Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие прибыли и рентабельности и их характеристика



2019-12-29 285 Обсуждений (0)
Понятие прибыли и рентабельности и их характеристика 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

Любая коммерческая организация строит свою деятельность, исходя из перспективы устойчивого генерирования прибыли. В системе целеполагания прибыль занимает особое место. Поскольку в мире бизнеса и конкурентной борьбы никто не застрахован от собственных ошибок и появления более умелых и удачливых конкурентов, нельзя заранее предсказать, какова будет прибыль в будущем, хватит ли доходов предприятию для расчетов со своими конкурентами, будут ли удовлетворены собственники уровнем рентабельности. Именно поэтому проблема получения прибыли волнует все больше руководителей предприятий. Ведь устойчивая текущая прибыль служит индикатором правильности выбранного курса, стратегическая цель которого - повышение благосостояния собственников предприятия.

Важнейшей задачей каждого хозяйствующего субъекта является получение прибыли при наименьших затратах путём соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.

Одним из основных требований функционирования предприятий в условиях рыночной экономики являются безубыточность хозяйственной деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования. Главная задача коммерческой организации - осуществление хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственников имущества предприятия. Основными показателями, характеризующими финансовые результаты хозяйственной деятельности торговых предприятий, выступают прибыль и рентабельность.

Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных показателей и рычагов управления экономикой. Она является мерилом оценки деятельности предприятия, источником его развития, самофинансирования, материального поощрения труда работников, выступает источником вознаграждения владельцам акций, паев в уставном капитале предприятия, пополнения государственных и местных бюджетов.

Таким образом, прибыль - это основной многозначный оценочный показатель результатов работы предприятия в условиях развития рыночного механизма хозяйствования.

Важным фактором роста прибыли, зависящим от деятельности предприятия, является рост объема производимой продукции, снижения её себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производственного труда.

Объект исследования: в качестве объекта исследования было выбрано ОДО "Стальной мир" - основным видом деятельности является производство входных металлических, межкомнатных дверей, дополнительный вид производства - решетки и ограждения.

Предмет исследования: прибыль и рентабельность, пути увеличения рентабельности и повышения прибыли в организации.

Цель исследования: на основании теоретических исследований проблемы, анализа состояния в ОДО "Стальной мир", найти возможные пути повышения прибыли и увеличения рентабельности, доказав целесообразность и эффективность принимаемых решений.

Задачи:

определить понятия прибыли и рентабельности производства;

выяснить основные направления повышения рентабельности и увеличения прибыли в современных условиях;

проанализировать основные технико-экономические показатели на примере ОДО "Стальной мир";

предложить систему маркетинговых мероприятий, направленных на увеличение прибыли ОДО "Стальной мир".

Целью практики является всестороннее ознакомление с организацией и технико-экономический анализ его деятельности. Мной был проведен анализ деятельности общества с дополнительной ответственностью "Стальной мир".

Проблеме повышения прибыли и увеличения рентабельности в экономической литературе стали уделять большое внимание с момента перехода на новую систему хозяйствования. В данной дипломной работе использованы публикации следующих авторов: Г.З. Суша, В.П. Савчук, В.В. Ковалев, Е.Е. Румянцева, Д.А. Панков, Л.В. Пашковская, В.С. Бас, Г.М. Бычкова, Т.Н. Рыбак, О.М. Езерская, Д.Н. Езерский, С.О. Лебедева.


Прибыль и рентабельность предприятия в современных условиях

 

Понятие прибыли и рентабельности и их характеристика

 

Прибыль как экономическая категория свидетельствует о конечном результате деятельности субъекта хозяйствования и превышении доходов предприятия над текущими расходами. Прибыль, так же как и доходы, может быть получена в процессе производства продукции, работ и услуг, а также при передаче имущества третьим лицам с целью получения экономической выгоды.

Прибыль - это обобщенный показатель деятельности предприятия. Рост прибыли обеспечивает финансовую основу для расширенного воспроизводства активов, увеличения стоимости имущества собственников и дивидендов. В силу определенных обстоятельств или упущений в работе (превышение себестоимости продукции над ценой, уменьшение количества продаж, невыполнение договорных обязательств, штрафные санкции) предприятие может нести убытки. Убытки уменьшают стоимость его чистых активов и могут привести к банкротству.

Показатели прибыли или убытка являются исходной позицией для определения уровня экономической эффективности субъекта хозяйствования [1, с.371]. Высокий уровень экономической эффективности является сигналом для инвесторов о целесообразности совместной инвестиционной деятельности. Инвестиционная привлекательность, в свою очередь, способствует развитию производства, повышению конкурентоспособности продукции и, следовательно, увеличению прибыли. Возникает эффект синергии, когда продолжительные факторы накладываются один на другой. Низкий уровень экономической эффективности, а тем более убыточность, не стимулируют инвестиционную активность внешних инвесторов и являются причиной хронического ухудшения финансового состояния.

