Задания для самостоятельной работы
Время: 16 часов Воспользовавшись рекомендованной литературой и пособиями, слушатель должен: 1. Ответить на контрольные вопросы и знать основные понятия: социальная группа, толпа, масса, публика, общественное мнение, традиция, ритуал, социальная группа, коллектив, социальный статус, социальная роль, лидерство, социально-психологический климат в коллективе. 2. Решить задачи и оформить письменно ответы в тетради. 1) прочитайте ниже приведенный отрывок, а затем ответьте на вопросы. «... Молодой оперативник на собственном опыте убедился в справедливости поговорки: «Восток – дело тонкое». Это случилось в Средней Азии в составе группы Главного управления внутренних дел на транспорте. Ночью задержали с поличным двух местных жителей. Наутро около тысячи человек блокировали местный ЛОВД. Попытались вступить с ними в диалог, но каких-либо серьезных решений без старейшин пришедшие принять не могли. Поехали к ним в общину. И здесь оперативник совершает ошибку, зайдя в один из домов. Не зная о том, что в дом нельзя входить в отсутствие хозяина, он неумышленно нарушил святое правило. В считанные секунды вокруг собралась вся деревня. Только прибывшие местные работники милиции смогли предотвратить расправу над незадачливым оперативником». Ø Какие социально-психологические явления не учел в своей работе сотрудник? Почему нарушение одного из них вызвало появление другого явления? Укажите связь между двумя видами социально-психологических явлений. Ø Будучи на месте данного сотрудника, составьте примерный перечень приемов и мер, которыми бы Вы могли воспользоваться, чтобы не допустить нарушений правопорядка со стороны граждан. 2) работая над раскрытием преступления, начальник Санкт-Петербургской сыскной полиции Иван Дмитриевич Путилин как подобает мудрому начальнику, умел объединять усилия всех подчиненных, хорошо знал их достоинства и ценил каждого. Скажем, очень ценил одного из своих помощников, Ицка Погилевича, жалея, что тот труслив, как заяц. Но в отношении обыска Погилевич делал чудеса: находил искомое там и тогда, где и когда никто ничего не найти. И потому начальник сыскной полиции привлекал Ицка к тем делам, где тот со своими способностями был незаменим. Ø Какие профессиональные качества руководителя И.Д.Путилина можно выделить в данном отрывке? Ø Какие принципы психологии использовал сыщик в деятельности полиции? Тема №4 Профессиональное общение сотрудников органов внутренних дел Методические указания слушателям для самостоятельной работы При осмыслении теоретических и прикладных проблем профессионального общения слушателям следует обратить внимание, в первую очередь, на функции и виды общения. Понимание слушателем особенностей психотехник общения, применяемых к разным категориям граждан, а также служебного общения в коллективе позволяют осознать роль личностного и индивидуального подхода к партнерам по общению. Включение этих рекомендаций в практику общения (включая профессиональное и служебное общение) является обязательным условием профессионального роста и самосовершенствования личности сотрудника органов внутренних дел. Рассматривая проблемы установления психологического контакта и доверительного общения, следует не только знать психологический смысл рекомендуемых психотехник, но воспользоваться ими в практике общения с незнакомыми людьми. Психологические проблемы общения (барьеров и конфликтного взаимодействия) должны стать объектом пристального внимания слушателей. Изучая вопросы, связанные с барьерами общения, слушателям следует усвоить приемы их профилактики и разрешения. Полученные знания о психологии конфликта целесообразно закрепить в житейских ситуациях – воспользоваться психологическими приемами профилактики или преодоления конфликта, способами саморегуляции и регуляции эмоционального состояния партнера по общению. Вступая в контакты с разными партнерами слушателям совершенствовать коммуникативные навыки, а также навыки интерпретации вербального и невербального поведения этих партнеров, диагностируя ложь/искренность на основе наблюдения. С целью проверки усвоенного материала рекомендуется ответить на контрольные вопросы. Вопросы для самоконтроля по теме №4 1. Раскройте смысл следующих понятий и приведите примеры из профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел, где встречаются: профессиональное общение, служебное общение, средства общения. 2. Укажите функции профессионального общения сотрудников органов внутренних дел. 3. В чем проявляются в общении гендерные различия, этнические и возрастные феномены? Приведите примеры использования данных особенностей граждан в профессиональном общении сотрудника органов внутренних дел. 4. Определите понятие «психотехника общения», покажите связь между психотехниками общения и деятельностью сотрудников органов внутренних дел. 5. Назовите психологические приемы и правила создания благоприятных условий для общения сотрудников органов внутренних дел с гражданами. 6. Для чего в социальной психологии установлены зоны общения между партнерами? Какое влияние оказывают эти зоны общения на деятельность сотрудников органов внутренних дел? 7. Перечислите основные психологические правила и приемы установления и поддержания психологического контакта и доверительного общения с партнером по общению. 8. Какие ученые-психологи занимались изучением приемов и правил общения сотрудников органов внутренних дел? 9. Перечислите известные вам барьеры общения. Почему они возникают в общении между людьми? 10. Укажите ряд приемов для преодоления барьеров общения: когнитивного, мотивационного, эмоционального; фонетического, семантического, логического, стилистического. 11. Дайте определение конфликта и его видов. 12. Какой структурный компонент личности в первую очередь представлен в конфликте? Обязательно ли наличие этого компонента барьере общения? 13. В чем сходство и различие конфликта и барьера общения? 14. Укажите причины конфликтов в профессиональном общении сотрудников органов внутренних дел с гражданами. 15. Опишите динамику развития конфликта. 16. Укажите ряд приемов (не менее 7) профилактики и разрешения конфликтов. 17. Перечислите способы саморегуляции эмоционального состояния сотрудника в ситуации конфликтного взаимодействия с партнером по общению. 18. Перечислите способы регуляции эмоционального состояния партнера по общению. 19. По каким признакам можно определить ложь/искренность в показаниях граждан? 20. В чем состоит специфика служебного общения сотрудников органов внутренних дел с другим лицом? 21. Перечислите конструктивные и неконструктивные средства общения сотрудников органов внутренних дел. 22. Дайте определение понятию «компетентность в общении» и раскройте ее составляющие. 23. Какие ученые-психологи внесли вклад в исследование проблем конфликтного взаимодействия сотрудников органов внутренних дел.
Литература: Аминов И.И. Психология делового общения: Учебное пособие. – И.: Издательство «Омега-Л», 2009. Еникеев М.И. Юридическая психология: хрестоматия. – М.: Велби, 2010. Мариновская И.Д., Цветков В.Л. Конфликтология: Учебное пособие. – М.: Московский университет МВД России, Изд-во «Щит-М», 2003. Конфликтология: Учебник. – М.: ЦОКР МВД России, 2007. Кораблев С.Е. Коммуникативная компетенция участкового уполномоченного милиции и ее развитие на этапе первоначальной подготовки. – М., 2003. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – СПб.: Питер, 2005. Носков В.А. Психотехника общения: Учебное пособие. – М.: ИМЦ ГУК МВД России. – М., 2001. Панкратов В.Н. Культура общения сотрудника органов внутренних дел: Учебно-методическое пособие. – М.: Приор-издат, 2006. Пономарев И.Б. Избранные труды: Юридическая психология, конфликтология и психология управления, практическая психология в органах внутренних дел. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. – М., 2001. Психологические обеспечение формирования и развития культуры общения и коммуникативной компетентности у сотрудников ОВД: Учебно-методическое пособие / Под ред. В.Л. Кубышко. – М.: ЦОКР МВД России, 2007. Психологические обеспечение деятельности органов внутренних дел в экстремальных условиях: Методическое пособие. – М.: УВР ГУКиКП МВД России, ЦОКП МВД России, 2001. Психология конфликта. Хрестоматии / Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. 2-е изд., доп. – СПб: Питер, 2008. Романов В.В. Юридическая психология: 4-е изд. Учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2011. Столяренко А.М. Юридическая педагогика. Курс лекций. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство «ЭКМОС», 2000. Фриден У., Экман П. Узнай лжеца по выражению лица. – СПб.: Питер, 2010. Шилин М.В. Особенности поведения участкового уполномоченного милиции в процессе делового общения с гражданами и должностными лицами: Учебно-методическое пособие. – Домодедово: ВИПК МВД России, 2002.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (264)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |