Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава III . ОПИСАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ



2019-12-29 251 Обсуждений (0)
Глава III . ОПИСАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




Целью опытно - экспериментальной работы являлась проверка эффективности системы заданий с использованием различных видов наглядности, направленных на развитие умений аудирования.

В ходе экспериментальной работы нами решались следующие задачи:

· Определение уровня подготовки детей по английскому языку и уровня сформированности умений аудирования;

· Проведение психолого – педагогического тестирования с целью определения психологических особенностей учащихся, способствующих успешному формированию умения аудирования (диагностика с целью определения уровня развития памяти, внимания, мышления);

· Введение в обучение экспериментальной группы системы упражнений с наглядностью, направленных на развитие умений аудирования;

· Определение изменений в уровне сформированности умений аудирования у учащихся экспериментальной группы на конец эксперимента.

Основным методом исследования являлся эксперимент, на различных этапах которого применялись и другие методы. Опишем последовательно ход эксперимента и проанализируем результаты на каждом этапе.

Наше исследование проводилось на базе Муниципального Образовательного Учреждения Новогуровская средняя общеобразовательная

школа Алексинского района в период с 1 сентября 2007 года по 31 мая 2010. Количество учащихся в экспериментальной группе составляло 17 человек. Контрольная группа отсутствовала, так как 6 – 7 классы не имеют параллели.

На констатирующем этапе (сентябрь 2007 – май 2008) проводились диагностика познавательных процессов учащихся (памяти, мышления, внимания), диагностическое тестирование учащихся на предмет уровня владения английским языком.

Формирующий этап (сентябрь 2008 – май 2009) характеризовался разработкой модели деятельности учителя при обучении аудированию с использованием средств наглядности, а также экспериментальным апробированием.

На контрольном этапе (сентябрь 2009 – май 2010) проходило вторичное пилотирование разработанного дидактического материала, проведение итогового контроля с целью выявления уровня обученности по английскому языку и в частности в овладении аудированием и обработка полученных результатов.

 

Констатирующий этап

В эксперименте принимали участие 17 человек 7Б класса в возрасте от 12 до 13 лет. В классе три отличника, остальные принадлежат к числу хорошистов, неуспевающих нет.

В данном коллективе обучаются 10 человек из полных семей, шесть человек – из неполных и один человек находится под опекунством.

Констатирующий этап опытно – экспериментальной работы был посвящен диагностике психолого-педагогических особенностей учащихся. Таким образом, исследовались следующие характеристики:

1) отношение учащихся к учебной деятельности;

2) учебно – познавательная мотивация;

3) сформированность учебных умений учащихся;

5) индивидуально – психологические особенности учащихся;

Проделав работу по выявлению отношения учащихся к учебной деятельности, можно сделать следующие выводы: у многих выработан настоящий интерес к знаниям, и основным мотивом обучения является познавательный: интересно все знать. Класс слабо дифференцирован по темпу работы, сформированности общеучебных умений. Большинство учащихся изъявляют желание получить дополнительные задания и не испытывают страха во время ответов у доски.

Также в процессе выявления уровня учебных познавательных мотивов нами было проведено анкетирование, состоящее из 10 вопросов. Результаты анкетирования показали, что, в целом, у класса средний уровень учебно – познавательной мотивации (см. Приложение 1).

Помимо анкетирования в процессе выявления отношения учащихся к учебной деятельности было проведено шкалирование. Учащимся было предложено оценить мотивы учения баллами (от 0 до 10).

Вы стараетесь хорошо учиться:

· чтобы быть полезными обществу;

· потому что интересно учиться;

· чтобы не огорчать родителей;

· чтобы расширить кругозор, развить волю.

Результаты шкалирования показали, что большая часть учащихся (61%) старается хорошо учиться, чтобы расширить кругозор; 20% - потому, что интересно учиться; 5% - чтобы не огорчать родителей и 14% учатся для того, чтобы быть полезными обществу.

Проанализировав уровень сформированности учебных умений учащихся с помощью метода наблюдения, мы пришли к выводу, что уровень сформированности большинства учебных умений средний. Достаточно часто некоторые учащиеся отвлекаются при объяснении учителя, вследствие чего им в дальнейшем трудно отвечать на вопросы учителя по новому материалу.

Следующим шагом была диагностика индивидуально – психологических особенностей учащихся, в процессе которой определялся уровень развития памяти, внимания и мышления по методикам Р. Амтхауэра и Л. М. Фридмана (см. Приложение 2).

После проведения диагностики можно отметить, что большинство учащихся обладают средним уровнем развития мышления (у 10 человек – высокий уровень, у четверых – средний и у трех - низкий).

Диагностика памяти также выявила средний уровень ее развития (четыре человека – высокий, семь – средний и шесть человек - низкий).  

Диагностика внимания, наряду с памятью и мышлением, показала средние результаты (высокий уровень – три человека, средний – девять человек и низкий – пять человек).

Таким образом, результаты проведенной работы на констатирующем этапе исследования послужили основой для составления нижеследующей диагностической карты 7Б класса.

 

Таблица 5

Диагностическая карта

Список учащихся экспериментальной группы

Мотивационная сфера

Психологические характеристики

(уровень развития)

уровень учебно-познавательной мотивации уровень интереса к предмету память мышление внимание
1. Регина А. Средний Высокий Средний Высокий  Средний
2. Денис Г. Низкий Высокий Низкий Низкий Низкий
3. Елизавета Ж. Высокий Высокий Средний Высокий Средний
4. Светлана Ж. Средний Высокий Средний Высокий Средний
5. Вадим З. Низкий Высокий Низкий Средний Низкий
6. Софья К. Высокий Высокий Высокий Высокий Высокий
7. Сергей К. Высокий Высокий Высокий Высокий Высокий
8. Анастасия К. Средний Высокий Средний Высокий Средний
9. Дмитрий К. Низкий Высокий Низкий Низкий Низкий
10. Анастасия М. Высокий Высокий Высокий Высокий Высокий
11. Никита М. Средний Высокий Средний Средний Средний
12. Александр О. Средний Высокий Высокий Высокий Средний
13. Алексей П. Средний Высокий Средний Высокий Средний
14. Виктория Р. Низкий Высокий Низкий Средний Низкий
15. Сергей Т. Высокий Высокий Средний Высокий Средний
16. Евгений Ц. Низкий Высокий Низкий Низкий Низкий
17. Николай Ш. Низкий Высокий Низкий Средний Средний

 

Формирующий этап

На этом этапе мы ввели 9 упражнений с использованием различных видов наглядности, направленных на развитие умения аудирования.

Данная система упражнений разработана с учетом возрастных и психических особенностей учащихся экспериментальной группы, их умений и навыков по английскому языку. Наглядность, используемая при разработке системы упражнений – визуальная (иллюстративная, схематическая), звуковая (вербальная и невербальная) и смешанная. Данные виды наглядности превалируют в данной системе упражнений в связи с выявленными в ходе диагностики особенностями психических процессов учащихся: доминирующее развитие мышления и внимания над памятью.

Одним из педагогических условий, которые мы соблюдали во время пилотирования, выступало определение этапа урока. Учитывая, что наглядность может выступать как источник новых знаний и как средство выработки практических умений и навыков, экспериментальной проверке была подвергнута система заданий с применением наглядных пособий на трех этапах аудирования (до, во время и после прослушивания аудиотекста).

В пилотировании принимали участие 17 учащихся 6,7 «Б» класса, которым предлагались следующие задания, разработанные на основе использования «New Millennium English – 6/7» авторов Деревянко Н.Н., Жаворонковой С.В. и др. во время длительной педагогической практики.

Выбор заданий обусловлен прежде всего соответствием теме урока, этапу и стратегии аудирования. Все упражнения способствовали развитию у учащихся памяти, внимания и мышления.
    Задание I

Урок УМК: Раздел 2, Урок 1. Использование наглядности по теме «Книги» (см. Приложение 3, зад. I).

