Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные принципы работы с родителями



2019-12-29 388 Обсуждений (0)
Основные принципы работы с родителями 0.00 из 5.00 0 оценок




Работа с семьей социального педагога учреждения, обеспечивающего получение профессионально-технического и среднего специального образования, основывается на следующих принципах:

1. Принцип профессионализма, заключающийся в оказании квалифицированной помощи педагогам и родителям, в выборе ими стратегии воспитания для осуществления успешного взаимодействия с учащимися.

2. Принцип взаимодействия, требующийпедагогического сотрудничества как оправданной формы взаимосвязи семьи и учреждения образования, налаживания связей и координации деятельности со всеми социальными институтами, занимающимися вопросами социализации учащейся молодежи.

3. Принцип личностно-ориентированного подхода, основы­ваю­щий­ся на гуманном отношении к личности, уважении прав и свобод как учащегося, так и педагога, оказании содействия в саморазвитии и социализации личности, доброжелательности в общении с родителями и учащимися.

4. Принцип позитивного восприятия личности, означающий поиск в каждом учащемся положительных качеств, опираясь на которые возможно формирование других более значимых свойств личности.

5. Принцип практической целесообразности, предполагающий выбор технологий, методов и форм воспитательной деятельности с точки зрения целесообразности и разумности вмешательства педагогов в личную жизнь семьи.

6. Принцип конфиденциальности, предусматривающий установление отношений открытости, уверенности в надежности получаемой информации и сохранении профессиональной тайны, направленность на изучение семьи и поддержку дружеских, доверительных отношений с родителями учащихся.

1.4. Модели социально-педагогической работы с семьей

Социально-педагогическая работа с семьей требует знания и учета особенностей каждой конкретной семьи, которые можно определить при консультировании обратившихся родителей или учащегося. Задачи консультационной работы с семьей следующие:

· согласование мер воспитательного воздействия на учащегося;

· оказание психолого-педагогической помощи родителям;

· повышение педагогической и общей культуры родителей;

· формирование общественной активности родителей.

Работа с семьей в условиях учреждения, обеспечивающего получение профессионально-технического и среднего специального образования, стро­ится на основе запроса ипо личной инициативе социального педагога.

Как правило, запрос исходит от:

· родителей (либо лиц их заменяющих),

· администрации учреждения образования,

· куратора учебной группы,

· мастера производственного обучения,

· инспектора по делам несовершеннолетних,

· самого учащегося.

В формировании запроса важную роль играет осведомленность заинтересованных лиц об услугах, которые может оказать социальный педагог.

Основанием к работе с учащимися по личной инициативе социального педагога являются сведения из социальных паспортов учебных групп. Особое внимание на начальном этапе работы необходимо уделить актуализации собственной деятельности, выступая на родительских собраниях, педагогических советах, в учебных группах. У родителей и учащихся необходимо сформировать представление о том, что они всегда могут рассчитывать на поддержку и помощь специалиста.

Работа с семьей наиболее эффективна, если она ориентирована на потребности конкретных родителей, направлена на решение проблем конкретных учащихся. Поэтому в начале учебного года целесообразно выяснить:

· какие проблемы у обучающихся в общении с родителями;

· в какой помощи нуждаются сами родители.

Для этого необходимо подготовить анкеты для учащихся и родителей, провести диагностический опрос. На основе полученной информации можно планировать свою работу.Социально-педагогическая работа с семьей может строиться на основании кризисной и проблемно-ориенти­рованной моделей взаимодействия.

$ Кризисная модель взаимодействия предполагает оказание помощи непосредственно в кризисных ситуациях, которые могут быть обусловлены изменением в естественном жизненном цикле семьи или случайными травмирующими обстоятельствами. Такими событиями могут быть: развод родителей, тяжелая болезнь одного из членов семьи, потеря трудоспособности или работы одним из родителей, лишение свободы одного из родителей, появление новых членов семьи (отчим, мачеха, другой ребенок), смерть родственников.

Кризисная ситуация требует быстрого реагирования, фокусировки внимания на масштабах дезадаптации и имеющихся средствах ее преодоления. Используются как внутренние ресурсы семьи, так и внешние формы помощи. Усилия социального педагога должны быть направлены на оказание непосредственной эмоциональной поддержки для смягчения воздействия стрессового события и мобилизации сил семьи на преодоление кризиса. Помощь в данной ситуации должна быть комплексной и широкой по охвату проблем и участников событий. Можно привлечь и членов семьи, и неформальные группы поддержки, и специализированные учреждения (социальные службы, реабилитационные центры, центры психологической помощи), чье внимание необходимо направить на проблемы и нужды семьи. Важно помочь преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности, чтобы занять активную позицию в реабилитации семьи, сосредоточить усилия на поиске адекватных способов выхода из кризисной ситуации.

Пример: Учащийся 2 курса Александр С. стал пропускать занятия или приходил на них не выспавшись. На занятиях был невнимателен, снизилась его успеваемость. На контакт с куратором группы не захотел идти.

Учащийся был приглашен на консультацию к социальному педагогу. В процессе разговора выяснилось, что мама Александра вышла вторично замуж, ждет ребенка. С отчимом отношения не сложились. Дома происходили скандалы, а после того, как отчим ударил юношу, Александр перестал приходить домой, ночует у друзей. Мама его не разыскивала. Отец проживает в другом городе и имеет новую семью.

В училище были приглашены мать и отчим учащегося. После беседы с ними было принято решение: поскольку отчим не может найти общий язык с юношей, Саша будет проживать в общежитии, а родители будут помогать ему материально.

$ Проблемно-ориентированная модель направлена на решение
определенных практических задач. Работа с конкретной семьей необходима в том случае, если есть проблема, связанная с особенностями воспитания в этой семье. К таким проблемам относится: деструктивное отношение к ребенку, неверный стиль воспитания, неудовлетворительный психологический климат семьи и т. д.

Согласно этой модели социальный педагог концентрирует усилие на той проблеме, которую осознала семья и над которой она готова работать. Эта модель основывается на том, что в определенных условиях большинство проблем люди могут решить самостоятельно. Следовательно, задача социального педагога – создать необходимые для этого условия. Внимание сосредоточивается на ситуации, создавшей проблему.

Совместно с родителями и учащимся формулируются конкретные осуществимые цели, определяются препятствия, которые могут помешать их достижению и средства, способствующие их реализации.

Одним из методов проблемно-ориентированной модели является составление контракта (договора) между социальным педагогом и семьей. Это не аналог контрактов в бизнесе. В данном случае стороны несут не правовые, а моральные обязательства, которые не закрепляются официальным документом. Социальный педагог и члены семьи договариваются, кто и что должен выполнять для достижения цели, на каком этапе работа может быть прекращена.

Пример : Семья алкоголиков. Если становится известно, что в семье один из родителей начал злоупотреблять алкогольными напитками, социальному педагогу вместе с куратором группы следует сначала посетить учащегося на дому. Составить акт жилищно-бытовых условий. Побеседовать с родителем о пагубности пристрастия к алкоголю. При желании родителя исправить положение, подсказать, какие есть общественные и медицинские организации, помогающие решить данную проблему. Это может быть клуб "Здорового образа жизни", клуб "Анонимных алкоголиков". Затем необходимо договориться о встречах с родителем в учреждении образования. Если же у родителя нет понимания того, что он уже болен алкоголизмом, и он не хочет изменить свой образ жизни, его следует предупредить о том, что будут приняты соответствующие меры: сначала будет послано сообщение на работу, а затем ходатайство в комиссию по делам несовершеннолетних о лишении его родительских прав.

Кризисная и проблемно-ориентированная модели взаимодействия – краткосрочные стратегии работы социального педагога. Их продолжительность обычно не превышает четырех месяцев. В зарубежной практике социальной работы используется еще и такая модель деятельности, как долгосрочная (от четырех месяцев и более). Обычно она построена на психосоциальном подходе и требует длительных связей с семьей, глубокой, поступенчатой и комплексной проработки проблем. Однако в условиях работы социального педагога в учреждении, обеспечивающем получение профессионально-технического и среднего специального образования, использование долгосрочной модели не реально, поскольку такая модель требует больших затрат времени и сил, а также большого количества работников. За рубежом, в частности в Германии, Англии, Ирландии, на одного социального педагога приходится пять-шесть семей.



2019-12-29 388 Обсуждений (0)
Основные принципы работы с родителями 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные принципы работы с родителями

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (388)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)