Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Синтез традиций и новаторства



2019-12-29 280 Обсуждений (0)
Синтез традиций и новаторства 0.00 из 5.00 0 оценок




В повестях М. Байджиева

Если бы произведение родилось все сплошь сегодня (то есть в своей современности), не продолжало бы прошлого, и не было бы с ним существенно связано, оно не могло бы жить и в будущем. Все, что принадлежит только настоящему, умирает вместе с ним.

М.М. Бахтин

 

Драматургические приемы в прозе М. Байджиева. Ретроспекция как прием, расширяющий рамки хронотопа. Ввод эпизодов из прошлой жизни героев («Осенние дожди», «Тропа). Авторские пересказы фольклорных сюжетов («Однажды очень давно», «Сказание о материнском сердце»).

Деталь как художественный прием, усиливающий психологическую характеристику. Галерея человеческих типов в повести. Сжатые, емкие характеристики.

Синтез традиций и новаторства в повести «Однажды очень давно». Трансформация жанра исторической повести. Текст кыргызского фольклора как основа сюжета и разработки художественных образов героев. Интерпретация легенды об охотнике Кожожаше.

Восприятие идейно-стилистических элементов фольклорного источника. Прием стилизации. Его усиление рамочными компонентами – предисловием и послесловием. Адресация к читателю – «мой юный друг». Соединение двух легенд об охотнике Кожожаше в обрамленной повести.

Нарисованные авторским воображением картины национального быта. Внимание к детали. Устойчивые, почерпнутые из фольклора системы эпитетов, метафор, сравнений, характерных для национальной культуры. Мифологическая форма как эффективный способ выражения оценочного отношения к нравственному содержанию современной жизни. Неизменная актуальность древней народной мудрости.

 

 

Литература

1.  Байджиев М. Тропа. Осенние дожди. Жил-был серый скакун. Однажды очень давно. Последний раунд // Байджиев М. Рассказы и повести. – Бишкек: Шам, 2005.

2.  Дюшебекова Б.Т. Человек и природа в повести М. Байджиева «Однажды очень давно»// Озмителевские чтения – 99. Материалы филологической конференции / Отв. ред. М.А. Рудов. – Бишкек: КРСУ, 1999. – С. 137 – 141.

3.  Савина М.С. Освоение русской литературы в Кыргызстане и русскоязычное творчество киргизских писателей // Русская литература на киргизском языке и русскоязычное творчество киргизских писателей: Историко-литературный очерк / Под ред. М. А. Рудова. – Бишкек: КРСУ, 2009. – С. 131 – 155.

4.  Сардарбек к. Н., Крутиков Д.А. М. Байджиев // История кыргызской литературы: Учебное пособие для русских групп филологических факультетов вузов КР. - Бишкек: КНУ, 2009. – С. 89-92.

Лекция 11

Идейно-тематическое разнообразие прозы К. Омуркулова

Все живое на земле имеет душу.

К. Омуркулов

Конь – крылья кыргызского молодца.

Пословица

Кадыр Омуркулов: творческий портрет. Возникновение интереса к художественному слову. Корреспондентская работа в заводской газете. Творческий подход к репортерской работе. Стремление расширить культурно-познавательный диапазон заводской газеты. Рецензии на спектакли, фильмы, интервью с писателями, артистами. Интеллектуально-творческая среда в семье. Учеба во ВГИКе, предопределившая дальнейшую творческую судьбу. Дипломная работа молодого кыргызского сценариста в соавторстве с Т. Океевым – фильм «Небо нашего детства» (1960), ознаменовавшая расцвет кыргызского киноискусства. Идейно-тематическая направленность фильма, поэтизация мира кочевого народа, саморефлексия.

Первая публикация рассказа К. Омуркулова – «Звездная ночь» (1964). История выбора автором литературного имени как показатель ориентированности на русскоязычного читателя. Опыт художественного перевода как творческая школа (сказка М. Гапарова «Гроздь винограда»). Автоперевод как один из этапов восхождения к высшему типу билингвизма – художественному билингвизму. Рассказ «Жили-были…» (1974). Отдельные книги К. Омуркулова: «Дела земные», «Мир утренней заре», «Стон ледника».

Журналистская работа К. Омуркулова. Ее влияние на художественное творчество. Документализм прозы писателя. Его интерес к публицистике. Деятельность по созданию национальной телевещательной сети, работа первым Президентом Национальной телерадиокомпании.

Круг тем и нравственно-философских вопросов в произведениях К. Омуркулова. Жизнь современников в прозе К. Омуркулова. Высказывание автора: «Любой мой герой – это я сам, все, что я пишу, – это обо мне». Один из основных мотив рассказов и повестей – возвращение в родное гнездо (повести «У старой мельницы», «Гнездо жаворонка» и др.). Образ героя, носителя авторского сознания. Его характеристика. Обращение к народным идеалам и ценностям как способу решения жизненных коллизий современного героя. Цитаты из эпоса «Манас», предание о захоронении эпического героя.

Национальные пословицы, поговорки, устоявшиеся словосочетания, воспроизведенные средствами русского языка (рассказ «Тысяча и одна жизнь»). Прием художественного параллелизма. Связь с концептами национальной культуры. Образ лошади, концептуально значимого животного в кочевой цивилизации. Этнографическая и топографическая лексика (рассказ «Мир утренней заре», «Год лошади») как способ передачи национальных реалий и колорита.

Литература

1.  Омуркулов К. Мир утренней заре: Повести, рассказы. – М., 1991.

2.  Омуркулов К. Стон ледника. – Б., 2004. То же: http: // www.literatura.kg

3.  Савина М.С. Освоение русской литературы в Кыргызстане и русскоязычное творчество киргизских писателей // Русская литература на киргизском языке и русскоязычное творчество киргизских писателей: Историко-литературный очерк / Под ред. М. А. Рудова. – Бишкек: КРСУ, 2009. – С. 131-155.

Лекция 12



2019-12-29 280 Обсуждений (0)
Синтез традиций и новаторства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Синтез традиций и новаторства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (280)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.023 сек.)