1) Этап аудирования: дотекстовый

Время выполнения: 3 мин

Форма работы: индивидуальная

Вид наглядности: вербальная

Каждый учащийся получил карточку, в которой было представлено несколько жанров книг: сказки, поэмы, комиксы, легенды, мифы, детективы, комедии. На этапе до прослушивания ученики располагали данные жанры по степени заинтересованности в них, начиная с менее интересного.

Итог: качество выполнения данного задания трудно выразить в процентном соотношении, так как оно основывалось на личном выборе каждого учащегося и не предполагало какого – либо строгого критерия порядка выполнения. Необходимо отметить, что все ученики отнеслись к его выполнению с большим энтузиазмом. Единственным минусом явилась невозможность выслушать всех желающих ответить вследствие недостаточного количества отведенного на задание времени.

2) Этап аудирования: текстовый (см. Приложение 3,зад. II).

Время выполнения: 3 - 4 мин

Форма работы: индивидуальная

Стратегия аудирования: с общим пониманием содержания

Вид наглядности: вербальная

Учащимся был предложен список жанров книг: об интересном человеке, о монстрах, о космосе, об исторических местах, о животных. Задача учеников состояла в том, чтобы во время прослушивания соединить имена детей с теми жанрами книг, о которых они говорят. Один жанр на кассете вовсе не упоминался.

Итог: в целом задание было выполнено успешно. Самая большая трудность заключалась в том, что учащиеся послабее столкнулись с проблемой частичного непонимания отдельных слов, т.к они только приступили к изучению данной темы. Трудность была преодолена путём повторного прослушивания аудиотекста.

3) Этап аудирования: послетекстовый (см. Приложение 3, зад. III).

Время выполнения: 2 мин

Форма работы: индивидуальная

Вид наглядности: вербальная

После прослушивания ученикам было представлено несколько возможных заголовков аудиотекста. Задача состояла в выборе одного, наиболее полно раскрывающего его содержание.

Итог: задание было выполнено на 100% и за меньшее, чем было запланировано, время. Это явилось результатом того, что учащимся близка и интересна изучаемая тема. В то же время, в ходе выполнения данного задания возникли некоторые трудности с дисциплиной вследствие характерной для данной возрастной группы повышенной активности. Каждый учащийся старался обратить на себя внимание выкрикиваниями, чтобы учитель спросил именно его. Трудность была преодолена путем прерывания ведения урока до восстановления тишины в классе.

Задание II

Урок УМК: Раздел 3, Урок 4. Использование наглядности по теме «Спорт» (см. Приложение 4, зад. I).

1) Этап аудирования: дотекстовый

Время выполнения: 3-4мин

Форма работы: индивидуальная

Вид наглядности: смешанная

Учащиеся получили карточки с заданием заполнить таблицу, распределяя виды спорта по категориям.

 Итог: в целом задание было выполнено успешно. Самая большая трудность заключалась в том, что некоторые учащиеся столкнулись с проблемой непонимания значения отдельных слов, даже переведя их на русский язык. Трудность была преодолена путем представления их синонимов / антонимов, объяснения жестами, мимикой.

2) Этап аудирования: текстовый (см. Приложение 4,зад. II).

Время выполнения: 3-4мин

Форма работы: индивидуальная

Стратегия аудирования: с выборочным извлечением информации

Вид наглядности: схематическая

Каждый учащийся получил карточку со спайдеграммой по теме «Спорт», некоторые слова в которой были пропущены. Задача учеников состояла в том, чтобы заполнить пропуски недостающими словами из аудиотекста.

Итог: в целом задание было выполнено успешно (~80%). Некоторые учащиеся в силу своих индивидуальных особенностей физически не успели заполнить карточку с первого раза. Это явилось результатом того, что пропуски оказались расположенными слишком близко друг к другу, и ученики, вписывая, например, первое слово, не слышали второго. Данная трудность была преодолена путем повторного прослушивания аудиотекста.

3) Этап аудирования: послеткстовый (см. Приложение 4, зад. III).

Время выполнения: 3 дня

Форма работы: групповая

Вид наглядности: схематическая

После прослушивания учащиеся получили задание собрать материал про перечисленные виды спорта и сделать свою собственную наглядность: найти информацию с иллюстрациями о заданном виде спорта, представить ее в схематическом виде (пункты плана, ключевые предложения / слова). Для облегчения выполнения работы они были поделены на небольшие группы.

