Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Факторинг как инструмент кредитной политики организации.



2019-12-29 351 Обсуждений (0)
Факторинг как инструмент кредитной политики организации. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Кредитная политика предприятия оказывает значительное влияние на уровень дебиторской задолженности. Основой ее является разработка условий кредита – продолжительности периода оплаты выставленных счетов и величины скидки за оп­лату в срок.

На основе данных таблиц 2.13 и 2.14, приведенных в параграфе 2.4 четко прослеживается рост дебиторской задолженности (ее темп изменения составил 140,3%). Если не вести борьбу с этим явлением, не приносящим ничего хорошего организации, ее рост будет идти все более активно, так как постоянные потребители продукции и услуг компании привыкнут к тому, что можно откладывать платежи по приобретенным товарам и услугам на неопределенный срок. Поэтому необходимость использования факторинга на лицо. Факторинг представляет собой посредническую операцию, осуществляемую факторинговой компанией или банком, по взысканию денежных средств с должников его клиента, так называемая переуступка дебиторской задолженности.

Можно конечно выбрать и другой вариант борьбы с дебиторской задолженностью. Во-первых, при оценке кредитоспособности потенциального покупателя следует собрать о нем необходимую информацию: финансовую отчетность, данные кредитного отдела банка, в котором имеется счет покупателя, других предприятий — поставщиков этого клиента, различных коммерческих агентов и финансовых консалтинговых фирм. При использовании же факторинга это бремя сбора информации ложится на факторинговую компанию. Так как в большинстве случаев факторинговая компания берет на себя еще и поручительство за дебитора. Анализ же полученной информации позволяет компании принять правильное решение о предоставлении кредита и его мак­симальной величине.

Так же для ускорения взимания платежей своими силами можно направлять сче­та-фактуры покупателям, когда их заказ еще обрабатывается на складе. Можно также выставлять счет за услуги с интерва­лами, если работа выполняется в течение продолжительного периода, или начислять сумму к оплате авансом, что предпоч­тительнее осуществления платежей по окончании работы. На крупные суммы следует выставлять счета немедленно. Но опять же на это требуется много времени.

Для контроля состояния дебиторской задолженности можно так же использовать ее классификацию по срокам возникновения. Выявление покупателей, нарушающих сроки платежа, позволяет облагать процентом просроченные суммы. Сравнение текущих, класси­фицированных по срокам дебиторских задолженностей с деби­торскими задолженностями прошлых лет и показателями кон­курентов позволяет подготовить отчет об убытках по безнадеж­ным долгам, показывающий накопленные убытки по покупате­лям, условиям продажи и размерам сумм и систематизирован­ный по данным о подразделении, производственной линии и типе покупателя (например, отрасли промышленности). Опять же на это требуется еще больше времени, а возможно и необходимость в принятии еще одного сотрудника в отдел бухгалтерии, что повлечет за собой неминуемые издержки в виде увеличения фонда оплаты труда.

Для выбора правильного варианта борьбы с дебиторской задолженностью важно правильно оценить ее реальное состояние, т. е. вероятность и величину безнадежных долгов.

Как видно из всего вышесказанного, все же выгоднее использовать именно факторинг в борьбе с дебиторской задолженностью. В соответствии с Конвенцией о международном факторинге, принятой в 1988 г. Международным институтом унификации ча­стного права, операция считается факторингом в том случае, если она удовлетворяет, как минимум, двум из четырех при­знаков:

- наличие кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований;

- ведение бухгалтерского учета поставщика, прежде все­го, учета реализации;

- инкассирование его задолженности;

- страхование поставщика от кредитного риска.

Вместе с тем в ряде стран к факторингу по-прежнему отно­сят и учет счетов-фактур - операцию, удовлетворяющую лишь одному, первому из указанных признаков. В нашем случае удобнее всего выбрать такую форму факторинга, при которой выполняются два из вышеприведенных признаков. Это: наличие кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований и страхование поставщика от кредитного риска.

В факторинговой операции участвуют три субъекта:

- организатор факторинга - специализированная компания или факторинговый отдел банка;

- организация - поставщик продукции, являющаяся кли­ентом организатора факторинга;

- организация - покупатель продукции, выступающая за­емщиком организации-поставщика.

ООО «Траян» здесь будет выступать естественно в качестве организации – поставщика продукции, являющейся клиентом организатора факторинга.

Выбор такого инструмента борьбы с дебиторской задолженностью как факторинг необходим в первую очередь в целях недопущения подобных долгов при организации нового вида деятельности – производстве и, естественно, последующей реализации тротуарной плитки. Так как борьбу с дебиторской задолженностью от основной деятельности, которая уже имеется, можно провести и собственными силами. Сумма долга не такая и большая, должниками являются постоянные заказчики, так что с ними можно решить вопрос путем переговоров и дальнейшим четким отслеживанием поступления платежей.

В борьбе с дебиторской задолженностью, которая возможно образуется при продаже продукции собственного производства возможно так же применение скидки при предоплате поставляемой продукции. Это может ускорить оплату счетов и тем самым оборачивае­мость дебиторской задолженности, выгоду от которой целесообразно сравнить с потерей от скидки. Но такой вариант тоже не универсален, так как редко какая компания согласится на вариант предоплаты.

Хотя факторинг имеет кредитную природу, однако суще­ствует ряд различий между ним и кредитом.

Использование кредита при продаже продукции собственного производства так же может дать хорошие результаты. Но использование его возможно только при заключении сделок с физическими лицами. В этом случае необходимо заключать договор непосредственно с банком, предоставляющим подобный вид услуг. Физические лица не могут обеспечить стабильные и высокие темпы продаж, поэтому рассмотрение применение такого финансового инструмента целесообразно рассматривать только как запасной вариант.

Итак, мы выбираем такой вариант борьбы с дебиторской задолженностью, как факторинг.Для того чтобы организация-кредитор ООО «Траян» могла продать организатору факторинга де­биторскую задолженность, застраховав себя, таким образом, от неплатежа, в факторинговую компанию направляется заявка. Предвари­тельно организатор факторинга изучает экономическое и фи­нансовое положение потенциального клиента, сферу его дея­тельности, вид реализуемой продукции, конъюнктуру рынка.

Для этого используются балансы организации и отчеты о при­былях и убытках за последние годы. Организатор факторинга изучает также платежеспособность должников своего потенци­ального клиента. Такой анализ обычно длится 1-2 недели.

Далее факторинговая компания определяет максимальную сумму по операциям факторинга, в пределах которой она обя­зана осуществить платеж в пользу поставщика.

Целесообразно выбрать такой метод уста­новления предельных сумм факторингового обслуживания как .

1. Определение общего лимита. Для каждого плательщика устанавливается периодически возобновляемый лимит, в пре­делах которого факторинговая компания автоматически опла­чивает переуступаемые ей, платежные требования. Если сумма задолженности плательщика перед поставщиком (клиентом) пре­высит сумму лимита, то все платежи в счет погашения долга покупателя перед поставщиком должны, в первую очередь, по­ступать факторинговой компании до тех пор, пока она не ком­пенсирует себе сумму платежей, ранее осуществленных в пользу поставщика, и только затем деньги начнут поступать на счет самого поставщика.

2. Определение ежемесячных лимитов отгрузок. Устанавли­вается сумма, на которую в течение месяца (недели) может быть произведена отгрузка товаров одному плательщику.

Для осуществления разовых сделок, если продавца и покупателя то­вара связывают не регулярные поставки, на крупные суммы с поставкой товаров на определенную дату целесообразно выбрать такой метод установления предельных сумм факторингового обслуживания как страхование по отдельным сделкам. В этом случае пре­дельная сумма факторингового обслуживания равна сумме сдел­ки.

Правильное определение того или иного метода установле­ния предельных сумм факторингового обслуживания существен­но снижает риски факторинговой операции, как для организато­ра факторинга, так и для его клиента. Причем использование конкретного метода должно быть оговорено в соглашении, зак­лючаемом между ними.

