Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Роль малых предприятий в экономике страны




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Современное российское общество переживает чрезвычайно сильный кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться.

Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

Опыт стран Восточной Европы, Восточной Азии, и Южной Америки подтверждает, что эффективные государственные институты могут не только вывести страну из кризиса, но и способствовать ее долгосрочному экономическому развитию. В свою очередь слабые институты власти являются одной из главных причин часто возникающих кризисов и неустойчивости экономики [26, c.31].



Для нормального функционирования экономики очень важны малые предприятия. В развитых странах, входящих в ОЭСР, около 60% ВНП производится именно малыми предприятиями, то есть предприятиями с числом работников не более 50 человек [26, c. 32]. Легко понять почему: современная рыночная экономика предлагает тысячи рынков, которые создаются миллионами эффективных и конкурентоспособных предприятий. В менее развитых странах (например, Латинской Америки, СНГ) количество малых предприятий относительно невелико − в этом их главная структурная слабость.

Вероятно, значимость развития предпринимательства и организации малых предприятий лежит не только в экономической, но и в политической плоскости. В странах, где малый бизнес развит недостаточно, в экономике господствуют крупные предприятия. При этом число малых предприятий, как правило, не увеличивается, производительность труда в целом снижается. Таким образом, опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который уверенно ведет за собой экономическое и социальное развитие.

Хозяйственная практика в малом бизнесе находится в причинно-следственной зависимости углубляющейся специализацией общественного производства и дифференциацией товаров и услуг. Экономическая маневренность, гибкость принятия решений, территориально-пространственная мобильность делает малый бизнес необходимым в современном, постиндустриальном обществе. Без преувеличения малый бизнес является важнейшей структурой в составе современного российского предпринимательства. Как становятся ясно из самого определения, «малый бизнес» является предпринимательской деятельностью, осуществляемой субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях [38, c.124].

Как показывает мировая практика, основным критерием, на основе которого предприятия различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является, в первую очередь, средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:

- численность персонала;

- размер уставного капитала;

- величина активов;

- объем оборота (прибыли, дохода).

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50 [26, c. 38]. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.

В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. Впоследствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве. Такие изменения были в 1990 г., в 1991 г., в 1993 г., в 1995 г., в 1998 г. Последние изменения были приняты 31 июля 1998 года.

В настоящее время в соответствии с законом от 14.06.1995 №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» [4] под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации с ограничением доли участия Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, различных фондов в уставном капитале данных организаций до 25%. Дополнительным ограничением является не превышение 25% в уставном капитале организации доли, принадлежащей одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства. Средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней:

- в промышленности − 100 человек;

- в строительстве − 100 человек;

- на транспорте − 100 человек;

- в сельском хозяйстве − 60 человек;

- в научно-технической сфере − 60 человек;

- в оптовой торговле − 50 человек;

- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения − 30 человек;

- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности − 50 человек [4].

В мае 2002 появилось небольшое дополнение к понятию «малый бизнес»: была увеличена с 10 до 15 млн. руб. планка максимального годового оборота, при котором предприятие остается «малым». В Федеральном Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Предпринимательство, или малый бизнес играет в экономике важную роль. Во-первых, малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, малый бизнес способен создавать атмосферу здоровой конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна [18, c. 45].

Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.

Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что мелкое предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений, прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства.

Крупные предприятия привлекают мелкие узкоспециализированные фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно десятки тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и тех­нической помощью монополий.

Важность малых предприятий еще и в том, что, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать, надо получать средства к существованию, а значит, быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.

Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия [28, c. 26].

Деятельность малых предприятий в менее развитых районах западноевропейских стран − это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.

В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции. На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике развитых странах − не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории.

Нельзя с уверенностью сказать, что для страны таких масштабов как Россия малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль:

- во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения;

- во-вторых − торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность [14, c.48].

Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса.

В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус “легких денег”, быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения [39, c. 35].

Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, преобладает. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но, тем не менее, занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной. Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование — все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание. Все это приводит к тому, что часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается не в состоянии приступить к реальному производству продукции. В месте с тем количество предприятий малого и среднего бизнеса с каждым годом неуклонно растет. Так, в малом бизнесе на 01.01.2007 г. в муниципальном образовании г. Усолье-Сибирское по данным МИ ФНС РФ №8 по Иркутской области и УОБАО зарегистрированы 3461 предприниматель без образования юридического лица и 360 предприятий малого бизнеса [43]. В 2005 г. в г. Усолье-Сибирское действовало 282 предприятия малого бизнеса. Количество малых предприятий на 1000 жителей в 2006 г. по городу составило 4,2 предприятия, по области – 4,1 предприятие [42]. Основное увеличение числа малых предприятий в 2006 г. произошло в сфере торговли за счет регистрации в качестве юридических лиц организаций, занимающихся реализацией алкогольной продукции, в связи с введением изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» [7].

Отличительной особенностью муниципального образования города Усолье-Сибирское от ряда других городов Иркутской области является большое число предприятий малого и среднего бизнеса, занимающихся производством корпусной и мягкой мебели. Производство мебели является одной из ведущих отраслей экономики муниципального образования, в которой занято 273 чел. – 7% работающих на всех малых предприятиях города или 26% − на малых предприятиях промышленного производства. Удельный вес объема выпуска готовой продукции предприятий по производству мебели составляет 13% в общем объеме выпуска готовой продукции предприятий малого и среднего бизнеса промышленного производства. Кроме этого в городе развита сфера услуг и сеть фирменной торговли: мягкой и корпусной мебели, швейных изделий, перерабатывающей промышленности. Распределение малых предприятий по осуществлению основных видов экономической деятельности представлено в таблице 1.


Таблица 1. Распределение малых предприятий по осуществлению основных видов экономической деятельности

Вид экономической деятельности

Количество малых предприятий

Темп роста

 

2006 г. 2007 г.
1 2 3 4
Торговля 108 161 149,1
Ремонтно-строительные 26 29 111,5
Услуги 94 105 111,7
Производство товаров народного потребления 54 65 120,4
Всего: 282 360 127,7

 

Изменение числа малых предприятий по г. Усолье-Сибирское в 2004-2007 гг. представлены в таблице 2.

 

Таблица 2.     Данные о малых предприятиях г. Усолье-Сибирское в 2004-2007 гг.

Наименование показателя Ед. изм. 2004 2005 2006 2007 Темп роста (2007 г. к 2006 г.)
1 2 3 4 5 6 7
Количество малых предприятий ед. 206 233 318 282 88,7
Количество работающих на малых предприятиях чел. 2129 2490 3603 4226 117,3
Количество предпринимателей без образования юридического лица   чел. 7125 7190 7239 3308 45,7
Всего занято в малом бизнесе чел. 9254 9680 10884 7535 69,2
Доля занятых в малом бизнесе в общем количестве занятых в экономике города   %       24  
Объем выпуска продукции, выполненных работ, услуг тыс. чел. - 1648,7 1214,1 796,3 65,6
Среднемесячная заработная плата руб. 1369,5 2104,6 3008 3566,4 119
Удельный вес поступлений в бюджет города от субъектов малого бизнеса % 13,4 17,3 19 26,2 138

По данным таблицы 2 можно сделать вывод о том, что в 2007 г. произошло уменьшение числа индивидуальных предпринимателей (3308 ед.), по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 3931 единицы, что связано с перерегистрацией, проводившейся для выявления и ликвидации индивидуальных предпринимателей, не осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Снижение числа малых предприятий произошло за счет корректировки отделом статистики списка предприятий малого бизнеса города. Из данного списка были исключены организации, находящиеся в стадии банкротства, а также предприятия, снявшиеся с учета в местном органе государственной статистики.

На уменьшение объема выпускаемой продукции, выполненных работ, услуг малых предприятий города в 2007 г. на 34% по сравнению с предыдущим годом повлияло изменение формы статистической отчетности у организаций, осуществляющих деятельность в сфере торговли. Так, в 2006 г. данные организации предоставляли информацию о выручке от реализации товаров (работ, услуг), а в 2007 г. − по выпуску продукции. Изменения числа предприятий по видам экономической деятельности в общем количестве предприятий малого бизнеса представлены в таблице 3.

 

Таблица 3. Виды экономической деятельности малых предприятий

Виды экономической деятельности Ед. изм. 2004 2005 2006 2007
1 2 3 4 5 6
Всего малых предприятий % 100 100 100 100
в том числе:          
Промышленное производство % 16 13 15 19
Транспорт и связь % - - 2 2
Строительство % 8 10 9 9
Торговля % 50 51 41 37
Прочие услуги % 26 26 33 33

 

Из таблицы 3 видно, что наибольшую долю в структуре малых предприятий составляют организации торговли, что объясняется относительно быстрой окупаемостью вложенных средств, стабильным потребительским спросом.

Одной из особенностей в 2007 г. стал переход в структуру основного производства (463 чел.) из малого бизнеса ранее выделившихся организаций металлургического производства и производства готовых металлических изделий из ОАО ПО «Усольмаш», таких как ООО «Грейд-Маш», ООО «Гормаш», ООО «Комтрейд», ООО «Сибириус», ООО «Сиб-ЛПК». В связи с этим в 2006 г. произошло уменьшение числа занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса города на 321 чел. по сравнению с 2005 г. Удельный вес работников, занятых на малых предприятиях, к общей численности, работающих в экономике города в 2007 г., составил 12,2 % против 13,3% 2005 г. [42].

Несмотря на уменьшение численности работающих на предприятиях малого и среднего бизнеса, фонд оплаты труда на данных предприятиях увеличился на 9% и в 2007г. составил 196 млн. руб., что повлияло на рост среднемесячной заработной платы. Среднемесячная заработная плата на предприятиях малого бизнеса в отчетном периоде увеличилась на 626 руб. и составила 4193 руб.

Выручка действующих малых предприятий, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличилась на 19% и в 2006 г. составила 2946 млн. руб. Удельный вес выручки предприятий малого бизнеса в выручке в целом по городу только с 2002 г. возрос в полтора раза и составил 32,9%, а доля поступлений налоговых и неналоговых платежей в местный бюджет с 17,4% в 2004 г. до 29,3% в 2007 г.

Значительный темп роста выручки от реализации товаров (работ, услуг) произошел в таких видах экономической деятельности:

- добыча полезных ископаемых − в 5 раз, за счет регистрации в г. Усолье-Сибирское ранее зарегистрированного предприятия ЗАО ГП «Недра» в Усольском районе;

- производство резиновых и пластмассовых изделий − в 4 раза, за счет увеличения объемов выпускаемой продукции организаций, занимающихся установкой пластиковых окон;

- производство мебели и прочей продукции − в 7 раз, за счет регистрации новых предприятий ООО ПО «Байкал-мебель», ООО «Рем», а также увеличения выручки действующих предприятий.

Наибольший удельный вес – 67% в формировании выручки занимает торговая деятельность.

Основные проблемы, которые возникали у субъектов малого бизнеса в 2007 г.:

- введение в действие изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», который обязал регистрироваться в качестве юридических лиц торговые предприятия, реализующие алкогольную продукцию;

- включение в план приватизации объектов, арендодателем которых были представители малого и среднего бизнеса.

Основные проблемы в сфере развития малого предпринимательства могут быть определены как отсутствие четкой государственной политики в сфере малого предпринимательства, сложность земельных и имущественных отношений, проблемы административных барьеров, недостаток информации, ограниченный доступ к источникам финансирования и высокая стоимость кредитных ресурсов, а также хроническая нехватка квалифицированного персонала и т.д. Зачастую малые предприятия закрываются в связи с неэффективной деятельностью потому, что не могут погасить кредиты, не ориентируются в законодательстве и невольно нарушают различные инструкции, приказы и т.п., за что налагаются административные и налоговые взыскания в виде штрафов, пеней и т.д.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что малое предпринимательство является сложным социально-экономическим феноменом, который, благодаря своей специфике, может оказывать на экономику как позитивное воздействие, ускоряя темпы экономического роста и решая разнообразные социальные проблемы, так и негативное − создавая среду, где наиболее широко распространено уклонение от налогообложения [36]. То, какую роль будет играть малое предпринимательство в экономике страны, во многом определяется общеэкономической политикой, а также политикой правительства в отношении данного сектора.

Следует отметить, что для успешного развития малого предпринимательства необходимы отмена государственного регулирования и уменьшение налогового бремени, что невозможно без осуществления условно-расчетного налогообложения и расширения конкурентной среды.

 




Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (156)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7