Итог: задание было выполнено примерно на 80% вследствие возникновения трудностей лингвистического характера: учащиеся послабее испытывали некоторые затруднения в выражении своих мыслей на изучаемом языке при рассказе о виде спорта с использованием схематической наглядности, построении грамматически правильных предложений и употреблении нужных лексических единиц в требуемом контексте. Трудности были преодолены путем подсказки учителем необходимых слов, так как на данном этапе обучения они еще не способны свободно владеть английской речью.

Задание III

Урок УМК: Раздел 5, Урок 4. Использование наглядности по теме «Еда»  (см. Приложение 5, зад. I).

1) Этап аудирования: дотекстовый

Время выполнения: 4-5 мин

Форма работы: индивидуальная

Вид наглядности: вербальная

Учащимся были предложены карточки с предложениями, слова в которых были перепутаны. Задача учеников состояла в том, чтобы восстановить требуемый порядок слов в каждом предложении.

Итог: в целом задание имело успех. Единственную сложность у учащихся со средней успеваемостью вызвало достаточно большое количество служебных слов, вследствие чего предложения были составлены грамматически некорректно.

2) Этап аудирования: текстовый (см. Приложение 5, зад.II).

Время выполнения: 4-5мин

Форма работы: индивидуальная

Стратегия аудирования: с полным пониманием содержания

Вид наглядности: аудиовизуальная

Каждый учащийся получил карточку с таблицей по теме «Еда», некоторые слова в которой были пропущены. Во время прослушивания они заполняли таблицу недостающими словами.

Итог: в ходе выполнения данного задания никаких трудностей не возникло: учащиеся отнеслись к его выполнению со всей серьезностью и ответственностью.

3) Этап аудирования: послетекстовый (см. Приложение 5, зад. III).

Время выполнения: 5мин

Форма работы: индивидуальная

Вид наглядности: смешанная

После прослушивания аудиотекста каждый учащийся заполнял аналогичную таблицу по теме «Еда», содержащую информацию его личного дневного рациона.

Итог: данное задание никаких трудностей не вызвало, так как учащиеся получили всю необходимую для выполнения информацию на двух предыдущих этапах аудирования.

Задание IV

Урок УМК: Раздел 6, Урок 1. Использование наглядности по теме «Одежда» (см. Приложение 6, зад. I, картинки 1-5).

1) Этап аудирования: дотекстовый

Время выполнения: 2-3мин

Форма работы: коллективная

Вид наглядности: иллюстративная

Перед прослушиванием аудиотекста учащимся были представлены пять картинок с изображениями предметов одежды (платье, свитер, костюм, джинсы, юбка). Ученики, опираясь на данную наглядность, предугадывали, о чем пойдет речь на кассете.

Итог: задание было выполнено на 100% и не вызвало у учащихся никаких трудностей, так как богатое воображение учеников лишь способствовало предложению самым различных вариантов: «Текст о магазине одежды», «Текст о современной одежде», «Текст о строгой и повседневной одежде».

2) Этап аудирования: текстовый (см. Приложение 6, зад. II, картинки 1-5).

Время выполнения: 3-4мин

Форма работы: индивидуальная

Стратегия аудирования: с полным пониманием содержания

Вид наглядности: иллюстративная

На доске были представлены пять пронумерованных картинок с изображениями предметов одежды (красное платье, голубой свитер, черный костюм, джинсы, розовая юбка), и имена двух детей (Сью и Майк), которым принадлежат эти вещи. Одна картинка лишняя, т.е. вовсе не упоминается на аудиокассете. Во время прослушивания каждый учащийся в своей тетради соединял номер картинки с соответствующим именем.

Итог: в целом задание было выполнено успешно, т.к. все учащиеся приняли в нем активное участие. Заранее предполагалось, что в ходе его выполнения возникнут трудности языкового характера, т.к. учащиеся только приступили к изучению данной темы, поэтому необходимые лексические единицы были хорошо отработаны на этапе до прослушивания.

