Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Способность выделять существенное



2019-12-29 286 Обсуждений (0)
Способность выделять существенное 0.00 из 5.00 0 оценок




Эта методика может быть использована в работе с учащимися 5—6-х классов.

Подросткам предлагается ряд слов, в котором пять слов даются в скобках, а одно — перед ними. За 20 секунд следует исключить из скобок, т. е. выде­лить, 2 слова, которые являютсянаиболее сущест­венными для слова перед скобками.

 Задания:

1) Сад (растения, садовник, собака, забор, земля)

2) Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода)

3) Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)

4) Чтение (глаза, книга, картина, печать, очки)

5) Игра (шахматы, игроки, правила, штрафы, наказания)

6) Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник)

7) Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)

8) Кольцо (диаметр, проба, округлость, печать, алмаз)

9) Пение (звон, голос, искусство, мелодия, аплодисменты)

10) Больница (сад, врач, помещение, радио, больные)

11) Любовь (розы, чувство, человек, город, природа)

12) Война (аэроплан, пушки, сражения, солдаты, ружья)

Ответы:

1) растения, земля

2) берег, вода

3) углы, чертеж

4) глаза, печать

5) игроки, правила

6) дерево, кустарник

7) здание, улица

8) диаметр, округлость

9) голос, мелодия

10) помещение, больные

11) чувство, человек

12) сражение, солдаты

Обработка результатов: 7 правильно выполненных заданий из 12 говорят о средней способности выделять существенное.

Способность обобщать

Даны два слова. Учащемуся нужно определить, что между ними общее.

Задания:

дождь – град

сказка – былина

сумма – произведение

жидкость – газ

нос – глаз

школа – учитель

водохранилище – канал

история – математика

предательство – трусость

Учащемуся можно предложить 5 пар слов. Время — 3—4 минуты.

Три верных ответа из пяти свидетельствуют об удовлетворительной степени развития мыслительной операции.

3. Анализ отношений между понятиями (тест «Ана­логия»)

инструкция: даны три слова, первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существуют такие же отношения. Необходимо найти четвертое слово.

Например: песня — композитор = самолет — ?

а) аэродром, б) горючее, в) конструктор, г) летчик, д) истребитель

Ответ: конструктор. Функциональные отношения (композитор сочинил песню, а конструктор сделал самолет).

Задания:

1) школа — обучение = больница — ?

а) доктор, б) ученик, в) лечение, г) учреждение, д) больной

2) песня — глухой = картина — ?

а) слепой, б) художник, в) рисунок, г) больной, д) хромой

3) нож — сталь = стол — ?

а) вилка, б) дерево, в) стул, г) пища, д) скатерть

4) паровоз — вагоны = конь — ?

а) поезд, б) лошадь, в) овес, г) телега, д) конюшня

5)  лес — деревья = библиотека — ?

а) город, б) здание, в) библиотекарь, г) театр, д) книги

6) бежать — стоять = кричать — ?

а) ползать, б) молчать, в) шуметь, г) звать, д) плакать

7)  утро — ночь = зима — ?

а) мороз, б) день, в) январь, г) осень, д) сани

8) волк — пасть = птица — ?

а) воздух, б) клюв, в) соловей, г) яйцо, д) пение

9) холодно — горячо = движение - ?

а) покой, б) взаимодействие, в) инерция, г) мо­лекула, д) бежать

10) слагаемое — сумма = множители — ?

а) разность, б) делитель, в) произведение, г) ум­ножение, д) деление

Подросткам можно предложить от 5 до 10 заданий из предложенных. На выполнение одного задания дается 30—40 секунд.

Если 6 задании из 10 выполнены — удовлетворительная степень сформированности мыслительной операции.

Скорость протекания мыслительных процессов

ЦЕЛЬ: исследовать скорость протекания мыслитель­ных процессов (методом заполнения недостающих букв в словах).

