Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задания для самостоятельной работы



2019-12-29 345 Обсуждений (0)
Задания для самостоятельной работы 0.00 из 5.00 0 оценок




Время: 16 часов

Воспользовавшись рекомендованной литературой и пособиями, слушатель должен:

1. Ответить на контрольные вопросы и знать основные понятия: визуальная психодиагностика, профессиональная наблюдательность, психологический портрет личности. 

2. Решить задачи и оформить письменно ответы в тетради.

1) проанализируйте ниже приведенный отрывок и ответьте на вопросы:

«...привозят еще двоих задержанных: молодых парней навеселе с огромной мягкой игрушкой. У одного из них родилась дочка, они изрядно наотмечались и ведут себя воинственно: много говорят, жестикулируют. Им корректно объясняют, что они не правы. Оправдания одного из задержанных лейтенант милиции С. Сидоренко прерывает неожиданным вопросом:

- Судимый? – Угу, – слышится в ответ. Профессиональное чутье, – так объясняет Сидоренко свой вопрос. - Наколка на руке – это уже вторично. А на первом месте - жесты, выражения, стиль поведения – все это выдает бывшего зека. Не однажды так бывало: стоит милиционер на посту и выхватывает из толпы именно того, кто  нужен. Это приходит с опытом. Не далее как сегодня ребята задержали мужика с пистолетом. И ведь засекли его среди многих».

Ø Почему сотрудники органов внутренних дел расставил приоритеты в выборе определенной иерархии признаков, указывающих на принадлежность личности к криминальному миру. Обоснуйте свой ответ, основываясь на результатах научных исследований.

Ø Благодаря каким профессиональным качествам Сидоренко удалось вычислить судимого?

Ø Какие компоненты профессиональной наблюдательности лейтенанта милиции представлен в данном отрывке?

2) «...Свернув в переулок, увидели двух мужчин: высокого в светлом плаще и ростом пониже в темной куртке. Высокий держал руки в карманах, часто оглядываясь по сторонам. Сотрудникам ОВД поведение прохожих показалось подозрительным и, остановив машину, они решили проверить их документы. Во время проверки документов обнаружилось, что ...».

Ø Выделите в данном отрывке признаки-сигналы поведения этих людей, настороживших сотрудников.

Ø Дайте психологическую интерпретацию поведения подозреваемых и попытайтесь продолжить предложение.

Ø Опишите поведение гражданина, который:

а) имеет в кармане оружие (в частности, его возможную походку, поведение);   

б) имеет отношение к уголовному миру; 

в) неискренен в общении; 

г) враждебен по отношению к собеседнику.

 

Тема №3

Социально-психологические явления в деятельности

Сотрудников органов внутренних дел

Методические указания слушателям для самостоятельной работы

Изучение данной темы следует начать с усвоения понятия «социальная «социально-психологические явления», четко различая устойчивые социальные группы, статические и стихийные социально-психологические явления, социальные группы, опираясь на основные критерии их дифференциации. Усваивая понятие толпы, важно знать ее признаки: эмоциональный групповой резонанс, случайный характер состава толпы, обезличивание поведения, иллюзия самоутверждения. Слушателям следует иметь четкое представление о классификации видов толпы и их отличительных особенностях, различая при этом толпу простую (случайную), конвенциональную, экспрессивную действующую (агрессивную, конкурирующую, спасающуюся и повстанческую толпу). В связи с выполнением сотрудниками органов внутренних дел обязанностей по охране общественного порядка и обеспечения безопасности необходимо знать психологические механизмы социально-психологического воздействия массы и толпы на личность, а также методы управле­ния людьми в различных видах толпы, при массовых беспорядках.

При изучении социальных групп необходимо обратить внимание на определение и критерии выделения малой группы (немногочисленность членов группы, объединение участников общей деятельностью, непосредственное личное общение между членами группы и др.), ее структуру и социальные роли участников этой группы. Кроме того, следует разобраться в понятиях «лидерство» и «руководство», иметь представление о стилях руководства в органах внутренних дел – авторитарном, демократическом и либеральном, а также об оптимальности гибкого стиля руководства. Курсантам необходимо знать факторы, влияющие на социально-психологический климат в коллективе сотрудников органов внутренних дел.

С целью проверки усвоенного материала рекомендуется ответить на контрольные вопросы.

 

Вопросы для самоконтроля по теме №3

1. Дайте определение понятию «стихийная группа» и приведите примеры ее проявлений.

2. Укажите общие признаки понятий: толпа, масса, публика. Расположите их в порядке убывания организованности, осознанности целей и тактики поведения, следования нормам морали.

3. Перечислите отличительные признаки толпы (как минимум три из них).

4. Опишите механизм формирования агрессивной толпы. 

5. Какие психологические приемы по пресечению и предотвращению с беспорядками необходимо использовать для снятия механизмов воздействия людей друг на друга. Дайте интерпретацию этих приемов.

6. Укажите ряд приемов в деятельности сотрудников ОВД для недопущения массовых беспорядков.

7. При каких обстоятельствах увеличивается эффект внушения?

8. Чем отличается внушение от заражения?

9. Укажите ряд специфических черт одного из способов воздействия на личность - подражания.

10. Дайте определение понятию «социальная группа».

11. Перечислите известные вам виды групп: по величине; по уровню развития; по структуре организации; по оценочной ориентации.

12. Перечислите существенные признаки понятия «коллектив».

13. Какими чертами обладают «коллективистские отношения».

15. Дайте определение межличностных конфликтов, в чем состоит специфика этих конфликтов в коллективах сотрудников органов внутренних дел.

16. Определите понятия: «индивидуализм», «коллективизм», «конформизм», «социальная фасилитация», «социальное расслабление».

17. Укажите стадии развития коллектива (по А.С. Макаренко).

18. Дайте определения следующим понятиям: «лидерство» «руководство», укажите их отличительные признаки.

19. Перечислите стили руководства в группах.

20. На каких стадиях развития коллектива уместно использовать те или иные стили руководства.

21. Дайте определение понятия «социально-психологический климат» коллектива, укажите его признаки.

22. Какие ученые-психологи занимались изучением: а) внеколлективного поведения людей; б) малых групп и коллективов; в) коллективов сотрудников органов внутренних дел?

Литература:

Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2009.

Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. – М.: Аспект Пресс, 2002.

Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002.

Андрюшин Г.Д., Борисова С.Е., Костина Л.Н. Психология в деятельности сотрудников ОВД. Учебное пособие.  – Орел: ОрЮИ МВД России, 2006.

Диагностика и развитие управленческого потенциала руководителя органа внутренних дел: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. В.Л. Кубышко. – М.: ЦОКР МВД России, 2006.

Еникеев М.И. Юридическая психология: хрестоматия. – М.: Велби, 2010.

Егоров В.С. Психология групповых нарушений общественного порядка: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2000.

Мариновская И.Д., Тихомиров С.Н., Цветков В.Л. Психология и педагогика в правоохранительной деятельности: Учеб. пособие. – М.: Щит-М, 2005.

Организационная психология: Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001.

Организация психологического обеспечения деятельности сотрудников ОВД в экс­тремальных условиях / Под ред. М.И. Марьина. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.

Пономарев И.Б. Избранные труды: Юридическая психология, конфликтология и психология управления, практическая психология в органах внутренних дел. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002.

Прозоров А.В. Психология в деятельности сотрудников ОВД: учебно-практическое пособие для семинарских и практических занятий. Специальность 030505 - право­охранительная деятельность. В 2-х частях. - Калининград: Калининградский ЮИ МВД России, 2005.

Психология влияния: Хрестоматия / Сост. А.В. Морозов. – СПб.: Питер, 2001.

Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

Смирнов В.Н., Петухов Е.В. Психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

Столяренко А.М. Социальная психология: Учеб. пособие для вузов /Под ред. проф. А.М.Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

Фадеева Е.И. Социально-психологические основы деятельности руководителя-лидера: Учебное пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2008.

Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. В.Б. Ольшанского. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002.

Энциклопедия юридической психологии /Под общ. Ред. проф. А.М.Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003.



2019-12-29 345 Обсуждений (0)
Задания для самостоятельной работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Задания для самостоятельной работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (345)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)