Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Т ема 1. Экономика как наука (вводная лекция).



2019-12-29 338 Обсуждений (0)
Т ема 1. Экономика как наука (вводная лекция). 0.00 из 5.00 0 оценок




СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА:

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ, ПРАКТИКИ И МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ

 

Учебно-методическое пособие

для студентов неэкономических специальностей

очной и заочной форм обучения БрГУ им. А.С. Пушкина

 

 

Брест 2006


УДК 330.101.541

ББК 65.012.1

 

Рецензенты:

К.э.н., доцент Братухин В.Н., к.э.н., доцент Хохлова Л.В.

Научны й редактор:

К.э.н., доцент Павловская В.П.

Авторский коллектив:

К.э.н., доцент Азаров В.С. – тема 7, 11; ст. препод. Булыгина Л.П. – тема 3, 4, 13.1, 13.2, 13.3; ст. препод. Каверина Е.И. – тема 10; асистент Коновалюк Р.А. – тема 6, 8; ассистент Макарук Д.Г. – тема 13.4; 13.5; 13.6; 13,7; ст. препод. Мелишкевич С.В. – тема 7,5; к.э.н., доцент Павловская В.П. – тема 1, 2, 5, 9, 12; ст. препод. Силюк Т.С. – тема 15; к.э.н., Соколов Э.Г. – тема 14.

 

Современная экономика: вопросы теории, практики и методики изучения: Учебно-методическое пособие для студентов неэкономических специальностей БрГУ им. А.С. Пушкина. – Брест, 2006. – 125 с.

 

В состав учебно-методического пособия вошли 15 тем из общего многоуровнего курса экономической теории. По каждой теме даются основные понятия и определения, перечень контрольных вопросов, тестов, задач к семинарским занятиям, список литературы.

Пособие предназначено для студентов неэкономических специальностей БрГУ им. А.С. Пушкина и соответствует образовательным стандартом высшего образования и требованиям учебной программы по экономической теории для студентов неэкономических специальностей ВУЗов.

 

УДК 330.101.541

ББК 65.012.1

© Издательство УО “БрГУ

им. А.С. Пушкина”, 2006.


СОДЕРЖАНИЕ

Стр.


Тема 1. Экономика как наука (вводная лекция)…………..………….. 6

      Определение экономической науки.

      Объект исследования, цели и задачи изучения экономики,

      характер экономических законов.

      Методы исследования в экономической науке.

      Функции экономической теории.

Тема 2. Производство. Экономический рост. Экономическая

        организация производства и ее эффективность……………. 10

            Производство как материальная

основа развития человеческого общества.

            Экономические ресурсы, как факторы производства.

Экономический рост: сущность, значение, типы.

            Цикличность развития производства.

            Экономическая организация производства.

       Эффективность производства: критерии и показатели.

Тема 3. Экономическая система общества……………………….….. 19

       Понятие и определение экономической системы.

       Классификация экономических систем.

       Модель функционирования современной рыночной

       экономической системы.

       Собственность в экономической системе.

Тема 4. Рыночная организация экономики……………………….….. 29

       Понятие и основные признаки (условия функционирования)

       рынка.

       Функции рынка.

       Виды рынков.

       Инфраструктура рыночной экономики.

       Преимущества и недостатки рыночной организации хозяйства.

       Основные национально-государственные модели рыночной

       экономики в современном мире.

       Белорусская экономическая модель.

Тема 5. Национальная экономика. Понятие экономического

        потенциала, национального богатства страны………….….. 36

      Национальная экономика как предмет анализа макроэкономики.

      Структура национальной экономики.

      Экономический потенциал страны.

      Национальное богатство страны.

      Индекс человеческого развития как сводный показатель

    для оценки развития национальной экономики.

Тема 6. Национальный продукт. Его формы, измерение, 

    структура……………………………………………….….…………40

Понятие и состав системы национальных счетов.

Национальный продукт и макроэкономические показатели на его

основе. Способы расчета национального продукта и

макроэкономических показателей на его основе.

Воспроизводственная структура национального продукта.

Тема 7. Деньги. Финансовая система страны.

   Государственный бюджет……………………………….……………48

Развитие товарного производства, возникновение и история денег.

Функции и виды денег.

Денежный рынок и его равновесие. Закон денежного обращения.

Понятие и принципы построения денежно-кредитной и

финансовой системы страны.

Денежно-кредитная политика государства.

Государственный бюджет и проблема его сбалансированности.

Тема 8. Налоги. Налоговая система и фискальная политика……………55

Понятие и определение налогов и налоговой системы.

Функции налогов.

Принципы налогообложения.

Виды налогов.

Способы взимания налогов. Льготы по налогам.

Кривая А. Лаффера.

Налоги и налоговая политика в Республике Беларусь.

Тема 9. Цены. Ценовая политика. Инфляция.

    Антиинфляционная политика………………………..………………60

Цена как экономическая категория, функции цен,

методы ценообразования, виды цен и их поэлементный состав.

Ценовая политика.

Инфляция: понятие, измерение инфляции. Причины, виды

и типы инфляции.

Социально-экономические последствия инфляции.

Антиинфляционная политика государства.

Тема 10. Труд, занятость, безработица. Экономические

      основы зарплаты……………………………………….……………69

Рынок труда и его особенности.

Безработица. Сущность, причины, виды и последствия.

Закон Оукена. Кривая Филлипса.

Экономические основы заработной платы. Системы и формы зарплаты.

Трудовые отношения и профсоюзы. Государственное

регулирование рынка труда.

Тема 11. Социальная политика и формирование доходов…………………77

Социальное развитие и социальная политика государства.

Доходы населения, их виды и источники формирования в

современной рыночной экономике.

Качество и уровень жизни населения.

Социальная политика Республики Беларусь начала ХХІ века

 и ее перспективы.

Тема 12. Государственное регулирование экономики……………………..84

Объективная необходимость государственного регулирования

экономики (ГРЭ).

Цели ГРЭ и экономические функции государства.

Типы ГРЭ. Методы ГРЭ.

Состав системы ГРЭ: объекты, субъекты, регуляторы.

Монетарный и кейнсианский подход к ГРЭ.

Теневая экономика. Основные виды экономических преступлений.

Меры государственной политики по борьбе с ними.

Тема 13. Предприятие (фирма) в рыночной системе общества……………93

Предприятие и предпринимательство.

Основные формы организации предпринимательской деятельности.

Теория управления фирмой – менеджмент.

Понятие маркетинга: сущность, функции, принципы.

Бизнес-план фирмы (предприятия).

Доход, прибыль, рентабельность на предприятии.

Инвестиционная деятельность и политика предприятия.

Тема 14. Современная мировая экономика и ее проблемы…….…………109

Общая характеристика мировой экономики.

Структура мировой экономики.

Международные экономические отношения. Мировой рынок.

Мировая валютная система и валютно-финансовые отношения.

Тема 15. Вопросы методики преподавания экономической

   теории…………………………………………………….………… 115

Перечень вопросов к зачету и экзамену по

экономической теории……………………………………………………... 124

 

 

 


Т ема 1. Экономика как наука (вводная лекция).

План

1. Определение экономической науки.

2. Объект исследования, цели и задачи изучения экономики, характер экономических законов.

3. Методы исследования в экономической науке.

4. Функции экономической теории.

 

Основные понятия и определения

    Понятие «экономика» имеет два значения: экономика как хозяйство (есо nomic ) и экономика как наука о ведении хозяйства (есо nomics ). История экономики как хозяйства такая же продолжительная и богатая как история человеческого общества. А вот экономика именно как наука оформилась только в 17 веке, и получила название классической экономической школы. Сегодня экономика изучает очень широкий спектр вопросов и проблем: от экономических отношений в семье до глобального общественно-экономического устройства современного мира. Курсы по изучению экономики включены в программы высших учебных заведений во всех странах. Экономически образованный человек должен грамотно понимать как организованы индивидуальное производство и общественное воспроизводство, что такое деньги, бюджет, налоги, кредит, цены, зарплата, инфляция, курсы валют и акций, другие экономические явления и процессы, чем они обусловлены, как устанавливаются, кем и как регулируются.

    Экономика (экономическая теория) – это общественная наука, которая изучает экономические отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ, товаров, услуг в целях удовлетворения потребностей общества при ограниченных ресурсах – природных, производственных, финансовых, людских, информационно-интеллектуальных.

    Экономическая теория изучает общие проблемы экономических отношений в отличие от таких специализированных экономических дисциплин, как, например, статистика, бухгалтерский учет, финансы, банковское дело, экономика и организация промышленности, строительства, сельского хозяйства, торговли, транспорта, связи или таких межотраслевых дисциплин как менеджмент, маркетинг, логистика и другие. Всего насчитывается около 80 отраслей и разделов экономической науки.

    Цель изучения экономики как учебной дисциплины – это научное руководство к познанию экономической действительности. Именно от разумного и рационального устройства любой экономической системы – от единичного домашнего хозяйства до национальной экономики или сообщества национальных экономик – зависит благосостояние и счастье людей: люди или богаты и свободны, или бедны и потому зависимы. Ещё классики экономической науки определили экономическую теорию как науку о причинах богатства и процветания одних народов и бедности и зависимости других.

    Объектом исследования в современной экономической науке служит механизм устройства и регулирования экономических систем разного уровня и вида. Современная экономика – это рыночная экономика. Основная её проблема связана с ограниченностью ресурсов, поэтому основная задача экономического анализа – это проблема выбора. Экономический выбор означает принятие решения о деятельности. Это решение должно быть экономически грамотным, обоснованным и эффективным. При этом необходимо учитывать, что экономический рост для отдельных экономических субъектов может сопровождаться экономическими, социальными или экологическими потерями или напротив приобретениями – для других. Это сравнительно новое явление внешних эффектов, которые несут третьи лица, также является объектом исследования в современной экономической науке.

    В экономической теории принято рассматривать две большие группы экономических субъектов: потребителей и производителей. Проблема выбора для потребителей состоит в ответе на вопросы: что купить, для кого (для чего) купить, на какие средства купить? Проблема выбора для производителей состоит в ответе на вопросы: что произвести, для кого (для чего) произвести, каким образом, то есть по какой технологии и с помощью каких ресурсов произвести? Современная экономика – это тысячи, десятки и сотни тысяч предприятий и предпринимателей, миллионы домашних хозяйств. Для поддержания ритмичной и слаженной работы столь огромной системы необходимы регулирующие органы в лице государства, а точнее правительства. Подобно тому, как в симфоническом оркестре каждый музыкант способен вести свою партию самостоятельно, но оркестр, в целом, нуждается в дирижёре, так и устройство крупных экономических систем в государственном масштабе предполагает наличие государственного регулирования экономики.

    Важнейшая задача экономической науки (теории) состоит в том, чтобы выявить и изучить законы и закономерности, по которым развиваются экономические системы. Эти законы носят объективный характер. Они могут быть выражены количественно и записаны с помощью математических формул. Особенностью экономических законов является их историческая или временная устойчивость, в зависимости от которой экономические законы и закономерности классифицируются по следующим группам:

· общие экономические законы, свойственные всем экономическим системам на всех исторических этапах, например, такие как закон возрастания потребностей, закон соответствия базиса или производительных сил и надстройки, то есть производственно-экономических отношений; закон соответствия спроса и предложения;

· особенные экономические законы, свойственные отдельным историческим эпохам, например, закон стоимости в эпоху капитализма 18-19 вв. в Европе, или закон распределения по труду в социалистической экономике бывшего СССР;

· специфические экономические закономерности, свойственные конкретным экономическим системам в определенном временном периоде, например, связь между ростом зарплаты, инфляции и безработицы, выявленная английским экономистом А. Филлипсом за период наблюдений в Великобритании с 1861 по 1957 гг. («Кривая Филлипса»).

Экономической теории присущи свои собственные методы исследования, то есть набор принципов, способов и приёмов научного познания. Они отличаются от методов, применяемых, например, в физике, химии, биологии, географии главным образом тем, что в экономике эксперимент невозможен или очень дорогостоящ.

    Методами исследования в экономике служат:

· статистическое наблюдение и статистические методы обработки информации (табличный, графический, матричный);

· методы логического анализа и синтеза, индукции и дедукции, методы системного подхода;

· методы создания моделей в логических и математических формах;

· методы научной абстракции.

Экономическая теория выполняет три взаимосвязанные функции: 1) познавательную, суть которой состоит в раскрытии законов развития экономических систем; 2) методологическую, которая состоит в том, что экономическая теория служит фундаментом или основанием для отраслевых и межотраслевых экономических дисциплин, разрабатывая для них методы и средства научного инструментария для исследований; 3) практическую, суть которой состоит в том, что экономическая теория обеспечивает экономическую политику путем анализа накопившихся проблем и выдачи рекомендаций для их практического решения.

 

Контрольные вопросы, тесты, задачи к семинарским (практическим) занятиям по теме 1:

1. Основное значение экономической науки сегодня заключается в том, что она:

а) помогает предпринимателям вести успешный бизнес;

б) даёт ученым возможности реализовывать свои способности;

в) показывает пути наилучшей организации общественного устройства с точки зрения удовлетворения потребностей людей;

г) раскрывает людям истинные мотивы их поведения в экономической системе.

2. Выберите наиболее корректное определение экономической науки:

а) наука о том, как делать деньги;

б) наука о деньгах, капитале, ценах, производстве и занятости;

в) наука о поведении людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг;

г) наука об экономических отношениях и законах, знание которых позволяет выбирать способ использования ограниченных ресурсов для производства различных товаров и их распределения в целях потребления;

д) наука о поведении участников общественного воспроизводства, имеющая практическое значение в решении конкретных хозяйственных вопросов;

е) наука о принципах экономической политики.

3. Раскройте цели и задачи изучения экономической теории.

4. Что служит объектом исследования экономической теории?

5. Охарактеризуйте функции экономической теории.

6. Перечислите методы исследования в экономической теории. В чем их отличие от методов, применяемых в других науках?

7. Что такое экономическая политика?

    а) предвыборная программа кандидата в президенты;

    б) защита государственных экономических интересов;

в) деятельность по обеспечению материальных интересов больших групп людей;

г) объявление войны государству-экспортёру некачественной продукции.

Литература к теме 1:

1. Современная экономика. Лекционный курс. / Под ред. О.Ю. Мамедова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – С. 26-33.

2. Курс экономической теории: Учеб. / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович и др. – Мн.: «Мисанта», 2003. С. 4-15.

3. Экономическая теория. Учебник / Под ред. В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачевой. – М.: Юрайт-Издат. 2005. С. 13-20.




2019-12-29 338 Обсуждений (0)
Т ема 1. Экономика как наука (вводная лекция). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Т ема 1. Экономика как наука (вводная лекция).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (338)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)