Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Работа с кадрами – важнейший фактор



2019-12-29 188 Обсуждений (0)
Работа с кадрами – важнейший фактор 0.00 из 5.00 0 оценок




ВВЕДЕНИЕ

Важнейшее место в организации экономической безопасности предприятия (предпринимателя) должно отводиться работе с кадрами, которая должна начинаться со дня приема человека на работу и вестись систематически в процессе самой работы. Важный ее этап – грамотно организованный процесс увольнения работников.

Кадровая безопасность – важнейший фактор безопасности всех сфер деятельности предприятия, пренебрежение которым способно не просто нанести серьезный ущерб предприятию, но и разрушить его.

Кадровая работа особенно важна на предприятиях с ограниченной численностью сотрудников, где практически каждый работник становится носителем тех или иных секретных сведений, представляющих интерес для конкурирующих фирм или злоумышленников.

На малых предприятиях конфиденциальная информация зачастую «на виду» у персонала, где руководители во многих случаях не имеют необходимого опыта и опираются только на здравый смысл и интуицию, которых им порой не хватает. В итоге на работу часто принимают просто «хороших» людей по случайной рекомендации или используя непроверенную информацию.

Можно ли доверять конкретному работнику, имеет ли смысл про­двигать его по служебной лестнице, как он поведет себя в экстремальной ситуации, каков мотив движет человеком, нанимающимся на работу? Все перечисленное составляет безопасность предпринимательства с точки зрения человеческого фактора. Этот фактор во все века и во всем мире был очень серь­езной и не всегда разрешимой проблемой. Сейчас в силу того, что люди стали жить в информационно насыщенном мире, сталкиваясь с все более обостряющейся конкурентной борьбой, степень риска, связанная с безопасностью предприятия, зависящей от его персонала, резко возросла [24].

Специалисты акцентируют внимание на том, что недобросовестность персонала – явление, распространенное во всем мире, поэтому необходимы строгий отбор нанимаемых людей на ключевые посты и защита от предприятий от недобросовестных действий персо­нала.

Это так же серьезно, как терроризм, криминал, экология и т. д., которые вроде бы нас не должны касаться, но рано или поздно все равно за это явление приходится расплачиваться. Работники предприятия, работающие с конфиденциальными документами и базами данных и владеющие ценной и конфиденциальной информацией, являются осведомленным, трудно контролируемым и часто достаточно доступным источником для злоумышленника, желающего получить необходимые ему сведения [4].

Автор «теории беззаконий» Эмиль Дюркхайм считает, что пока человеческие наклонности балансируют в рамках имеющихся у него возможностей, у их носителя будет состояние удовлетворенности. Если человек не может достичь поставленных целей законными способами, он, стремясь вернуться в сбалансированное состояние, может прибегнуть к другим способам, среди которых имеются и криминальные. Практический вывод – работодателям следует уделять особое внимание степени удовлетворенности своих сотрудников, особенно наиболее способных и умных.

Не нужно забывать о том, что умение отбирать и управлять кадрами представляет собой настоящую науку, которой посвятили труды многие ученые и практики. Не случайно, оценивая кадровый потенциал, зарубежные специалисты используют термин «человеческий капитал» и считают, что для формирования работоспособного коллектива нужно нести затраты на отбор кадров – надежных, квалифицированных, проверенных.

Именно в такие кадры и стоит вкладывать средства, воспитывая в них чувство преданности предприятию, умение отстаивать, охранять и защищать его интересы, хранить коммерческую тайну и т. п.

В настоящей работе отражены особенности кадровой политики предприятий (предпринимателей) с точки зрения обеспечения экономической безопасности, основу которой составляет существующая нормативно-правовая база, прежде всего – Трудовой кодекс Российской Федерации. Показана специфика основных этапов работы с персоналом, особое внимание уделено стабилизации трудовых отношений, усилению мотивации работников, формированию стабильного кадрового состава в условиях формирующейся рыночной экономики. Даны рекомендации по поиску и подбору кандидатов на вакантные рабочие места, оформлению и заключению трудовых контрактов, учету данных и организации работы с персоналом.

