Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Занятие 4. Роль семьи в воспитании детей



2019-12-29 279 Обсуждений (0)
Занятие 4. Роль семьи в воспитании детей 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель: Осознание учащимися влияния взаимоотношений в семье на развитие ребенка.

Примерный план занятия

1.  Роль семьи в жизни человека. Разминка "Мое самое яркое воспоминание о детстве": каждый из участников занятий рассказывает о своем самом ярком воспоминании из детства.

2. Роль семьи в воспитании ребенка.

3. Понятие о воспитательном потенциале семьи.

4.  Влияние изменения состава семьи на ребенка.

5. Жизненные сценарии.

Беседа о том, что уже с самого раннего детства родители своими замечаниями, своим отношением к ребенку пишут ему жизненный сценарий. От того, как воспитывается ребенок, зависит его будущее: либо это будет трусливый и безвольный человек, либо вырастет лидер, умеющий преодолевать трудности.

6.  Игра "Поиграем в семью" [8, с. 161].

Группа делится на "семьи", при этом они могут быть разными как по составу, так и по сроку жизненного цикла (молодая, зрелая, пожилая). Задача участников определиться, каков будет состав семьи, распределить семейные роли, возраст членов семьи. Каждый должен продумать, чем он занимается, где работает, чем увлекается, какую носит одежду, что любит есть и т. д. Члены семьи решают, как проходят их будние и выходные дни, где и как они проводят свой отпуск, как распределяют семейные обязанности, какие у них взаимоотношения в семье, как решаются семейные вопросы: коллегиально или единолично авторитетным главой семьи. Каждая подгруппа придумывает отличительные черты своей семьи, которые должны быть отражены в фамилии. Семья создает свой герб, выбирает девиз семьи, фамильную реликвию или историю, которой она гордится, семейную тайну, о которой не хотели бы рассказывать окружающим.

Семьи располагаются за столами в различных частях кабинета. Все предложения записываются на бумагу. Делаются рисунки. Количество рисунков, их содержание, совместные они или индивидуальные каждого члена семьи, семья решает сама.

После выполнения задания каждая подгруппа по очереди представляет свою семью. После представления семье можно задавать уточняющие вопросы.

 Литература к занятию

1. Гребенников И. В. Основы семейной жизни. – М.: Просвещение, 1991.

2. Гамезо М. В., Герасимова В. С., Горелова Г. Г., Орлова Л. М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 272 с.

3. Земска Мария. Семья и личность / Пер. с польского. – М.: Прогресс, 1986. – 134 с.

4. Петрищев И. П. О половом воспитании детей и подростков. – Мн.: Народная асвета, 1990.

5. Тимошенко Л. Н. Воспитание старшеклассниц. – М., Просвещение, 1990.

6. Я сам строю свою жизнь: Тренинг развития жизненных целей / Алиева М. А., Гришанович Т. В., Лобанова Л. В. и др.; Под ред. Е. Г. Трошихиной. – СПб.: Речь, 2001. – 216 с.

Занятие 5. Законодательство Республики Беларусь о семье

 Цель: Осознание ответственности родителей за воспитание детей.

Примерный план занятия

1. Пример родителей в семье.

2. Закон и право: что это такое.

3. Ответственность родителей за воспитание детей.

4. Причины лишения родительских прав.

5. Обсуждение "Мои права и обязанности по отношению к моим детям".

6. Рефлексия "Готов ли я стать родителем?"

Литература к занятию

1. Бубен С. С., Процька Т. С. Правы чалавека: Дапам. для настаўнiкаў. – Мн.: Тэхналогiя, 2001. – 386 с.

2. Капелевич Т. С. и др. Правовая защита учащихся и профилактика вовлечения их в деструктивные секты: Метод. рекомендации (в помощь педагогу социальному) / Т. С. Капелевич, А. И. Коваленок, Е. П. Маркович. – Мн.: РИПО, 2002. – 89 с.

3. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье. – Мн.: Регистр, 1999 – 88 с.

4. Смагина Л. И. и др. Права ребенка: Учеб.-метод. пособие для учителей сред. общеобразоват. шк. / Л. И. Смагина, С. С. Бубен, Г. М. Леонова. – Мн.: Бел. Фонд Сороса, 1997. – 147 с. – (Программа "Обновление гуманитарного образования в Беларуси").

5. Смагина Л. И. О преподавании прав ребенка в учреждениях системы образования Республики Беларусь // Система образования в Республике Беларусь: концептуальные основы, модели, уровни, управление (тезисы докладов международной научно-методической конференции). – Мн., 1996.

 Занятие 6. Роль взаимоотношений родителей и детей

Цель: Осознание учащимися воспитательной функции семьи.

Примерный план занятия

1. Обсуждение "Что значит для меня понятие "семья"?

2. Влияние отношения родителей к ребенку на формирование его личности.

3. Влияние особенностей воспитания ребенка на его дальнейшую жизнь.

4. Внутрисемейные отношения и их влияние на ребенка.

5. Упражнение "Связанные одной цепью" [7, с. 162].

В каждой семье ее члены связаны друг с другом, все вступают в какие-либо взаимоотношения, каким-то образом влияют друг на друга. Это упражнение помогает представить отношения в семье. Для его выполнения необходимо подготовить 4 веревки длиной 1 метр каждая и 6 веревок по 6 метров. Упражнение выполняют 4 человека. Это условная семья: папа, мама, сын и дочь. Участники обвязываются вокруг пояса короткой веревкой (длиной 1 метр). После этого предлагается связаться только концами длинных веревок таким образом, чтобы быть связанным с каждым членом семьи. Не должно остаться ни одного свободного конца.

В каждой семье существуют незримые связи. Это не значит, что ее члены каждый день в семье бегают с веревками, но связь между ее членами ощущается постоянно. Представьте себе какую-либо повседневную ситуацию в семье и начните действовать. Веревки, которыми вы связаны, не должны вам мешать. Например, мама и папа хотят наедине обсудить семейные проблемы, сын хочет поиграть в свои игрушки, а дочке нужно сделать уроки.

Обсуждение упражнения.

Насколько ты чувствовал себя связанным с другими? Что семье удалось сделать, где при этом находился каждый член семьи? В каком месте была напряженность? Что вы можете сделать для того, чтобы ослабить ее?

Подведение итогов.

Веревки можно рассматривать как различные чувства: любовь, беспокойство, тревога, ответственность за других. Когда мы ослабляем натяжение веревки, тем самым мы признаем права каждого члена семьи на личную жизнь, свои интересы.

Правильное расположение участников при связывании веревками

 


6. Обсуждение: "Советы будущим родителям".

Учащимся для обсуждения предлагаются "Советы будущим родителям". Эти советы участники могут дополнить, внести свои изменения.

Ребенок в семье имеет право:

· на общение и уединение;

· самовыражение;

· самоутверждение;

· уважение чести и достоинства;

· выбор друзей;

· выбор форм досуга;

· обсуждение и участие в решении семейных проблем.

Ребенок в семье должен:

· иметь постоянные хозяйственно-бытовые обязанности;

· выполнять эпизодические хозяйственно-бытовые поручения;

· участвовать в обсуждении и решении семейных проблем;

· уважать мнение других членов семьи;

· соблюдать санитарно-гигиенические правила совместной жизни;

· заботиться о членах семьи, которые в этом нуждаются.

Литература к занятию

1. Гребенников И. В. Основы семейной жизни. – М.: Просвещение, 1991.

2. Данькова М. С глазу на глаз. – Мн.: Юнацтва, 1989.

3. Земска Мария. Семья и личность / Пер. с польского. – М.: Прогресс, 1986. – 134 с.

4. Мудрик А. В. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1990. – 191 с.

5. Петрищев И. П. О половом воспитании детей и подростков. – Мн.: Народная асвета, 1990.

6. Психологические основы гендерной культуры: Метод. пособие для кураторов студенческих групп, психологов и воспитателей / Сост. О. П. Гор­бачева. – Витебск, 2002.

