Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Работа с учащимися из семей с пьющими родителями



2019-12-29 198 Обсуждений (0)
Работа с учащимися из семей с пьющими родителями 0.00 из 5.00 0 оценок




В семьях, в которых родители злоупотребляют алкоголем и приобщают к этому несовершеннолетних детей, работа ведется как с родителями, так и с учащимися по направлениям:

медико-физиологическому, которое осуществляется во взаимодействии с врачами-наркологами, психиатрами и психологами. Основное внимание в содержании работы должно уделяться пагубным последствиям воздействия алкоголя на личность в целом, психическое и физическое (в том числе половое) развитие человека, влияние алкоголя на потомство (рождение физически и психически нездоровых детей);

социально-педагогическому, которое помогает раскрыть родителям и учащимся отрицательное влияние алкоголя на воспитание подрастающего поколения, взаимоотношения между людьми, в том числе и на семейные отношения;

правовому, которое осуществляется во взаимодействии с правозащитными и правоохранительными органами и основной целью которого является соблюдение законодательства Республики Беларусь в отношении несовершеннолетних, защита прав учащихся. Родители и учащиеся должны знать, что ответственность за воспитание, содержание и поведение детей несут родители. Взрослые несут уголовную ответственность за вовлечение несовершеннолетних в пьянство, немедицинское употребление наркотических и других одурманивающих средств.

Социальный педагог учреждения образования не в состоянии решить за семью все проблемы. Он может лишь активизировать ее воспитательный потенциал, достичь осознания родителями возникшей проблемы и создать условия для ее успешного разрешения. Наиболее важной из всех существующих проблем в семье для социального педагога является социальная адаптация членов семьи в обществе. Основным условием эффективного решения этой проблемы является интеграция всех воспитательных возможностей общества: от учреждения образования, где обучается ребенок, до правозащитных, правоохранительных органов и органов социальной защиты.

Если же воспитательный потенциал семьей утрачен и родители не в состоянии воспитывать своих детей, то в условиях учреждения, обеспечивающего получение профессионально-технического и среднего специального образования, можно организовать занятия по подготовке учащихся к семейной жизни, показать им положительные примеры семейного взаимодействия.

ГЛАВА 2.
 Подготовка учащихся
к самостоятельной семейной жизни

Проблемы внутрисемейного взаимодействия достаточно часто мешают полноценному, гармоничному развитию и социализации учащихся и, как следствие, вызывают различные формы неадекватного поведения, с которыми сталкиваются психологи и социальные педагоги, работающие сегодня в системе образования. В подростковый период и юношеские годы мир воспринимается в черно-белых тонах и полутонов для детей в этом возрасте не бывает. Семейные конфликты и проблемы, которые возникают в семье, болезненно переживаются учащимися, у них складывается негативное отношение к семье и будущей семейной жизни. Для выхода из этой, весьма непростой, ситуации в учреждениях образования должна проводиться системная работа по подготовке учащихся к семейной жизни. Психолого-педагогическое просвещение учащихся, проведение различного рода групповых и индивидуальных консультаций являются основными методами осуществления данной деятельности.

Программа "Школа для будущих родителей" разработана Центром воспитательной работы Республиканского института профессионального образования.

2.1. "Школа для будущих родителей"

Программа состоит из восьми занятий, которые проводятся один раз в месяц. Предложенный материал частично можно использовать при проведении родительских собраний для просвещения родителей.

Цель: Подготовка учащихся к будущей семейной жизни и осознание ими семейных ролей.

 

Примерный тематический план занятий
обучающей программы "Школа для будущих родителей"

 

Тема занятия Дата проведения
1. Презентация курса. Ознакомление с программой Сентябрь
2. Полоролевая идентификация Октябрь
3. Половая социализация и гендерные роли Ноябрь
4. Роль семьи в воспитании детей Декабрь
5. Законодательство Республики Беларусь о семье Февраль
6. Роль взаимоотношений родителей и детей Март
7. Практикум "Моя семья" Апрель
8. Практикум "Моя семья" (продолжение) Май

 

Содержание программы

Тема 1. Презентация курса. Ознакомление с программой

Знакомство скратким содержанием занятий, целями и задачами курса. Понятие "семья" и его определение в различных областях научных знаний. Проблемы "отцов" и "детей" в разные исторические эпохи. Анкетирование учащихся (см. приложение 3).

Тема 2. Полоролевая идентификация

Отождествление себя с определенным полом (мальчиками или девочками). Стереотипы в выборе мужских и женских профессий, мужской и женской линии поведения. Типичные ошибки в выстраивании взаимных отношений с лицами противоположного пола. Упражнения в выборе правильной тактики поведения.

Тема 3. Половая социализация и гендерные роли

Понятие о гендерных ролях (поведении в соответствии с потребностями пола). Влияние родителей на формирование осознания своего пола у детей.

Тема 4. Роль семьи в воспитании детей

Понятие о воспитательном потенциале семьи. Влияние изменения состава семьи на ребенка. Влияние личностных черт родителей и их взаимных связей на поведение ребенка. Влияние внутрисемейных взаимоотношений на ребенка.

Тема 5. Законодательство Республики Беларусь о семье

Закон и право: что это такое. Права и ответственность родителей по отношению к детям. Обязанности родителей за воспитание детей. Права и обязанности детей по отношению к родителям. Причины лишения родительских прав. Восстановление в родительских правах.

Тема 6. Роль взаимоотношений родителей и детей

Ценностные ориентации семьи. Родительские установки как система (совокупность) родительского эмоционального отношения к ребенку. Влияние отношения родителей к ребенку на формирование его личности. Соотношение духовного и материального в семье.

Тема 7. Практикум "Моя семья"

Упражнение "Представление о своей будущей семье" [7, с. 163]. Упражнение "Идеальная семья" [7, с. 164]. Упражнение "Маленький ребенок" [7, с. 166]. Упражнение "Семейное событие" [7, с. 167]. Рефлексия "Что я чувствовал во время выполнения упражнений?"

Тема 8. Практикум "Моя семья" (продолжение)

Упражнение "Поиграем в семью" [7, с. 161]. Игра "Бой ораторов" на заданную тему [4, с. 174]. Обсуждение "Чему я научился?".

2.2. Методические рекомендации к проведению занятий
по программе "Школа для будущих родителей"

(Авторская разработка Т. С. Капелевич, О. Ю. Дедук)

Занятие 1. Презентация курса. Ознакомление с программой

Цель:Знакомство с содержанием курса, этапами работы, правилами проведения занятий.

Во время первого занятия социальный педагог или педагог-психолог предлагают возможные темы для обсуждения, определяются приоритетные вопросы. Если у учащихся возникает к ним интерес, то темы включают в план обсуждения, так как желание учащихся получить определенную информацию является главным при планировании занятий.

Если группа учащихся небольшая и присутствующие не знают друг друга, то на первом занятии, до объявления запланированных социальным педагогом или педагогом-психологом тем, можно провести групповую игру "Знакомство". Все учащиеся сидят в кругу. По часовой стрелке каждый участник называет свое имя и имя предыдущего товарища. Учащимся можно предложить участие в обсуждении на данных занятиях под вымышленными именами, от чужого имени, чтобы было проще проговаривать волнующие их проблемы. Исходя из полученной информации, программу курса можно корректировать. В ходе первого занятия целесообразно провести анонимное анкетирование, которое дает возможность получить более объективную информацию о внутрисемейных проблемах и особенностях взаимоотношений (см. приложения 2, 3). На этом же занятии вырабатываются правила работы в группе.



2019-12-29 198 Обсуждений (0)
Работа с учащимися из семей с пьющими родителями 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Работа с учащимися из семей с пьющими родителями

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (198)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)