Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ прибыли и рентабельности предприятия



2019-12-29 205 Обсуждений (0)
Анализ прибыли и рентабельности предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




Балансовая прибыль Минского электротехнического завода за 2006 г. составила 133582 млн. р. (в том числе прибыль от реализации продукции – 24424 млн. р., убыток от внереализационных операций – 787 млн. р., прибыль от прочей реализации – 468 млн.), за 2007 г. – 14439 млн. р. (в том числе прибыль от реализации продукции – 17609 млн. р., убыток от внереализационных операций – 3602 млн. р., прибыль от прочей реализации – 85 млн. р), за 2008 г. – 246587 млн. р. (в том числе прибыль от реализации продукции – 30001 млн. р., убыток от внереализационных оперций – 3187 млн. р., прибыль от прочей реализации – 605 млн. р.). Рост прибыли обусловлен, прежде всего, ростом объема реализованной продукции.


Таблица 2.6 – Динамика выручки и прибыли от реализации, млн. р.

Наименование показателя

2006 г.

2007 г.

2008 г.

отклонение 2006 г.

к 2007 г.

отклонение 2007 г.

к 2008 г.

+/- % +/- %
Выручка от реализации продукции (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 1133582 175757 246587 42175 31,6 70830 40,3
Себестоимость реализованных товаров 109158 158 148 216 586 48990 44,9 58438 37,0
Прибыль от реализации 24424 17609 30001 -6815 -28,0 12392 70,4
Прочие операционные доходы 1642 10164 21794 8522 519,0 11630 114,4
Прочие операционные расходы 1174 9732 21189 8558 729,0 11457 117,7
Внереализационные доходы 2192 2176 3669 -16 -0,7 1493 68,6
Внереализационные расходы 2979 5778 6856 2799 94,0 1078 18,7
Прибыль (убыток) отчетного периода 24104 14439 27419 -9665 -40,1 12980 89,9
Налог на прибыль и иные обязательные платежи 9406 5491 8834 -3915 -41,6 3343 60,9
Использовано прибыли 14698 8948 18585 -5750 -39,1 9637 107,7

 

При изучении динамики показателей прибыли их сопоставимость обеспечивается путем перерасчета на индекс цен. На этот индекс корректируется прибыль за отчетный год. Так, индекс цен производителей промышленной продукции по электротехнической отрасли за январь-декабрь 2008 г. по отношению к январю-декабрю 2007 г. составил 120,0%.

Из данных таблицы 2.6 следует, что за 2008 год сумма прибыли отчетного периода по отношению к 2007 г. увеличилась на 12980 млн. р. или на 89,9%. В сопоставимых ценах прошлого года общая сумма прибыли составила 22849 млн. р. (27419: 1,20), что на 8410 млн. р. (22849–14439), или на 58,2% больше по сравнению с прошлым годом. Увеличение общей суммы прибыли привело также к увеличению прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Увеличение прибыли отчетного периода за счет роста цен составило 4570 млн. р. (27419–22849). Если бы цены не менялись, при условии неизменности других факторов, то прибыль отчетного периода увеличилась бы не на 12980 млн. рублей, а всего лишь на 8410 млн. р., то есть на 4570 млн. р. меньше.

Наибольшую долю в прибыли отчетного года занимает прибыль от реализации готовой продукции, которая за 2008 г. 30001 млн. р. В сопоставимых ценах прошлого года прибыль от реализации продукции составила 25000 млн. р. (30001: 1,20), что на 7391 млн. р. (25000–17609) больше по сравнению с прибылью от реализации продукции за 2007 г.

Значительное влияние на снижение общей суммы прибыли оказали влияние внереализационные расходы, которые за отчетный период составили 6856 млн. рублей. За счет внереализационных доходов в размере 3669 млн. р. сальдо внереализационных результатов составило – 3187 млн. р. В сопоставимых ценах 2007 г. сумма внереализационных расходов равна 5713 млн. р. (6856:1,20), внереализационных доходов – 3058 млн. р. (3669: 1,20), сальдо внереализационных результатов -2655 млн. р. (5713–3058). Рост сальдо внереализационных доходов и расходов по сравнению с 2007 г. вызван в первую очередь инвестиционной политикой предприятия в 2008 г.

Изменения в структуре прибыли отчетного периода характеризуются данными табл. 2.7

 

Таблица 2.7 – Динамика структуры прибыли МЭТЗ за 2006–2008 гг., %

Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г. отклонение (+/–) 2006 г. к 2007 г. отклонение (+/–) 2007 г. к 2008 г.
Прибыль (убыток) отчетного периода 100 100 100    
в том числе: прибыль (убыток) от реализации 101,3 122 109,4 20,7 -12,6
– от операционных операций 1,9 3.0 2,2 1,1 -0,8
– от внереализационных операций – 3,2 -25,0 -11,6 -21,8 13,4
– прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия 100 100 100    

 

Из данных таблицы следует, что при формировании прибыли отчетного периода в 2007–2008 гг. основную роль играла прибыль от реализации продукции. Так, в 2007 г. прибыль от реализации продукции составляла 122% суммы общей прибыли отчетного периода, в 2008 г. – 109,4%.

Основную часть прибыли предприятие МЭТЗ получает от реализации производимой продукции. За 2008 г. прибыль от реализации продукции составила 30001 млн. р. Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции; ее структуры; себестоимости и уровня среднереализационных цен:

 

П=S [VPПобщ ×Удi × (Ц-Сi)],                                    (2.1)

 

где VРП – объем реализации продукции;

Удi  – структура реализованной продукции;

Сi – себестоимость реализованной продукции;

Цi – уровень среднереализационных цен.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно определить, используя данные табл. 2.8

 

Таблица 2.8 – Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, млн. р.

Показатель 2007 г. 2007 г., пересчитанный на объем продаж 2008 г. 2008 г.
Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей 175757 194623 246587
Себестоимость реализованной продукции 158148 175124 216586
Прибыль от реализации продукции 17609 19499 30001

 

Сумма прибыли от реализации продукции в 2007 г. больше по отношению к прошлому году на 12392 млн. р. (30001–17609), или на 70,4%.

При сравнении суммы прибыли 2007 г. и условной, исчисленной исходя из объема и ассортимента продукции 2008 г., но при ценах и себестоимости продукции 2007 г., можно определить, насколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции:

 

(VРП, Уд) =19499–17609=1890 млн. р.               (2.2)

 

Для определения влияния только объема продаж прибыль 2007 г. умножается на процент прироста по реализации продукции в оценке по себестоимости 2007 г. или в натурально-условном исчислении. Процент прироста по реализации продукции составил 10,7% (217872:196752·100–100).

 

VРП=17609×10,7/100=1884 млн. р.                             (2.3)

 

Таким образом, увеличение объема продаж в натуральном выражении на 10,7% привело к увеличению прибыли на 1884 млн. р. На основании этого можно сделать вывод о реализации рентабельной продукции.

Для определения влияния структурного фактора из первого результата нужно вычесть второй:

 

Уд=1890–1884=6 млн. р.                                            (2.4)

 

Полученный результат свидетельствует о том, что на долю реализации низкорентабельной или убыточной продукции приходится минимальная часть в общем объеме реализации. Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли устанавливается сравнением суммы затрат 2008 г. с затратами 2007 г., пересчитанными на объем продаж 2008 г.:

 

С=175124–216586=-41462 млн. р.                          (2.5)

 

Увеличение себестоимости реализованной продукции отрицательно сказалось на размере полученной прибыли. За счет данного фактора прибыль от реализации продукции уменьшилась на 41462 млн. р.

Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию определяется сопоставлением выручки за 2008 г. с условной, которую бы предприятие получило за фактический объем реализации продукции при ценах 2007 г.:

 

ц=246587–194623=51964 млн. р.                                       (2.6)

 

Исходя из полученного результата следует, что значительное влияние на увеличение полученной прибыли от реализации продукции оказал рост цен. За счет этого фактора прибыль от реализации продукции увеличилась на 51964 млн. р. Главным противодействующим фактором явилось увеличение себестоимости реализованной продукции. Это содействовало снижению прибыли от реализации продукции на 41462 млн. р.

Обобщение влияния факторов на прибыль о реализации отчетного периода показано в таблице 2.9.

 

Таблица 2.9 – Факторы, повлиявшие на динамику прибыли от реализации

Показатели Сумма, млн. р. В % к изменению прибыли
Изменение прибыли от реализации в том числе за счет:   +12 392   100
– изменение натурального объема продаж +1 884 +15,2
– структуры реализованной продукции +6 +0,05
– роста цен +51 924 +419,0
– роста себестоимости – 41 462 -334,6
Итого факторы, уменьшающие прибыль – 41 462 -334,6
Итого факторы, увеличивающие прибыль +51 924 +419,0
Общее влияние факторов (стр. 2 + стр. 3) +12 392 100

 

Таким образом, решающим фактором увеличения прибыли от реализации в 2008 г. по сравнению с 2007 г. стал рост цен и реализация более рентабельной продукции. Некоторое положительное влияние на рост прибыли оказало увеличение натуральных объемов продаж. Главным фактором снижения прибыли стало увеличение себестоимости. Основные факторы, повлиявшие на увеличение прибыли представлены на рисунке 2.4.

 

Рисунок 2.4 – Факторы повлиявшие на динамику прибыли от реализации ПРУП «МЭТЗ им. В.И. Козлова»


Рентабельность продукции (отношение прибыли от реализации продукции к ее полной себестоимости) в 2008 г. составила 13,9% против 11,1% в 2007 г. При этом бóльшим показателем рентабельности характеризуются виды продукции, использование производственной мощности по которым находится на относительно высоком уровне и постоянные издержки на единицу продукции невелики – силовые трансформаторы, комплектные трансформаторные подстанции, и пр. Ниже среднего уровня рентабельность товаров народного потребления, трансформаторов малой мощности, электрорадиаторов и пр.

Основными направлениями деятельности предприятия по увеличению прибыли и рентабельности являются внедрение прогрессивных технологических процессов и оборудования, позволяющих снизить себестоимость продукции; поиск новых поставщиков комплектующих и материалов, обеспечивающих лучше качество и минимальные цены; увеличение степени использования производственных мощностей; ликвидация потерь рабочего времени и потерь времени работы оборудования; создание и укомплектование оборудованием новых рабочих мест. Эти мероприятия будут способствовать увеличению объема реализации продукции. Изменение структуры продукции в пользу увеличения удельного веса высокорентабельных изделий в настоящее время не представляется возможным, однако при условии осуществления вышеуказанных мероприятий завод сможет в определенной степени перераспределить свои мощности.

Минский электротехнический завод является производственным республиканским предприятием. Его приватизация в ближайшее время не планируется. Налоговые льготы заводу не предоставляются.

 




2019-12-29 205 Обсуждений (0)
Анализ прибыли и рентабельности предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ прибыли и рентабельности предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)