Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задачи контроля и его организация



2019-12-29 290 Обсуждений (0)
Задачи контроля и его организация 0.00 из 5.00 0 оценок




Весь ход, содержание и результаты учебно-воспитательной работы в вузе во многом зависят от того, насколько систематически, глубоко и целеустремленно осуществляется контроль учебного процесса как один из обязательных аспектов в многогранной деятельности руководства вуза, кафедр и факультетов по управлению всей учебной работой. Однако «управленческая», или направляющая, роль контроля вовсе не означает, что он стоит вне самого учебного процесса или над ним. Педагогическая наука рассматривает контроль как важную составную часть учебного процесса.

Главная цель контроля подчинена общей задаче–обеспечению высокого теоретического и научного уровня учебно-воспитательной работы и, следовательно, качественной подготовке кадров. Что же касается характера контроля, его приемов и решаемых им частных задач, то это зависит от того, на какой компонент единого учебного процесса он направлен. Однако нет и не может быть никакой частной задачи контроля, которая не служила бы его общей цели–улучшению качества обучения и воспитания.

Из самой сущности контроля вытекает, что он выполняет прежде всего проверочнуюфункцию. Будучи направленной на все звенья и стороны учебного процесса, проверка дает возможность постоянно изучать и знать действительное состояние учебно-воспитательной работы, критически сопоставлять ее содержание, стиль и методы с теми задачами и требованиями, которые предъявляются к вузу в области подготовки кадров, с жизнью и потребностями производства, рынка, современным развитием науки и т. д. Данные о положительных сторонах и недостатках учебной работы, получаемые в результате контроля, позволяют принимать своевременные меры по совершенствованию всего учебного процесса или его отдельных сторон, по улучшению работы факультетов, кафедр, отделов или некоторых преподавателей и студентов.

Контроль органически включается в учебный процесс еще и потому, что выполняет ряд важных педагогических функций. Он выполняет обучающую функцию, поскольку материалы контроля дают возможность систематически накапливать, анализировать и обобщать опыт учебно-воспитательной работы и делать его достоянием всего коллектива вуза, отдельной кафедры или группы кафедр. Все формы контроля, при умелом их осуществлении, сопровождаются указаниями контролирующего, советами и рекомендациями контролируемому. Контроль во всех случаях дает возможность проверяемому извлечь уроки из проверки его работы и сделать правильные выводы на будущее.

Организационно и методически правильно осуществляемый контроль приносит немалую пользу и самим проверяющим: они извлекают для себя выводы из практики контроля. Например, лица, привлекаемые для проверки учебной и методической работы какой-нибудь кафедры, всегда находят положительные стороны или недостатки, которые они могут учесть в своей работе.

Обосновывая место контроля в процессе обучения, отечественная педагогика исходит из того, что успех обучения в значительной мере определяется единством в нем двух видов связи между обучающим (преподавателем) и обучаемым (студентом): прямой–от обучающего к обучаемому; обратной–от обучаемого к обучающему (то, что называют обратной связью, выявлением степени и характера усвоения учебного материала). Контроль за успеваемостью студентов как раз и обеспечивает эту обратную связь, информируя нас об уровне их подготовки, дает конкретный материал для принятия должных мер с целью улучшения процесса обучения. Контроль, следовательно, обоюдно учит–и контролируемых, и контролирующих–правильно анализировать работу, воспринимать положительный опыт, улучшать содержание и методы преподавания.

С обучающей функцией контроля тесно связана его воспитательная функция. Контроль оказывает стимулирующее воздействие на людей, способствует воспитанию добросовестного отношения к труду, развивает самокритичность, самостоятельность, гибкую реакцию на возникшие трудности и недостатки, побуждает к поискам новых, более совершенных приемов и методов работы, к углублению и расширению знаний.

 Контроль в определенной мере выполняет и организующую функцию. Проверка различных сторон учебно-воспитательной работы способствует строгому исполнению учебного плана вуза, реализации его целевой установки, укреплению дисциплины учебного процесса, регулярности учебно-методической и воспитательной работы факультетов и кафедр. Контроль за работой студентов помогает повышать их организованность, вырабатывать у них такие качества, как планомерность и ритмичность в учебе, рациональное распределение времени, выполнение учебных заданий к строго определенным срокам, освоение наиболее эффективных приемов и методов учебной и общественной работы. Правда, одним из самых сильных стимулов в учебе студента является его увлеченность наукой, интерес к научным знаниям, осознанная жизненная потребность в них, понимание того, что без глубоких знаний и умений он не может стать хорошим специалистом. Незаменимым в этом деле является авторитет самой науки, эрудиция и опыт преподавателей. Однако все это отнюдь не снижает роли и значения контроля, который как раз и призван содействовать воспитанию высокого чувства ответственности за результаты своей работы, воли и настойчивости в достижении цели.

Опыт работы высших учебных заведений показывает, что контроль качества и организации учебного процесса достигает своей цели и выполняет свойственные ему функции только при соблюдении ряда обязательных принципов. Главными из них являются: всеобъемлющий характер контроля, его систематичность, целенаправленность, объективность, требовательность, а также постоянное совершенствование всех его форм и методов.

Будучи всеобъемлющим, контроль охватывает деятельность всего коллектива вуза и все стороны учебно-методической работы. Он распространяется на факультеты, кафедры, всех преподавателей и студентов вуза, играет важную роль в обеспечении необходимой целенаправленности и достижении высокой эффективности учебного процесса–во всем его комплексе и в каждом отдельном звене.

Систематичность контроля предусматривает разработку и осуществление в вузе целостной системы контроля, а также его планомерность и регулярность. В соответствии с существующим положением контроль в вузе организуется и осуществляется по всем направлениям руководством учебного заведения. Обязанности контроля за учебной работой преподавателей и студентов возложены также на деканов факультетов и их заместителей, руководителя учебного отдела и его заместителей, заведующих кафедр и их заместителей, председателей методических секций. В осуществлении повседневного контроля за учебой студентов, а также в оценке их знаний на зачетах и экзаменах решающую роль играют преподаватели.

Чтобы обеспечить систематичность контроля, руководство вуза в Плане основных мероприятий на каждое полугодие предусматривает и соответствующую работу по контролю учебного процесса. Обычно на полугодие планируется изучение состояния учебно-методической работы на одном-двух факультетах и на двух-трех кафедрах. Кроме того, на обсуждение Ученого и Методического советов вуза систематически выносятся либо общие задачи, либо ключевые вопросы учебно-воспитательной работы во всем учебном заведении. В период подготовки к обсуждению таких вопросов они предварительно изучаются, для чего также проводятся различные контрольные мероприятия, охватывающие работу ряда кафедр и факультетов.

В соответствии с планом руководства вуза и задачами кафедр их заведующие в годовых (семестровых) и месячных планах работы также предусматривают конкретные мероприятия по контролю за работой методических секций, преподавателей и студентов. В частности, заведующие кафедрой и их заместители планируют на год обычно до 2–3 контрольных посещений учебных занятий каждого преподавателя.

Контроль в целом и его отдельные мероприятия всегда преследуют конкретные задачи, которые являются целенаправленными. Формальный контроль–без основательного анализа проверяемого объекта работы, без выяснения причин недостатков исключает возможность положительного воздействия на учебный процесс. Больше того, у людей может появиться безразличное и даже отрицательное отношение к контролю вообще.

Контроль служит целям изучения истинного состояния учебного процесса и активного его совершенствования. Отсюда вытекает такое требование к контролю, как его объективность.Известно, что контроль не может отразить реального положения дел, то есть не может быть объективным, если при его осуществлении допускаются элементы предубежденности, стремление выискать только одни отрицательные факты или навязать сугубо личные взгляды контролирующего на те или иные теоретические проблемы, методические приемы и т. п. Доброжелательность, такт, искреннее стремление проверяющего оказать помощь педагогу и совместными усилиями добиться улучшения работы–вот что должно характеризовать стиль и направленность контроля. В то же время объективность контроля несовместима с либеральным отношением к недостаткам и ошибкам, поверхностностью и узостью в анализе и оценке работы проверяемого.

Высокая требовательность–непременное условие объективности и, следовательно, действенности контроля, независимо от того, что и кто подвергается проверке: работа факультета, кафедры, преподавателя, учебной группы или отдельного студента. В противном случае контроль не только не достигнет своей цели, но может повлечь за собой отрицательные результаты: его материалы дадут неверное представление о проверяемом объекте, контроль в целом не выполнит своих функций. Что же касается либерализма в отношении оценки знаний студентов на экзаменах и зачетах, то это ведет к снижению качества подготовки кадров, оказывает отрицательное воздействие на их воспитание, о чем будет сказано далее.

Выводы по результатам контроля, общие и конкретные замечания, рекомендации, как правило, доводятся до лиц или коллектива, работа которых подвергалась проверке. Если проверяется учебно-методическая работа на факультете или работа кафедры, то результаты проверки обычно обсуждаются на специальном совещании у руководства вуза или на Ученом и Методическом советах учебного заведения (соответственно также на факультете и кафедре), вырабатываются меры по устранению недостатков, а также распространению в учебном заведении положительного опыта, выявленного в результате проверки.

Разбор занятия (результаты контроля) проводятся сразу же после окончания его и, если позволяют обстоятельства, в присутствии коллектива кафедры. Здесь же высказывается оценка проведенного занятия, отмечается, что поучительного в нем, какие были недостатки, и даются советы, рекомендации. Кроме этого, материалы контроля за учебной работой преподавателей систематизируются, обобщаются и периодически (3–4 раза в год) обсуждаются на заседаниях кафедр, что является важным средством повышения действенности контроля и улучшения работы всех преподавателей. Неэтичным в воспитательном отношении могут быть такие факты, когда контролирующий не высказывает преподавателю всех тех замечаний, которые он затем негласно включает в отчет или предает гласности с большим запозданием.

Заслуживает особого внимания анализ результатов контроля за учебой студентов. На всех кафедрах и факультетах периодически обсуждаются материалы текущего контроля за самостоятельной работой студентов и дважды в год–итоги экзаменационных сессий. Последние анализируются на специальных совещаниях у руководства и Ученом совете высшего учебного заведения. При этом делаются выводы о принятии конкретных мер по улучшению учебно-методической и воспитательной работы и профессорско-преподавательского состава вуза, а также учебы отдельных студентов или учебных групп.



2019-12-29 290 Обсуждений (0)
Задачи контроля и его организация 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Задачи контроля и его организация

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (290)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)