7. Я сам строю свою жизнь: Тренинг развития жизненных целей / Алиева М. А., Гришанович Т. В., Лобанова Л. В. и др.; Под ред. Е. Г. Трошихиной. – СПб.: Речь, 2001. – 216 с.

8. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. – Л., 1990.

 

Занятия 7–8. Практикум "Моя семья"

Цель: Показать роль каждого члена семьи в достижении гармонии семейных взаимоотношений.

Этап

Примерный план занятия 7

1. "Моя будущая семья". Упражнение "Представление о своей будущей семье" [7, с. 163].

Участникам предлагается закрыть глаза и представить себя взрослыми. "Вот ты идешь по улице, подходишь к своему дому, поднимаешься по лестнице, открываешь дверь своим ключом. Что ты видишь, что слышишь, какие запахи чувствуешь? Тебя радостно встречают родные или они заняты своими делами? Ты из прихожей проходишь в комнату. Оглядись внимательно, что ты видишь, кто в ней находится?".

Затем каждый участник рассказывает о том, что он видел.

2. Упражнение "Идеальная семья" [7, с. 164].

Участникам предлагается рассказать, какой он представляет идеальную семью. Что в ней делают папа и мама. Какими должны быть дети и сколько их в семье. Что такое "правильное" воспитание? Каждый пытается представить и рассказать об идеальной семье.

3. Упражнение "Маленький ребенок" [7, с. 166].

Выбираются трое участников. Двое из них – папа и мама, а третий – младенец. Он еще не умеет говорить, а только лежит на спине в кроватке. Он может на все реагировать только жестами и бессвязными звуками. Родители наклоняются над ним и пытаются понять, чего хочет ребенок. Затем участники меняются ролями. Через 5 минут игры каждый делится своими впечатлениями, что он думал и чувствовал. В середине одной из ситуаций ведущий может включить какую-то неожиданность. Например, звонит телефон или позвонили в дверь. Можно выбрать тот момент, когда ребенок чего-то хочет. Потом каждый рассказывает, как на него повлияло постороннее вмешательство. Затем эту сценку разыгрывают и другие участники.

4. Упражнение "Семейное событие" [7, с. 167].

Все участники рассаживаются в круг. В центре круга "семья". Члены семьи распределяют свои семейные роли. Затем ведущий говорит о каком-то радостном или печальном событии, которое произошло в семье. Например: "Представьте себе, что в вашей семье родился ребенок" или "Папа получил повышение на работе". Предлагается обсудить это событие. Каждый член семьи высказывается по поводу данного события.

Внешний круг наблюдает за происходящим внутри круга, обращает внимание, насколько семья будет дружной при решении той или иной проблемы. Каждому участнику внешнего круга дается задание наблюдать за поведением какого-нибудь конкретного участника в центре.

Задания могут быть самыми разными. Например, в ситуации, когда отец или мать выиграли крупную сумму денег, предлагается обсудить, на что семья истратит эти деньга: на учебу, путешествие, купить что-либо в дом, отложить на счет в банке и т. д. Каждый должен заинтересовать других своим предложением, аргументировать его приоритеты. После обсуждения внешний и внутренний круги меняются местами. Внутри круга беседа ведется на другую тему.

Можно разыграть ситуации, в которых семья должна принять какое-то решение. Можно обратить внимание на то, кто оказал наибольшее влияние на принятие решения, насколько прислушивались к мнению "детей", удалось ли "семье" придти к единому мнению, найти компромиссное решение.

Возможна такая ситуация: отец матери (дедушка) живет один в деревне, у него свое хозяйство. Дедушка заболел, но в город уезжать не хочет. Семья должна решить, что делать. До проигрывания задания можно определить, у кого какие желания. Например:

мать хочет уехать в деревню, ей нравится иметь собственное хозяйство;

отец не хочет, так как у него хорошая работа, своя фирма;

старший сын тоже не хочет, потому что учится в институте;

младший хочет – летом в деревне можно в озере купаться, ходить на рыбалку, зимой – кататься на лыжах и коньках и т. д.

5. Рефлексия " Что я чувствовал во время проигрывания ролей во время выполнения упражнений?"

