Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация самостоятельной работы студентов



2019-12-29 324 Обсуждений (0)
Организация самостоятельной работы студентов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В современных условиях творческая одаренность и самостоятельная нестандартная деятельность человека становятся основным ресурсом функционирования и развития общества. Поэтому перед высшей школой стоит задача–готовить специалистов, способных изменить социально-экономическую, правовую и научно-техническую основу нашего общества, обеспечить его прогрессивное развитие. Чтобы решить эту задачу, необходимо активизировать познавательную учебную деятельность студентов. В дидактике со времен
А. Дистервега первостепенное значение придается такому учебному виду деятельности как самостоятельная работа. В настоящее время как аксиому принимают положение
А. Дистервега том, что «знания можно предложить, но овладеть ими может и должен каждый самостоятельно». При этом особая роль принадлежит совершенствованию этого вида учебной деятельности на всех этапах обучения, поскольку самостоятельная работа способствует формированию творческого подхода к будущей профессии, наиболее полно раскрывает индивидуальные черты и способности человека.

Самостоятельная работа студента является одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе которой происходит формирование навыков, умений и знаний и в дальнейшем обеспечивается усвоение студентом приемов познавательной деятельности, интерес к творческой работе и в конечном счете, способность решать технические и научные задачи.

В связи с этим планирование, организация и реализация работы студента в отсутствии преподавателя является важнейшей задачей обучения студента в вузе.

Для того чтобы самостоятельная работа студента была эффективной, необходимо выполнить ряд условий, к которым можно отнести следующие:

- обеспечение правильного сочетания объемов аудиторной и самостоятельной работы;

- методически правильная организация работы студента в аудитории и вне ее, правильное понимание студентами необходимости самостоятельной работы;

- обеспечение студента необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий;

- контроль за ходом самостоятельной работы и мер, поощряющих студента за ее качественное выполнение.

Что касается первого условия, то в данном случае необходимо правильно составить учебный план не только в смысле последовательности изучения отдельных учебных дисциплин, но и разумного соотношения аудиторной и самостоятельной работы. К сожалению, здесь имеются всевозможные перекосы. В частности, распространена точка зрения на необходимость увеличения аудиторной работы, имеются случаи неправильного определения трудоемкости различных видов самостоятельных работ, таких как курсовые, расчетно-графические работы, другие домашние задания студентов. Все это приводит к тому, что студент выполняет только какую-то часть работ, а в ряде случаев не делает ничего. Поэтому составлению такого плана должно предшествовать серьезное изучение бюджета времени студента, оснащенности методической литературой и учет национальных традиций в системе образования. Ведь если не будет соответствующих условий контроля, студент дома больше работать не будет.

Реализуя второе условие, важно постепенно изменять отношения между студентом и преподавателем. Если на первых курсах преподавателю принадлежит активная созидательная позиция, а студент чаще всего ведомый, то по мере продвижения к старшим курсам эта последовательность должна деформироваться в сторону побуждения студента работать самостоятельно, активно стремиться к самообразованию. В ходе выполнения заданий самостоятельной работы он должен учиться мыслить, анализировать задания, учитывать условия, ставить задачи, решать возникающие проблемы, то есть самостоятельная работа постепенно должна превращаться в творческий процесс. В этом могут помочь новые информационные технологии. Как показывает опыт, студент с большим интересом решает поставленные задачи (курсовое и дипломное проектирование, контрольные задачи, другие домашние задания), когда использует современные пакеты или сам программирует решение той или иной задачи. В ходе решения он глубже познает сущность предмета, изучает литературу, ищет оптимальные способы решения. Если стимулировать интерес у студента, у него появится побудительный мотив к получению знания. Очевидно, что за таким шагом должно следовать стимулирование студента в форме интереса сокурсников и преподавателей к проделанной работе (консультации преподавателя по курсам, гласность «рейтинга студентов» по выполняемым работам и т. п.)

Выполнение третьего условия обеспечивается изданием конспектов расширенных лекций, учебных пособий, выдачи раздаточного материала. Правильное использование таких конспектов позволяет, положим, в западных странах сократить объем читаемого материала в часах, превратив лекции в некоторую форму коллективных консультаций, когда студент приходит с подготовленными материалами и лекции превращаются в дискуссию преподаватель–студент по спорным или неясным вопросам. Следует рекомендовать переход на электронные издания, что сейчас уже частично реализуется. Вместе с тем переход на такой способ общения со студентом требует разработки вузовских мероприятий, позволяющих такие издания считать методическим трудом и распространять на них авторское право. Кроме того, в университете имеется мощный информационный источник–Internet. Далее необходимо разработать и широко внедрить систему дистанционного обучения с соответствующей ее доработкой поскольку в том виде, как она существует на Западе, такая система не пригодна для наших условий. Необходимо разрабатывать и приобретать электронные учебники и обучающие программы. Кстати, мы здесь находимся не на последнем месте.

В основе обучения каждого студента должно лежать систематическое самостоятельное обучение (самообразование), так как именно оно наиболее гибко, приближенно к индивидуальным потребностям будущего и позволяет быстро реагировать на прогрессивные изменения в различных областях деятельности. Представляется, что систематическое обучение следует считать основополагающим (а не дополнительным) по отношению к другим видам подготовки специалистов. Основой для самостоятельного обучения является индивидуальный план студента, разрабатываемый им и утверждаемый заведующим выпускающей кафедры или начальником подразделения.

Индивидуальный учебный план должен отвечать основной цели самообразования–индивидуализации получения знаний. Этой цели должны соответствовать задачи, связанные с созданием условий и использованием научно-технических достижений.

Самостоятельная работа–метод обучения студентов, который обеспечивает творческое овладение специальными знаниями и навыками. В процессе самостоятельной работы студент должен активно воспринимать, осмысливать и углублять полученную информацию, решать практические задачи, овладевать профессионально необходимыми умениями. Самостоятельная работа студентов весьма многообразна и содержательна. Она включает в себя различные формы организации.

К основным элементам самостоятельной работы студентов следует отнести рациональную организацию обработки нормативных материалов научно-технической, экономической, правовой информации, включающих программу работы с текстом, методику чтения, факторы, влияющие на процесс чтения, правила быстрого чтения, повышение концентрации внимания. Не менее важным элементом самостоятельной работы является техника конспектирования, которая включает сокращение слов, словосочетаний, терминов, преобразование фразы, использование цвета и.т. д. И, наконец, внеаудиторное изучение и исследование проблем изучаемых наук (учебных дисциплин): участие в социологических и других исследованиях кафедры, факультета, в обсуждении различных вопросов на межвузовских студенческих конференциях и конкурсах студенческих работ.

Перечислим основные принципы самостоятельной работы студентов:

1. Целеустремленность, сознательная активность в поисках более совершенных способов овладения знаниями, умением и навыками к самостоятельному творческому мышлению. Эти качества придают всей организации самостоятельной работы студентов, глубоко воспитывающей характер, способствующий формированию у них научного мировоззрения, высоких морально-психологических качеств.

2. Системность и последовательность в работе. Отступление от этого принципа ведет к нарушению логической преемственности знаний. Следствием этого нарушения является отрывочность и бессвязный характер знаний, затрудняющий дальнейшее усвоение материала.

3. Сочетание высокой требовательности к студентам с заботой о них, повседневной помощью им. Проявляя заботу о студентах, создавая условия, необходимые для самостоятельной работы, кафедры и факультеты должны предъявлять к ним и высокую требовательность, не допускать иждивенческих настроений, всемерно развивать у них активность и инициативу.

4. Индивидуальный подход к студентам. Этот принцип требует постоянной, тесной связи преподавателей и руководства факультетов со студентами, систематического изучения возможностей каждого студента с целью оказания конкретного влияния на его учебу, на планомерную организацию самостоятельной работы.

5. Планомерность в самостоятельной работе. Любая учебная дисциплина, преподаваемая в университете, представляет собой систему взаимосвязанных и взаимообусловленных научно-теоретических положений. Овладеть этой системой невозможно без последовательной, повседневной и планомерной работы студента. При этом основное внимание уделяется умелому распределению времени по учебным дисциплинам, рациональному планированию и строгому самоконтролю. Жизненность планирования самостоятельной работы доказана практикой. Но планировать ее надо так же обоснованно, как обязательные учебные занятия. Поэтому исследование вопросов планирования самостоятельной работы студентов, установление критериев, определяющих ее объем и позволяющих проектировать бюджет времени студентов, следует считать важнейшей научно-методической задачей кафедр.

Такой рационально планируемый и твердо регламентированный труд студента не ограничивает его действительной свободы, инициативы и самостоятельности, а, напротив, способствует укреплению у него внутренней дисциплины, основанной на глубоких его убеждениях, его творческой самодеятельности.

Объем обязательных занятий и необходимых знаний по изучаемым наукам определен учебными программами.

Чтобы облегчить труд студентов и содействовать установлению постоянного ритма их работы, в университете планируется самостоятельная (внеаудиторная) работа студентов, требующая определенной затраты времени на ее выполнение. Студенты обязаны соблюдать график и систематически отчитываться перед преподавателем.

Исследования показывают, что для всех вузов и всех курсов обучения общей нормы загрузки студентов не может быть. Каждое высшее учебное заведение определяет ее самостоятельно, с учетом конкретных условий, трудоемкости и сложности дисциплины. Не менее важную роль в организации самостоятельной работы студентов играет разработка форм ее контроля. Достаточно строгий и систематический контроль имеет организующее и дисциплинирующее значение, быстрее развивает интерес и прилежание к науке, способствует воспитанию чувства ответственности за выполнение своего долга.

Остановимся насвободном времени студента, режиме его труда и отдыха. Исследования показали, что необходимые затраты времени студента составляют примерно 21 час в сутки (учебные академические занятия – 5–6 часов, самостоятельная работа студента над учебным материалом – 3–4 часа, время на передвижение–1,5 часа, бытовые нужды–2,5 часа, сон – 7–8 часов). Следовательно, свободного времени у студента остается в среднем не более 3 часов. Задача состоит в том, чтобы помочь ему рационально использовать это время.

Свободное время студента может быть использовано для дополнительного повышения квалификации (профессиональная функция), для исполнения гражданских обязанностей (общественно-воспитательная функция), духовного развития (культурная функция), физического развития (оздоровительная функция), развлечения и отдыха (регенеративная функция).

Опыт показывает, что радикальное решение сложного вопроса об организации и рациональном использовании свободного времени студентов предполагает:

- дальнейшее совершенствование организации учебного процесса и методов преподавания;

- улучшение условий учебы студентов в библиотеках, лабораториях, кабинетах и формирование у них навыков самостоятельной работы.

Все большую актуальность приобретают вопросы воспитания у студентов понимания решающего значения фактора времени во всестороннем развитии своих способностей.

План работы студента должен быть реальным и гибким. Нельзя построить план, в котором каждая работа, каждый шаг расписан чуть ли не по минутам. Такой план может сорваться в любой момент по непредвиденным обстоятельствам.

Немаловажное значение в организации самостоятельной работы студента играет его режим труда и отдыха. Прежде всего надо отметить, что соблюдение студентом личной гигиены в работе и отдыхе всемерно способствует укреплению и повышению его умственной работоспособности. Отсюда и необходимость соблюдения определенного режима труда и отдыха. Студент должен строить свой режим дня таким образом, чтобы всегда заниматься в часы наибольшей для него работоспособности и рационально использовать отведенное для отдыха время. Академик И. П. Павлов говорил о том, что «и всякая работающая система... должна отдыхать, восстанавливаться. А отдых таких реактивнейших элементов, как корковые клетки, должен в особенности тщательно быть охраняем».

Однако, лишь незначительная часть студентов организуют свой день, рабочую неделю, отводя достаточно времени учебе и разнообразному отдыху. Исследования показывают, что большинство студентов (если не считать времени, заранее определенного расписанием учебных занятий) вообще не планирует свою работу и отдых на предстоящий день и неделю. Конечно, работоспособность у всех студентов не может быть одинаковой. Многое зависит от условий и характера труда, особенностей организации учебного процесса, а также от индивидуальных черт и состояния здоровья обучающегося, от его навыков, культурного уровня, опыта работы и т. д.

При всем этом можно установить такие общие правила организации режима труда, которые будут приемлемы для подавляющего большинства студентов и которые можно рекомендовать как правильные и необходимые с научной и практической точки зрения.

Прежде всего очень важно, чтобы расписание учебных занятий в вузе составлялось с учетом динамики работоспособности студента в течение недели. Научно доказано, что днями наибольшей продуктивности студенческого труда являются, в основном, вторник, среда и четверг, с которого начинается ее постепенное снижение к субботе. По наблюдениям физиологов и гигиенистов в пятницу отмечается существенное снижение работоспособности и быстрая утомляемость. Поэтому целесообразно наиболее сложные и трудоемкие учебные предметы планировать в расписании на первые три-четыре дня недели.

Далее необходимо вырабатывать у студентов стройную систему организации труда, чтобы на протяжении всего семестра они максимально использовали для самостоятельной работы будни, высвобождая выходные дни для полноценного отдыха и углубленных занятий по интересам.

Отдельные методисты и часть студентов считают достаточным переход от одного вида умственной работы к другому для того, чтобы преодолеть усталость и придать бодрость работнику, поддержать работоспособность до полного отдыха–ночного сна. Однако перемена занятий, хотя и вносит некоторое разнообразие и оживление в работу, но отдыха в прямом смысле слова не дает. Даже чтение газет или художественной литературы нельзя считать полноценным отдыхом. Лучшим видом кратковременного отдыха является прогулка на чистом воздухе, купание, слушание музыки, выполнение какой-либо работы по самообслуживанию, а физкультура–всеми признанное превосходное средство профилактики утомления и сохранения высокой трудоспособности.

Таковы некоторые, на наш взгляд, наиболее важные вопросы организации самостоятельной работы студентов. Другим путем является качественное улучшение учебно-методической работы, проводимой с целью выработки умения и навыков в организации самостоятельных занятий.

 



2019-12-29 324 Обсуждений (0)
Организация самостоятельной работы студентов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация самостоятельной работы студентов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (324)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)