После того как организатор дает согласие на факторин­говое обслуживание, между ним и организацией-кредитором ООО «Траян» заключается договор. Договор факторингового обслуживания заключается на неопределенный срок и действует сколь угодно долго, пока обе стороны удовлетворены взаимным сотрудничеством. Договор может быть открытым и закрытым (конфиден­циальным). При открытом договоре дебитор уведомляется о его наличии, при закрытом - нет. Выбор открытого договора более желателен. В договоре предус­матривается право регресса, т. е. обратной переуступки требований (возврата их поставщику). В нем также оговариваются порядок оформления документации, сроки платежей, размер вознаграж­дения и другие условия по усмотрению сторон. После подписа­ния договора за организацией-кредитором закрепляется персональный Менеджер.

Организация-кредитор ООО «Траян» передает в свою очередь организатору фак­торинга платежные требования, выставленные на покупателя, предварительно получив у последнего согласие (акцепт) на оплату. Организатор в течение 2-3 дней перечисляет на счет кли­ента 70-90% от суммы дебиторской задолженности. Оставшаяся часть переводится после получения платежа от дебитора за вычетом процентов и комиссионных вознаграждений.

Платежные требования оплачиваются в момент наступления срока платежа или досрочно. Использование досрочной оплаты выгодно организации-кредитору и равносильно предоставлению банковского кредита, поэтому организатор кроме комиссионных взимает процент за кредит.

Стоимость факторинговых услуг складыва­ется из двух частей:

- комиссионного вознаграждения, которое устанавливает­ся в процентах от суммы дебиторской задолженности (в мировой практике обычно на уровне 1,5—2,5 %, в российской - до 5 %);

- процентов за кредит, взимаемых при досрочной оплате представленных документов. Процентная ставка обычно на 2- 4% превышает текущую банковскую ставку, используемую при краткосрочном кредитовании.

Наиболее выгодным вариантом факторингового соглашения является договор о полном обслуживании. Он заключается бан­ком с хорошо известным надежным клиентом и предусматрива­ет полную защиту от появления сомнительных долгов, ведение учета, управление кредитом, обеспечение гарантированного притока средств и по желанию клиента - предварительную оп­лату. Обязанностью клиента является учет сделок с организато­ром факторинга.

В первый месяц планируется передать на факторинговое обслуживание дебиторскую задолженность на сумму 250 000 руб., во второй – 500 000 руб., в третий – 850 000 руб., в четвертый – 1 000 000 руб., в пятый и шестой по 1 000 000 руб.

Согласно приложению за первый месяц факторингового обслуживания организация должна будет уплатить:

1,25%*250 000+0,047%*30*250 000+2,5%*250000=250000*5,16%=12,9 тыс. руб.

За второй месяц – 500 000 * 5,26% = 26,3тыс. руб.

За третий месяц – 850 000 *6,83% = 58,1 тыс. руб.

     За четвертый и пятый, шестой месяцы – 1 000 000*6, 83% = 68,3 тыс. руб.

Эффект от использования факторингового обслуживания заключается в том, что организация-кредитор ООО «Траян» может направить полученные от организа­тора факторинга средства на расширение сбыта своей продук­ции. Оно может достигаться за счет возрастания числа покупа­телей или увеличения отгрузок. Именно в таких случаях объем средств неуклонно возрастает, обеспечивая поставщика денеж­ными ресурсами.

Целесообразен так же выбор факторинговой компании, использующей специальную компьютерную программу «Доктор Фактор», которая устанавливается организации-клиенту ООО «Траян» и помо­гает ему следить как за факторинговым обслуживанием, так и за структурой своей дебиторской задолженности. Пользуясь «Доктором Фактором» на экране своего компьютера можно наблюдать такие данные как размер досрочного платежа по каждой поставке, остаток долга дебитора, платежи от дебитора, количество поставок, средняя сумма поставки и т. д.

 



2019-12-29 351 Обсуждений (0)
Факторинг как инструмент кредитной политики организации. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Факторинг как инструмент кредитной политики организации.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (351)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)