Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Общая характеристика налоговой системы РФ




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями [33, c.19]. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

И.М. Александров указывает на то, что налоговые поступления являются основным источником доходов, формирующих бюджеты всех уровней. Значимость налогов в формировании бюджетов: свыше 80% общего объема доходов консолидированного бюджета РФ формируется за счет налогов и сборов, взимаемых с юридических и физических лиц. Это положение и определяет значимость государственного финансового контроля в масштабе государства [11, c.51].



Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. В Налоговом кодексе Российской Федерации (далее – НК РФ) дается следующее понятие налога: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» [2].

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) [2].

Согласно ст. 17 НК РФ налоговая система включает следующие элементы:

1) субъект налогообложения (плательщик);

2) объект налогообложения прибыль (доход), оборот или имущество налогоплательщика, которые служат основой для исчисления налога;

3) ставка налога − величина налога на единицу объекта налогообложения; налоговые льготы − полное или частичное освобождение от налога;

4) правила исчисления и порядок уплаты налога;

5) штрафы и другие санкции за неуплату налога. Налоговая система России строится на основе единых принципов для всех предпринимателей и предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия [34, c.24].

При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам. Действующая в Российской Федерации система налогов и сборов установлена Налоговым кодексом РФ (часть первая). Согласно этому акту в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Это система отражает федеративное устройство Российской Федерации.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) водный налог;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина [2].

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог [35, c.11].

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются только НК РФ. Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. К местным налогам относятся: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц [35, c.15]. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы могут отменяться только НК РФ и, кроме того, запрещается устанавливать федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ. Налогоплательщики и все обязательные элементы всех налогов и сборов, за исключением налога на имущество физических лиц, закреплены в соответствующих главах части второй Налогового кодекса РФ, что соответствует принципу законодательного установления налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Необходимо также заметить, что специальные налоговые режимы, предусмотренные НК РФ, могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов. В НК РФ, в ст. 13-15 содержится исчерпывающий перечень всех видов налогов и сборов Российской Федерации. Следует также заметить, что налоги и сборы, включенные в систему налогов и сборов Российской Федерации, подразделяются на виды в соответствии с несколькими критериями - порядком установления, порядком введения в действие, территорией, на которой налоги и сборы обязательны к уплате. Однако, принадлежность налога или сбора к конкретному уровню системы налогов и сборов вовсе не означает, что он является источником доходов только одного определенного уровня бюджета (федерального, регионального или местного). Законодательством может быть предусмотрено перераспределение доходов от всех видов налогов и сборов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Признаками налога являются:

1) общеобязательный характер. Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что платить законно установленные налоги и сборы обязан каждый [1]. В соответствии с этой установкой Налоговый кодекс РФ (в ред. от 30 декабря 2004 г.) (далее – НК РФ), нормативно-правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований закрепляют жесткий перечень налогов, начислять и уплачивать которые обязаны все налогоплательщики, определенные законом. Ни один налогоплательщик не может быть освобожден от обязанности уплачивать законно установленные налоги;

2) индивидуальная безвозмездность. За счет налогов происходит финансирование всей деятельности государства, но при этом конкретное физическое или юридическое лицо, начисляющее и уплачивающее определенный налог, какого-либо возмещения в виде получения имущества, имущественных или неимущественных прав не получает. Именно в этом основное отличие налога от сбора: сбор уплачивается за совершение государственными органами определенного действия, таким образом лицо, уплачивающее сбор, получает вполне ощутимое возмещение оплаченной суммы в виде оказанных услуг;

3) денежная форма. Налоги взимаются в форме денежных средств, принадлежащих организациям или физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;

4) публичный характер. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы;

5) нецелевой характер. Основной целью налогообложения является обеспечение деятельности государства и (или) муниципального образования в целом. Указанный признак налогов вытекает из ст. 35 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (далее – БК РФ), в которой установлен принцип общего (совокупного) покрытия расходов [3]. Данный принцип, в свою очередь, означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. В соответствии с этим налогами покрываются не какие-либо отдельные расходы государства (например, на содержание армии), а все расходы в целом.

Итак, налоговая система – это взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения. В этой связи необходимо подчеркнуть, что понятия «налоговая система» и «система налогов» (ст. 12-18 НК РФ) нетождественны. Налоговая система – более широкое понятие, т.к она характеризуется экономическими и политико-правовыми показателями.

Экономические показатели:

- налоговый гнет (налоговое бремя). Он определяется как отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту;

- соотношение налоговых доходов от внутренней и внешней торговли;

- соотношение прямого и косвенного налогообложения;

- структура прямых налогов [17, c. 43].

