Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности предприятий



2019-12-29 187 Обсуждений (0)
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности предприятий 0.00 из 5.00 0 оценок




Проводимые с начала 1990-х гг. в России экономические реформы непосредственно распространялись на внешнеэкономическую сферу, где осуществлялась последовательная либерализация ВЭД. В 1992 - 1995 гг. в целом была сформирована система государственного регулирования внешнеэкономических связей, использующая методы и инструменты, присущие странам с рыночной экономикой. Накопленный опыт в реализации общегосударственной внешнеэкономической политики, обеспечивающий переход от административных методов регулирования к экономическим, дал возможность подготовить с использованием мировой практики Закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», вступивший в силу с 1 июня 1996 г. В нем были изложены основные принципы регулирования внешнеторговой деятельности, проведено разграничение компетенции Российской Федерации и ее субъектов в данной области, перечислены основные функции федеральных, исполнительных и законодательных органов, ответственных за регулирование ВЭД, определены основы таможенно-тарифного и административного регулирования, экспортно-импортного валютного контроля, важнейшие формы содействия развитию внешнеторговой деятельности[28,с.250].

В настоящее время основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности согласно закону РФ от 08.12.2003г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» являются:

1) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;

2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

3) единство таможенной территории Российской Федерации;

4) взаимность в отношении другого государства (группы государств);

5) обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности; 7) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом;

8) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

9) обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

10) обеспечение обороны страны и безопасности государства;

11) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном судом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;

12) единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

Органы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в РФ. Основы государственного устройства Российской Федерации, системы управления (в том числе и внешнеэкономической деятельностью) заложены Конституцией РФ. Согласно ст. 71 Конституции в ведении Российской Федерации (применительно к сфере внешнеэкономической деятельности) находятся: внешняя политика и международные отношения, международные договоры, вопросы войны и мира, внешнеэкономические отношения. В ведении Российской Федерации находятся также установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, а также федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

Более подробное положение относительно разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, которых согласно Конституции насчитывается 89, содержится в Законе РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», двусторонних соглашениях, заключаемых между РФ и субъектами и в других нормативных актах.

К основным вопросам, которые находятся в ведении Российской Федерации, в области внешнеторговой деятельности относятся следующие[28,с.262]:

- формирование концепции и стратегии развитиявнешнеторговых связей и основных принципов внешнеторговойполитики Российской Федерации;

- обеспечение экономической безопасности, защита экономическогосуверенитета и экономических интересов Российской Федерации, экономическихинтересов субъектов Российской Федерации и российских лиц;

- государственное регулирование внешнеторговой деятельности, включая финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, обеспечение экспортного контроля, определение политики в области сертификациитоваров в связи с ихввозом и вывозом;

- установление обязательных на всей территорииРоссийской Федерации стандартов и критериев безопасности и/илибез вредности длячеловека при ввозе товаров и правил контроля за ними;

- определение порядка экспорта и импорта расщепляющихся материалов, отравляющих, взрывчатых, ядовитых, психотропных веществ, сильнодействующихядовитых веществ, биологически активных материалов (донорской крови, внутренних органов и других материалов),генетически активных материалов (культур грибов, бактерий, вирусов, семенногоматериала человека и животных и иных материалов), животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения;

- определение порядка вывоза отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации и оказания услуг, которые могутбыть применены при создании вооружении и военной техники, а также тех из них, которые имеют мирные значения, но могут быть использованы при создании оружия массового поражения и ракетных средств его доставки;

- определение порядка ввоза и вывоза драгоценных металлов,драгоценных камней, изделий из них, лома драгоценных металлов и драгоценных камней, отходов их переработки и химических соединений, содержащих драгоценные металлы;

- установление показателей статистической отчетности внешнеторговой деятельности, обязательных на всей территории Российской Федерации:

- предоставление государственных кредитов и иной экономической помощи иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, заключение международных договоров о внешних заимствованиях Российской Федерации игосударственных кредитах, предоставленных Российской Федерации иностранными государствами, установление предельного размера государственных кредитов Российской Федерации и внешних заимствований; формирование и использование официальных золотовалютныхрезервов Российской Федерации;

- разработка платежного баланса Российской Федерации; привлечение государственных, банковских и коммерческих кредитов под гарантии Правительства Российской Федерации, контроль за их использованием;

- установление лимита внешнего государственного долга Российской Федерации и управление этим долгом, организация работы по погашению долгов иностранных государств перед Российской Федерацией;

- заключение международных договоров Российской Федерации в области внешних экономических связей;

- участие в деятельности международных экономических и научно-технических организаций, реализации решений, принимаемых этими организациями;

- создание и функционирование торговых представительств Российской Федерации за рубежом, а также представительств Российской Федерации при международных экономических и научно-технических организациях и т.д.

Система органов государственной власти, предусмотренная Конституцией РФ включает три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

Внешнеэкономическая деятельность и управление ею в РФ регулируются законодательными актами, т. е. актами, принятыми высшим представительным и законодательным органом - Федеральным Собранием, или актами, принятыми высшими представительными органами, действовавшими до принятия новой Конституции страны, если они не противоречат последней. К их числу следует отнести прежде всего общеэкономические законы, например законы «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «О собственности», налоговое законодательство и др. В этих законодательных актах содержатся, как правило, специальные статьи и разделы, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность. Например, ст. 25 «Внешнеэкономическая деятельность» Закона РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и др. Принимаются также законодательные акты по тем или иным аспектам внешнеэкономической деятельности. Например, « О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», Таможенный кодекс РФ, Законы РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», «Об иностранных инвестициях», Закон РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» и др.

Наряду с законодательными актами первостепенное значение имеют указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ.

На основе упомянутого выше законодательства федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции принимают нормативные акты в форме инструкций, положений, правил и др. Межведомственные нормативные акты в обязательном порядке подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ и официальному опубликованию[28,с.273].

Таким образом, управление внешнеэкономической деятельностью в России осуществляется целой системой органов государственной власти.

Наиболее разнообразной системой специализированных органов государственной власти, принимающих участие в управлении внешнеэкономической деятельностью в России, обладает исполнительная власть. К исполнительной власти относятся Президент и Правительство РФ. Президент, избираемый на основе всенародного голосования, является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод граждан. В своей деятельности по управлению внешнеэкономической деятельностью он работает в тесном контакте с Правительством, опирается в принятии решений на деятельность ряда совещательных и контролирующих органов. К ним относятся Совет Безопасности РФ, Президентский Совет, Совет глав администраций, Экспортный Совет и другие советы и комиссии при Президенте — консультативные органы, осуществляющие предварительное рассмотрение вопросов и подготовку вносимых предложений.

В управлении внешнеэкономической деятельностью России наибольшее значение имеют следующие органы исполнительной власти[1,с.249]:

1. Министерство экономического развития РФ (Минэкономразвития), которому переданы функции упраздненного в сентябре 1998 г. Министерства внешних экономических связей и торговли РФ (МВЭСиТ). До 2008г. - МТ и МВЭС были объединены в Министерство экономического развития и торговли (МЭРиТ). В настоящее время - Министерство экономического развития РФ (Минэкономразвития). Главная задача Минэкономразвития в области ВЭД — координация и регулирование внешнеторговой деятельности в соответствии с решениями высших органов государственной власти и управления РФ, разработка совместно с другими федеральными органами исполнительной власти предложений по проведению единой государственной внешнеторговой политики и обеспечение ее реализации.

Министерство экономического развития и торговли разрабатывает предложения по государственной политике в сфере военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, обеспечивает ее реализацию, регулирует и контролирует отношения в этой области, выполняет функции государственного заказчика по поставкам военно-технической продукции для государственных нужд. Кроме того, Министерство разрабатывает предложения по основным направлениям экспортной политики, реализации механизма государственной поддержки промышленного экспорта, в том числе в рамках региональных программ, защищает экономические интересы России, ее субъектов, участников ВЭД на внешнем рынке, а также интересы отечественных товаропроизводителей и потребителей от недобросовестной иностранной конкуренции путем осуществления предусмотренных законодательством мер.

Свои функции по управлению внешнеэкономической деятельностью в России Минэкономразвития осуществляет, опираясь на своих уполномоченных в крупнейших регионах России и их аппараты.

2. Федеральная таможенная служба РФ (ФТС) — центральный правоохранительный орган в сфере внешнеэкономической деятельности, участвующий в разработке и реализации таможенной политики страны. Через свои региональные таможенные управления осуществляет контроль за ввозом и вывозом грузов и валюты через границу РФ, обеспечивает в пределах своей компетенции экономическую безопасность, защищает экономические интересы РФ, применяет средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений, взимает таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи, осуществляет и совершенствует таможенный контроль и таможенное оформление, создает условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу РФ, ведет таможенную статистику внешней торговли и товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности и т.д. [1,с.254]

3. Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК) - центральный орган федеральной исполнительной власти. Эта служба была образована в 1993 г. в соответствии с Указом Президента и Постановлением Правительства Российской Федерации. В 1994 г. Правительством РФ было принято решение о создании региональных подразделений. В настоящее время происходит становление территориальных органов этой службы. По российскому законодательству существуют три органа валютного контроля: Правительство РФ, Центральный банк РФ, и Государственный таможенный комитет РФ. Главная задача Федеральной службы — проведение единой общегосударственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций.

Определенное значение в регулировании и управлении внешнеэкономической деятельностью на уровне государства имеют также другие органы федеральной и исполнительной власти (каждый применительно к своим функциям) [1,с.258]:

- Министерство иностранных дел РФ;

- Министерство РФ по сотрудничеству с государствами — участниками СНГ;

- Министерство науки и технологий РФ;

- Государственная налоговая служба РФ;

- другие федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти (Министерство транспорта, Министерство топлива и энергетики, Федеральная служба безопасности и т. д.).

Организации, содействующие развитию ВЭД. Организации, входящие в систему Минэкономразвития, на основе изучения и прогнозирования конъюнктуры на мировых рынках, условий торговли обеспечивают информацией и консультируют участников внешнеэкономических связей, а также оказывают им содействие в развитии и совершенствовании новых форм и методов внешнеэкономической деятельности. В состав Минэкономразвития входит ряд специализированных организаций, непосредственно способствующих осуществлению им своих функций в области внешнеэкономической деятельности[12,с.117]:

- Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт (ВНИКИ);

- Всероссийская академия внешней торговли (ВАВТ) с Институтом повышения квалификации руководящих работ пиков и специалистов в области внешнеэкономических связей;

- государственное предприятие «ИнформВЭС»;

- внешнеэкономические объединения;

-Внешторгбанк и Внешэкономбанк. Наиболее крупные в РФ коммерческие банки, обслуживающие участников ВЭД при выполнении контрактов и кредитующие их;

- Ингосстрах - ведущая негосударственная структура в РФ, обеспечивающая страхование контрактов отечественных и иностранных компаний. Ингосстрах имеет свои представительства за рубежом и в регионах РФ;

- другие научно-исследовательские, проектные, учебные организации и предприятия.

К мерам специальной поддержки экспортеров относят информационное, консультационное, маркетинговое и техническое содействие экспортерам.

Законодательство, регламентирующее внешнеэкономическую деятельность в РФ. Юридической основой регулирования внешнеэкономической деятельности в России является совокупность норм, изложенных в законах Российской Федерации, которые либо прямо распространяются на данную сферу деятельности, либо оказывают на нее непосредственное влияние, а также общепризнанные нормы международного нрава и международные договоры в области экономических отношений.

К числу важнейших законодательных актов, регулирующих ВЭД, следует отнести[12,с.122]:

- Закон РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (от 8 декабря 2003 г., № 164-ФЗ);

- Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» (от 9 июля 1999г.,№160-ФЗ);

- Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» (от 10 декабря 2003 г.);

- Таможенный кодекс Российской Федерации (от 28 июня 2004 г., ред. 29.06.2004г.);

- Закон РФ «Об экспортном контроле» (от 18 июля 1999 г., ред. 30.12.2001 г.);

- Закон РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» №209-ФЗ от 24.07.2007г.

Определяемые законами общие условия и принципы ведения ВЭД получили дальнейшее развитие и конкретизацию в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, на базе которых были подготовлены различные нормативные акты соответствующих министерств и ведомств.

 

1.3 Стратегическое планирование и организация внешнеэкономической службы предприятия

 

Стратегическое планирование внешнеэкономической деятельности на уровне фирм осуществляется наряду с планированием предпринимательской деятельности в рамках отечественного рынка и предполагает составление отдельного раздела сводного внутрифирменного плана внешнеторговой или внешнеэкономической деятельности.

План внешнеэкономической деятельности включает задания-показатели по экспорту и импорту (в зависимости от профиля внешнеэкономической деятельности фирмы) с разбивкой по товарам и видам услуг, по странам и регионам в денежном и физическом выражении за определенный период (обычно за год) [13,с.127].

Планы внешнеэкономической деятельности, как правило, основываются на специальныхмаркетинговых программах - предложениях по расширению внешнеэкономической деятельности, указывающих наиболее перспективные внешние рынки, методы их освоения и повышения международной конкурентоспособности фирмы и ее товаров.

Планы внешнеэкономической деятельности весьма часто сопровождаются бизнес-планами проектов развития и совершенствования работы фирмы за рубежом, в которых приводится обоснование необходимости привлечения соответствующих средств из внешних источников и доказывается общая эффективность проекта и реальность возможности его окупаемости и прибыльности.

Бизнес-план внешнеэкономического проекта предполагает, как правило, обоснование эффективности разработки, освоения и расширения внешних рынков для фирмы. В частности, в нем даются:

- анализ и характеристика рынка для проникновения или усиления рыночной позиции фирмы;

- анализ конкурентов, их сильных и слабых сторон;

- анализ конкурентных позиций своей фирмы (так называемыйSWOT-анализ: strengths / weaknesses - opportunities / threats );

- анализ внешней среды бизнеса: географических, демографических, организационно-правовых, политических, экономических, социально-культурных и других условий рынка проникновение на зарубежные территории и условия для развития данного вид; внешнеэкономической деятельности в России.

Далее в бизнес-плане внешнеэкономического проекта указываются[13,с.131]:

- характеристика товара, предназначенного к поставке за рубеж;

- местоположение и характеристика предприятия, его производящего;

- меры по выводу товара на данный внешний рынок (формирование сбытовой сети, реклама и другие средства стимулирования сбыта, ценовая политика).

Также в нем дается оценка рисков данного проекта, приводится финансовый план по его реализации с указанием средств, выделяемых самой фирмой, и средств, необходимых ей в виде внешних заимствований, рассчитывается точка безубыточности внешнеэкономического проекта.

Организация внешнеэкономической службы предприятия. Производственное предприятие может осуществлять внешнеэкономическую деятельность через посредников (отечественных или зарубежных), а также напрямую, самостоятельно.

С учетом специфики России возможны два варианта организации внешнеэкономической деятельности предприятия: создание внешнеторговой фирмы или образование отдела внешнеэкономических связей в рамках действующего аппарата управления предприятием.

При этом организация ВЭД предприятия классифицируется по следующим основным стратегическим показателям[13,с.135]:

1. По видам (функциям) внешнеэкономической деятельности. Как правило, такую структуру имеют небольшие по размерам фирмы, работающие с узким товарным ассортиментом на небольшом числе зарубежных рынков и сегментов, отличающихся определенной однородностью, стабильностью и незначительной емкостью.

Такая структура подходит для фирм, производящих стандартные, неиндивидуализированные товары, которые не требуют значительной модификации, в зависимости от различного предъявляемого к ним на любых зарубежных рынках спроса, а также не являются объектом активного воздействия научно-технического прогресса и т. д.

Такой тип структур имеет ряд недостатков:

- отсутствие специальных подразделений по видам товаров затрудняет управление процессом разработки нового товара, замедляет инновацию;

- отсутствие специальных подразделений по зарубежным рынкам приводит к замедлению реакции на изменение спроса в других странах.

2. По товарно-отраслевому принципу. Такую структуру имеют фирмы, выпускающие и/или экспортирующие продукцию широкого ассортимента с различной технологией изготовления, коротким жизненным циклом, со значительной степенью инновации и специализирующиеся на небольшом числе динамично развивающихся зарубежных рынков однородного характера. Недостатки такой структуры:

- чрезмерная технологическая ориентация при поставке товаров за рубеж;

- трудности поиска ивыхода на новые рынки сбыта;

- сложность проведения комплексной региональной политики;

- утяжеление структуры за счет многочисленных товарных отделов;

- усложнение общего стратегического управления.

3. По географическому принципу. Такая структура имеет наибольшее распространение при организации внешнеэкономической деятельности. Она позволяет координировать и дифференцировать рыночную стратегию фирмы, добиваться чуткого реагирования на изменение среды и характера спроса на зарубежных рынках и своевременно адаптировать поставляемые на них товары.

Такая структура подходит для фирм, продающих однородные товары с однородными требованиями со стороны потребителей на различных зарубежных рынках, способных взаимозаменять и/илидополнять друг друга. Товары этих фирм не должны быть подвержены резким колебаниям конъюнктуры испроса и отличаться сезонностью продаж. Они должны продаваться через широкую сбытовую сеть посреднических организаций.

Такая структура не лишена и определенных недостатков. Она приносит децентрализацию и дублирование ряда функций в управлении, снижает координацию внешнеэкономической работы по товарам и функциям, неэффективна для наукоемких товаров и услуг и для фирм с широким номенклатурным рядом продаваемых за рубеж товаров.

4. По группам потребителям или по рыночным сегментам. Такая структура рассчитана на удовлетворение требований индивидуализированных групп конечных потребителей. Повышая степень их обслуживания, она в то же время обеспечивает долговременность связей с партнерами.

5. Матричная структурапостроения в большей степени связана с построением центральных служб управления внешнеэкономической деятельностью.

Отличаясь определенной консервативностью, матричная структура в меньшей степени способна обеспечить мобильную адаптацию к новым условиям развития зарубежных рынков.

При построении организационной структуры управления внешнеэкономической деятельностью в фирме, как правило, происходит комбинирование различных типов и формирование уникальных, оригинальных структур управления, отвечающих условиям деятельности на внешних рынках именно данной фирмы, именно на данном рынке и именно с данной продукцией.

Основные принципы построения стратегии организационной оптимизации[13,с.144]:

- гибкость, мобильность и адаптивность системы организации внешнеэкономической деятельности чаще всего достигаются за счет так называемых временных рабочих групп или групп по проекту, создаваемых из числа сотрудников различных подразделений для решения текущей актуальной задачиразвития внешнеэкономической деятельностии подлежащих расформированию по завершении проекта и выполнении задания;

- относительная простота структуры, позволяющая четко построить организационную схему управления и не допускающая дублирования функций, нарушения и усложнения логичности горизонтальных и вертикальных связей;

- соответствие специфике ассортимента товаров, занятых по внешнеэкономической деятельности.

Так, организационная структура управления внешнеэкономической деятельностью фирмы, занимающейсястроительством за рубежом хозяйственныхобъектов, будет отличаться от структуры фирмы, занимающейся поставками за границу леса;

- соответствие специфике внешних рынков. Если число зарубежных рынков велико, то они могут быть однородными по группам стран, мы будем иметь дело с одним типом построения организационной структуры управления, а если числи рынков невелико — то с другим.

 



2019-12-29 187 Обсуждений (0)
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности предприятий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности предприятий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)