Перечень слов-заданий для учащихся:

п — ро з — р — о 3 — о — ок    ОК
к — са д — р — во т — а — а
р — ка к — м — нь к — ы — а
г — ра х — л — д к — н — а
п — ле к — в— р п — и — а

 

Если с тестом работает целый класс, то время выполнения задания каждым конкретным подростком следует сравнить со средним показателем по классу. 10 заданий из 15 — удовлетворительный результат.

Ответы к заданию:

 перо  зерно   звонок   

 коса  дерево  трава

 река  камень  крыша

 гора  холод   конка

 поле  ковер    плита

Анализ полученных результатов: подсчитываете время выполнения задания и количество правильно записанных слов в каждом столбце.

Интерпретация текста: подросткам предлагается по 5 слов из каждого столбца. Если правильно записаны 10 из 15 — удовлетворительный результат.


ДИАГНОСТИКА ВНИМАНИЯ

1. Внимание у учащихся 5—6 классов можно оце­нить с помощью методики «Исправь ошибки».

ЦЕЛЬ: установить уровень устойчивости внимания учащихся при выполнении и проверке выполненных работ.

ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА: для эксперимента можно ис­пользовать письменные работы учащихся по мате­матике, русскому языку, содержащие еще неисправ­ленные ошибки. Можно использовать и специально приготовленные тексты, содержащие определенное число ошибок.

ИНСТРУКЦИЯ: за 5 минут необходимо найти и подчеркнуть все ошибки. (Можно потребовать, чтобы учащиеся ошибки не только подчеркнули, но и исправили.)

обработка полученных данных: надо найти ча­стное от деления разности между числом правильно найденных ошибок и числом неверно подчеркнутых ошибок на общее число действительных ошибок, которое содержало задание. Если это частное близко к 1, то уровень развития устойчивости внимания подростка достаточно высок; если оно ниже 0,5, то внимание очень неустойчиво, требуется развитие этого свойства.

ГОТОВЫЙ ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:

Вариант 1:

Старые лебеди склонили горыешеи.

Зимой в саду разцвели яблони.

Взрослые и дети толпились на берегу.

Внизу над ними расстилалась пустыня.

В ответ я киваю ему рукой.

Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ним.

 Сорняки шыпучи и плодовиты.

Настоле лежала карта нашего города.  

Скоро удалось мне на машине.

Вариант 2:

Настоле лежала книга об искустве.

Школьники встали рано смотреть расцвет.

Ядовитая змея предупредительно шыпела.  

В ответ я махнул ему головой.           

Летом на деревьях набухали почки.     

Мальчик быстро вскочил на ноги.

Ребята шумно купались в реке.

Ученики определяли растаяние между городами.

В диктанте было зделано много ошибок.  

2. Корректурная проба позволяет изучить устой­ чивость, сосредоточенность, объем и распределение внимания.

Для диагностики внимания подростков предлага­ется 20 строк по 40 букв.

жофсяаывапролджшщнгекуапролбючсмитьбюъяйц

йцукепавыфпролджзшлбтотфывапекуцйнгшщзхбютг

ролджэхзщшгнекуцфывапролджюбьтимсчяфывпрол

цкншзыарлжэбтмчфарлжэхщгеййцкншзэдраыясит

йуегщхзшнкцыфвподэъбтмчяситбюъэджлорпавыфц

юьисячмиьюъэждлорпавыфйцукенгшщзхфвподжбтм

комувсцычйфяепинртгоьшлбщдюзжэздбшотгринпм

цфуыяквчеаснпмгришотшльщлбздюхжйцфыячуквас

выфячсцукгнеорпьтишщзхждлюбьтимсчафывапрол

жцлорпавыфцукенгшщзхюбьтимсчаыукамепинртка

здбжющльшотгринпмеасквчуывчцфяаврполджнгка

фывапролджчсмитьбюцукенгшщзхувскамепинртод

пртимсавычфясуекнгшздбютьоргнепимасвкувсзф

зщхгшенукйцфывапролджеюбьтимсчайэяфцуэуквк

рпроолдлжэцуквыамспичвыямирптотольблджшпа

праогкнелвоасмтпсючвлдгнкраповлогнегцизмтш

кентгшщзхцуэвапролджюбиьтимсчфывапроцукепи

длорпавыцукенгшщзхюбьтимсчцычувскамепинртг

ждлорпавыфячсмитьбюъхзщшгнекуцйхжюздбщльшр

ячсмитьбюьэждлорпавыфйцукенгшщзхшотгринпмл

инструкция: по сигналу «начали» в бланках надо зачеркнуть все встречающиеся буквы «р» и «с». Через каждую минуту по сигналу «стоп» ученики должны поставить вертикальную черту у той буквы, у которой их застал сигнал. Общая продолжительность работы 3 минуты. Работоспособность учащихся можно определить по формуле:

Q = S2 : m

S — количество строк, производительность.

m— некоторое количество допущенных ошибок.

Чем больше S и меньше m, тем более устойчивым и сосредоточенным будет внимание.

Для исследования переключения внимания можно использовать ту же корректурную пробу, но задание дается несколько иначе: на двух строчках вычеркнуть «в» и «н», а на третьей строчке вычеркнуть «к» и «д», затем опять на двух строчках вычеркнуть «в» и «н» и на одной строчке «к» и «д».

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТА:

С – A: B * 100%

С — процент ошибок, вызванных переключением внимания.

А — количество строк, неверно обработанных.

В — общее количество просмотренных строк.

3. Методика Мюнстерберга направлена на диагно­стику избирательности внимания

инструкция: среди буквенного текста имеются слова. Необходимо, как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова.

Время работы — 2 минуты.

Пример: рюклбюсрадостьуфркнп

Оценивается количество выделенных слов и ко­личество ошибок (пропущенные и неправильно вы­деленные слова).

Задание:

бсолнцевтргщотсэрайонгучновостьъхэьгчафактьуэкза менротрочягщ

щгцкппрокурорсеанбетеориямтоджеобъамхоккейтрои цафцуйгахт

телевизорболцжщзхюэлгщьбпамятьшогхеюжицдргщх щнзвосприятие

йцукеншизхьвафыпролдблюбовьабфырплослдсвпектак льячсинтьбюн

бюерадостьвуфциеждлоррпнародшалдьхэшщгиенкуы фйшрепортажж

ждорлафывюфбьконкурсйфнячывскапрличностьзжье юдшщглоджинн

эпрплаваниетдлжазбьтдршжнпркывкомедияшклдкуф отчайяфрлньир

ячвтлджэхьгфтсенлабораториягщдщнрутртгшчтлросн ованиезжхьб

щдэрэкентаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстьчфйясмтщ зайэъягнтзх

Ответы для обработки результатов:

1 строка: солнце, район, новость, факт

2 строка: прокурор, теория, хоккей

3 строка: телевизор, память, восприятие

4 строка: любовь, спектакль

5 строка: радость, народ, репортаж

6 строка: конкурс, личность, джин

7 строка: плавание, комедия

8 строка: лаборатория, основание

9 строка: психиатрия

 

Диагностика памяти

1. Для диагностики оперативной памяти рекомендуется следующая методика:

ИНСТРУКЦИЯ: «Вам будут зачитываться ряды 5 однозначных чисел, ваша задача запомнить числа в той последовательности, в которой они предъявляются. Затем следует в уме сложить первое число со вторым, записать сумму, второе с третьим, записать сумму, третье с четвертым и записать сумму, четвертое с пятым и записать сумму. Всего должно быть четыре суммы».

Варианты заданий:          ответы:

               3 1 5 2 7                       4 6 7 9

               4 4 3 5 2                       8 7 8 7

     1 3 1 5 2                       4 4 6 7

     6 3 15 2                        9 4 6 7

     4 2 6 1 3                       6 8 7 4

     7 1 5 2 1                       8 6 7 3

     3 5 1 2 6                       8 6 3 8

     7 1 7 2 6                       8 8 9 8

     3 4 3 2 5                       7 7 5 7

     2 5 3 4 1                       7 8 7 5

Пять правильно выполненных заданий свидетельст­вуют о хорошей оперативной памяти.



2019-12-29 286 Обсуждений (0)
Способность выделять существенное 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Способность выделять существенное

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (286)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)