Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Политика государства в направлении совершенствования налоговой системы РФ



2019-12-29 261 Обсуждений (0)
Политика государства в направлении совершенствования налоговой системы РФ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Целенаправленная государственная поддержка индивидуальных предпринимателей имеет исключительно важное значение для экономики России, так как конкурентоспособное на международном уровне народное хозяйство фактически не может существовать без эффективно функционирующего малого предпринимательства.

Для того, чтобы малый бизнес процветал, предприниматели не боялись идти на риск, решались на хозяйственные новации, снижали издержки производства, поднимали конкурентоспособность своей продукции, предстоит сделать еще очень много. Но без энергичной целенаправленной государственной политики поддержки малого предпринимательства нельзя рассчитывать на эффективное его развитие, а значит, на постепенное снижение потребительских цен и более полное удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах.

Основными направлениями государственной поддержки малого предпринимательства, независимо от отраслевой принадлежности и сферы деятельности, являются:

- создание льготных условий доступа малого предпринимательства к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, научно-техническим разработкам;

- помощь в организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и персонала малых предприятий;

- установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности и предоставления государственной статистической отчетности;

- повышение эффективности налогового контроля [15, c. 16].

В зависимости от подхода к сектору малого предпринимательства государственная политика может быть охарактеризована как:

1. Протекционистская (предполагает создание специальных государственных целевых программ поддержки сектора);

2. Смешанная (наиболее перспективным направлениям малого бизнеса оказывается необходимая поддержка, однако специальные целевые программы не создаются);

3. Непротекционистская (основана на концепции создания равно благоприятных условий для всех хозяйствующих субъектов, независимо от их размерного уклада) [26, c. 75].

В России изначально был выбран протекционистский подход, а государственная поддержка малого предпринимательства декларировалась как одно из важнейших направлений экономической реформы. За десять лет было принято несколько целевых программ Комитета поддержки малых предприятий и предпринимательства и три федеральные программы государственной поддержки малого предпринимательства. В настоящее время, уже возможно констатировать, что значительные финансовые средства и усилия законодательных и исполнительных органов власти, затраченные на подготовку и реализацию целевых программ, были не сопоставимы с социально-экономической отдачей от них.

Декларативный характер, который носили принимаемые программы, привел к тому, что в разрезе основных направлений развития сектора они зачастую дублировали друг друга (проблемы не решались, а лишь декларировались из года в год), а огромное количество программных мероприятий, ставило под сомнение возможность их контроля. В то же время опыт последнего десятилетия показывает, что в процессе осуществления хозяйственной деятельности подавляющее большинство малых предприятий сталкивается с тремя видами проблем:

1. Административные проблемы: излишне растянутые сроки и высокая стоимость регистрации, лицензирования и ликвидации; высокая частота проверок различными проверяющими органами; сложности с оформлением муниципальной аренды и т.д.

2. Проблемы с финансированием. Предпринимательская деятельность в сфере малого бизнеса − это деятельность с высокой степенью риска, которая в свою очередь продуцирует высокие кредитные риски, признанные большинством банков неоправданно высокими. До настоящего времени единственным банком, который имел возможность идти на этот риск, был Сбербанк России. Позднее к нему присоединились АКБ «Союз», «Россельхозбанк», АКБ «Далькомбанк» и другие, однако размер предоставляемых ими кредитов, по сравнению со Сбербанком, значительно меньше.

3. Отсутствие эффективной системы налогообложения.

В результате столкновения и противоборства различных экономических, правовых и политических течений сформировалось мнение, что «малые предприятия должны действовать по единым правилам в равных для всех экономических условиях» [31, c. 97], российская налоговая политика, начиная с 2000 г., ознаменовалась радикальным сокращением налоговых льгот, а вопрос о допустимости налоговых методов поддержки малого предпринимательства стал как никогда острым.

Однако представляется что, в российских условиях полный отказ от веерных методов поддержки сектора, к числу которых относятся налоговые меры, может привести к негативным для экономики последствиям. Этот вывод основан на следующих рассуждениях: во-первых, относительно небольшие управленческие расходы являются одной из наиболее привлекательных черт малого бизнеса. Рост требований предъявляемых к бухгалтерскому учету и введение налогового учета, характерные для российской налоговой политики последних лет, ведут к росту у предприятия издержек, связанных с организацией полноценной финансовой службы, и тем самым сокращают привлекательность малого бизнеса.

