Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Интерпретация нравственно-философской концепции Ч. Айтматова в художественном



2019-12-29 217 Обсуждений (0)
Интерпретация нравственно-философской концепции Ч. Айтматова в художественном 0.00 из 5.00 0 оценок




И публицистическом творчестве

Сегодня, как никогда, перед нами стоят острейшие социально-нравственные проблемы… От искусства, от литературы тут зависит очень многое: трезвонить, будить в человеке совесть, мужество, гуманизм, раскрывать перед ним весь мир, чтобы он не забыл, что он – Человек…

Ч. Айтматов

 

Философская направленность творчества Ч. Айтматова. Стремление писателя вписать судьбу отдельного человека в глобальную систему современного мирозданья. Переосмысление древних легенд, создание на основе фольклорных источников авторских мифов, несущих основную идейно-смысловую нагрузку.

Использование стилизации как художественного приема, отправляющего к образцам народного эстетического опыта. Взаимодействие двух составляющих: русского языка как материала и средства выражения и мировоззрения автора, определенного типом его национального самосознания.

Прием художественного параллелизма творчестве Ч. Айтматова. Образы Коня и Всадника в романе «Прощай, Гульсары!», у которых, по бытующей поговорке, «одна душа». Образ возлюбленной Танабая трактуется через ее отношение к коню. В романе пять раз, и каждый раз по-новому, звучит фраза: «Она стала гладить коня своими удивительными руками, упругими и чуткими…», – что вносит лиризм, который не может быть открыто показан в образе главного героя. Фольклорный параллелизм, ритмическая организация текста, характер сравнений берут начало от эпических традиций кыргызской культуры.

Обращение Ч. Айтматова к мифу как способу типизации, ведущему к возвышению образов, сохраняющих свою конкретность, до уровня символов. Миф как эффективная художественная содержательная форма выражения оценочного отношения к нравственному содержанию современной жизни.

«Энергия мифа…питает современную литературу огромной первозданной поэзией человеческого духа мужества и надежды…»(Ч. Айтматов). Метафоричность мифа, позволяющая писателю многозначно интерпретировать его содержание, соотнося с современностью.

Стремление Ч. Айтматова рассматривать актуальные проблемы современности под углом зрения духовных ценностей, сложившихся в классическом наследии устного народного творчества. Осознание писателем духовной сущности мифов и легенд, которые стали «памятью народа, сгустком его жизненного опыта, его философией и теорией… его заветами будущим поколениям» (Ч. Айтматов).

Диалектическое построение реального и сказочного в повести «Белый пароход». Проблема нравственного и безнравственного рассматривается с точки зрения исторической судьбы народа. «Извечная, неустанная устремленность человека к добру, к разумному господству над природой нашла в легенде критическое осмысление. Критерий гуманности здесь – отношение человека к природе. И отсюда закономерно вытекает проблема нравственная – проблема совести как одной из важнейших функций сознания…, отличающих человека от всего остального в мире…» (Ч. Айтматов).

Широкий философский спектр размышлений писателя в повестях «Пегий пес, бегущий краем моря», «Белый пароход», романах «И дольше века длится день», «Плаха», «Тавро Кассандры», «Когда падают горы».

Философско-публицистическая проза Ч. Айтматова. Размышления над историческими судьбами кочевых народов в диалогах с М. Шахановым. Глобальный философский контекст в диалогах в Д. Икэдой. Рефлексия над путями развития человеческой цивилизации.

Литература

1.  Айтматов Ч., Шаханов М. Плач охотника над пропастью: Диалоги // Айтматов Ч. Собрание сочинений: В 7 т. Т. 6. – М., 1998.

2.  Айтматов Ч.., Дайсаку И. Ода величию духа: Диалоги // Айтматов Ч. Собрание сочинений: В 7 т. Т. 5. – М., 1998. – 243 – 543.

3.  Гачев Г. Ч. Айтматов (в свете мировой культуры). – Фрунзе,1989.

4.  Рахманалиев Р. Империя Айтматова: Художник и мыслитель Чингиз Айтматов – интеллектуальный покоритель ХХ столетия. – М.: Прогресс, 2005.

5.  Реквием улетающей стаи: Чингиз Айтматов. Статьи, интервью, диалоги. – М.: Прогресс, 2003.

6.  Савина М.С. Евразийские идеи в творчестве А. Блока и Ч. Айтматова // Вестник БГУ им. К. Карасаева. – 2007. - № 1 (7). – С. 143 – 146.

Лекция 9

Образ автора в рассказах М. Байджиева

Художественное произведение есть всегда нечто сделанное, оформленное, придуманное – не только искусное, но и искусственное в хорошем смысле этого слова…

Б.М. Эйхенбаум

Творческий портрет Мара Байджиева. Влияние биографии на творческий выбор писателя. Формирование профессиональных качеств писателя. Филологическое образование. Увлечение теорией языка и литературы, славянской филологией. Появление творческого профессионального интереса к художественному переводу. Дипломная работа, посвященная проблемам художественного перевода.

Перевод глав из романа Т. Сыдыкбекова «Батийна» («Сватанье»). Перевод произведений А. Саспаева, К. Джантошева. Опыт автоперевода. Авторский перевод произведений «Тропа», «Белокровие» в сотрудничестве с переводчиками В. Горячих, Е. Колесниковым.

Осмысление писательской работы, теоретические взгляды на проблемы художественного перевода, отраженные в сборнике литературно-критических статей «В битве за истину» (2001).

Высшие сценарные курсы в Москве (оконч. в 1964 г.) – школа профессионального мастерства. Драматургические произведения М. Байджиева. Их театральная судьба. Широкая известность М. Байджиева как драматурга и сценариста. Творческая поддержка молодых русскоязычных писателей Кыргызстана. Сборник прозы «Горизонт», вступительная статья к сборнику как выражение концептуальной творческой позиции. Принципиальная творческая позиция М. Байджиева, рожденная личной судьбой, сформировавшей концепцию жизни.

Развитие прозы М. Байджиева в жанровых формах рассказа, киноновеллы, повести. Автобиографический цикл «Три рассказа об одном и том же». Раскрытие темы детства. Предисловие, снимающее налет условности восприятия. Углубление интерпретации идейного смысла повествования предисловием как рамочным компонентом.

Интимность диалога «автор-читатель». Тип повествования от первого лица. Психологическая глубина, доверительность повествования. Образ автора в структуре художественного текста: идейно-тематическая направленность, композиция, стилистика.

Монтажная композиция. Ретроспективные историко-публицистические вставки о первых русских переселенцах на Иссык-Куле, о репрессиях 30-х годов, о призыве интеллигенции на фронт во время Великой Отечественной войны. Автобиографические мотивы в прозе.

Размышления автора о самобытности национальной картины мира. Постоянная работа в двух концептосферах – кыргызской культуры и русской, язык которой выбран в качестве языка творчества. Ценностные ориентации автора, их связь с языковой картиной мира. Художественное произведение как вторичная картина мира, опосредованная сознанием автора.

 

 

Литература

1.  Байджиев М. Мой хлеб. Жайсан-эне и Андрей-спаситель. За секунду до преступления: Рассказы // Байджиев М. Рассказы и повести. – Бишкек: Шам, 2005.

2. Байджиев М. Друг мой верный – русский язык // Байджиев М. Ташим Байджиев. – Бишкек: ЖЗЛК, 2004.

3. Байджиев М. В битве за истину: Литературоведческие очерки разных лет. – Бишкек, 2001.

4.  Савина М.С. Творческое своеобразие кыргызских писателей-билингвов (на примере рассказа М. Байджиева «Жайсан-эне и Андрей-спаситель») // Кыргызская государственность в художественной литературе и публицистике Кыргызстана: Озмителевские чтения – 2003: Сборник научных статей – Бишкек, 2004. – С. 78 – 86.

Лекция 10



2019-12-29 217 Обсуждений (0)
Интерпретация нравственно-философской концепции Ч. Айтматова в художественном 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Интерпретация нравственно-философской концепции Ч. Айтматова в художественном

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (217)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)