Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Протопресвитер Василий Васильевич Зеньковский



2019-12-29 179 Обсуждений (0)
Протопресвитер Василий Васильевич Зеньковский 0.00 из 5.00 0 оценок




                                            (1881 – 1962)                                           

Родился отец Василий в г. Проскурове (ныне г.Хмельницкий) 4 июля 1881года в семье школьного учителя /58. С.1/. Дед его был священником, а отец церковным старостой, поэтому Зеньковский с детства рос религиозным ребенком. Начальное образование получил в гимназии. К 14-ти годам он был уже развитым мальчиком: кроме русской литературы читал Шекспира, Шиллера, Диккенса /1. С79/. Будучи в 6–ом классе гимназии заинтересовался вопросом: как объяснить возникновение сознания? Еще не зная психологии, но понимая, что на основе материализма трудно раскрыть тайну сознания, он много размышлял на эту тему и написал целый этюд, цель которого состояла в том, чтобы “вывести” сознание из чисто физиологического понимания. В 17 лет ему в руки попала замечательная книга Геффдинга “Очерки психологии”, она-то и пробудила у него вкус к психологии. Он полюбил науку, исследование как таковое; полюбил точный, кропотливый, но доходящий до последних глубин анализ. Позже познакомился с учением Канта, с указанием на то, что наука и религия, находясь в разных планах духовной жизни, никогда не могли противоречить одна другой /1. С.81/.

В 1900 году В.Зеньковский окончил гимназию и поступил в Киевский университет на “естественное” отделение, проучившись там 4 года, перешел на физиологический факультет /58. С.1/. Позже отвечая на вопрос, зачем он окончил естественный факультет, он сказал: “Здесь проявилась и широта моих научных интересов и неумение трезво учитывать условия моей жизни” /1. С.88/. Еще студентом будучи на летних каникулах, он по одному случайному поводу начал писать небольшую работу о Н.В.Гоголе, которая и легла в основу его будущих занятий, а также приблизила к религиозному миру /1. С.82/ (позже в своей “Истории русской философии” он назвал Н.В.Гоголя “пророком православной культуры” /58. С.1/.). На третьем курсе естественного факультета увлекся изучением Христианства, на что у него ушло около двух лет непрерывной и неустанной работы, после чего, переосмыслив свои взгляды, перешел на сторону религиозного мировоззрения.

 Писал статьи в харьковскую газету “Юго- Западный Край”. С 1902 года его статьи по психологии и философии печатались в “Педагогической мысли”, а в 1905 году в киевской газете “Народ” /1. С.84/. К этому времени переработал в большую книгу написанную ранее небольшую работу о Н.В. Гоголе.

 В 1905 году принимал деятельное участие в открытии Религиозного Философского Общества имени Владимира Соловьева в Киеве, где потом часто делал доклады.

 В 1909 г. окончил университет и был оставлен для подготовки к профессорскому званию. Работал над магистерской диссертацией, читал лекции по философии и психологии на Высших женских курсах. Вскоре после окончания университета стал директором Киевского института дошкольного воспитания. С 1910 г. был председателем Киевского общества по изучению религии и философии. В 1913–1914 г.г. находился в научной командировке в Германии и Италии. В 1915 г. защитил докторскую диссертацию по теме: “Проблема психической причинности”. В 1916 г. В.Зеньковский стал профессором Киевского университета /58. С.1/.

В 1918 г. В.Зеньковский занимал пост министра вероисповедования в правительстве гетмана П.П.Скоропадского. В 1920 г. эмигрировал в Югославию. В 1920–1923 г.г. был профессором философского и богословского факультетов Белградского университета. Затем переехал в г.Прагу, где возглавил кафедру экспериментальной и детской психологии в Высшем педагогическом институте. В 1923 г. в Берлине вышла его книга “Психология детства”. В 1923 г. на Общеэмигрантском педагогическом съезде В.Зеньковский был избран председателем Педагогического бюро по зарубежным русским школьным делам. В том же году в Чехословакии прошел съезд русской православной студенческой молодежи и была создана общественная организация “Русское студенческое христианское движение”. Председателем РСХД на протяжении многих лет был В.Зеньковский      /58. С.1/.

В 1927 году переехал в Париж, где стал профессором Православного богословского института. С этого времени и до конца дней в центре его внимания находились религиозно-педагогические проблемы. С наибольшей полнотой они были раскрыты В.Зеньковским в таких работах как: “Проблемы воспитания в свете христианской антропологии” и “Педагогика”. Главной их идеей явилось “воцерковление личности”, – глубокое духовное приобщение детей к ценностям Христианства, особенно воплощенным в искусстве, философии и литературе. К этой идее примыкала концепция В.Зеньковского педагогика “духовного делания” /57. С.1/.

 Если рассматривать все наследие автора целиком, то нельзя не заметить его глубокой приверженности идеалу церковности как одному из главных принципов воспитания. Так, В.Зеньковский уделял большое внимание пользе чтения житий святых, старческому руководству и духовничеству, участию детей в таинствах и т. п. вопросам /36. С.7/.

В начале Второй мировой войны В.Зеньковский оказался в числе эмигрантов, арестованных французскими властями. Он провел 40 дней в одиночной камере парижской тюрьмы, а затем несколько месяцев в лагере для интернированных на юге Франции. В конце концов подозрения были сняты, и ученый смог вернуться в Париж. Пережитые испытания окончательно побудили его сделать выбор, к которому он, можно сказать, шел всю свою сознательную жизнь/2. С.8/. “Пребывание в одиночке, – писал В.Зеньковский,– а затем в лагере привели меня к решению принять священство”/7. С.13/. В марте 1942 года он был рукоположен митрополитом Евлогием в сан священника. /2. С.8/.

Очень трепетно и благоговейно он относился к своему иерейскому служению, считая православное пастырство необходимым для более тесной связи с молодежью.

В качестве профессора и декана Парижского богословского института, о. Василий отдал этому служению много труда и любви. Помимо преподавания, административных забот и финансовой ответственности, он следил за успехами своих учеников и за научным продвижением молодых коллег. Будучи глубоко молитвенным и смиренным в личной жизни человеком, умел в трудных обстоятельствах выслушать людей укрепляя единство, мир и любовь между ними /8. С.8/.

 Его часто упрекали в либерализме, особенно при экуменических контактах. Однако в своих сочинениях отец Василий Зеньковский выступал как твердый защитник православного подхода к воспитанию, неизменно подчеркивая, что Православие наиболее последовательно придерживается Евангельского и святоотеческого учения о человеке, тогда как в воспитательных подходах католиков и протестантов наблюдаются серьезные уклонения /61/. После продолжительной болезни о. Василий скончался 5 августа 1962 года на 81-ом году жизни.

Протопресвитер В.Зеньковский искренне был благодарен Богу за не напрасно прожитую жизнь, он много потрудился для науки, любил жизнь, любил и ценил каждого человека от мала до велика. В своих воспоминаниях он писал: “Вся моя работа (единственное, чем поистине могу похвалиться) с молодежью, т.е. создание Русского Студенческого Христианского Движения как бы показывает, что именно так и нужно было, чтобы я был выброшен заграницу…оглядываясь на прожитую жизнь, я вижу в ней какую- то логику, рисунок который был создан не мною, но выявлению которого содействовало мое пассивное отношение к судьбе” /1. С.88-89/. “Ошибок, конечно, у меня было без конца, впрочем, если бы я начал заново жить, некоторые ошибки я все равно повторил бы – настолько они вытекали из самой души моей”/1. С.87/.

Лучшим заключением послужат слова, сказанные о.Василием Васильевичем Зеньковским незадолго до смерти: “Вот мне 80 лет исполнилось, и в душе моей, когда я думаю о моей жизни, ликование, столько света было в моей жизни, столько душ я узнал и полюбил, а музыка, мир идей? Все это от земли, во все входим горячо (порой схватит скорбь), но я благодарю Бога за свою жизнь. Дай вам Бог любить жизнь” /8. С.8/.


ПРИЛОЖЕНИЕ №3

 



2019-12-29 179 Обсуждений (0)
Протопресвитер Василий Васильевич Зеньковский 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Протопресвитер Василий Васильевич Зеньковский

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (179)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)