Во-вторых, радикальная ликвидация налоговых льгот и их чрезмерное использование в равной степени ведут к росту теневой активности малых предприятий. В первом случае это связано с тем, что издержки законопослушания на предприятиях начинают превышать риск раскрытия налогового правонарушения, во втором − громоздкость и несогласованность налогового законодательства создают налогоплательщикам дополнительные возможности для ухода или уклонения от налогообложения в полном объеме.

В-третьих, экономия затрат на налоговое администрирование малых предприятий обычно превышает потери бюджета от применения методов их льготного налогообложения.

Таким образом, радикальный отказ от большинства налоговых льгот в стремлении обеспечить нейтральность налоговой системы приводит к нарушению другого основополагающего требования, а именно − «эффективности» налогообложения (в трактовке А. Смита, это − его третий и четвертый принципы: удобство времени и места уплаты налога и минимум добавочных расходов для налогоплательщика). Проявлением этого становятся: рост издержек администрирования государства, нерациональное использование ограниченных средств налоговых органов, рост издержек законопослушания самих малых предприятий. При этом под издержками законопослушания понимают издержки, связанные с уплатой налогов, к которым помимо собственно налоговых сумм, причитающихся к уплате, относятся также издержки по ведению бухгалтерского и налогового учета и предоставлению отчетности [40, c.97-98]. Уклонение от налогообложения приобретает массовый характер в тех случаях, когда ожидаемый выигрыш от уклонения с учетом вероятности обнаружения нарушений и наказания превышает подобные издержки. Если издержки законопослушания в течение определенного интервала времени неизменны и достаточно высоки, они могут привести к полному отказу от декларирования. Реального сокращения этой категории издержек при малых доходах можно добиться путем установления упрощенных правил декларирования.

Снижение налоговой нагрузки на предприятия не сопровождающееся одновременным повышением эффективности налогового администрирования может привести только к сокращению доходной части бюджета. В свою очередь налоговые органы не меньше налогоплательщиков заинтересованы в упрощении налоговых правил и процедур. Так, отмена льготы для малых предприятий, позволявшей им отчитываться перед налоговыми органами по большинству налогов ежеквартально, а не ежемесячно повлекла обвальное увеличение бумажной отчетности, в которой налоговые инспекторы буквально «утонули».

В разных странах в различные исторические периоды негативные явления переходного периода удавалось преодолевать за счет развития малого предпринимательства, определяющего возможности самореализации населения в достижении сложившихся предпочтений и ценностных ориентаций, а также посредством оптимизации налоговой системы и, в частности, усиления стимулирующей и социальной функций налогов.

Становление и развитие рыночного хозяйства, основанного на частной собственности, сопровождается расширением предпринимательской деятельности, созданием предприятий малого бизнеса, активизацией различных финансово-кредитных институтов, что способствует увеличению числа реальных налогоплательщиков. В связи с этим обостряется проблема взаимоотношений государства в лице налоговых структур и предприятий малого бизнеса как налогоплательщиков. В настоящее время предприниматель обязан отдавать государству от 30 до 60% цены реализации производимой продукции, товаров, услуг в виде разнообразных налогов, поэтому снижается деловая активность населения и предприятиями изыскиваются всевозможные пути для сокрытия или неуплаты налогов, что подчеркивает несостоятельность существующей налоговой системы. Преобразование двух важнейших сфер жизнедеятельности населения (участие в малом бизнесе и выплата налогов) происходит по методу проб и ошибок, что снижает их эффективность в хозяйственной практике, вызывает негативные оценки различных слоев населения.

Нормативная и законодательная база налоговой системы на современном этапе сложна и запутана, кроме того, документы подвергаются многочисленным ежеквартальным изменениям, причем многие из них вводятся «задним числом». Необходимость научного осмысления социально-экономического аспекта налогообложения предприятий обусловлена глубокими изменениями в политической, социально-экономической жизни России. Таким образом, у российских социологов и экономистов растет интерес к исследованию процессов, происходящих в социальной и экономической жизни, в частности, к проблемам государственного регулирования малого бизнеса механизмами налогообложения, что обусловлено важнейшим значением, которое оказывает предпринимательство на развитие экономики страны.

Вопрос о налогообложении малого бизнеса приобрел особую актуальность в переходной экономике России. Наличие малоэффективных производств, снижение занятости, социальные и, как следствие, политические проблемы делают жизненно необходимым создание условий для деятельности в независимых от государства и крупного капитала сферах самостоятельной и инициативной, но не имеющей стартового капитала, части населения страны. Эта задача в сложившейся ситуации является не менее важной, чем извлечение дополнительных доходов бюджета. Создание простого и ясного налогового режима, сопровождающегося снижением издержек по ведению учета и предоставлению отчетности, а также налогового бремени, позволило бы разрешить ряд проблем, стоящих в настоящее время перед российским обществом. Между тем, предоставление возможности использовать особый режим для малого бизнеса следует рассматривать как льготу, которая не должна быть использована крупными предприятиями. Это позволит обеспечить реальную поддержку малых предприятий без чрезмерного освобождения других субъектов налогообложения от уплаты налогов.


Заключение

 

Из вышесказанного следует вывод, что роль малых предприятий в экономической жизни велика: обеспечение работой незанятых трудовых ресурсов, создание атмосферы конкуренции на рынке, быстрое перепрофилирование области деятельности, беспрерывный процесс внедрения новых технологий; и в общем, малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом.

В современных условиях предпринимательство − это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Малый бизнес придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Вот почему становление и развитие малого предпринимательства представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики.

В мировой практике самодостаточность государства и эффективность его экономической системы зависит от многих факторов: эффективной денежно-кредитной политики, оптимального уровня налогов. Для российской экономики, характеризующейся неразвитостью малых форм хозяйствования, успех во многом зависит от того, насколько эффективен будет в ней один из основных субъектов рыночных отношений − предприниматели, насколько гармоничны будут его отношения с государством. Создание условий для предпринимательства является важнейшей составляющей экономической политики государства в любой рыночной экономике.

В настоящей работе под эффективной системой налогообложения понимается такая налоговая система, которая, создавая стимулы для развития малого предпринимательства, позволяет одновременно сократить возможности уклонения от налогообложения и минимизировать издержки налогового администрирования как у государства, так и у налогоплательщика.

Острота названных проблем во многом определяется этапом развития, на котором находится предприятие. Административно-регистрационные проблемы наиболее характерны для начального этапа и этапа ликвидации. Проблемы с кредитованием у малых предприятий также чаще всего возникают на старте либо при переходе на новый виток развития (расширение производства, освоение новых рыночных ниш и т.д.). Отсутствие эффективной системы налогообложения тормозит развитие малого предприятия на протяжении всего периода его существования.

Рассматривая налогообложение как элемент государственной политики развития малого предпринимательства, необходимо отметить, что допустимость протекционистской налоговой политики в отношении какого-либо сегмента народного хозяйства является спорным вопросом в теории налогообложения.

Справедливость и нейтральность были признаны важнейшими свойствами эффективной налоговой системы еще в XVIII в., когда А. Смит сформулировал четыре основные принципа обложения, названные впоследствии «великой хартией вольностей плательщика». Очевидно, что широкое использование налоговых льгот в целях поддержки какого-либо сектора нарушает принцип равной конкуренции экономических агентов, в связи с чем, налоговые меры могут рассматриваться как несправедливые по отношению к неохваченным ими налогоплательщикам.

К настоящему времени в мировой налоговой практике накоплен как положительный, так и отрицательный опыт применения налоговых льгот. Генеральным доводом «за» являются соображения политического характера, сопровождающиеся объективной необходимостью повышения эффективности налогообложения, генеральным доводом «против» – аргумент в пользу того, что любые налоговые льготы, в том числе льготы малому бизнесу, создают дополнительные возможности уклонения от налогообложения.

Аргументы «за» применение налоговых льгот можно представить следующим образом:

1. Налоговые меры реализуются действующим аппаратом налоговой администрации;

2. Налоговые меры популярны среди населения и, как правило, приносят политические дивиденды;

3. Снижение издержек соблюдения налогового законодательства путем упрощения налоговых правил является одной из целей совершенствования налоговой системы;

4. Параметры налоговой системы обычно не требуют много времени на изменение, вследствие чего их можно использовать в конъюнктурных целях (например, в борьбе с безработицей);

5. Налоговые меры не являются дискреционными.

Аргументы «против» можно сформулировать так:

1. Налоговые меры не имеют адресного характера (в отличие от прямых субсидий), поэтому ими часто пользуются предприятия и физические лица, в них не нуждающиеся;

2. Меры, связанные со снижением налога на прибыль, могут оказать стимулирующее действие только на прибыльные предприятия, в то время как многие малые предприятия первое время несут убытки;

3. Нефискальные меры являются более прозрачными и их легче рассматривать законодательной власти;

4. Часто меры, направленные на поддержку инвестиций малых предприятий, приносят более ощутимые потери налоговых доходов, чем объем инвестиций, которые они вызывали;

5. Налоговые меры могут рассматриваться как несправедливые, если сравнивать малые предприятия и других налогоплательщиков.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что главным недостатком законодательства об УСН является то, что она не предусматривает возможность изменения системы налогообложения в течение налогового периода. По этому налогоплательщики, применяющие УСН не в праве до окончания календарного года (налогового периода) переходить на общий режим налогообложения.

Налогоплательщики уведомляют налоговые органы об изменении системы налогообложения, в переходе на общий режим налогообложения с начала календарного года в срок до 15 января года, в котором расчеты с бюджетом будут, осуществляется по общему режиму налогообложения. Налогоплательщики, перешедшие с УСН на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на УСН не ранее, чем через 1 год.

Пунктами 4 и 5 ст. 346.13 НК РФ определены условия и порядок прекращения применения УСН в случая превышения критериев по объему доходов от реализации и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов. Если по итогам налогового периода доход от реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщика превысит 15 млн. руб. или остаточная стоимость основных средств нематериальных активов, определяемого в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превысит 100 млн. руб., налогоплательщик должен перейти на общий режим налогообложения с начала того квартала в котором было допущено это превышение. Налогоплательщики, допустившие превышения в вышеуказанных критериях обязаны сообщить об этом налоговым органам в пятнадцатидневный срок по истечении отчетного (налогового) периода, в котором их доход превысил вышеуказанные ограничения.

В этом случае общий режим налогообложения, предусмотренный законодательством РФ о налогах и сборах, применяется в отношении как вновь созданных организаций, так и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Эта категория плательщиков в квартале перехода на общий режим налогообложения освобождается от уплаты пений и штрафов за несвоевременную уплату ежемесячных авансовых платежей. Следовательно, налогоплательщикам - организациям предоставлено право расчетов с бюджетом по фактическим, отчетным данным за квартал, в котором произошел переход на обычный режим налогообложения, по налогу на прибыль, налогу на имущества, НДС, налогу с продаж и ЕСН.

Учитывая проблемы развития предпринимательства в России, можно сделать вывод о том, что в нашем государстве правительством сделано много для развития и закрепления этого рода деятельности. Это и различные государственные программы по поддержке малого бизнеса, и специальные фонды, создаваемые государством.

Важным условием для развития малого предпринимательства служит грамотная налоговая политика государства, что в России в последнее время стало заметно. Налогообложение субъектов малого предпринимательства в России осуществляется на основе трех систем: общеустановленная система налогообложения, упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства и система налогообложения по принципу вмененного дохода, предприниматель может сам выбрать то, что ему действительно будет выгодно.

Таким образом, если государство в основном полностью перекладывает на предпринимателей заботу о своем существовании и существовании наемных работников, то в целях социальной справедливости необходимо корректировать систему налогообложения, а также предоставлять больше возможностей в проведении социальной политики за счет средств, поступающих в федеральные внебюджетные фонды.




2019-12-29 261 Обсуждений (0)
Политика государства в направлении совершенствования налоговой системы РФ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Политика государства в направлении совершенствования налоговой системы РФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (261)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)