3) Этап аудирования: послетекстовый (Приложение 6, зад. III, картинки 1-10).

Время выполнения: 5 мин

Форма работы: индивидуальная

Вид наглядности: иллюстративная

После прослушивания учащиеся, используя те же картинки (плюс пять новых: футболка, туфли, ботинки, брюки, кроссовки) рассказывали, что они собираются надеть на выходных. Для этого была заранее отработана конструкция «I am going to wear».

Итог: качество выполнения данного задания трудно выразить в процентном соотношении, так как оно основывалось на личном выборе каждого учащегося и не предполагало какого – либо строгого критерия порядка выполнения. Необходимо отметить, что все ученики отнеслись к его выполнению с большим энтузиазмом. Единственным минусом явилась невозможность выслушать всех желающих ответить вследствие недостаточного количества отведенного на задание времени.

Задание V

Урок УМК: Раздел 9, Урок 4. Использование наглядности по теме «Мамин день» (см. Приложение 7, зад. I).

1) этап аудирования: дотекстовый

Время выполнения: 2-3 мин

Форма работы: индивидуальная

Вид наглядности: вербальная

Каждый учащийся получил карточку в 3 строки, в каждой из которых одно слово лишнее. Задача учеников состояла в том, чтобы найти и вычеркнуть его.

Итог: данное задание не вызвало ни языковых, ни организационных трудностей: учащиеся быстро и безошибочно справились с предложенным заданием.

2) Этап аудирования: текстовый (см. Приложение 7, зад.II, картинки 1-5).

Время выполнения: 4-5мин

Форма работы: индивидуальная

Стратегия аудирования: с полным пониманием содержания

Вид наглядности: иллюстративная

Перед учащимися было представлено пять пронумерованных картинок с изображениями кусочка торта, цветов, подарка в упаковке, открытки, нескольких тостов. Во время прослушивания учащиеся располагали номера картинок в порядке их озвучивания на кассете.

Итог: данное задание не вызвало ни языковых, ни организационных трудностей: учащиеся быстро и безошибочно справились с предложенным заданием.

3) этап аудирования: послетекстовый (см. Приложение 7, зад. III, картинки 1-5).

Время выполнения: 3 мин

Форма работы: индивидуальная

Вид наглядности: иллюстративная

В данном упражнении учащиеся отрабатывали настоящее совершенное время. Опираясь на представленные картинки, они описывали, что приготовили дети для своей мамы на ее праздник.

Итог: задание было выполнено на 100% всеми учениками без исключения. Это явилось результатом того, что они достаточно хорошо владеют представленными лексическими единицами и грамматическим явлением и свободно используют их в различных ситуациях.

7 класс. Нижеследующие задания были составлены с учетом тех сложностей, которые возникли у учащихся во время пилотирования за 6 класс. Некоторые из них были упрощены, перед выполнением других проводилась дополнительная подготовительная работа, облегчающая их выполнение. 

Задание VI

Урок УМК: Раздел 2, Урок 2. Использование наглядности по теме «Спорт» (см. Приложение 8, зад. I).

1) Этап аудирования: дотекстовый

Время выполнения: 2мин

Форма работы: индивидуальная

Вид наглядности: вербальная

На этапе до прослушивания учащиеся, каждый на отдельной карточке, составляли возможные фразы путем соединения глаголов с существительными, прилагательными и наречиями.

Итог: задание было выполнено на 100% и за меньшее, чем было запланировано, время. Это явилось результатом того, что учащимся хорошо знакомы все лексические единицы и способы образования словосочетаний.

2) Этап аудирования: текстовый (см. Приложение 8, зад.II).

Время выполнения: 3-4мин

Форма работы: индивидуальная

Стратегия аудирования: с полным пониманием информации

Вид наглядности: вербальная

Учащимся были предложены карточки с предложениями, слова в которых были перепутаны местами (на этот раз предложения выбирались тщательнее, с меньшим количеством служебных слов). Ученики составляли из них связные слова.

Итог: задание было выполнено успешно, не вызвав у учащихся трудностей.

3) Этап аудирования: послетекстовый (Приложение 8, зад. II, картинки 1-4).

Время выполнения: 5мин

Форма работы: индивидуальная

Вид наглядности: иллюстративная

После прослушивания аудиотекста учащимся были предложены четыре картинки с изображениями видов спорта: бокс, плавание, атлетика, бег. Задача учеников заключалась в том, чтобы сравнить любые два из них и сказать, какой вид спорта, по их мнению, интереснее и почему.

Итог: задание было выполнено не столь успешно, как ожидалось. Самая большая трудность заключалась в том, что учащиеся при высказывании своего мнения некорректно употребляли степени сравнения прилагательных. Трудность была преодолена путем прерывания выполнения задания и повторения данного грамматического явления, что заняло больше времени, чем было отведено на него.

Задание VII

Урок УМК: Раздел 3, Урок 1. Использование наглядности по теме «Музыка» (см. Приложение 9, зад. I).

1) Этап аудирования: дотекстовый

Время выполнения: 2мин

Форма работы: индивидуальная

Вид наглядности: вербальная

Каждый учащийся работал с карточкой на соотнесение лексических единиц (существительных и прилагательных с их транскрипциями). По истечении определенного времени, отведенного на данное задание, правильность выполнения была проверена путем фронтального опроса учащихся.

Итог: задание было выполнено на 100% всеми учениками без исключения. Это явилось результатом того, что ученики достаточно хорошо владеют представленными лексическими единицами и свободно используют их в различных ситуациях.

2) Этап аудирования: текстовый (см. Приложение 9, зад.II).

Время выполнения: 2-3 мин

Форма работы: индивидуальная

Стратегия аудирования: с выборочным извлечением информации

Вид наглядности: вербальная

Учащимся было предложено следующее задание – «найди и исправь ошибки». Каждый ученик получил карточку с предложениями из текста для прослушивания, но каждое предложение заключало в себе ошибку (употребление неправильного слова).

Итог: в целом задание было выполнено успешно. Единственная трудность заключалась в том, что учащиеся послабее столкнулись с проблемой частичного непонимания отдельных слов, которая была преодолена при повторном прослушивании аудиотекста.

3) Этап аудирования: послетекстовый (см. Приложение 9, зад.III).

Время выполнения: 10 мин

Форма работы: групповая

Вид наглядности: схематическая

После прослушивания учащимся было дано задание опросить своих одноклассников, выявить, какую музыку они предпочитают слушать и представить это в виде диаграммы. Для сохранения дисциплины на уроке на уроке класс был поделен на две группы.

Итог: задание было выполнено успешно. Заранее предполагалось, что у учащихся возникнут трудности лингвистического характера в формулировке вопроса, поэтому он был отработан перед выполнением задания.

Задание VIII

Урок УМК: Раздел 3, Урок 4. Использование наглядности по теме «Музыка» (см. Приложение 10, зад. I).

1) Этап аудирования: дотекстовый

Время выполнения: 3мин  

Форма работы: индивидуальная

Вид наглядности: смешанная

Учащимся был предложен ряд названий музыкальных инструментов: гитара, барабаны, пианино, флейта, синтезатор, волынка, виолончель, саксофон, банджо. На этапе до прослушивания ученики распределяли их по категориям.

Итог: на этот раз задание было выполнено успешно. Во избежание возникновения проблемы непонимания отдельных слов значение всех лексических единиц было отработано до начала выполнения задания.

2) Этап аудирования: текстовый (см. Приложение 10, зад. II).

Время выполнения: 2-3мин  

Форма работы: индивидуальная

Стратегия аудирования: с выборочным извлечением информации

Вид наглядности: вербальная

Учащимся снова было предложено задание «найди и исправь ошибки». Они получили карточки с предложениями из текста для прослушивания, где каждое предложение заключало в себе ошибку (употребление неправильного слова). Учащиеся исправляли их в соответствии с кассетой. Перед выполнением задания была проведена работа с лексическими единицами, которые могли вызвать у учеников трудности в их понимании.

Итог: выполнение задания трудностей у учащихся не вызвало.

3) Этап аудирования: послетекстовый (см. Приложение 10, зад. III).

Время выполнения: 3 дня  

Форма работы: групповая

Вид наглядности: смешанная

После прослушивания учащиеся получили задание в небольших группах сделать доклад про какой – либо один вид музыкальных инструментов по следующему плану: состав инструментов, входящих в данную группу, роль в оркестре, свое отношение к данной группе инструментов.

Итог: задание было выполнено успешно. Трудности лингвистического характера, возникшие при выполнении аналогичного задания по теме «Спорт», были предотвращены при помощи учителя путем совместной подготовки к выступлению.

Задание IX

Урок УМК: Раздел 6, Урок 4. Использование наглядности по теме «Настоящий друг» (см. Приложение 11, зад. I).

1) Этап аудирования: дотекстовый

Время выполнения: 2-3мин  

Форма работы: коллективная

Вид наглядности: смешанная

Перед прослушиванием аудиотекста учащимся был предложен мозговой штурм по теме «Настоящий друг. Какой он?». Предлагаемые учащимися варианты учитель записывал на доске.

Итог: несмотря на небольшой жизненный опыт в силу возрастных особенностей учащихся, выполнение задания показало их видимую заинтересованность и достаточно хорошие знания в обсуждаемой проблеме и было выполнено на 100%, не вызывая трудностей.

2) Этап аудирования: текстовый (см. Приложение 11, зад. II).

Время выполнения: 3мин

Форма работы: индивидуальная 

Стратегия аудирования: с полным пониманием содержания

Вид наглядности: вербальная

Во время прослушивания аудиотекста учащиеся выполняли тест множественного выбора. 

Итог: в ходе выполнения данного задания никаких трудностей не возникло: учащиеся отнеслись к его выполнению со всей серьезностью и ответственностью.

3)Этап аудирования: послетекстовый (Приложение 11, зад. II, картинки 1-2)

Время выполнения: 3-4 мин

Форма работы: коллективная

Вид наглядности: иллюстративная

После прослушивания аудиотекста «Настоящий друг» учащимся были представлены две картинки с изображениями внешне абсолютно разных людей. Задача учеников состояла в том, чтобы выразить свое мнение, смогут ли эти люди быть настоящими друзьями или нет и почему.

Итог: задание было выполнено на 100%. Предполагалось, что возникнут трудности языкового характера, поэтому необходимые грамматические явления и лексические единицы были отработаны заранее.

По окончании проведения данной работы можно сделать вывод о том, что большая часть учащихся по-настоящему заинтересовалась предлагаемыми видами деятельности. Все упражнения дети выполняли с удовольствием, использование различных видов наглядности приветствовалось учащимися, так как оказывало существенную помощь при выполнении заданий.

Все задания к упражнениям, тексты и непосредственно наглядность представлены в разделе «Приложение».

Контрольный этап

Контрольный этап является завершающей стадией каждой опытно – экспериментальной работы. Нами была поставлена следующая цель: выявить различия между уровнем сформированности умения аудирования у учащихся экспериментальной группы до проведения эксперимента и после него.

Задачи контрольного этапа:

- провести анализ уровня сформированности умения аудирования в экспериментальной группе до и после проведения эксперимента;

- проанализировать результаты опытно – экспериментальной работы.

На констатирующем этапе нашей работы было осуществлено выявление уровня сформированности умений аудирования у учащихся 6Б класса до начала эксперимента (см. Приложение 12, I).

Результаты показали, что, в целом, общий уровень владения умением аудирования средний: средний процент выполнения = 57,5 (средний балл =11,5). Необходимо отметить, что три ученика из 17 набрали по 80%, что свидетельствует о высоком уровне развития данного умения. У семи учеников средний уровень развития умения аудирования. У семи учеников – по семь и 10 баллов (низкий уровень развития).

Для подтверждения выводов, сделанных на основе наблюдения в конце эксперимента, мы провели контрольное тестирование, включающее задания на контроль умения различных стратегий аудирования (см. Приложение 12, II).

Результаты работ представлены в нижеследующей таблице.

Таблица 6

Результаты выполнения работ до и после проведения эксперимента

ФИО ученика

Результаты тестирования (в %)

до эксперимента после эксперимента
1 2 3
1. Регина А. 50 60
2. Денис Г. 35 45
3. Елизавета Ж. 65 90
4. Светлана Ж. 55 75

Продолжение таблицы 6

1 2 3  
5. Вадим З. 50 60  
6. Софья К. 80 95  
7. Сергей К. 80 100  
8. Анастасия К. 55 70  
9. Дмитрий К. 35 45  
10.Анастасия М. 80 95  
11. Никита М. 55 75  
12.Александр О. 65 85  
13. Алексей П. 65 85  
14. Виктория Р. 50 65  
15. Сергей Т. 65 90  
16. Евгений Ц. 35 50  
17. Николай Ш. 35 50  

 

Тестирование помогало обнаружить следующие результаты (средний процент выполнения равен 72,5): уровень сформированности умения аудирования повысился на 10% у четверых учащихся, на 15% - у шести учеников, на 20% - у пяти, на 25% - у двух.

Исходя из проведенного контрольного тестирования, а также наблюдения, которое проводилось в течение всего педагогического эксперимента, мы можем заключить, что уровень сформированности умения аудирования в экспериментальной группе значительно повысился.

Следовательно, можно сделать следующие выводы: если учителем будут учитываться индивидуальные психологические особенности учащихся, такие как память, внимание, уровень развития мышления и учебно – познавательная мотивация, то процесс обучения английскому языку с применением принципа наглядности будет проходить успешнее и способствовать формированию устойчивого умения аудирования.

Таким образом, эксперимент подтвердил гипотезу, выдвинутую в начале нашего исследования.

Выводы по III главе

В ходе работы на формирование умения аудирования у учащихся 6 – 7 классов с применением наглядности нами были изучены результаты опытно – экспериментальной работы и проверена эффективность представленной нами системы упражнений.

Диагностическое тестирование, проведенное на заключительном этапе, выявило значительное повышение уровня сформированности умения аудирования у учащихся экспериментальной группы.

С целью более эффективной работы и для формирования прочного умения аудирования у экспериментальной группы мы проводили различные диагностические методики для определения уровня сформированности умения аудирования, учебно – познавательной мотивации, памяти, умения, внимания и мышления.

Результативность процесса обучения умению аудирования у учащихся 6 – 7 классов обеспечивается логичностью и целесообразностью специально разработанной системы упражнений.

Проведенный эксперимент позволил также выявить условия эффективности использования системы упражнений с применением наглядности для формирования устойчивого умения аудирования на уроках английского языка в 6 – 7 классах:

- соблюдение возрастных и психологических особенностей учащихся: уровень развития памяти, внимания и мышления, а также учебно – познавательной мотивации;

- логичность и последовательность применения разработанной системы упражнений с использованием наглядности для трех этапов аудирования (до, во время и после прослушивания).

Заключение

В ходе изучения темы данной работы мы пытались найти оптимальные способы реализации педагогических и психологических условий, нацеленных на решение проблемы формирования умения аудирования. В ходе работы нами была проанализирована литература и проведен педагогический эксперимент.

Нами были определены особенности организации обучения умению аудирования с применением наглядности, нацеленной на формирование устойчивого умения аудирования у учащихся 6 – 7 классов.

В процессе опытно – экспериментальной работы нами был определен исходный уровень сформированности умения аудирования у учащихся экспериментальной группы, а также определен уровень развития памяти, внимания и мышления. В обучение учащихся экспериментальной группы была введена разработанная нами система упражнений с использованием наглядности, направленная на формирование умения аудирования, а также были определены изменения в уровне сформированности умения аудирования у учащихся экспериментальной группы в конце эксперимента.

Разработанная нами система упражнений с применением наглядности, направленная на формирование умение умения аудирования, включала в себя задания для трех этапов аудирования: до прослушивания, во время прослушивания и после прослушивания аудиотекста. Данная система упражнений соответствовала цели констатирующего этапа эксперимента, индивидуальным и психологическим особенностям учащихся: пре



2019-12-29 251 Обсуждений (0)
Глава III . ОПИСАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава III . ОПИСАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (251)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)