Этап

Примерный план занятия 8

1. Упражнение "Жизнь идеальной семьи" [7, с. 165].

Участникам дается задание разделиться на семьи и разыграть сцены из жизни семьи, выбирая на свое усмотрение радостные или грустные события. Один из участников (доброволец) выбирает себе других партнеров на разные роли для разыгрывания сценки из жизни идеальной семьи.
Осталь­ные участники сидят во внешнем круге в качестве зрителей. После проигрывания сцены они делятся впечатлениями о том, что видели. Затем сцены разыгрываются другими участниками по своему сценарию. Вполне возможно, что сцены не будут получаться такими идеальными, как хочется участникам. Это даст им возможность обсудить, что действительно важно в семье, какими должны быть взаимоотношения, какие могут возникнуть проблемы, как развивается семья.

2. Упражнение "Сценки из жизни семьи" [7, с. 168].

Участники делятся на две подгруппы. По очереди они разыгрывают сценки из семейной жизни. Это может быть ситуация, имевшая место в прошлом, ситуация, которая может сложиться в будущем, либо фантастическая ситуация. Можно разыгрывать сценки без слов или со словами. В случае разыгрывания сценок без слов больше внимания уделяется мимике и пантомиме, в которых нужно суметь передать отношения, чувства. Игра­ющие могут рассказать о своей ситуации, а могут предоставить зрителям возможность догадаться о ней. Проигрывание сцены ограничивается определенным пространством и имеет четкое начало и конец по времени. Когда сцена подходит к концу, ведущий просит играющих остановиться. После проигрывания зрители, а затем ведущий делятся своими впечатлениями. Участники группы могут придумать и разыграть все вместе сцены на любую тему.

3. Игра "Бой ораторов" на заданную тему "Моя будущая семья"
[4, с. 174].

Участникам дается задание каждому в течение 3–5 минут высказать свои аргументы в защиту или против создания семьи. В своей речи каждый последующий оратор может пересказать идеи предыдущего оратора, только абсолютно правильно, не искажая его мысли. Далее он может изложить свои возражения, согласие, задать вопросы и т. д.

4. Обсуждение "Чему я научился?"

Литература к занятиям-практикуму

1. Гребенников И. В. Основы семейной жизни. – М.: Просвещение, 1991.

2. Данькова М. С глазу на глаз. – Мн.: Юнацтва, 1989.

3. Земска Мария. Семья и личность / Пер. с польского. – М.: Прогресс, 1986. – 134 с.

4. Мудрик А. В. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1990. – 191 с.

5. Петрищев И. П. О половом воспитании детей и подростков. – Мн.: Народная асвета, 1990.

6. Психологические основы гендерной культуры: Метод. пособие для кураторов студенческих групп, психологов и воспитателей / Сост. О. П. Горбачева. – Витебск, 2002.

7. Я сам строю свою жизнь: Тренинг развития жизненных целей / Алиева М. А., Гришанович Т. В., Лобанова Л. В., и др.; Под ред. Е. Г. Трошихиной. – СПб.: Речь, 2001. – 216 с.

8. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. – Л., 1990.

 

Приложения

Приложение 1

Анкета для родителей

Цель анкетирования: выяснение стиля воспитания детей родителями; определение проблем, возникших в семье.

 Ответьте, пожалуйста, на вопросы. Нужное отметьте значком √.

1. Ваши отношения с сыном (дочерью) вы оцениваете как:

а) благополучные; б) неблагополучные; в) затрудняюсь ответить.

2. С какими проблемами в воспитании взрослеющего сына (дочери) вы сталкиваетесь?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Часто ли вступаете в конфликт с ребенком?

а) да;                      б) нет;                     в) затрудняюсь ответить.

4. По какому поводу у вас бывают конфликты с ребенком?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Можете ли вы извиниться перед сыном (дочерью), если чувствуете, что были не правы?

а) да;                   б) нет;                      в) затрудняюсь ответить.

6. Какую помощь в решении семейных проблем вы хотели бы получить от специалистов учреждения образования?

Информацию о _____________________________________________

Индивидуальную консультацию (у кого) _______________________

Что-то еще (что именно)

________________________________________________________________________________________________________________________

7. На Ваш взгляд, с какими проблемами сталкивается ваш сын (дочь)?

а)__________________________________________________________

б) у него (нее) нет проблем ____________________________________

в) затрудняюсь ответить_______________________________________

Спасибо за сотрудничество.


Приложение 2

Анкета для учащихся

Цель анкетирования: определение взаимоотношений в семье, наличие семейных традиций, выявление причин конфликтов между родителями и детьми.

1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:

а) очень хорошими; б) хорошими;        в) не очень хорошими;

г) плохими;              д) не очень плохими.

2. Считаете ли вы свою семью дружным коллективом?

а) да;     б) не совсем;  в) нет.

3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (перечислите эти традиции)

4. Как часто ваша семья собирается вместе?

а) ежедневно;          б) по выходным дням;     в) редко.

5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?

а) решаете сообща жизненные проблемы;

б) занимаетесь семейно-бытовым трудом;

в) работаете на приусадебном участке;

г) вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;

д) обсуждаете вопросы учебы детей;

е) делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;

ж) каждый занимается своим делом;

з) допишите, что еще _____________________________________ .

6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?

а) да; б) часто;     в) иногда;   г) редко;   д) не бывают.

7. Чем обусловлены ссоры, конфликты?

а) непониманием членами семьи друг друга;

б) нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение и др.);

в) отказом участвовать в семейных делах, заботах;

г) разногласиями в вопросах воспитания детей;

д) злоупотреблением алкоголем;

е) другими обстоятельствами (укажите)

_______________________________________________________________ .

8. Какие способы разрешения нравственных конфликтов в вашей семье?

Отметьте значком √.

а) примирение;

б) обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения;

в) прекращение конфликта на некоторое время;

г) обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);

д) конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер.

9. Бываете ли вы свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?

а) да;     б) нет;   в) иногда. 

10. Как вы реагируете на семейные конфликты?

а) переживаю, плачу;

б) становлюсь на сторону одного из родителей;

в) пытаюсь помирить родителей;

г) ухожу из дома;

д) замыкаюсь в себе;

е) отношусь безразлично;

ж) становлюсь озлобленным, неуправляемым;

з) пытаюсь найти поддержку в других людях.

11. Что, по вашему мнению, необходимо сделать для укрепления семейно-бытовых отношений и улучшения микроклимата в вашей семье?

Спасибо за сотрудничество.

 


Приложение 3

Анкета для учащихся

Цель анкетирования: определение микроклимата семьи, отношений, сложившихся у детей с родителями.

 

1. Делишься ли ты с родителями тем, что у тебя на душе?

а) да;               б) нет;                 в) не всегда.

2. Какие темы предпочитаешь не обсуждать с родителями? Почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Конфликтуешь ли ты с родителями?

а) да;               б) нет;                  в) трудно сказать.

4. Из-за чего происходят конфликты, если они бывают?

________________________________________________________________

5. Можешь ли извиниться перед родителями, если чувствуешь, что был не прав?

а) да;          б) нет;         в) трудно сказать.

6. Понимают ли тебя родители?

а) да;         б) нет;        в) не знаю.

7. Будешь ли ты воспитывать своих детей так, как воспитывали тебя?

а) да;         б) нет;          в) не знаю.

8. Свои отношения с родителями ты оцениваешь как:

а) благополучные;

б) неблагополучные;

в) затрудняюсь ответить.

Спасибо за сотрудничество.

 


Приложение 4

Определение психологической атмосферы в семье[1]

Тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ), разработанный В. В. Сто­линым, Т. Л. Романовой, Г. П. Бутенко, предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности-неудовлетворенности браком, а также согласования-рассогласования удовлетворенности браком у той или иной социальной группы.

Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т. д. Каждому утверждению соответствуют три варианта ответа: а) верно, б) трудно сказать, в) неверно.



2019-12-29 279 Обсуждений (0)
Занятие 4. Роль семьи в воспитании детей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Занятие 4. Роль семьи в воспитании детей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (279)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)