Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие экономической сущности и особенностей управления инвестициями на уровне муниципального образования



2019-12-29 208 Обсуждений (0)
Понятие экономической сущности и особенностей управления инвестициями на уровне муниципального образования 0.00 из 5.00 0 оценок




Сущность муниципальной инвестиционной политики можно определить как целенаправленную, научно обоснованную деятельность местных органов власти по привлечению и оптимальному использованию инвестиционных ресурсов в целях устойчивого социально-экономического развития и повышения качества жизни населения муниципального образования (города).

Активность инвестиционной деятельности в городе (на определенной территории) зависит как от его инвестиционного климата, так и от инвестиционной привлекательности объектов инвестирования. Факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность ресурсов города (территории), можно сгруппировать следующим образом:

1. Территориальные факторы (определяющие инвестиционный климат города):

- экономические;

- политические;

- законодательные;

- природоохранные;

- инфраструктурные;

- природно-климатические;

- ресурсные;

- демографические.

2. Точечные факторы (связанные с состоянием объекта инвестирования):

- финансовые показатели;

- производственно-технологические;

- инфраструктурные;

- входящие ресурсы;

- состояние менеджмента, маркетинга.

Для определения уровня (индекса) инвестиционного климата территории выделяются наиболее важные факторы на момент определения данного показателя. Высокий индекс инвестиционного климата получают город или территория, имеющие стабильную политическую, законодательную, природоохранную ситуацию, высокий уровень экономических, инфраструктурных, демографических, природно-климатических показателей в сочетании с ресурсной обеспеченностью.

Для привлечения инвестиций в городскую экономику также очень важны мероприятия, повышающие уровень предсказуемости, открытости, определенности ситуации, что снижает уровень риска для инвесторов. С этой точки зрения задача инвестиционного менеджмента - активизация инвестиционного процесса в городе и повышение его эффективности. Следовательно, в муниципальном образовании необходимо проводить определенную инвестиционную политику.

Сущность муниципальной инвестиционной политики можно определить как целенаправленную, научно обоснованную деятельность местных органов власти по привлечению и оптимальному использованию инвестиционных ресурсов в целях устойчивого социально-экономического развития и повышения качества жизни населения муниципального образования (города). [3, с. 15]

Деятельность муниципальных образований области должна быть направлена на привлечение инвестиций, на реализацию новых проектов и реконструкцию существующих производств посредством эффективного использования всех инвестиционных механизмов.

Проблема совершенствования управления инвестициями имеет важное значение для сферы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Она выражается, в первую очередь, в достижении согласованности целей развития ЖКХ. На уровне муниципальных образований такими целями могут быть стимулирование социально-экономического развития муниципальных территорий, повышение их привлекательности, экономической устойчивости предприятий и организаций, рост уровня и качества жизни населения и др. Поскольку данные цели имеют стратегическое значение, процесс управления инвестициями следует рассматривать в контуре стратегического управления. В этом случае управление инвестициями можно определить как деятельность по обеспечению экономически эффективного достижения перспективных целей муниципального образования на основе расширения его инвестиционного потенциала с целью удержания конкурентных преимуществ и адекватного реагирования на изменения внешней среды. С функциональной точки зрения процесс управления инвестициями включает в себя: планирование, организацию, мотивацию, анализ и контроль результатов инвестиционного процесса.

Субъектами управления инвестициями в муниципальное хозяйство выступают органы местного самоуправления, инвесторами могут быть как сами муниципальные органы, так и предприятия и организации разной организационно-правой формы, физические лица.

Управление инвестициями является частью общей системы управления объектами и подчинено всеобщим принципам управления. Вместе с тем процесс управления инвестициями на уровне муниципального образования имеет свою специфику, которая состоит в определении необходимости преодоления дифференциации муниципальных территорий региона; урегулировании значительной доли объектов социальной сферы, в инвестициях, находящихся в ведении муниципальных органов власти; в расширении ограниченных финансовых возможностей муниципалитетов в прямом финансировании инвестиционных проектов, а также в организации контроле со стороны общественности за результатами деятельности муниципальных органов власти.

