Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Об особенностях контроля знаний студентов заочной формы обучения



2019-12-29 384 Обсуждений (0)
Об особенностях контроля знаний студентов заочной формы обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




Большинство форм контроля знаний студентов дневной формы обучения применяется также и в отношении студентов-заочников. Однако специфика учебы заочников (совмещение работы с учебой, отсутствие постоянных, непосредственных контактов с преподавателями в межсессионные периоды) влечет за собой и некоторые особенности в осуществлении контроля.

Контроль знаний заочников осуществляется преимущественно во время сессии, проводимой один раз в год. Именно в это время применяются почти все указанные выше формы текущего, рубежного и итогового контроля–индивидуальные беседы со студентами, выборочная проверка конспектов, контроль на семинарах, контрольные письменные работы, зачеты и экзамены. Они проводятся в основном теми же методами, что и на стационаре, но более интенсивно, так как сосредоточены по времени только на небольшой период сессии.

В отличие от студентов дневной формы обучения почти вся основная работа заочников над программным материалом и подготовка к зачетам и экзаменам проходит в межсессионный период. В процессе самостоятельной работы у них обычно накапливается большое количество вопросов, которые они надеются выяснить на сессии. Поэтому во время сессии от всех кафедр требуется особенно внимательное отношение к заочникам, хорошая организация индивидуальных консультаций, дополнительных обзорных лекций и т. д. Вместе с тем, поскольку большинство преподавателей не имеет возможности непосредственно наблюдать самостоятельную работу студентов в течение большей части года, требуется также и особенно тщательный, объективный подход к оценке знаний каждого студента-заочника.

Другая особенность в осуществлении контроля знаний заочников состоит в том, что в отличие от дневной формы обучения на факультете заочного обучения в течение года проводится не две, а только одна экзаменационная сессия. Это означает, что заочнику приходится сдавать экзамены реже и, следовательно, по более крупным разделам программы. Если, например, по какому-нибудь предмету студент дневной формы обучения сдает два экзамена, а в промежутке между ними один-два зачета, то заочник сдает по этому же предмету (в разных вариантах) только два экзамена без зачетов или один зачет и один итоговый экзамен, а по некоторым предметам–только один экзамен за весь курс. Естественно, что это порождает дополнительные трудности и для заочника и для экзаменатора, который должен проверить и правильно оценить знания студента по всему курсу, не имея достаточно материалов текущего контроля. Приходится учитывать в связи с этим и такое обстоятельство: если заочники, как правило, накапливают хороший опыт самостоятельной учебы в отрыве от вуза, то они имеют меньший (по сравнению со студентами дневной формы обучения) опыт сдачи зачетов и экзаменов, меньше знают преподавателей, их методические особенности и т. д. Этим нередко объясняется повышенная напряженность студентов-заочников во время экзаменов.

Разумеется, необходимость особого внимания к заочникам отнюдь не означает снижения требовательности к ним при осуществлении любых форм контроля.

В период между сессиями контроль знаний заочников осуществляется в основном посредством рецензирования их письменных работ, рефератов и контрольных заданий, непосредственного ознакомления с их работой по месту работы, а также путем письменных (заочных) и устных (очных) консультаций.

Опыт показывает, что рецензирование письменных работ, рефератов и контрольных заданий дает возможность преподавателям кафедр в определенной степени проконтролировать качество самостоятельной работы заочников, а замечания, советы и рекомендации преподавателей оказывают существенную помощь и самим заочникам. Однако слишком объемные по содержанию или хорошо разработанные в литературе проблемы, содержащиеся в тематике ряда кафедр, ограничивают возможность студентов проявить свою самостоятельность. Их письменные работы нередко носят компилятивный, поверхностный характер, а иногда и с большими заимствованиями из печати. Поэтому тематика рефератов нуждается в дальнейшем совершенствовании.

В интересах осуществления текущего контроля за учебой заочников многие кафедры изыскивают дополнительные средства связей с ними в межсессионный период (переписка со студентами, контрольные анкеты с вопросами о ходе самостоятельной работы по предмету, заочные консультации по индивидуальным запросам студентов или по инициативе кафедр и
т. д.).

Многолетний опыт показывает, что контроль, применяемый на факультетах заочного обучения, соответствует условиям и особенностям системы заочного обучения и способствует выполнению задач по подготовке кадров. На государственных экзаменах студенты-заочники показывают примерно такой же уровень знаний, как и выпускники дневной формы обучения, правильно увязывают теоретические положения с практикой работы.

Таким образом, система и организация контроля за учебным процессом, выработанные в результате многолетнего опыта, в основе своей исходят из принципов педагогической науки, из учета профиля и задач вуза и нацелены на обеспечение высокого уровня подготовки.

Постоянно возрастающие требования к объему знаний, навыков и умений выпускников вузов обуславливают необходимость дальнейшего совершенствования организационных форм и методов контроля и оценки знаний. Это учитывается при планировании учебного процесса, в частности, при распределении времени на различные виды занятий. Опыт некоторых кафедр показывает, что для различных видов контроля требуется до 10 - 15 % учебного времени, отведенного на изучение дисциплины. Повышение эффективности форм контроля и выбор прогрессивных методов его проведения и оценки знаний выступают как важные направления учебно-методической работы в вузе.



2019-12-29 384 Обсуждений (0)
Об особенностях контроля знаний студентов заочной формы обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Об особенностях контроля знаний студентов заочной формы обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (384)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)