Роль малых предприятий в экономике страны
Современное российское общество переживает чрезвычайно сильный кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться. Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства. Опыт стран Восточной Европы, Восточной Азии, и Южной Америки подтверждает, что эффективные государственные институты могут не только вывести страну из кризиса, но и способствовать ее долгосрочному экономическому развитию. В свою очередь слабые институты власти являются одной из главных причин часто возникающих кризисов и неустойчивости экономики [26, c.31]. Для нормального функционирования экономики очень важны малые предприятия. В развитых странах, входящих в ОЭСР, около 60% ВНП производится именно малыми предприятиями, то есть предприятиями с числом работников не более 50 человек [26, c. 32]. Легко понять почему: современная рыночная экономика предлагает тысячи рынков, которые создаются миллионами эффективных и конкурентоспособных предприятий. В менее развитых странах (например, Латинской Америки, СНГ) количество малых предприятий относительно невелико − в этом их главная структурная слабость. Вероятно, значимость развития предпринимательства и организации малых предприятий лежит не только в экономической, но и в политической плоскости. В странах, где малый бизнес развит недостаточно, в экономике господствуют крупные предприятия. При этом число малых предприятий, как правило, не увеличивается, производительность труда в целом снижается. Таким образом, опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который уверенно ведет за собой экономическое и социальное развитие. Хозяйственная практика в малом бизнесе находится в причинно-следственной зависимости углубляющейся специализацией общественного производства и дифференциацией товаров и услуг. Экономическая маневренность, гибкость принятия решений, территориально-пространственная мобильность делает малый бизнес необходимым в современном, постиндустриальном обществе. Без преувеличения малый бизнес является важнейшей структурой в составе современного российского предпринимательства. Как становятся ясно из самого определения, «малый бизнес» является предпринимательской деятельностью, осуществляемой субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях [38, c.124]. Как показывает мировая практика, основным критерием, на основе которого предприятия различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является, в первую очередь, средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является: - численность персонала; - размер уставного капитала; - величина активов; - объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50 [26, c. 38]. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период. В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. Впоследствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве. Такие изменения были в 1990 г., в 1991 г., в 1993 г., в 1995 г., в 1998 г. Последние изменения были приняты 31 июля 1998 года. В настоящее время в соответствии с законом от 14.06.1995 №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» [4] под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации с ограничением доли участия Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, различных фондов в уставном капитале данных организаций до 25%. Дополнительным ограничением является не превышение 25% в уставном капитале организации доли, принадлежащей одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства. Средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней: - в промышленности − 100 человек; - в строительстве − 100 человек; - на транспорте − 100 человек; - в сельском хозяйстве − 60 человек; - в научно-технической сфере − 60 человек; - в оптовой торговле − 50 человек; - в розничной торговле и бытовом обслуживании населения − 30 человек; - в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности − 50 человек [4]. В мае 2002 появилось небольшое дополнение к понятию «малый бизнес»: была увеличена с 10 до 15 млн. руб. планка максимального годового оборота, при котором предприятие остается «малым». В Федеральном Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Предпринимательство, или малый бизнес играет в экономике важную роль. Во-первых, малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, малый бизнес способен создавать атмосферу здоровой конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна [18, c. 45]. Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что мелкое предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений, прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства. Крупные предприятия привлекают мелкие узкоспециализированные фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно десятки тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий. Важность малых предприятий еще и в том, что, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать, надо получать средства к существованию, а значит, быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им. Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия [28, c. 26]. Деятельность малых предприятий в менее развитых районах западноевропейских стран − это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития. В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции. На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике развитых странах − не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории. Нельзя с уверенностью сказать, что для страны таких масштабов как Россия малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль: - во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения; - во-вторых − торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность [14, c.48]. Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса. В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус “легких денег”, быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения [39, c. 35]. Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, преобладает. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но, тем не менее, занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной. Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование — все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание. Все это приводит к тому, что часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается не в состоянии приступить к реальному производству продукции. В месте с тем количество предприятий малого и среднего бизнеса с каждым годом неуклонно растет. Так, в малом бизнесе на 01.01.2007 г. в муниципальном образовании г. Усолье-Сибирское по данным МИ ФНС РФ №8 по Иркутской области и УОБАО зарегистрированы 3461 предприниматель без образования юридического лица и 360 предприятий малого бизнеса [43]. В 2005 г. в г. Усолье-Сибирское действовало 282 предприятия малого бизнеса. Количество малых предприятий на 1000 жителей в 2006 г. по городу составило 4,2 предприятия, по области – 4,1 предприятие [42]. Основное увеличение числа малых предприятий в 2006 г. произошло в сфере торговли за счет регистрации в качестве юридических лиц организаций, занимающихся реализацией алкогольной продукции, в связи с введением изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» [7]. Отличительной особенностью муниципального образования города Усолье-Сибирское от ряда других городов Иркутской области является большое число предприятий малого и среднего бизнеса, занимающихся производством корпусной и мягкой мебели. Производство мебели является одной из ведущих отраслей экономики муниципального образования, в которой занято 273 чел. – 7% работающих на всех малых предприятиях города или 26% − на малых предприятиях промышленного производства. Удельный вес объема выпуска готовой продукции предприятий по производству мебели составляет 13% в общем объеме выпуска готовой продукции предприятий малого и среднего бизнеса промышленного производства. Кроме этого в городе развита сфера услуг и сеть фирменной торговли: мягкой и корпусной мебели, швейных изделий, перерабатывающей промышленности. Распределение малых предприятий по осуществлению основных видов экономической деятельности представлено в таблице 1. Таблица 1. Распределение малых предприятий по осуществлению основных видов экономической деятельности
Изменение числа малых предприятий по г. Усолье-Сибирское в 2004-2007 гг. представлены в таблице 2.
Таблица 2. Данные о малых предприятиях г. Усолье-Сибирское в 2004-2007 гг.
По данным таблицы 2 можно сделать вывод о том, что в 2007 г. произошло уменьшение числа индивидуальных предпринимателей (3308 ед.), по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 3931 единицы, что связано с перерегистрацией, проводившейся для выявления и ликвидации индивидуальных предпринимателей, не осуществляющих предпринимательскую деятельность. Снижение числа малых предприятий произошло за счет корректировки отделом статистики списка предприятий малого бизнеса города. Из данного списка были исключены организации, находящиеся в стадии банкротства, а также предприятия, снявшиеся с учета в местном органе государственной статистики. На уменьшение объема выпускаемой продукции, выполненных работ, услуг малых предприятий города в 2007 г. на 34% по сравнению с предыдущим годом повлияло изменение формы статистической отчетности у организаций, осуществляющих деятельность в сфере торговли. Так, в 2006 г. данные организации предоставляли информацию о выручке от реализации товаров (работ, услуг), а в 2007 г. − по выпуску продукции. Изменения числа предприятий по видам экономической деятельности в общем количестве предприятий малого бизнеса представлены в таблице 3.
Таблица 3. Виды экономической деятельности малых предприятий
Из таблицы 3 видно, что наибольшую долю в структуре малых предприятий составляют организации торговли, что объясняется относительно быстрой окупаемостью вложенных средств, стабильным потребительским спросом. Одной из особенностей в 2007 г. стал переход в структуру основного производства (463 чел.) из малого бизнеса ранее выделившихся организаций металлургического производства и производства готовых металлических изделий из ОАО ПО «Усольмаш», таких как ООО «Грейд-Маш», ООО «Гормаш», ООО «Комтрейд», ООО «Сибириус», ООО «Сиб-ЛПК». В связи с этим в 2006 г. произошло уменьшение числа занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса города на 321 чел. по сравнению с 2005 г. Удельный вес работников, занятых на малых предприятиях, к общей численности, работающих в экономике города в 2007 г., составил 12,2 % против 13,3% 2005 г. [42]. Несмотря на уменьшение численности работающих на предприятиях малого и среднего бизнеса, фонд оплаты труда на данных предприятиях увеличился на 9% и в 2007г. составил 196 млн. руб., что повлияло на рост среднемесячной заработной платы. Среднемесячная заработная плата на предприятиях малого бизнеса в отчетном периоде увеличилась на 626 руб. и составила 4193 руб. Выручка действующих малых предприятий, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличилась на 19% и в 2006 г. составила 2946 млн. руб. Удельный вес выручки предприятий малого бизнеса в выручке в целом по городу только с 2002 г. возрос в полтора раза и составил 32,9%, а доля поступлений налоговых и неналоговых платежей в местный бюджет с 17,4% в 2004 г. до 29,3% в 2007 г. Значительный темп роста выручки от реализации товаров (работ, услуг) произошел в таких видах экономической деятельности: - добыча полезных ископаемых − в 5 раз, за счет регистрации в г. Усолье-Сибирское ранее зарегистрированного предприятия ЗАО ГП «Недра» в Усольском районе; - производство резиновых и пластмассовых изделий − в 4 раза, за счет увеличения объемов выпускаемой продукции организаций, занимающихся установкой пластиковых окон; - производство мебели и прочей продукции − в 7 раз, за счет регистрации новых предприятий ООО ПО «Байкал-мебель», ООО «Рем», а также увеличения выручки действующих предприятий. Наибольший удельный вес – 67% в формировании выручки занимает торговая деятельность. Основные проблемы, которые возникали у субъектов малого бизнеса в 2007 г.: - введение в действие изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», который обязал регистрироваться в качестве юридических лиц торговые предприятия, реализующие алкогольную продукцию; - включение в план приватизации объектов, арендодателем которых были представители малого и среднего бизнеса. Основные проблемы в сфере развития малого предпринимательства могут быть определены как отсутствие четкой государственной политики в сфере малого предпринимательства, сложность земельных и имущественных отношений, проблемы административных барьеров, недостаток информации, ограниченный доступ к источникам финансирования и высокая стоимость кредитных ресурсов, а также хроническая нехватка квалифицированного персонала и т.д. Зачастую малые предприятия закрываются в связи с неэффективной деятельностью потому, что не могут погасить кредиты, не ориентируются в законодательстве и невольно нарушают различные инструкции, приказы и т.п., за что налагаются административные и налоговые взыскания в виде штрафов, пеней и т.д. На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что малое предпринимательство является сложным социально-экономическим феноменом, который, благодаря своей специфике, может оказывать на экономику как позитивное воздействие, ускоряя темпы экономического роста и решая разнообразные социальные проблемы, так и негативное − создавая среду, где наиболее широко распространено уклонение от налогообложения [36]. То, какую роль будет играть малое предпринимательство в экономике страны, во многом определяется общеэкономической политикой, а также политикой правительства в отношении данного сектора. Следует отметить, что для успешного развития малого предпринимательства необходимы отмена государственного регулирования и уменьшение налогового бремени, что невозможно без осуществления условно-расчетного налогообложения и расширения конкурентной среды.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (258)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |