Современная методика использования наглядности при обучении аудированию
При выборе упражнений для аудирования необходимо учитывать многочисленные факторы: - аутентичность звучащей ситуации на пленке; - трудности, с которыми учащиеся могут столкнуться при прослушивании текста; - способы повышения мотивации к прослушиванию и др. Подготовка и управление заданием также должны быть настолько простыми, насколько возможно, так как действия, требующие слишком много бумаги, оборудования или этапов выполнения, не приносят ожидаемых результатов. Кроме самого говорящего – выражения его лица, положения, глаз, жестов, тона голоса – слушание в режиме реального времени богато внешними условиями, сопровождающими содержание аудиотекста и подтекст того, о чем идет речь. Большинство внешних условий представлено наглядными материалами. Ими могут быть иллюстрации, диаграммы, карты, таблицы, изображения на проекторе и т.д., которые важны для эффективного выполнения заданий по аудированию. Наглядность в аудировании играет большую роль, т.к. привлекает внимание учащихся и помогает им сконцентрироваться на задании. «Трудно сфокусировать внимание на речи, которую слушаешь «вслепую» [Ur,P. Teaching List.Comprehension/ 2001, с. 30]. В упражнениях с наглядностью ученики опираются на наглядный образ при одновременном прослушивании его описания. Описание может быть основано на деталях, представленных визуально, или может содержать дополнительную информацию, и использование иллюстрации служит лишь «отправной точкой в более длинном рассказе или описании» [Ur. P.Teaching list. Compreh. 2001, с. 53]. Это разногласие легко устраняется при использовании наглядного материала как основы. Следует различать упражнения, основанные на наглядности, и упражнения, в которых наглядность является подсказкой. В последних наглядность может выступать в форме одного большого постера и нести информацию, на основании которой учитель может базировать текст для слушания; в то время как в упражнениях, основанных на наглядности, каждый ученик имеет копию материала и использует ее не только для получения информации, но также как бланк ответов. Дж. Хармер выделяет следующие наглядные средства, наиболее часто применяемые учителями на уроках английского языка: 1. Картинки (нарисованные, взятые из книг, газет и журналов, или фотографии) или графика, чтобы облегчить учащимся процесс обучения; 2. Доска. 3. В отдельную группу он выносит использование видео в качестве наглядности. Рассмотрим основные характеристики каждой из перечисленных групп. 1. Картинки / графика. «Картинки могут быть в форме маленьких карточек, больших настенных карт, карт – подсказок (карточки, которые ученики используют в парной или групповой работах), фотографий или иллюстраций» [Harmer, The Practice of ELT, с. 134]. Задания с картинками подходят, в основном, для младших и средних школьников. Картинки должны быть с четким изображением предметов, объектов, людей и сцен, чье описание более или менее укладывается в рамки словарного запаса класса. Они должны содержать достаточно деталей для их максимально полного описания. Черно – белые картинки подходят лучше всего, т.к. обычно они достаточно четкие и легко воспроизводятся учащимися. Э. Райт также выделяет так называемый «Раздаточный материал» [Wright A., с. 65] как вид наглядности. Это небольшие карточки, размер которых примерно 15 на 20 см, и они могут быть использованы для индивидуальной работы или для работы в маленьких группах на всех этапах обучения. Выбор и использование картинок на уроке – дело вкуса каждого преподавателя, но необходимо учитывать три основных качества, которыми должны обладать картинки, чтобы быть интересными учащимся и полезными для изучения языка: 1) соответствие возрасту учащихся; 2) достаточный для восприятия всеми размер и 3) прочность материала (например, картон). Диаграммы. П. Ур употребляет слово диаграмма в немного более широком смысле, чем обычно, включая в это понятие «не только графики и семейные древа, но и карты, планы, таблицы и т. д.» [Ur, P. Teaching Listening Compr.2001/ 173 стp., с.31]. Преимущество диаграмм состоит в том, что они четкие и несут в себе большое количество фактов. Более того, диаграммы могут предоставлять информацию на более широкие темы. Карты, планы, семейные древа и т. д. могут быть использованы тем же самым способом, что и картинки: их содержание описывается на пленке, и учащиеся соединяют описание с изображением. Задания с диаграммами больше подходят для учеников постарше: картинка является более легким способом передачи информации и воспринимается в готовом виде, в то время как диаграмма является символичной и предполагает мыслительную деятельность для ее интерпретации. По этой причине часто диаграммы сопровождаются комментариями или объяснениями. И картинки, и диаграммы должны быть достаточно простыми для понимания с первого взгляда. Очень сложно разобраться в картинках с большим количеством ненужных деталей, т.