Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Преподавание Закона Божия



2019-12-29 195 Обсуждений (0)
Преподавание Закона Божия 0.00 из 5.00 0 оценок




В деле духовно-нрвственного воспитания детей В.В.Зеньковский уделял особое внимание преподаванию Закона Божия. В этом отношении у него было много дельных советов и оригинальных мыслей, которые могут быть полезны современным православным педагогам.

Прежде всего, он считал что, преподавая Закон Божий необходимо давать целостное раскрытие религиозного материала. Нельзя дробить предмет на отдельные части: нравоучение преподавать отдельно от вероучения, догматику отдельно от истории. Это нецелесообразно дидактически и педагогически  /8. С.109/.

Главная трудность в преподавании виделась ему в неразрывности воспитания и обучения /8. С.110/. Основное в Законе Божием лежит не в том, чтобы сообщить знания о Боге, но в том, чтобы способствовать росту и углублению духовной жизни. Интеллектуальное постижение религиозных истин, даже в простых формах, не является чем-то дополнительным, без чего можно обойтись, однако ему не принадлежит первое место. В.Зеньковский особенно подчеркивал, что в преподавании Закона Божия учитель должен стремиться не к обучению, а к воспитанию учеников. Вместе с тем сохранить центр тяжести на воспитании очень трудно, так как практически невозможен подбор только духовно здоровых, не отравленных современностью детей. Фактически в современной средней школе они получают такую "отраву", которая глубоко забирается в душу и ведет к "потуханию" в ней духовной жизни, что очень сильно усложняет религиозное воспитание ребенка /8. С.110/.

Угасание интереса и безразличие гораздо опаснее для души, чем прямая вражда /8. С.111/. В таком случае первой помощью детям, В.Зеньковский считает связь с Церковью, посещение богослужений, и беседы со священником. Если дети духовно здоровы, то законоучитель для них является священником; ему не приходится освобождать детей от духовного безразличия и пробуждать в них религиозную жизнь, ему следует только укреплять связь с Церковью и духовно окормлять. Но если дети больны, если у них идет глубокий духовный кризис, падение духовных запросов, то в таком случае нельзя использовать Закон Бо­жий исключительно как предмет преподавания. Получается парадоксальный вывод: религиозное воспитание становится трудным, потому, что преподавание мешает воспитанию /8. С.111/.

Часто детская душа в своих духовных блужданиях останавливается на "мертвой точке". В этом случае В.В.Зеньковский считает, что преподавание Закона Божия не только не помогает, а, наоборот, вредит делу. Необходимо помочь ребенку выйти из такого состояния и вернуть ему духовную силу, тогда преподавание Закона Божия будет снова необходимо. Это очередной раз подчеркивает всю сложность сочетания религиозного воспитания и образования. Здесь заключается главная трудность не только преподавания Закона Божия, но вообще всего школьного дела. Средняя школа зачастую или равнодушно, или беспечно проходит мимо трудностей в воспитании /8. С.112/.

В.В.Зеньковский выделяет целый ряд педагогических проблем. Первая из них состоит в том, что методы религиозного воспитания должны быть различны для детей до 13–14 лет и старше. После полового созревания у школьников нередко наступает настроение духовного бродяжничества, тогда как до 12–летнего возраста ребенка очень просто и легко связать с церковной жизнью. В нем еще не укоренился ни скептицизм, ни плохие привычки. Поэтому не нужно преувеличивать возможную небрежность или рассеянность. Совершенно иное положение после 14 лет. Ученик задает различные трудные вопросы, но дело здесь даже не в них, а в том, куда направлена его душа  и чем она живет /8. С.112/.

В.В.Зеньковский, исходя из того, что развитие индивидуальных отношений невозможно в классной обстановке, предлагал разделять учеников на группы и кружки /8. С.112-113/.

 В процессе религиозного воспитания не должно существовать средостения между священником и детьми. С этой точки зрения, контакт священника с детьми можно наладить с помощью игр, что  никаким образом не может умалить его авторитета, так как настоящий авторитет пастыря завоевывается у детей только подлинной духовностью. Почтение детей к священнику очень важно, но иногда оно препятствует им, идущим на исповедь, открывать ему свою душу. Поэтому необходимо искать различные пути общения между священником и детьми /8. С.113/.

Много сомнений у В.В.Зеньковского вызывал вопрос об изучении Ветхого Завета детьми. Обычно он преподается в виде истории израильского народа с вступлением, включающим повествование о творении мира, грехопадении, обетовании. В этом отношении ученый-педагог предлагал некоторые изменения: необходимо раскрытие тем о Боге Творце, днях творения, человеке, грехопадении, но политическую историю израильского народа не надо предлагать детям. С одной стороны “жестокосердие” израильского народа может легко соблазнить ребенка, а с другой, его история не столь важна для религиозного развития детей. Можно ограничиться сообщениями о жизни великих патриархов и обрисовать духовный облик важнейших пророков. Сторонники последовательного изучения ветхозаветной истории считают, что героический период истории израильского народа и лица, с ним связанные, воодушевляют ребят. Однако В.В.Зеньковский с этим не соглашается по той причине, что “немного говорят нам, например, фигуры царей периода после разделения Израиля на два царства” /8. С.114/. Главное в религиозном преподавании он считает вживание в лик Спасителя. Переживание Его образа всегда охраняло истину православной веры, причем детям это особенно нужно. Ветхий Завет может остаться темой для дополнительных чтений, как педагогическое освещение Нового Завета.

Изучение богослужения возможно лишь в старших классах воскресной школы при достаточно высоком развитии духовной жизни детей, благодаря которой они смогли бы его понять. Так как на это рассчитывать трудно, то можно изучать богослужение одновременно с ростом религиозной жизни самих ребят.

Преподавание катехизиса, по мнению В.В.Зеньковского, целесообразнее проводить после изучения Евангелия и Деяний апостолов. Это продолжение будет более удачным, чем переход сразу от жизни Спасителя к содержанию веры. Изучением истории Церкви расширяется религиозный горизонт учеников. Поэтому катехизис можно изучать также и после истории, что позволит догматический материал связать с изучением истории жизни Церкви /8. С.114/.

Воспитание целомудрия

В настоящее время в литературе, газетах и журналах, в театре и кино вопросы пола занимают одно из важных мест. Как замечает В.Вардугин: “Гуманный” Запад вовсю насаждает у нас порнографию. Чьи–то “заботливые” уста нашептывают нашим девочкам уже в школе, что девственницей оставаться немодно, что это пошлый пережиток” /15. С.35/. В этом отношении слова В.В.Зеньковского, сказанные несколько десятилетий назад, сегодня как никогда имеют свое актуальное значение: “Рекламы и объявления стремятся возбудить половое сознание, раздражают его, и от этого не укрыться. Без преувеличения можно сказать, что молодые поколения ныне более, чем когда бы то ни было, осуждены на то, чтобы быть втянутыми в ту нездоровую половую напряженность, которая характерна для нашего времени. Если верно, что пол всегда мучил людей, то ныне он мучит их с особой силой; во всяком случае, без конца беспокоит и давит. Именно потому и важно помочь молодежи разобраться в этой области, помочь найти правильный путь в жизни” /4. С.3/.

С этой целью В.В.Зеньковский опубликовал сочинение под названием: “На пороге зрелости”, предназначенное для подростков и юношей. Автор был убежден в возможности целомудренного воспитания молодежи, которое не “подавляя и не уродуя ни одного естественного движения, может вместе с тем обеспечить здоровое развитие всех сил в человеке, может организовать внутреннее равновесие в душе” /4. С.5/.

Возникает вопрос, почему сфера пола в человеке таит в себе столько опасностей, в то время как остальные функции обычно развиваются нормально. Автор объясняет это тем, что в сфере пола тело и душа человека, очень глубоко и таинственно связаны между собой, поэтому происходит их взаимное влияние друг на друга /4. С.5/. Подтверждение этому он находит в христианском учении.

 Христианство не только способствует гуманизации отношений между мужчиной и женщиной, одухотворяет их, но и высоко возносит идею девственности и телестной чистоты человека. Понятие о девственности в Христианстве вовсе не противоречит браку, а является как бы параллельным путем движения человека к Богу. Христианство призывает человека прежде всего к целомудренной жизни как в браке, так и в одиночестве.

Физическая чистота признается ценнейшим подспорьем для жизненного развития личности, является для человека величайшим благом, источником духовной силы и крепости. Проследив основные ступени развития пола в человеке, В.В.Зеньковский приходит к выводу, что в человеческом естестве в период созревания происходит, своего рода, разделение: на одной стороне сосредотачивается сексуальность, включающая чисто телесную функцию пола, а с другой – эрос, т.е. духовное искание любви, озаряющее душу поэтической мечтой о любимом существе /4. С.10/.

 Единство души человека требует и единства этих двух сторон проявления пола – в этом заключается закон целостности. Однако первоначально они развиваются раздельно. Потребность любви нередко переживается подростком в идеализации любимого существа. В чем, по мнению В.В.Зеньковского, заключается огромное творческое значение переживаний любви /4. С.13/. Когда в сердце человека разгарается любовь, то тот, к кому устремлено сердце, весь светится каким-то сиянием. Все в мире отступает на задний план, становится второстепенным, душа всецело погружена в созерцание любимого существа /4. С.16/. В.В.Зеньковский заостряет свое внимание на том, что именно в порывах любви юная душа испытывает глубокую потребность выйти за пределы своей личности, чтобы достигнуть всецелого соединения с любимым человеком и тем самым найти смысл своего существования /4. С.17/. Это достигается только в семейном союзе. Всякая добрачная или внебрачная половая жизнь приводит к тяжелым психологическим и духовным последствиям /4. С.18/.

По мнению В.В.Зеньковского, жизнь в браке имеет три стороны – биологическую, социальную и духовную, которые при нормальных условиях образуют целостное единство двух людей /4. С.20/. Где нет этого единства, а выступает одна сторона, там нет и настоящего брака.

Тайна брака поистине велика: два человека жившие до брака своей личной жизнью, имевшие свои привычки и взгляды, вступив в союз, начинают жить общей жизнью /4. С.32/. Огромным препятствием для нормальной семейной жизни может оказаться то, что у них уже была добрачная половая жизнь /4. С.33/. Напротив, те юноши и девушки, которые вступают в брак чистыми и целомудренными, впервые постигают тайну телесного единства. Тонкость и чистота взаимной любви питаются от телесного сближения, которое все сильнее укрепляет чувство нежности в отношении друг к другу /4. С.22/. 

Тайна семьи, есть тайна духовной бесконечности. Глубочайшее значение здесь имеет рождение детей, которое является вхождением в сферу бесконечного бытия. “От поколения к поколению, – говорит В.В.Зеньковский, – от родителей к детям, которым предстоит в свое время также стать родителями, тянется непрерывное единство человечества” /4. С.23/. Эта бесконечность приближает человека к другой бесконечности, осветившей светом наш мир – к тайне Святой Троицы. Благодаря семье можно приблизиться к этой тайне, к тайне того, что Троическое Бытие Божие есть в то же время Единство. Именно в этом смысле о семье говорится, что она является “малой церковью”: в ней присутствует Бог, семья становится клеточкой церковного организма /4. С.23/.

Под монашеством В.В.Зеньковский понимает сознательный уход от жизни пола, ради телесной чистоты. “Целомудрие монахов,– пишет он,– не унижает пол, а лишь показывает еще выше его нераскрытую святость. Не борьба с полом составляет смысл монашества, а борьба с грехом, и целомудрие, воздержание от половой жизни есть не цель, а средство этой борьбы”. Смысл монашества заключается в подвиге распятия своей плоти не из презрения к ней, а ради торжества духовного начала над плотью в человеке /4. С.26 /.

В этом ученый-педагог В.В.Зеньковский видит задачу и брачной жизни. “Брак не только половая жизнь – это большой и сложный путь, в котором есть место своему целомудрию, своему воздержанию” /4. С.26/. В тех семьях, где половая жизнь занимает слишком большое место, есть опасность ухода в сексуальность, тем самым возникает двойственность, присущая юношескому возрасту. В таком случае задача семьи как целостной жизни остается неразрешенной /4. С.26/.

