводя итоги проведенного выше анализа УМК для 6 класса, следует отметить, что количество упражнений с наглядностью на развитие умений аудирования в «New Millennium English – 6» выше, чем в остальных УМК.

В то же время, исходя из анализа, необходимо подчеркнуть, что «Happy English – 1» не отличается разнообразием дотекстовых заданий, а в большинстве своем они отсутствуют совсем.

Анализ УМК для 7 класса показывает, что количество упражнений с наглядностью на развитие умений аудирования в «New Millennium English – 7» выше, чем в двух других комплексах.

Наиболее типичными в комплексах для 6 и 7 классов заданиями являются задания на соотношение языковых единиц, ответы на вопросы, тест множественного выбора и заполнение пропусков.

Таким образом, проанализировав УМК современных отечественных и зарубежных авторов, мы пришли к выводу, что каждое учебное пособие имеет свои достоинства и недостатки в использовании упражнений с наглядностью для трех этапов аудирования, и в связи с этим учитель должен разрабатывать и применять дополнительные упражнения с наглядностью, предлагаемые другими авторами, в дополнение к основному учебнику, используемому на уроке.

 



2019-12-29 275 Обсуждений (0)
Современная методика использования наглядности при обучении аудированию 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Современная методика использования наглядности при обучении аудированию

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему наличие хронического атрофического гастрита способствует возникновению и развитию опухоли желудка?
Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?
Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (275)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)