Политико-правовые показатели – соотношение компетенций центральных и местных органов власти.

Существует три варианта соотношения компетенции:

1) «разные налоги» (это полное разделение прав и ответственности в установлении налогов либо неполное разделение, когда центральная власть устанавливает исчерпывающий перечень налогов и вводит общегосударственные налоги, а местные налоги вводят по своему усмотрению органы на местах);

2) «разные ставки» (центральная власть вводит закрытый перечень налогов, а в свою очередь органы власти на местах устанавливают конкретные ставки в пределах, установленных центральной властью);

3) «разные доходы» (суммы уже собранного налога делятся между властными органами различных уровней) [21, c. 69].

Статья 13 НК РФ определяет федеральные налоги и сборы, ст. 14 – региональные, а ст. 15 – местные. Прямые налоги – налоги, непосредственно обращенные к налогоплательщику, т.е. его доходам, имуществу и другим объектам налогообложения (при прямом налоге юридический и фактический плательщики представлены одним и тем же лицом).

Косвенные налоги – налоги, установленные в виде надбавки к цене реализуемых товаров и не связанные непосредственно с доходами или имуществом фактического плательщика (разновидность косвенных налогов - акциз, налог на добавленную стоимость). Юридическая обязанность уплаты косвенного налога возлагается на предприятие, производящее определенную продукцию. Фактический же плательщик – потребитель этой продукции, который приобретает ее по ценам, повышенным на сумму косвенного налога. Целевые налоги – налоги, зачисляемые в целевые внебюджетные фонды [21, c. 72].

Должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции проводится налоговый контроль посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Налоги выполняют следующие функции:

1) фискальную. Фискальная природа налога появилась вместе с появлением самого обязательного платежа. Так, для того чтобы государство успешно функционировало, деятельность государственных органов и должностных лиц необходимо финансировать. Финансирование деятельности государства во многом происходит именно благодаря налогам и сборам. В этом и заключается фискальная функция налогов и сборов;

2) регулирующую. При помощи налогов происходит регулирование общественных отношений. При помощи установления налогов и их ставок государством осуществляется поддержка одних отраслей экономики и снижение развития других. В зависимости от того, поддерживается определенная хозяйственная деятельность или нет, выделяются стимулирующая и пресекающая функции налогов. Так, стимулирующую функцию выполняет, например, установление единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Наоборот действуют акцизы на алкоголь или налог на игорный бизнес. С помощью установления высоких ставок в данных отраслях государство снижает количество желающих заниматься этим видом бизнеса. Так, НК РФ предусматривает создание оптимального налогового режима для экономической деятельности, упор при проведении реформы делается на повышение налогообложения тех видов деятельности, где сосредоточиваются реальные доходы, а также на «усиление стимулирующей функции налогов» [19, c. 87].

Основной функцией сборов является оплата расходов государственных органов и их должностных лиц, возникающих в связи с совершением ими действий в пользу физических лиц или организаций. Принципы налогообложения в Российской Федерации установлены в ст. 3 НК РФ. Данным законом закреплены следующие основные начала законодательства о налогах и сборах:

1) законность. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;

2) принцип определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, который тесно связан с принципом законности. В соответствии с этим принципом налоговая норма должна излагаться простым и понятным языком;

3) принцип обязательности уплаты налогов и сборов. В соответствии с этим принципом каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;

4) принцип недискриминационного характера налогов и сборов – налоги и сборы не могут различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;

5) принцип экономической обоснованности. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

6) принцип установления всех элементов налогообложения. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения: каждый должен точно знать, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;

7) обеспечение единого экономического пространства Российской Федерации. Конституционный принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности установлен ч. 1 ст. 8 Конституции РФ [1]. Таким образом, установление налогов, препятствующих развитию единого экономического пространства путем, например ограничения объема перемещаемых из одного субъекта Федерации в другой товаров либо взимания налогов с налогоплательщиков иных регионов, является незаконным;

8) все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). В связи с этим при рассмотрении налоговых споров, основанных на различном толковании налоговыми органами и налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах судам необходимо оценивать определенность соответствующей нормы.

На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [23, c. 128].

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налоговой системе свойственны признаки, характеризующие любую систему, - поэлементный состав систем, взаимозависимость элементов, органическая цельность и единство, непрерывное развитие и т.д. Налоговая система РФ не является застывшей структурой, она подвергается реформированию, однако основные составляющие элементы являются постоянными.

 




Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (150)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7