к они запутывают учащихся. Диаграммы создаю ситуацию сложнее: ученики будут вынуждены потратить много времени перед прослушиванием кассеты, выясняя, что изображено на представленной наглядности, а непосредственно во время слушания их внимание будет заострено не на самом аудиотексте, а на наглядном материале, содержащем в себе правильный ответ. 2. Доска. Доска является одним из самых распространенных средств наглядного обучения. Э. Райт подчеркивает следующие положительные стороны использования доски на уроке [Wright, A., с. 5]: а) видна всему классу; б) тексты и картинки могут быть быстро стерты; в) часть доски может быть прикрыта от учеников; г) к доске можно прикрепить картинки, карты большого размера; д) на магнитной доске задний фон (например, улица) может быть изображен на больших листах бумаги и прикреплен к доске. Изображения предметов и людей могут быть прикреплены поверх фона. 3. Использование видео являлось и является характерной чертой обучения английскому языку на протяжении многих лет. По словам Дж. Хармера, использование видео в классе является «слушанием с картинками» [Harmer, the Practice of ELT, с. 282]. Существует большое количество причин использования видео на уроках. Это и «реализация важнейшего требования коммуникативной методики – представление процесса овладения языком как постижения иноязычной культуры, и индивидуализация процесса обучения, и развитие мотивированности речевой деятельности учащихся [ИЯШ,99, с.20]. Также это «эффективная форма учебной деятельности, которая не только активизирует внимание ребят, но и способствует совершенствованию их навыков аудирования, так как зрительная опора помогает более полному и точному пониманию» [ИЯШ,2003, с.31]. Но для того чтобы применение видео было успешным, необходимо также учитывать проблемы, которые оно может создавать. Основные преимущества и недостатки данного вида наглядности обобщены и приведены в нижеследующей таблице:
Таблица 1 Основные достоинства и недостатки использования видео на уроке АЯ (по Дж. Хармеру)
В настоящее время каждому учителю также важно уметь работать с компьютером, пользоваться Интернетом для подготовки различных раздаточных и наглядных материалов и т. д. Через Интернет можно легко получить профессиональную консультацию, найти интересный аутентичный текст для чтения или аудирования, а также любой наглядный материал, вплоть до панорамного изображения городов стран изучаемого языка. Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, необходимо отметить, что существующее в настоящее время многообразие видов наглядности, которое может быть использовано при обучении английскому языку, позволяет учителю внести разнообразие в процесс обучения, сделать его интересным и доступным ученикам. Одной из целей нашей выпускной квалификационной работы является разработка системы упражнений с использованием наглядности для трех этапов аудирования (до, во время и после прослушивания). Самостоятельный выбор и разработка упражнений должны опираться на анализ уже существующих типов заданий в УМК. С этой целью для анализа были выбраны 2 отечественных и 1 зарубежный УМК для 6 класса и, соответственно, три аналогичных УМК для 7: 1) «New Millennium English – 6» (Деревянко Н. Н., Жаворонкова С. В. И др.); 2) «Happy English – 1» (Климентьева Т. Б., Монк Б.); 3) «Take – 2» (Forrester Anthony, Savage Alison). 4) «New Millennium English – 7» (Деревянко Н. Н., Жаворонкова С. В. И др.); 5) «Happy English – 2» (Климентьева Т. Б., Монк Б.); 6) «Take – 3» (Forrester Anthony, Savage Alison). Данный выбор УМК обусловлен следующими факторами: · предназначение для данных возрастных групп; · соответствие современным положениям методики. Прежде, чем приступить к более подробному анализу вышеупомянутых учебных комплексов, остановимся на их общей характеристике. «New Millennium English – 6,7» авторов Деревянко Н. Н., Жаворонковой С. В. и др. состоят из учебника, книги для учителя, рабочей тетради, набора из двух аудиокассет (или одного МР3 диска) и предназначены для 6,7 класса общеобразовательных школ. Эти методические комплексы отличается большим количеством разнообразных картинок на различные темы; фотографии составляют меньшую часть красочного оформления данных УМК. Характерными упражнениями с использованием наглядности являются упражнения на заполнение пропусков, соотнесение фотографий (картинок) с их лексическими эквивалентами, на перевод отдельных предложений и небольших текстов с родного языка на изучаемый. Следующая пара УМК, которая была взята для анализа – «Happy English – 1» и «Happy English-2» авторов Климентьевой Т. Б. и Монк Б. Данные комплекты включают в себя учебник, рабочую тетрадь, книгу для чтения, книгу для учителя, набор игр и 2 аудиокассеты. Они предназначены для использования в 6 и 7 классах средней общеобразовательной школы. Большим достоинством этих УМК является изобилие ярких и красочных рисунков и фотографий, сопровождающих задания, что повышает интерес учащихся и мотивирует их на более успешное выполнение того или иного упражнения. Данные комплексы не отличаются разнообразием заданий для аудирования с использованием наглядности. УМК «Take – 2,3» авторов Forrester Anthony, Savage Alison включают в себя учебник, рабочую тетрадь, книгу для учителя и набор из двух аудиокассет. Они также предназначены для использования в 6,7 классах средней общеобразовательной школы. Наиболее характерными упражнениями с использованием наглядности являются упражнения на заполнение пропусков. Более конкретные результаты анализа отражены в приведенной ниже таблице: Таблица 2 Результаты анализа УМК
Продолжение таблицы 2
Таблица 3 Виды упражнений с использованием наглядности на трех этапах аудирования, предлагаемые в анализируемых УМК: УМК |
Этап аудирования | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
дотекстовый | текстовый | послетекстовый | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
New Millennium English - 6 | - matching -answering questions - survey - prioritizing | - reordering - matching - multiple choice - gap filling - filling in the table - following the map/ route | - answering questions | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наглядность | - иллюстративная - словесная | - звуковая (вербальная) - словесная - иллюстративная - схематическая | - словесная | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
New Millennium English – 7 | - answering questions - predictions | - answering questions - multiple choice - matching - gap filling | - answering questions - making up sentences out of separate words - reordering | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наглядность | - словесная - иллюстративная | - словесная - иллюстративная - схематическая | - словесная - схематическая |
Продолжение таблицы 3
1 | 2 | 3 | 4 |
Happy English - 1 | - matching - survey | - multiple choice - answering questions - matching - odd one out | - writing a story about the picture - continuation of the dialogue |
Наглядность | - иллюстративная - схематическая | - схематическая - словесная - иллюстративная | - иллюстративная - словесная |
Happy English - 2 | -------- | - answering questions - ticking the needed sentences | ---------- |
Наглядность | ---------- | - словесная | ------------- |
Take – 2 | - reordering - predictions - survey - - answering questions | - answering questions - reordering - making up sentences out of words | - survey |
Наглядность | - словесная - схематическая | - словесная - схематическая | -------------- |
Take – 3 | - - filling in the chart - - predictions - - making up a dialogue out of words | - completing the sentences - answering questions - reordering - True/ False | ---------- |
Наглядность | - - схематическая - - словесная | - схематическая - словесная | ---------- |
Подводя итоги проведенного выше анализа УМК для 6 класса, следует отметить, что количество упражнений с наглядностью на развитие умений аудирования в «New Millennium English – 6» выше, чем в остальных УМК.
В то же время, исходя из анализа, необходимо подчеркнуть, что «Happy English – 1» не отличается разнообразием дотекстовых заданий, а в большинстве своем они отсутствуют совсем.
Анализ УМК для 7 класса показывает, что количество упражнений с наглядностью на развитие умений аудирования в «New Millennium English – 7» выше, чем в двух других комплексах.
Наиболее типичными в комплексах для 6 и 7 классов заданиями являются задания на соотношение языковых единиц, ответы на вопросы, тест множественного выбора и заполнение пропусков.
Таким образом, проанализировав УМК современных отечественных и зарубежных авторов, мы пришли к выводу, что каждое учебное пособие имеет свои достоинства и недостатки в использовании упражнений с наглядностью для трех этапов аудирования, и в связи с этим учитель должен разрабатывать и применять дополнительные упражнения с наглядностью, предлагаемые другими авторами, в дополнение к основному учебнику, используемому на уроке.
2019-12-29 | 275 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Современная методика использования наглядности при обучении аудированию |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы