Методика анализа и оценки проконтролированного занятия
Анализ занятия, как результат педагогического контроля, предусматривает не только соответствующие выводы и его оценку, но и конкретные предложения по улучшению качества его проведения. Анализ начинается сразу с момента входа преподавателя в учебную аудиторию, осуществляется в ходе всего занятия и продолжается после его окончания, когда проверяющий готовится к проведению разбора занятия. Исходя из многолетней практики вузов, каждое учебное занятие оценивается, а, следовательно, и анализируется по трем основным разделам, направлениям или показателям: организации, содержанию и методике проведения занятия. При этом подразумевается, что материальное обеспечение занятия, как некий самостоятельный показатель, входит составными частями в первый и третий разделы, то есть оцениваются при анализе организации и методике его проведения. При анализе и оценке организации занятия особое внимание обращается на следующие вопросы: - своевременность начала занятия и его соответствие расписанию (наименование темы, место проведения, вид занятия и т. п.); - готовность преподавателя (внешний вид, наличие утвержденного плана проведения занятия, подготовленность УМБ, ТСО, наглядных пособий и др.); - уровень готовности к занятию студентов (подготовленность учебных принадлежностей и рабочих мест, наличие литературы и учебных пособий, конспектов); - контроль за ведением конспектов студентов; - проведение, при необходимости, инструктажа по технике безопасности и контроль за ее соблюдением; - соблюдение времени перерывов и конца занятия. Анализируя и оценивая содержание занятия, проверяющий учитывает: - соответствие занятия требованиям тематического плана; - полноту, правильность формулировки темы, учебных и воспитательных целей, учебных вопросов, доступность изложения; - глубину раскрытия содержания темы в соответствии с учебной программой; - правильность и обоснованность выбора вида и структуры занятия, их соответствие уровню подготовки студентов; - научно-теоретический уровень занятия (научность и новизна изучаемого материала, использование последних достижений науки и практики, новейших нормативных документов); - профессиональную направленность занятия, связь теоретических положений с практикой будущей деятельности обучаемых; - использование опыта практической деятельности, связь изучаемого материала с жизнью; - логическую последовательность и взаимосвязь при рассмотрении учебных вопросов; - наличие связи с предыдущими лекциями, со смежными дисциплинами. И, наконец, анализу и оценке подвергается методика проведения занятия, где рассматриваются методические приемы и педагогическая техника преподавателя: - наличие и эффективность использования передового опыта обучения, новых методик, активных методов обучения, приемов по повышению интенсификации обучения; - структура занятия (постановка цели, выделение главных смысловых разделов и логичность перехода к ним, впечатляемость заключения и выводов); - обоснованность и педагогическая целесообразность применения конкретных методов и приемов обучения на занятии и как они способствовали достижению учебных целей; - знание преподаваемого предмета, умение пробудить у обучаемых интерес к изучаемому материалу, контакт с аудиторией и умение управлять ею, наличие обратной связи, активность студентов; - целесообразность распределения времени по элементам занятия, равномерность напряжения работы обучаемых в ходе всего занятия; - мастерство, образный показ действий, общая эрудиция, культура и выразительность речи преподавателя, доходчивость изложения учебного материала, умение выделить главное и опираться на ранее изученные вопросы; - предупреждение, выявление и устранение ошибок обучаемых в ходе занятия; - в какой степени содержание и методика изучения учебного материала способствовали решению воспитательных задач и как достигнуты воспитательные цели на занятии; - уровень культуры; - содержательность и точность ответов на вопросы студентов, умение объективно оценивать знания и навыки обучаемых; - уделялось ли должное внимание привитию обучаемым практических и методических навыков на занятии; - закрепление полученных знаний и навыков путем продуманной постановки вопросов перед аудиторией; - учет особенностей аудитории, осуществление индивидуального подхода к обучаемым, работа с отстающими; - полнота и эффективность использования на занятии ТСО и имеющейся учебно-материальной базы; - надежность применяемых требований и приемов по соблюдению студентами мер безопасности в ходе занятий. Анализ проконтролированного занятия завершается общим выводом о его организационно-методическом и содержательном уровне проведения, достижении учебных и воспитательных целей, выставлением оценки. Проведение преподавателем занятия по любой дисциплине учебного плана оценивается по 4-балльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Однако официально установленные критерии оценок учебного занятия в нормативных документах отсутствуют. Поэтому они (критерии оценок), как правило, разрабатываются в виде примерных (приблизительных) в каждом вузе самостоятельно. При выведении оценки преподавателю за качество проведенного занятия проверяющий не применяет 4хбалльную систему по каждому оцениваемому разделу или показателю занятия (организация, содержание и методика проведения), так как 4 балльная система применима только к общей оценке проконтролированного занятия. Примерные критерии оценок: «отлично»–если в организации, содержании и методике проведения занятия не допущено недостатков и упущений со стороны преподавателя, занятие носило поучительный характер и полностью достигло всех поставленных учебных и воспитательных целей; «хорошо»–если имели место незначительные и несущественные недостатки и упущения, допущенные преподавателем в организации, содержании и методике проведения занятия, на которых в основном достигнуты поставленные учебные и воспитательные цели; «удовлетворительно»–если в организации, содержании и методике проведения занятия были допущены серьезные и существенные недостатки и упущения, вследствие которых поставленные учебные и воспитательные цели достигнуты не полностью; «Неудовлетворительно»–если в ходе занятия имели место провалы и серьезные недостатки, как содержательного характера, так и организационно-методического, которые привели к тому, что не были достигнуты ни учебные, ни воспитательные цели или на занятии было допущено нарушение мер безопасности и установленных правил, приведших к травмам людей, порчи аппаратуры. Контроль за реализацией предложений и рекомендаций, сделанных проверяющими лицами, осуществляется на кафедре (факультете) и в учебном отделе вуза. Кафедральный контроль проводит заведующий кафедрой, его заместитель по учебной работе или председатели методических секций, которые регулярно проверяют бланки контрольных посещений учебных занятий, анализируют произведенные в них записи и своевременно принимают меры, направленные на устранение выявленных недостатков, а также контролируют исполнение преподавателями предписанных им указаний, предложений и рекомендаций по улучшению качества проводимых занятий. Целесообразно не реже одного раза в семестр на заседании кафедры или методических секций обсуждать вопросы о состоянии и результатах текущего педагогического контроля. Кроме того, при необходимости может практиковаться заслушивание на этих заседаниях отдельных преподавателей о проделанной ими работе по реализации указаний и рекомендаций, сделанных им проверяющими лицами при контроле занятий. Таким образом, текущий педагогический контроль учебных занятий не является самоцелью, а представляет собой универсальное и эффективное средство повышения качества проводимых занятий и совершенствования методического мастерства преподавателей. Хорошо налаженный учет результатов педагогического контроля занятий позволяет своевременно наметить меры по устранению недостатков и повышению качества обучения, обобщить положительное в учебно-воспитательной работе и оперативно распространить среди широкого круга профессорско-преподавательского состава вуза.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (251)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |