Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Товарная политика внешнеэкономический конкурентоспособность



2019-12-29 196 Обсуждений (0)
Товарная политика внешнеэкономический конкурентоспособность 0.00 из 5.00 0 оценок




Основным понятием товарной политики предприятия является товар. Товар- продукт целесообразной человеческой деятельности или природные ресурсы, предназначенные для обмена. В обобщенном виде под товаром в международной торговле понимают физические товары, услуги, результаты интеллектуальной деятельности [31,с.186].

Понятие товара включает в себя:

- фактический товар ввещественной форме;

- потребляемые услуги, то есть установка, сервис и др.;

- приобретаемые услуги — реклама, поставка, то есть все, что содействует покупке товара;

- сопутствующие услуги — приемы продвижения товара, стимулирование сбыта, которые являются «бесплатными», но участвуют в формировании образа товара.

Качество товараесть совокупность присущих ему свойств, определяющих степень его использования по назначению, то есть степень удовлетворения тех или иных потребностей. Товар обладает двумя основными группами свойств — потребительскими и стоимостными.

Потребительские свойства товараподразделяются на твердые и мягкие параметры товара. Твердые параметры товара или осязаемые свойства товара — это основные свойства товара, определяющие его главные целевые назначения или критерии его технического уровня (например, производительность оборудования, число оборотов в моторе, чистота содержания металла и т.д.). Под мягкими параметрами или неосязательными свойствами товара понимаются дополнительные качественные показатели товара — дизайн, компактность, вес, новизна, престижность, социально-общественная значимость.

Стоимостные свойства товара— это цена товара или денежное выражение его стоимости. Есть национальная и мировая цена товара, которые под влиянием конъюнктурных и многих других факторов могут весьма значительно отличаться по величине.

Технический уровень товара— это степень воплощения в товаре последних промышленно освоенных научно-технических достижений в стране или мире.

Техническое обслуживание товараили сервис есть совокупность мероприятий по поддержанию товара в рабочем состоянии.

Наукоемкий товар— это любой товар, при производстве которого расходы на НИОКР составляют 5%и более.

Особенности современного товара. Товар является предметом любой внешнеторговой сделки, основой всей внешнеэкономической деятельности предприятия. Развитие НТП и технологической революции в мире постоянно меняет условия и характер действия факторов производства. Вследствие этого постоянно меняются образ товара, его технический уровень, потребительские и стоимостные свойства.

Чтобы быть обмененным, товар должен обладать двумя основными группами свойств, поддающихся точному измерению или сравнению. Это, во-первых, потребительские, а во-вторых, стоимостные свойства товара, находящие реальное отражение в его качестве и цене. Потребительские свойства товара определяются с большой точностью в процентном, весовом, объемном и других видах измерения, одинаковых в целом и применяемых в национальной и международной торговле и иной практике. Критерием же стоимостных свойств товара являются общественно необходимые издержки производства.

При определении цены товара на уровне предприятия учитываются средние издержки производства, а на уровне страны — национальная стоимость или национальная цена товара, которые различны в различных странах. При выходе товара на внешний рынок критерием определения цены являются уже не средненациональные, а среднемировые издержки производства. Фактически это издержки его основных мировых производителей. Отсюда появляются мировая стоимость товара и мировая цена[31,с.192].

Современному товару присущи следующие особенности.

1. Обновление товара из отдельных мероприятий и актов превратилось в непрерывный процесс под влиянием НТП и технологической революции.

2. Обновление товара сопровождается одновременно его совершенствованием, усложнением, расширением функций и сфер использования, то есть увеличением экономического эффекта от потребления.

3. Производство нового товара требует все более широкого использования передовых научно-технических достижений.

4. Происходит постоянное удорожание не только производства, но и особенно потребления.

5. Товарное перенасыщение рынка не только затрудняет и удорожает реализацию, но ведет к обострению международной конкуренции в области НИОКР, технического переоснащения производства, кадрового обеспечения повышенной квалификации.

Современный товарэто продукт высокоточных целевых назначений и многоцелевого использования, обладающий высоким качеством и новизной, имеющий высокую экономическую эффективность и требующий дорогого сервиса. Необходимо стратегическое планирование его реальной потребности в будущем и новых подходов к формированию его качественных и ценовых свойств и характеристик, доступных для потребителя разных уровней доходности.

В практической деятельности очень важно определить именно эту степень удовлетворения потребностей потребителей. Ведь от степени напрямую зависит не только качество, но и цена, преимущества в потреблении, а в конечном счете — конкурентоспособность товара на мировых товарных рынках.

Товарная политика предприятия во внешнеэкономической деятельности. Товарная политика является основой формирования стратегии и конкурентных преимуществ предприятия во внешнеэкономической деятельности.

Основой современной товарной политики стали постоянное создание новых товаров и модификация существующих. В связи с этим требуется коренная перестройка стратегии НИОКР и каналов сбыта. Существенно изменилась роль международного маркетинга и менеджмента в сбытовой политике фирм[34,с.72].

На предприятиях создаются специальные подразделения, у них появляются новые функции по управлению нововведениями, в первую очередь на стадии создания изделия и его реализации, включая сервисное обслуживание. На этапе создания товара в качестве главной задачи выступают отбор идей и обоснование с технической и экономической точек зрения целесообразности их реализации. С этой целью многие западные фирмы применяют метод функционально-стоимостного анализа. Нельзя забывать и о жизненном цикле товара. Когда затраты на НИОКР уже не приносят ожидаемого результата, приходится заменять прежнюю технологию на новую, более совершенную и эффективную.

Правильное прогнозирование нового товара стало одной из важнейших задач и целей товарной политики предприятия во внешнеэкономической деятельности.

Повышение материального и культурно-образовательного уровня потребителей, а также развитие НТП обусловили растущую дифференциацию их потребностей и вкусов. Поэтому другой важнейшей задачей и целью товарной политики стало создание образа нового товара на базе существующей модели. Да и сам товар теперь все чаще продается в группе с сопутствующими товарами, в расширенном ассортименте, а не только в единичном виде[31,с.239].

В рамках товарной политики определяются номенклатура производимых товаров, число ассортиментных групп товаров, их ширина и глубина, качество и модификации товаров, обеспечение товара торговой маркой и названием, определение его жизненного цикла, позволяющее рационализировать в производстве и торговле пропорцию новых, зрелых и устаревших товаров и др..

Определение соответствующей товарной политики зависит от трех факторов: наличия ресурсов, возможностей рынка, задач предприятия. В качестве задач могут выступать получение прибыли, увеличение доходности, повышение стабильности, рост доли на рынке, рост предприятия и т.п.

Первым этапом планирования товарной политики является SWOT-анализ, который позволяет определить наличие у предприятия соответствующих ресурсов (финансовых, производственных, трудовых), а также оценить его возможные конкурентные преимущества, долю на рынке и т.д.

Разработка новых товаров, если будет принято такое решение, является вторым этапом планирования политики. Он включает ряд последовательных фаз: формирование идей; предварительную оценку эффективности; проверку концепции идеи; коммерческое планирование и оценки; НИОКР и маркетинговые исследования; испытание первых образцов нового товара; испытание образца в рыночных условиях; выпуск товара на региональный рынок; развертывание производства; выход на международный рынок.

Через товарную политику и торговлю осуществляется вся внешнеэкономическая деятельность предприятия. В этом ее главная роль и растущее значение на современном этапе. Отсюда жесткие требования к ее формированию и реализации[34,с.76].

Конкурентоспособность товара в товарной политике предприятия. При разработке товарной политики предприятия обязательно планируются мероприятия по повышению конкурентоспособности существующих товаров путем создания новых модификаций, расширения рекламы, увеличения сервиса, создания новых каналов сбыта и т.д.

Реализация стратегических позиций на внешнем рынке любого товара происходит на современном этапе в условиях жесткой конкурентной борьбы. Быстрое обновление и расширение товарной номенклатуры под влиянием научно-технического прогресса обостряет международную конкуренцию, которая стала глобальной, стратегической, разрушительной.

Конкурентоспособность товара означает, что он имеет преимущества по сравнению с аналогами с точки зрения удовлетворения целевых, эстетических и иных потребностей и экономической выгоды для конечного потребителя.

Стратегия конкурентоспособности товара оценивается по следующим основным группам свойств: потребительским (качество, технический уровень), экономическим (цена приобретения и цена потребления), эстетическим, экологическим, безопасности потребления. Причем экономические свойства товара не сводятся только к ценовым, они гораздо шире. Эстетические же свойства товара, а именно соответствие моде, престиж, новизна, дизайн и др., приобрели на современном этапе особое значение в глазах потребителей, так как соответствуют современному стилю жизни. Эти требования намного жестче по отношению к иностранным товарам.

Стратегической особенностью конкурентоспособности товара являются его потребительские и стоимостные свойства. Эстетические же свойства во многом производны от вкусов, национальных особенностей, ценностных ориентации потребителей различных стран и т.д. [31,с.204]

Соотношение затрат на приобретение, перевозку и потребление товара к полученному полезному эффекту определяет величину его полезности или величину эффективности его потребления. В настоящее время величина полезного эффекта от потребления товара стала определяться не только качеством или величиной потребительских свойств, ценой, стоимостью потребления, но и рядом новых факторов, таких как экологическая чистота, безопасность потребления, энергоемкость, металлоемкость, степень загрязнения окружающей среды и т.д.

Соотношение уровня полной цены товара и величины полезного эффекта от его потребления к аналогичным показателям товаров других фирм и фирм-конкурентов дает представление об уровне конкурентоспособности. Поэтому при оценке конкурентоспособности товара учитываются следующие факторы: потребительские свойства; полнота сервиса и его простота (техобслуживание, ремонтодоступность, оперативность и др.); уровень цены; условия реализации, в том числе платежей; цена приобретения и цена потребления товара; безопасность потребления и экологическая чистота; величина полезного эффекта от потребления товара.

Учет этих факторов позволит более полно обеспечить коммерческие и иные интересы партнеров по сделкам. В то же время это позволит реально определить степень конкурентоспособности товара в целом, а также этапы осуществления производственной и товарной политики — совершенствование товара, доработка, расширение номенклатуры или разработка нового товара и т.д. [34,с.81]

Конкурентоспособность товара на тех или иных мировых рынках различна и весьма относительна, поэтому нет абсолютно конкурентоспособных и неконкурентоспособных товаров. Основными критериями конкурентоспособности являются технические характеристики, коммерческие условия купли-продажи, цена потребления, полезный эффект потребления.

Конкурентоспособность товара по техническим характеристикам.Она определяется показателями мощности, производительности, технического уровня, качества и т.д. Технический уровень товара определяется многими факторами, основными среди которых являются соответствие промышленно освоенным последним достижениям научно-технического прогресса в стране или в мире; требованиям определенного рынка или сегмента рынка; особенностям мирового производства, и прежде всего передовой технологии, экологической чистоты производства. Обычно основные требования к товару находят свое отражение в стандартах и технических условиях[31,с.212].

Конкурентоспособность товара по коммерческим условиям купли-продажи. Приобретение большинства товаров требует затрат. Поэтому одним из главных средств конкурентной борьбы на мировых рынках по-прежнему являются коммерческие условия купли-продажи товаров. Конкурентоспособность товара по коммерческим условиям купли-продажи определяется на основании следующих критериев: уровня цены и валюты цены; сроков поставки товара; условий платежа и валюты платежа; величины таможенных пошлин, налогов и сборов; условий приобретения или доставки товара; степени надежности партнера и его ответственности за выполнение обязательств.

Конкурентоспособность товара по цене потребления. Высокие экономические и технические требования к товару резко увеличивают затраты на его производство. Суммирование затрат на оплату энергии, сырья, эксплутационных материалов, технического обслуживания, ремонт и т.д., определяют издержки потребления товара, причем для машин и оборудования — на весь период эксплуатации или потребления, а для сырья — на единицу веса. По многим товарам издержки потребления могут многократно превышать цену.

При экспорте и импорте необходимо исходить из учета полной цены потребления товара. Такой подход к товару в современных условиях может существенно снизить коммерческие, производственные и многие другие риски, поскольку даже низкая контрактная цена может обернуться в последующем нерационально высокими затратами на его потребление.

Конкурентоспособность товара по полезному эффекту его потребления. Покупатель, приобретая товар, хочет прежде всего получить полезный эффект от его потребления, максимально удовлетворить свои потребности. Этот полезный эффект, или эффективность потребления, определяется многими факторами, в том числе наличием соответствующих потребительских свойств товара, удобством пользования, набором сервиса и т.п. Конечно, чем выше потребительские свойства товара, тем больше полезный эффект от его потребления. Другими словами, в укрупненном плане потребитель выделяет две группы параметров товара: затраты и полезный эффект. Затраты включают расходы на приобретение товара и расходы на его потребление. Полезный эффект от потребления товара выражается в степени соответствия своему назначению, целевым потребностям потребителя и величине эффективности потребления, то есть величине отдачи.

Уровень полезного эффекта в потреблении товара является производным от ряда факторов. Важнейшим из них является соответствие товара своему назначению и целевым потребностям покупателя, а также качество, то есть совокупность свойств, обусловливающих степень способности товара удовлетворять определенные личные или производственные потребности. Это заставляет производителей товара уделять особое внимание повышению его качества. Оно может осуществляться путем доработки товара, обновления его модификаций, выпуска принципиально нового товара для этих же потребностей и т.д.

Однако интерес потребителя к товару претерпевает, как правило, значительные изменения в каждом цикле его жизни.

Товары могут иметь одинаковую цену, но давать различный полезный эффект. Разные виды товаров, имеющие различную цену, могут удовлетворять одинаковые потребности. Товары одинаковой производительности и цены имеют различные удобства при пользовании и, следовательно, повышают производительность труда.

Исключительно большое значение в международной конкуренции приобретает техническое обслуживание. Товар в глазах потребителя имеет три образа. Во-первых, это конкретный товар, то есть его базовая физическая сущность, не требующая какого-либо сервисного обслуживания при потреблении. Во-вторых, это расширенный товар, означающий не только его конкретные характеристики, но и все то, что составляет его образ, включая сервисное обслуживание. В-третьих, это обобщенный товар, означающий наиболее широкое определение товара, соответствующее концепции маркетинга. Здесь упор делается на значение товара для потребителей, а не для производителя или продавца. Товар приобретает не столько личное, сколько социально-общественное значение. Так, автомобиль покупают не только для решения транспортной проблемы, а больше из престижных и социально-общественных соображений, демонстрируя соответствующий статус потребителя. Сервис здесь — необходимая составляющая[34,с.109].

В целом по мере усложнения товаров под влиянием научно-технического прогресса роль сервисного обслуживания в конкурентной борьбе продолжает расти. Без современного сервиса весьма затруднительно продвижение товара на западные рынки.

Несмотря на особую роль, которую играет сервисное обслуживание в покупке товара, все-таки определяющей является его цена. Цена товара меняется в процессе его движения от производителя к конечному потребителю. При движении товара на первом этапе от производителя к рынку в качестве ценообразующих факторов выступают издержки производства, налоги, расходы на упаковку, маркировку, складирование, транспорт, средняя норма прибыли в стране, льготные и стимулирующие меры государства. Источниками цен на данном этапе являются справочные и прейскурантные цены. Они учитывают интересы только производителя и совсем не отражают интересов конечного потребителя. В процессе обращения товара на рынке появляются новые ценообразующие факторы, а именно: конкуренция по всем параметрам товара, спрос, таможенные пошлины, налоги, сборы и др. Источниками цен здесь служат биржевые котировки, аукционные цены, цены реальных сделок. Они уже отражают не только интересы производителей, но и интересы конечных потребителей. Они более реально отражают состояние спроса и предложения. При движении товара от рынка к конечному потребителю начинают действовать такие ценообразующие факторы, как различного рода скидки с цены, премии, поощрительные дополнения в виде сервисных книжек при покупке автомобиля, выдачи талонов на бензин, подарков, сувениров и т.д. Все они широко используются в конкурентной борьбе на мировых рынках.

Таким образом, учет особенностей товара, динамика развития НТП, правильно выбранная стратегия формирования товарной политики в существенной мере определяют конкурентоспособность предприятия, возможности его экономического роста и выживания в современных условиях.

 



2019-12-29 196 Обсуждений (0)
Товарная политика внешнеэкономический конкурентоспособность 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Товарная политика внешнеэкономический конкурентоспособность

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (196)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)