Прибыль различают:

по видам деятельности (прибыль от промышленной продукции, ремонтных работ, транспортных услуг);

видам продукции (прибыль от первого, второго и последующих изделий);

разновидностям дохода от управления капиталом (прибыль от сдачи имущества в аренду, от долгосрочных финансовых вложений в уставной капитал создаваемых предприятий, от передачи объектов интеллектуальной собственности по лицензионном соглашению, от ценных бумаг, от курсовой разницы);

структурным подразделениям предприятия (прибыль бригады, цеха, центра финансовой ответственности, предприятия);

времени получения (прибыль за месяц, квартал, год);

полноте составных элементов (прибыль валовая, балансовая, чистая, дивиденды);

направлениям использования (прибыль капитализированная, выплачивается в качестве премии, переданная безвозмездно для благотворительных целей);

методу группировки доходов и расходов (прибыль экономическая, бухгалтерская, налогооблагаемая, нераспределенная, остающаяся в распоряжении предприятия);

степени обобщения (прибыль консолидированная и реструктурированная).

Для расчетов показателей прибыли необходимо знать доходы и текущие расходы. Расходы бывают двух видов: текущие и капитальные. Капитальные расходы - это вложения в активы, то есть инвестиции. Текущие расходы - это затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг, то есть себестоимость товара по видам деятельности. В себестоимости продукции находит отражение перенесенная стоимость основных средств виде амортизации и списанные на производство продукции материальные запасы как составная часть оборотных фондов. Текущие расходы, учитываемые при определении прибыли от управления капиталом, выступают в виде:

эксплуатационных издержек, иногда включаются в состав арендного платежа;

отрицательной курсовой разницы;

расходов, связанных с демонтажем оборудования.

Методика расчета основных показателей прибыли предприятия

Валовая прибыль по видам деятельности равна разности выручки от реализации продукции по видам деятельности без налогов с продаж и себестоимости продукции, работ, услуг. Валовая прибыль от управления капиталом равна разности доходов от передачи имущества третьим лицам и текущими расходами. Валовая прибыль от внереализационных операций равна разности между доходами от внереализационных операций и расходами по внереализационным операциям. Балансовая прибыль равна сумме валовой прибыли по видам деятельности, валовой прибыли от управления капиталом и валовой прибыли от внереализационных операций.

Балансовая прибыль равна разности экономического дохода и текущими расходами с амортизацией. Капитализированная прибыль равна разности между чистой прибылью, дивидендами и текущими выплатами из прибыли [1, с.373].

 

 (1.1)

 

Чистая прибыль (нераспределенная) равна разности между балансовой прибылью и налогами из прибыли [1, с.373].

Чистую прибыль предприятия распределяет собственник в соответствии с уставом. Если предприятие является акционерным обществом, то собрание акционеров принимает решение о плановом распределении чистой прибыли и заслушивает отчет руководителя о фактическом объеме и использовании прибыли.

Чистая прибыль (прибыль после налога или нераспределенная прибыль) отражается в отчете о прибылях и убытках как обобщающий результат деятельности предприятия. Чистая прибыль включается в собственный капитал баланса предприятия и свидетельствует о приросте активов. При завершении финансового года с убытками в балансе указывается минусовое значение обобщающего результата, что характеризует потерю капитала предприятия.

Планирование прибылипроизводится двумя методами - прямого счета и аналитическим. Метод прямого счета состоит в том, что прибыль рассчитывается по одному изделию и на весь объем производства. По каждому изделию или группам однородных изделий составляется калькуляция цены, в которой установлена плановая прибыль. При сформированном портфеле заказов валовая прибыль от реализации продукции определяется путем умножения прибыли по изделиям на их количество. Если производственная программа на плановый год не известна, что характерно для рыночной экономики, плановая прибыль рассчитывается аналитическим методом с использованием показателя прибыльности продаж и планового объема реализации.

Затем планируется распределение чистой прибыли в соответствии с уставом предприятия. Существуют три наиболее распространенных подхода к распределению прибыли.

Первый - полное изъятие чистой прибыли на потребление. Собственник всю чистую прибыль изымает в виде дивидендов на капитал. В таком случае у предприятия нет источника финансирования расширенного воспроизводства.

Второй- равное распределение чистой прибыли на потребление и накопление. Чистая прибыль делится на две части - накопление (капитализация прибыли) и дивиденды (фонд потребления). Это оптимальный вариант финансовой стратегии. С одной стороны, без накопления не будет развития предприятия, а следовательно его ожидает снижение конкурентоспособности продукции и потеря рынков сбыта. С другой стороны, без дивидендов выше учетной ставки банка вряд ли можно рассчитывать на приток новых инвестиций в виде очередной эмиссии акций или заимствований.

Третий -преобладание потребления над накоплением. Значительная часть чистой прибыли идет в фонд потребления для выплаты премий и вознаграждения персоналу в соответствии с коллективным договором, часть средств идет на накопление (приобретение основных фондов и прирост оборотных средств), минимальная величина - на выплату дивидендов собственникам. Этот подход ведет к стагнации предприятия и сокращению инвестиций. Низкая доходность собственного капитала не привлекает инвесторов. Зачастую такая ситуация возникает на государственных предприятиях или в акционерных обществах с контрольным пакетом акций у государства. Рентабельность как понятие характеризует экономическую эффективность деятельности предприятия. Рентабельность как показатель - это относительная величина, в числителе которой представлена прибыль, а в знаменателе - затраты. Рентабельность оценивается в процентах. Модель вычисления уровня рентабельности выглядит следующим образом [1. c.378]:

 

 (1.2)

 

Поскольку есть несколько видов и множество показателей прибыли, а также существует много видов и показателей затрат, количественная характеристика рентабельности также нуждается в классификации.

Исходя из понимания видов прибыли (по видам деятельности и от управления капиталом), можно представить следующие виды рентабельности:

рентабельность (прибыльность) продукции, работ, услуг;

рентабельность имущества, переданного третьим лицам с целью получения дохода.

С учетом видов затрат можно представить следующие виды рентабельности:

рентабельность текущих затрат, то есть отношение прибыли к себестоимости продукции, работ, услуг;

рентабельность (доходность) капитальных затрат, то есть отношение прибыли к активам (пассивам) или к их составным частям.

По каждому виду рентабельности рассчитываются показатели, в которых детализируются количественные значения исходных данных по различным признакам, а именно по:

времени - рентабельность продукции за год, квартал, месяц;

месту - рентабельность предприятия, корпорации, производства, цеха, торгового подразделения;

степени детализации производственной программы - рентабельность единицы продукции или всего объема производства, рентабельность по одному виду деятельности или по всем видам деятельности;

разновидностям дохода с капитала - рентабельность аренды, лизинга, вложений в производственные предприятия или в финансовые учреждения; рентабельность франчайзинга; рентабельность объектов интеллектуальной собственности переданных по лицензионным соглашениям; рентабельность от долгосрочных или о краткосрочных финансовых вложений.

Методика расчета основных показателей рентабельности предприятия

Показатели рентабельности (прибыльности) позволяют дать оценку эффективности использования менеджментом предприятия его активов. Эффективность работы менеджмента определяется соотношением чистой прибыли, определяемой различными способами, с сумой активов, используемых для получения этой прибыли. Данная группа показателей формируется в зависимости от фокуса исследования эффективности. Эксперимента может интересовать эффективность использования оборотных средств, основных активов, собственного капитала. Исходя из целей анализа, формируются компоненты показателя: величина прибыли (чистая, операционная, прибыль до выплаты налога) и величина актива или капитала, которые порождают эту прибыль. В дальнейшем во избежании терминологического недоразумения будем считать термины "рентабельность" и "прибыльность" синонимами. Следует отметить, что в данном контексте эти показатели имеют смысл английского слова "return on", что буквально означает "отдача от…", например, "отдача от использования оборотных средств". В нашей формулировке это будет звучать как "прибыльность оборотных средств". Именно с этого показателя начнем анализ показателей рентабельности.

Рентабельность оборотных средств иллюстрирует способность компании получать прибыль от осуществления основной деятельности, т.е. своих обычных хозяйственных операций.

Прибыль от основной деятельности исключает элементы прибыли от продажи активов или владения корпоративными правами других предприятий.

Поскольку оборотные средства предприятия - это та часть активов, которые непосредственно и практически ежедневно используются в процессе деятельности предприятия, при оценке эффективности их использования целесообразно сопоставить валовую прибыль со значением оборотных средств. Расчет данного показателя производится по формуле:

 

 (1.3)

 

Рентабельность собственного капитала характеризует эффективность использования только собственных источников финансирования предприятия. Данный показатель имеет общепринятую аббревиатуру ROE от английского выражения Return on Eguity. При расчете этого показателя используется чистая прибыль предприятия в сочетании с величиной собственного капитала предприятия. Расчет производится следующим образом:

 

 (1.4)

 

Рентабельность чистых активоврассчитывается путем сопоставления чистой прибыли предприятия с активами предприятия. Смысл этого показателя состоит в анализе эффективности использования капитала компании. Под капиталом здесь понимается указанная в балансе сумма собственного капитала и долгосрочных обязательств. Для расчета данного показателя используется формула:

 

 (1.5)

 

Рентабельность продаж - один из важнейших показателей эффективности деятельности предприятия. Показатель рентабельность продаж характеризует важнейший аспект деятельности предприятия - реализацию основной продукции, а также оценивает долю себестоимости в продажах.

 

 (1.6)

 

Рентабельность активов общая - это комплексный показатель, позволяющий оценивать результаты основной деятельности предприятия. Он выражает отдачу, которая приходится на 1 р. ль активов предприятия. Формула имеет следующий вид:

 

 (1.7)

 (1.8)

 

Приведенные расчеты прибыли, рентабельности и методический подход к осмыслению движения капитальной и текущей стоимости базируются на данных бухгалтерского учета, но используются в управленческом учете для принятия решений о путях повышения прибыли для каждого конкретного предприятия.

 



2019-12-29 285 Обсуждений (0)
Понятие прибыли и рентабельности и их характеристика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие прибыли и рентабельности и их характеристика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (285)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)