 Требования гигиены и морали совпадают с требованиями христианской жизни – вне семьи не должно быть никакой половой жизни. В этом отношении автор ставит вопрос: а как дело обстоит в реальности? И тут же признает, что действительность дает нам грустную картину все возрастающего ослабления семейных отношений и упадка семьи /4. С.28/. А ведь только семья является первым социальным институтом, влияющим на формирование личности ребенка /20. С.72/. Святой Нил Мироточивый еще в XVI веке пророчествовал, что перед концом света “дети превзойдут своей развращенностью и пороками взрослых”. А старец Паисий Афонский утверждал, что “единственная ценность жизни – это семья. Как только погибнет семья, погибнет и мир” /41. С.46/.

В.В.Зеньковский с горечью замечает, что брак все больше дискридитируется в молодых поколениях, в связи с чем возрастает культ внебрачных связей. Легкомысленное отношение к половой жизни порой облекается в форму некоторой “идеи”, высшего изящества /4. С.29/. В этом бывают иногда виновны сами родители. “Постоянно приходится встречаться со случаями, – говорит ученый, – когда отцы говорят своим сыновьям, когда они достигают известного возраста, что им пора “иметь женщину” /4. С.35/.

На вступление юношей на путь добрачной половой жизни оказывает влияние современное искусство. Оно словно ставит перед собой цель разжечь половое влечение у читателя или зрителя и развратить его. Нарушение семейной верности преподносится молодым людям как естественное /4. С.35/.

“К полу в себе, – обращается к молодежи В.Зеньковский, – нельзя относиться легкомысленно, надо беречь его тайну, искать правильного устроения его и бояться всякого извращения или легкомысленной игры с полом” /4. С.27/. Г.К. Честертон писал: “Половую жизнь нельзя приравнивать к таким простым занятиям, как сон и еда. Когда пол перестает быть слугой, он мгновенно становится деспотом. По той или иной причине он занимает особое, ни с чем не сравнимое место в человеческом естестве; никому еще не удалось обойтись без ограничения и очищения своей половой жизни”     /46. С.87-88/.

Если утеря физической чистоты и нарушение девственности невозвратимы, то потеря душевной чистоты восстанавливается через покаяние. Это чрезвычайно важный факт с точки зрения духовной гигиены и морального развития: грехи, совершаемые в юности часто по неведению и легкомыслию, не остаются тяжким бременем для человека. В.Зеньковский признает глубоко вредным заблуждение, что будто бы нет прощения совершенным грехам. Это приводит к тому, что одни молодые люди впадают в отчаяние и перестают бороться со своими греховными наклонностями, а у других развивается цинизм, и они начинают высмеивать все светлое и чистое, которое наблюдают вокруг себя.. Невосстановима только утеря физической чистоты, но чистота души, живая радость творческого движения вперед, восстановимы, если только человек кается в своих грехах. В этом его спасение от того, к чему привело неведение или легкомыслие /4. С.8 – 9/.


Заключение

 

Воспитание В.В.Зеньковским понимается прежде всего как воспитание нравственности, процесс становления целостной личности. Личность в трактовке мыслителя есть проявление абсолютного, божественного начала в природе человека, “сияние образа Божия” в нем, чем объясняется неповторимость и уникальность личности /18. С.2/.

Нравственное развитие человека есть результат самовоспитания, а также мудрой педагогической поддержки и благодатной помощи Божией. Цель нравственного воспитания может быть понята как достижение нравственного идеала, обретение личностью нравственного здоровья, нравственной и, в конечном счете, духовной цельности. При этом высшим нравственным идеалом является Богочеловек, Христос /18. С.2/.

Детство по В.В.Зеньковскому – это особый содержательный этап в жизни человека, который не должен быть противопоставлен зрелому возрасту и рассматривается как необходимая ступень в подготовке к взрослой жизни. Сущность нравственного развития в детстве состоит в том, что “дитя постепенно овладевает изначально присущей ему нравственной свободой" /18. С.3/. Акцентируя внимание на задаче воспитания нравственных чувств в детстве, В.Зеньковский, тем не менее, далек от одностороннего подхода к процессу нравственного развития /18. С.3/.“Развитой духовно человек,– пишет протопр.В.Зеньковский,– не тот, кто только понимает, но тот, кто и правильно оценивает и верно действует”  /8. С.38/.

По мысли педагога, ребенок изначально стоит на пути нравственного развития, он естественно движется к добру, к идеалам. В раннем детстве зло в душе ребенка не занимает существенного места, понятие добра и зла не дано еще ребенку, он не владеет еще свободой. Этот период В.Зеньковский связывает с преимущественным развитием нравственных чувств, понимаемых им в качестве “формы, в которой выступает в нас моральный опыт”/18. С.3/.

Постепенно обретаемый ребенком нравственный опыт к началу третьего периода (отрочества), приводит его к аномной морали. В.Зеньковский об этом пишет так: “для подростка нет никакой системы, никакого устойчивого “закона”, он следует порывам чувств и желаний, доверяет только собственному опыту, систематически и сознательно отвергает всякую попытку принудить его к чему-либо” /12. С.165/.

В период юности активно формируется нравственное мышление, проявляется в полной мере волевая нравственная активность                    /18.С.3/.Центральной идеей педагогического творчества протопр. В.Зеньковского является утверждение необходимости “оцерковления” личности. Это выдвигает на первый план задачу осуществления религиозного воспитания /18. С.4/.

В религиозном воспитании ребенка семья занимает исключительное место, она является для него главным проводиком религиозных чувств. “Семья есть истинная малая Церковь, хранящая в себе огромное богатство религиозных сил. Благоухание религиозно живущей семьи наполняет детские души тем питательным материалом, который помогает детской душе духовно зреть” /6. С.121–122/. Поэтому религиозное воспитание в семье имеет главную силу и главное средство – саму семью как живую религиозную реальность, излучающую свет и тепло.

Важным фактором нравственного становления личности в детстве В.В.Зеньковский считал педагогическую среду, а организующее начало такой среды – авторитет воспитателя. Он предостерегал от опасности вырождения авторитета в произвол, в тиранию, отстаивал дух любви и свободы в организации школьного дела /18. С.4/.

Хороший учитель – это, прежде всего, мукдрый наставник, духовно развитый, проницательный и гуманный, стремящийся к гармонизации отношений со своими учениками. Главное воспитательное средство в его руках – идущая из сердца любовь к детям. Проявлением которой В.В.Зеньковский считает заботу об их нравственном развитии /18. С.4/.

Решение задач нравственного воспитания, по мнению В.В.Зеньковского, обеспечивается включением детей в индивидуальную творческую деятельность. Возможность для творческого самовыражения открываются ребенку в игре, музыкальных занятиях, рисовании и лепке /18. С.5/.

Эстетическое воспитание должно иметь в виду две цели: низшую, служащую задачам развлечения и игры, и высшую, служащую питанию души через ее приобщение к красоте. Однако эстетическое вдохновение, преображающая сила прекрасного образа должны быть закреплены трудом души, вне этого эстетическое вдохновение может служить ее расслаблению и росту безответственности. Огромная динамическая сила, присущая эстетической жизни, может оказаться слепой и даже губительной /35. С.80/.

Труды протопр. В.Зеньковского можно перечитывать, возвращаясь к ним не раз в часы раздумий, сомнений и находясь в процессе поиска путей воспитания молодого поколения. Поистине его педагогическая концепция является несомненно ценной для современной педагогической теории. Она полна оптимизма и веры в духовные силы ребенка.


Библиография

Источники:

1.Зеньковский В., протопр. Из моей жизни. // Вестник Русского Студенческого Христианского Движения. – Париж, I – II – 1964 ., №74–73. С. 79-90.

2.Зеньковский В., протопр. История русской философии.– М.:Академический Проект, 2001.880 с.

3. Зеньковский В., протопр. К.Д.Ушинский. // Педагогика, 2001, №6. С.67–68.

4. Зеньковский В., протопр. На пороге зрелости. – М., 1991. 48 с.

5. Зеньковский В., протопр. Нужно ли педагогу иметь миросозерцание? // Вестник Русского Студенческого Христианского Движения. – Париж, III – 1959. №54. С.56–57.

6. Зеньковский В., протопр. О религиозном воспитании в семье. // В Доме Отца Моего. – М., 2001. С.67 – 124.

7. Зеньковский В., протопр. Очерк внутренней моей биографии. // Вестник РСХД, – Париж, 1962, №66 – 67. С.13.

8. Зеньковский В., протопр. Педагогика. – М.,1996. 156 с.

9. Зеньковский В., протопр. Практика и теория в педагогической работе. // Вестник РСХД, – Париж, 1959, №52. С.57–58.

10. Зеньковский В., протопр. Принцип индивидуальности в психологии и педагогике. // Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – М.:Школа – Пресс, 1996. С.173–226.

11. Зеньковский В., протопр. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – М., 1996. 270 с.

12. Зеньковский В., протопр. Психология детства. – Екатеринбург, 1995. 344 с.

13. Зеньковский В., протопр. Толстой как педагог. // Вестник РСХД, – Париж, 1960, №56. С.62–64.

 

Исследования:

14. Азаров Ю. Педагогика И.А.Ильина. // Воспитание школьников. 2000. №10. С.42–44.

15. Вардугин В. О чем должны знать молодые люди до того, как потеряют невинность.// Воспитание школьников. 1998. №3. С.34–35.

16. Выготский Л.С.Собрание сочинений. В 6 т.Т.4. – М., 1984.

17. Грачев Г., Мельник И. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно – психологического воздействия. //

http://www.gossovet.ru/ifran/gm.htm1/.153 с.

18. Гулюкина О.Н. Теоритические проблемы нравственного воспитания в педагогической концепции В.В. Зеньковского. // http:/ /deptno.lipetsk ru/institute/npi/gul.htm // 5 c.

19. Дьяченко О., Лаврентьева Е. Психическое развитие дошкольников. // http:// www.kindereducation.com/psycholog1.htm /. 9 с.

20.Елисеева Т.П. Роль семьи в развитии духовных основ общества. // Православие и школа на рубеже тысячелетий: опыт, проблемы, перспективы. – Мн.: НМЦентр., 2000. С.71–75.

21. Ильин И.О семье. // В Доме Отца Моего. – М., 2001. С.36–66.

22. Коротов В.М. Введение в педагогику. – М., 1999.

23.Кукса В. Чего боятся наши дети? // http: // www .kindereducation.com/psycholog1.htm /. С.5–6.

24. Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. – М.: Мартис, 1994. 189 с.

25.Концепция православной классической гимназии Свято – Алексиевской пустыни памяти прот. Василия Лесняка и общеобразовательных средних школ обители. // http:obitel.,y.ru/p 7gimnaz. htm1/ 17 с.

26.Латушко И.П. Быть человеком! // Нравственное и патриатическое воспитание в традиции Православия. – Мн.: НМЦентр, 1999. С.52–56.

27.Лихачев А.Е. Возвращение к В.В.Зеньковскому. // Педагогика. 1998, №7. С.88–92.

28.Лихачев А.Е. Нравственное разложение и Православие. // Педагогика, 1997, №6. С.114–118.

29. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. В 8 т. Т.4,1985.

30. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. В 8 т. Т.2, 1985.

31.Мошкова И.Н. Рекомендации социальным работникам по учету закономерностей возрастного развития детей. //

http://www.rondth.msk.ru/know – hom/children.htm/ 4 с.

32.Магдалина, сестра. Мысли о детях в Православной Церкви сегодня. – М., 1993. 56 с.

33.Радьков В., диакон. Обзор современных методик преподавания Закона Божия. Дипломная работа. – Жировичи, 1999. 91 с.

34. Рогозянский А. В Доме Отца Моего. – М.: 2001. 301 с..

35.Рогозянский А. Как избежать ошибок в религиозном воспитании детей. – СПб.: Статис, 2000. 94 с.

36.Рогозянский А. Философия детства. // http:www.synergif.itn. ru/kerigma/ obyav/sh-p-s.htm/11 с.

37. Рогозянский А. Хочу или надо? – СПб.: Знаки, 2001. С.186.

38.Селиванова А.Р. Условия профессионально – личностного развития и саморазвития педагога. // http://ooipkro.ru/Text/t10 238/htm/.27 с.

39. Степанов Н.Ю. Православные основы системы образования русского зарубежья в 1920–1930 – е годы. //http : //www.vle/ru/public/bishop/istor_ vest/2000/5-6_ 9-10/1_ 22.htm/ 3 с.

40.Сурова Л.В. Методика православной педагогики. Ч.I., – Клин.: Фонд "Христианская жизнь", 2000. С.63.

41.Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987. 46 с.

42.Фельдшеров Г. Духовно – нравственное воспитание детей подросткового периода. Дипломная работа. – Жировичи, 2002. 96 с.

43.Шацкая Н.Н. Проблемы духовно – нравственного воспитания моло-дежи в вузовском курсе педагогики. // Проблемы воспитания молодежи в современных условиях: особенности и противоречия. – Брест, 2000. С.46–49.

44. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. В 4-х т., Т.4, – М., 1965. 247 с.

45.Шестун Е., свящ. Православная педагогика. – Самара, 1998. 575 с.

46.Честертон Г.К. Франциск Ассизский. // Вопросы философии. 1989, №1. 87 с.

47.Юдашина Н.И. Антропологическая педагогика П.Ф.Лесгафта. // Педагогика, 2000, №4. С.70–76.

 

Справочная литература:

 

48.Большая Советская Энциклопедия. Изд. 3-е, "Советская Энциклопедия". – М., Т.5, 1971.

49. Большая Советская Энциклопедия. – М.,Т.2, 1926.800 с.

50. Большая Советская Энциклопедия. – М., Т.3, 1926. 800 с.

51. Большая Советская Энциклопедия. – М., Т.13, 1952. 669 с.

52. Большая Советская Энциклопедия. – М., Т.18, 1953. 619 с.

53. Большая Советская Энциклопедия. – М., Т.21, 1931.846 с.

54. Большая Советская Энциклопедия. – М., Т.34,1954.653 с.

55. Большая Советская Энциклопедия. – М., Т.36, 1955.670 с.

56. Словарь иностранных слов. – М.,1954.853 с.

INTЕRNET- сайты:

57.http : //biblio.narod.ru/gyrnal/vek/vek39/1939-I.htm/

58.http : //www.krugosvet.ru/articles/21/1002197/1002197a1.htm/.

59.http : //rusphil.albertina.ru/viewer.phtmI ? id=24&mode=2

60.http://rusphil.albertina.ru/viewer.phtmI?id=24&mode=4

61.http : //bogoslov.ru/programs/education/seminary/second_rate/pedagog.


ПРИЛОЖЕНИЕ №1

 

Список научных  терминов

 

1. аморализм – точка зрения, отрицающая какое бы то ни было моральное учение /49. С.495/.

2. аномная мораль – мораль не признающая закона.

3 артикуляция – работа органов речи, необходимая для производства звука /50. С.483/.

4. дедуктивное мышление – одна из форм умозаключения, харак-теризующаяся тем, что новое знание о предмете или группе однородных предметов выводится на основании знания класса, к которому принадлежат исследуемые предметы, и общего правила, действующего в пределах данного класса предметов, то есть от общего к частному /51. С.551/.

5. депрессия – временное угнетенное состояние /53. С.374/.

6. деструктивные – разрушающие.

7. имперсонализм – обезличивание.

8. индуктивное мышление – одна из форм умозаключения, прием исследования, применяя который от знания отдельных фактов идут к обобщениям, к общим положениям, то есть от частного к общему /52. С.144/.

9. инфантилизм – (от лат.infantilis – младенческий, детский), отсталость развития, проявляющаяся сохранением во взрослом состоянии физического состояния или черт характера, свойственных детскому возрасту /56. С.283/.

10. построительные – конструктивные .

11. персонализм – олицетворение.

12. практицизм – предпочтение, отдаваемое практической деятельности при недооценке значения теории /54. С.381/.

13. пубертатный возраст – (от лат. pubertas – половая зрелость), возраст полового созревания /56. С.577/

14. редукция – возвращение, отодвигание назад, уменьшение, упрощение /55. С.244/.

15. рефлекторный акт – акт возникающий в ответ на внешние раздражения и не подчиняющийся воле человека.

16. сентиментализм – (от франц.– sentimentalisme), чрезмерная чувствительность, слезливость, сочувствие к слабым и гонимым /56. С.630/.

17. тактильное – осязательное.

18. утилитарные цели – практически полезные, выгодные цели.

19. эффективная – производительная, действенная.


 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ №2



2019-12-29 195 Обсуждений (0)
Преподавание Закона Божия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Преподавание Закона Божия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (195)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)