 

 

Работа с кадрами – важнейший фактор

экономической безопасности

 

Зарубежные специалисты считают, что сохранность ресурсов предприятия и его секретов на 80 % зависит от правильного подбора, расстановки и воспитания кадров [47].

Юридическая фирма «Гарант-консультинг»  также приводит данные о том, что по статистике почти 80 % ущерба организациям наносят собственные сотрудники. Нарушение ими трудовой дисциплины, неоправданное использование ресурсов, разглашение конфиденциальной безопасности – все это представляет угрозу имуществу и репутации безопасности [36].

В Германии из 800 тыс. правонарушений в 1995 г., приведших к потере 115 млрд. марок, каждое второе совершено сотрудниками предприятий.

Отечественные специалисты приводят данные о том, что от 45 до 85 % краж в магазинах, кафе, ресторанах осуществляют не посетители, а сотрудники – продавцы, повара, официанты. Причина данного явления – в человечес­кой психике и проблеме воспитания.

Психологи утверждают, что только 10-20 % сотрудников при любых обстоятельствах сохранят верность работодате­лю, напротив, такой же процент сотрудников совершит кражу при первой же возможности. Остальные будут действовать по обстоятельствам. Исходя из серьезности потерь, наносимых подобным персоналом предпринимательству, отношение к нему у работодателя достаточно серьезное. Выявить таких злоумышленников сложно, т. к. сотрудники при совершении краж намного хитроумнее пришлых воришек, владеют информацией о мерах безопасности, а в сговоре друг с другом вообще творят чудеса [4].

Согласно данным журнала союза немецких банков «Die Bank», каждое второе предприятие в Германии становится жертвой "внутренних" преступлений, таких как обман, мошенничество, сокрытие доходов. Значительно возрос в последние годы уровень экономической преступности. Если в 1991 году полицейская уголовная статистика зарегистрировала около 435 тыс. подобных деяний, ущерб от которых составил     4 млрд. марок, то в 1997 году было уже 780000 случаев (12,6 млрд. ДМ).

По данным исследования Wirtschaftspruefungsgesellschaft KPMG Deutsche Treuhandgesellschaft, проведенного на 1000 крупнейших немецких предприятий (1997 г.), 61 % фирм в течение прошедших пяти лет стали жертвами экономических преступлений. Более двух третей опрошенных предприятий указали, что "внутренние" преступления представляют для них серьезную проблему, 84 % намерены улучшить контроль и систему управления.

Важнейшей причиной растущей преступности многие фирмы называли возрастающую сложность деловых операций. 45 % правонарушений совершались, по полученным данным, сотрудниками фирм, 38 % – деловыми партнерами и остальные – совместно обеими категориями. Самая большая доля в совокупном ущербе приходится на предприятия с большими объемами оборота [16].

Обычно профессионалы – милиция и частная охрана нанимаются для защиты от посетителей и внешних злоумышленников, а основной ущерб нано­сит персонал, которому и замки нипочем, ведь по определению конечная выгода предприятия достигается в процессе обра­щения персонала с материальными ценностями. Зная эту проблему, предприниматели или их менеджеры в соответствии с расхожими стереотипами заключают с вневедомственной охраной или с частными охранными предприятиями так называемые «типовые договоры» только на защиту от посетителей. Этим самым эффективность защиты от краж изначально снижается на 50-80 %.

Очень часто руководство магазинов и ресто­ранов часто не желает слушать обвинения в адрес своих сотрудников и проводить ме­роприятия по их выявлению, так как в результате таких расследо­ваний выявляют недостатки в организации движения товаров, их учета, организации работы магазина или ресторана в целом [4].

Приводятся данные (www.tillypad.ru) о том, что сфера общественного питания всегда отличалась угрожающими масштабами злоупотреблений – в кафе и ресторанах объем потерь за счет махинаций персонала составляет от 30 до 60 % выручки.

По данным [8], 25 % служащих готовы в любое время при любых обстоятельствах предать интересы фирмы, 50 % готовы это сделать в зависимости от обстоятельств и лишь 25 % являются патриотами, которые никогда не предадут интересы фирмы.