С учетом специфики задача местных органов власти в области управления инвестициями заключается в проведении такой инвестиционной политики, которая обеспечивала бы привлечение дополнительных и мобилизацию имеющихся на муниципальной территории инвестиционных ресурсов с целью снижения нагрузки на местный бюджет и следовательно, решению социально-экономических проблем территории: рост занятости, стимулирование экономической активности предприятий и организаций, в т.ч. социальной сферы, сглаживание возникающих диспропорций и т.п.

Сложность управления инвестиционным процессом в муниципальном образовании состоит в его многофункциональности, так как большинство отраслевых комплексов являются муниципальными предприятиями, учреждениями. Кроме того, экономическая деятельность органов самоуправления, с одной стороны, носит государственный характер (исполнительная, представительная власть), а с другой - коммерческий (путем образования муниципальных предприятий). Отдельные муниципальные образования сталкиваются с проблемами значительного износа имущества муниципального хозяйства, требующего больших капитальных вложений как, например, ЖКХ.

Различие муниципальных образований по типу, месту  расположения, ресурсной базе и т.п., как следствие различия в источниках доходов и объемах расходования бюджетных средств, дополняется недостатками бюджетных средств при росте социальных расходов, недостаточным использованием или овладением работниками муниципальных предприятий и органов местного самоуправления инструментами и методами рыночного управления и др.

Проведенное исследование свидетельствует, что отсутствие достаточного ресурсного обеспечения на территории муниципальных образований, препятствующее своевременному и качественному выполнению возложенных на органы местного самоуправления функций, вызывают необходимость поиска и применения новых технологий развития экономической базы местного самоуправления. Экономический механизм управления инвестициями в развитие муниципальных образований должен включать методы и инструменты управления, позволяющие наиболее эффективно решать поставленные задачи:

1) создание правовой среды по инвестиционному проектированию в сфере развития отраслей и предприятий с учетом территориальных особенностей муниципального образования;

2) организация конкурсов и отбор наиболее эффективных инвестиционных проектов;

3) мониторинг за реализацией инвестиционных проектов;

4) содействие реализации эффективных инвестиционных проектов посредством налоговых льгот, гарантий, поручительства перед банками при выдаче кредитов, финансовая помощь в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд и т.п.);

5) создание информационной базы об экономическом потенциале муниципального образования, состоянии предприятий и организаций;

6) организация связей с общественностью и использование инструментов маркетинга.

Для выбора наиболее оптимальных для развития муниципальной территории инвестиционных проектов необходимы определенные методики и критерии их оценки. При этом для оценки инвестиционного процесса в муниципальном хозяйстве определяющими являются социальные показатели.

Оценка выгоды, получаемой населением от реализации инвестиционных проектов может быть получена посредством анкетирования (опроса), экспертным путем или возможной денежной оценкой неэкономических эффектов как стоимости, полученного «выигрыша», если бы данный эффект был товаром и продавался бы по рыночной стоимости. Рост выгоды населения является показателем качества инвестиционного процесса, реализуемого муниципальным образованием.

Основу жилищной сферы города составляет жилищный фонд: жилые дома, специализированные дома (общежития, маневренный фонд, дома-интернаты для ветеранов и т.д.), жилые служебные помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Жилищный фонд подразделяется на следующие виды:

§ частный – фонд, находящийся в собственности граждан или юридических лиц: индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома;

§ государственный – фонд, являющийся собственностью государства или субъектов РФ, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к соответствующему виду собственности;

§ муниципальный – фонд, находящийся в собственности муниципальных образований, а также ведомственный фонд, состоящий в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений;

§ общественный – фонд, являющийся собственностью общественных объединений;

§ коллективный – фонд, находящийся в общей совместной или общей долевой собственности различных субъектов частной, государственной, муниципальной собственности, собственности общественных объединений.

В течение длительного времени жилищная сфера городов находилась в составе государственного сектора экономики, получив в советский период значительное развитие. В то же время качество жилых строений и уровень их эксплуатации оставались низкими. Большинство граждан получало новое жилье бесплатно, в порядке очереди, а плата за него и коммунальные услуги не соответствовали затратам на его содержание.



2019-12-29 208 Обсуждений (0)
Понятие экономической сущности и особенностей управления инвестициями на уровне муниципального образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие экономической сущности и особенностей управления инвестициями на уровне муниципального образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)