Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рисование как способ диагностики школьных неврозов.



2019-12-29 178 Обсуждений (0)
Рисование как способ диагностики школьных неврозов. 0.00 из 5.00 0 оценок




Стремление рисовать присуще большинству детей младшего школьного возраста. При неврозах дети часто не реализуют его из-за односторонней ориентации родителей на более насыщенные занятия. Рисование, как игра, считается несерьезным занятием, работой «для себя», и подобная установка обедняет духовный мир детей, не дает возможности их творческим началом.

Изучение рисунков детей с неврозами полезно и в плане диагностики интересов и увлечений, особенно темперамента и переживаний. С известной долей осторожности можно считать, что преобладание серых тонов и черного цвета в рисунках подчеркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный фон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребенок. Доминирование ярких, светлых и насыщенных красок указывает на высокий жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки, масштабность изображения, отсутствие предварительных набросков и последующих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок, говорит об уверенности и решительности. Повышенная возбудимость, гиперактивность находят выражение в неустойчивости изображения, смазанности или в большом числе отчетливых, но пересекающихся линий.

Изучение спонтанных, т.е. сделанных по собственному желанию рисунков показывают обычную возрастную направленность у детей с неврозами. Мальчики предпочитают рисовать машины, технику, затем – людей и сражения; девочки – людей, дом и природу, затем – животных.

Тематическое рисование по заданию учителя может осуществляться как во время уроков, так и дома. Рисунки на темы: «Я в школе», «На уроке», «На улице во дворе», «Мы дома», «Моя семья», «Мои страхи», «Что было со мной самое плохое и самое хорошее».

Эти рисунки дают многоценной информации, дополняющей клиническое обследование. Школьники изображают себя в школе, как правило, рядом с одним из сверстников, учителем, за партой или у доски. Если сверстников на рисунке несколько, то автор помещает себя обычно на периферии групп или класса, отображая этим отсутствие лидирующей позиции.

О феномене социально-психологической изоляции можно судить по рисункам младших школьников. Таким образом, степень принятия в коллективе уменьшается по мере перехода из детского сада в школу, сопровождаясь все более выраженными переживаниями своей обособленности, непонятности и одиночества с ведущим переживанием «я не такой, как все». Чувство одиночества – одно из центральных переживаний при неврозах – особенно заметно в сюжете «улица, двор». Здесь также достоверно доминирует изображение только себя, а не друзей, подчеркивая трудности в установлении дружеских, неформальных отношений.

Рисование ситуации «Мы дома» дает возможность воспроизвести взаимодействие в семье, какую-либо сценку из ее жизни. Здесь же предлагается нарисовать всех членов семьи по усмотрению автора рисунка в отдельных комнатах, отразить, таким образом, наиболее близких для него лиц.

Один мальчик нарисовал свою маму похожей на робота, что указывало на ее занятость, строгость, принципиальность, отсутствие душевной теплоты в отношении с сыном.

Изображение на рисунке одного из наиболее беспокоящих страхов оказывает десенсибилизирующее действие на остальные страхи, поскольку ребенок, проявляя целенаправленное волевое усилие в процессе рисования, справляется с заданием и заслуживает одобрение близких и обязательно похвалу учителя. На первом месте среди выбираемых для рисования страхов находятся чудовища. На втором месте воспроизводятся страхи стихийных бедствий и войны, а также нападения /бандитов/. Все эти страхи символизируют угрозу для жизни, как следующие по чистоте страхи животных. На последнем месте изображаются страхи одиночества и темноты, поскольку они менее дифференцированы и наиболее трудны для рисования.

В младшем школьном возрасте нередко воспроизводится инстинктивно опосредованные страхи высоты, глубины, замкнутого пространства. Также в младшем школьном возрасте возрастает рисование социально определенных страхов плохой отметки, контрольных, не успеть все сделать вовремя. В этом случае речь идет не столько о страхах, сколько об опасениях, нередко приобретающих навязчивый характер. Соответственно, эффект от отображения в рисунках ведущего страха будет более высоким в дошкольном и отчасти в младшем школьном возрасте. Во всех случаях важен сам принцип выполнения задания учителя, что является отправным пунктом для повышения уверенности в себе, в творческих силах и возможностях.

Тема «Самое плохое /неприятное/ событие в жизни» дополняется «самым хорошим событием», чтобы уравновесить психотравмирующий аспект первого рисунка. У мальчиков и девочек на первом месте среди отрицательных воспоминаний находятся события, связанные с пребыванием в больницах, несчастными случаями. На втором месте у мальчиков воспроизводятся конфликты со сверстниками; у девочек – конфликты с родителями, что отражает большую эмоциональную значимость для таких конфликтов.

«Кем я хочу стать» - заключительный раздел тематического рисования, вносящий в него оптимистическую ноту и способствующий повышению уверенности.

При рисовании на тему «Моя семья» дается задание изобразить всех, с кем живет ребенок. При анализе рисунков детей следует учитывать не только объективное отражение семейной ситуации, но и возможность ее изменения в благоприятную для ребенка сторону. Имеют значение порядок и близость расположения фигур, особенное место, где нарисовал себя ребенок: между родителями или рядом с одним из них. Заслуживают внимания и размеры фигур, соотносимые с ролью взрослых в семье и их авторитетом для ребенка. Общая цветовая гамма с одним из взрослых на рисунке, в частности одна и та же окраска туловища, указывает на большую вероятность отождествления с ним по признаку пола. Как мальчики, так и девочки на первом месте чаще ставят отца, на втором – мать, на третьем – себя. При неврозах аналогичное расположение фигур отличается у мальчиков. Девочки на первое место ставят мать, затем отца и себя, отражая этим доминирующую позицию матери в семье. При конфликтных отношениях в семье рисунки детей при неврозах и в норме менее композиционно едины, чаще проявляется раздробленность пространства или нарушается целостность в изображении членов семьи, фигуры родителей разъединяются большим промежутком или еще одной фигурой. Из-за разобщенности в пространстве рисунка членов семьи они менее ориентированны на совместные действия. К тому же фигуры членов семьи, включая ребенка, более статичны и напряжены.

Если ребенок нежеланный со стороны одного из родителей, то он рисует себя чаще не рядом, а в отдалении, помещая между собой и родителем еще одну фигуру.

Каждый третий мальчик и девочка, несмотря на инструкцию нарисовать всех членов семьи, включая себя, забывает нарисовать одного из них.

Подобная тенденция более характерна для детей с неврозами, косвенно указывая на конфликтную диспозицию в семье.

Например, мальчики не рисуют себя при конфликте с матерью; саму мать при ее нежелании иметь сына и выделении дочери; бабушку - препятствующую активности и самостоятельности. Одна девочка «забыла» нарисовать мать, и вместо нее изобразила дом, очень похожий на избушку Бабы Яги. Мать конфликтует как с дочерью, так и с отцом, которого любит девочка. У другой девочки вместо родителей нарисованы бабушка и дедушка, которые хотели иметь внучку в отличие от занятых родителей. Девочки также забывают изобразить себя при физических наказаниях и чрезмерном давлении со стороны родителей.

Таким образом, включение в рисунке ребенком себя и одного из членов семьи создает повод для более глубокого анализа психотравмирующей ситуации в семье.

Анализ рисунков (см. Приложение 4)

 

Таблица 1 - Рисование на тему «Я в школе»

№ класса Мало друзей   Нет друзей   Сам ученик
4 «А»  61%    23%    16%
4 «Б»  20%    45%    35%

 

Таблица 2 - Рисование на тему «Моя семья»

№ класса Ребенок ближе к родителям   Ребенок ближе к папе или к маме
4 «А»  45%    55%
4 «Б»  35%    65%

 

Таблица 3 - Рисование на тему «Мои страхи»

№ класса Не рисовали страх   Нарисовали страх
4 «А»  30%    70%
4 «Б»  23%    77%

 

Таблица 4 - Рисование на тему «Что было со мной самое плохое и самое хорошее»

№ класса Хорошие, радостные события Неприятные эпизоды
4 «А»  80%  20%
4 «Б»  61%  39%

 

Таблица 5 - Страхи которым подвержены дети

Темнота Сказочные персонажи Кровь Стихии   Врач Транспорт Животные
 70%  65%  60%  55%    50%  45%  40%


2019-12-29 178 Обсуждений (0)
Рисование как способ диагностики школьных неврозов. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рисование как способ диагностики школьных неврозов.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (178)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)