Есть и более резкие высказывания: «Если у работников магазина есть шанс украсть товар или деньги, они их украдут». Поэтому, например, на предприятиях розничной торговли во всем мире применяются два принципа работы с персоналом:

1 – создание команды;

2 – ротация работников низких должностей, вызванная тем, что за месяц каждый сотрудник приобретает навыки хищений и его сложно разоблачить.

Поэтому ротация порой выгодна магазину. С другой стороны, командный дух и длительная работа в коллективе позволяет разработать системы мотиваций и повысить уровень сервиса. Если работники чувствуют, что их уважают, считают членами команды, они отождествляют свои личные цели с задачами фирмы. Кража у работодателя становится эквивалентной краже у самого себя или у своей семьи. Поэтому одним из оптимальных способов является ротация персонала в первый год работы магазина и создание команды в дальнейшем. Зарубежные специалисты используют также (http://security.to.kg/lib/besprovod.htm) основные способы уменьшения воровства работниками. Это:

- ежемесячные психологические тесты для предотвращения хищений и применение полиграфа для выявления источников потерь;

- выборочный обыск различных контейнеров, в которых может быть спрятан украденный товар (корзин для мусора);

- одежда персонала, не имеющая карманов;

- запрет на совершение покупок работниками магазина в часы работы;

- организация входа и выхода работников через специальный вход;

- покупатели должны всегда получать кассовый чек;

- периодическая смена замков и выдача ключей лишь некоторым работникам;

- системы стимулирования, мотиваций, компенсаций;

- все возвраты, выплаты и скидки должны санкционироваться менеджером отдела или магазина или фиксироваться системой видеозаписи с записью чека;

- наличие комнаты со шкафчиками для хранения вещей работников, проверка всех сумок, пакетов, курток;

- тестовые закупки «Test Purchasing»;

- каждый сотрудник должен знать, «что действительно произойдет, если его поймают на воровстве».

Результаты аудита показывают, что основное число нарушений информационной безопасности, возникающих вследствие реализации внутренних непреднамеренных угроз, составляют [39]:

- вирусные заражения компьютеров из-за отсутствия своевременных обновлений операционной системы и антивирусных баз, отключения мониторов антивирусных программ для ускорения работы некоторых приложений, установки нештатного программного обеспечения, открытия общих ресурсов;

- возможность несанкционированного доступа к информации ограниченного доступа вследст­вие отсутствия паролей (неправильной установки) на общие ресурсы.

Таким образом, важная причина большей части внутренних нарушений заключается в слабой подготовке пользователей по вопросам информационной безопасности, а не в низкой организации системы защиты информации или отсутствии средств защиты. Даже при наличии хорошо отлаженной системы защиты «человеческий фактор» может являться наиболее слабым звеном, сводящим на нет все усилия по защите информации.

Среди наиболее типичных видов мошенничества со стороны наемных работников и частных предпринимателей Г. Д. Брусничкин и        В. И. Коротков выделяют [4]:

- воровство наличности из кассы;

- воровство чеков;

- использование наличности не по назначению;

- фальсификация кассовых книг;

- фальсификация сумм на банковских счетах;

- использование поступлений в пенсионные фонды не по назначению;

- оплата личных счетов чеками фирмы;

- предоставление фальсифицированных счетов-фактур;

- подделка транспортных накладных;

- завышение смет;

- сговор с клиентами или поставщиками;

- получение благодарности за определенные услуги, иными словами, взятки;

- искусственное вздувание цен;

- использование подставных поставщиков;

- завышение цен;

- переплата "сверху";

- использование имущества фирмы, сотрудников, оборудова­ния или материалов в личных целях;

- предоставление заказов за взятки;

- манипуляции с кредитными карточками;

- мошенничество со страховками;

- получение незадекларированных доходов;

- фальсификация налоговых деклараций;

- фальсификация записей в бухгалтерских книгах (для улуч­шения отчетности или покрытия недостач);

- фальсификация отчетности по командировкам;

- завышение расходов;

- невозвращение выданных на подотчет сумм;

- несанкционированная продажа имущества фирмы;

- компьютерное мошенничество;  

- мошенничество с выплатой заработной платы;

- обналичивание невостребованных чеков;

- оплата труда "подснежников" или "инвалидов" и т. д.   

Известен случай, когда на работу была принята буфетчица, показавшая себя при собеседовании скромной и услужливой. На самом деле новая сотрудница оказалась… специалистом по маркетингу компании-конкурента и в результате конфиденциальная информация, полученная буфетчицей в результате прослушивая бесед обедающих сотрудников, начала просачиваться к конкуренту [36].

Известно, что персонал предприятия – один из основных каналов несанкционированной утечки информации. Случаи утечки информации через сотрудников происходят все чаще и чаще, пусть не всегда это выражается в причине­нии экономического ущерба предприятию. Но поскольку информа­ция зачастую очень легко копирует­ся на дискеты, которые не составляет труда вынести через контрольно-проходной пункт, то люди берут, особенно при увольнении, всю информацию, которую могут унести, чтобы использовать на новом месте работы. Часть сотрудников берет работу домой, где они имеют линии, через которые можно получить доступ к информации пользо­вателя. Дискету можно потерять. Опечатывание дисководов, портов, системных блоков, назначение ответственного могут, как правило, решить проблему такой утечки, но жесткие меры не всегда положительно сказываются на эффективности работы персонала, кроме того, они существенно добавляют забот администратору. Любая проблема с компьютером: переустановка Windows, установка нового программного обеспечения, подключение оборудования требует соответствующих действий со стороны администратора информационной безопасности, что при большом количестве компьютеров значительно повышает нагрузку на него [11].

Признаки мошенничества со стороны персонала предприятия можно свести к следующим типовым группам [5]:

- нестандартные (искаженные) данные в бухгалтерских до­кументах экономической структуры;

- отклонения от средних (нормальных) значенийвеличин или показателей деятельности предприятия;

- аналитические аномалии, нестандартные отклонения в ценах, объемах, структуре ассортимента и др. (например, сотрудник предприятия заключил договор на складские услуги со значительным превышением цен, разницу в реальной и завышенной цене преступники делили между собой);

- выходящий за обычные рамки образ жизни сотрудника (если работник бездумно тратит большие деньги, это вызывает подозрение, в США за расходами граждан следит налоговая полиция, и если расходы человека превышают его доходы, считается, что он ворует или скрывает свои доходы от налоговых органов; на этом провалились десят­ки агентов иностранных разведок, получавших деньги от своих хозяев);

- нестандартное поведение сотрудника(используют ряд призна­ков, свидетельствующих о том, что человек что-то скрывает от окружения: нежелание говорить о своей прошлой работе и жизни с руководителями и коллегами; сокрытие от окружающих своих родственных, дружеских и деловых связей; прекращение телефонного разговора, когда коллеги входят в кабинет и т. д.);

- поступление сигналов и жалоб (например, о том, что сотрудник не возвращает долги, часто занимает деньги у большинства своих сослуживцев, ведет разгульный образ жизни и тратит большие деньги на женщин, азартные игры и др.).

Многие зарубежные консультанты считают, что содействие сотрудников компаний мошенничеству в последнее время выходит на первое место среди проблем, волнующих их руководство в плане обеспечения безопасности (выплата соучастнику части полученных незаконным образом денег, работа с поставщиками по завышенным, а с заказчиками – по заниженным ценам, выделение части активов компании для вымогательств и про­вокаций) [22].

Если иметь «своего» сотрудника, например, в отделе закупок, мошеннический потенциал может быть очень большим. Статистика свидетельствует о том, что «перехват» у конкурента его ведущего психолога, менеджера по сбыту, опытного технолога, руководителя производства или специалиста-ученого (генератора идей), кроме сбоя работы у конкурента, может в 3-5 раз ускорить выход на рынок продукции, превосходящей по характеристикам продукцию конкурентов, и во столько же раз снизить издержки собственного производства [49].

Как видно из приведенного анализа, работа с кадрами в предпринимательских структурах, в особенности с кадрами, работа которых связана с обработкой, хранением и использованием конфиденциальных сведений, документов и баз данных, должна занимать важнейшее место при решении проблем экономической безопасности предприятий (предпринимателей).



2019-12-29 188 Обсуждений (0)
Работа с кадрами – важнейший фактор 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Работа с кадрами – важнейший фактор

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (188)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)