Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ внешней и внутренней среды



2019-12-29 204 Обсуждений (0)
Анализ внешней и внутренней среды 0.00 из 5.00 0 оценок




  Одной из самых значимых характеристик организации является ее взаимосвязь с внешней средой. Факторы внешней среды влияют на деятельность организации, и она должна быть в состоянии эффективно реагировать и приспосабливаться к изменениям, чтобы выживать и достигать поставленных целей. Внешняя среда включает в себя макроокружение и непосредственное окружение, это СТЭП факторы(социальные, технологические, экономические, политические), а также окружающие ее потребители, поставщики, конкуренты. Изучение внешней среды концентрирует внимание на выяснение того, какие угрозы и какие возможности для организации существуют во внешней среде.

Внутренняя среда – часть общей среды, которая находится в пределах организации и имеет несколько срезов, которые в совокупности определяют тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Изучение внутренней среды направленно на то, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация.

Характеристика компонентов макроокружения (СТЭП-факторы) наглядно представлена в Приложении 2.

Ø Анализ макросреды.

1. Экономическая компонента. На торговое предприятие«Аптека№268» влияет уровень экономического развития и это выражается в росте инфляции, цен на лекарства. В условиях действующего кризиса доходы населения упали, произошло снижение покупательского спроса, а следовательно прибыли торгового предприятия.

2. Социальная компонента. Данная компонента заключает в себе влияние на торговую деятельность аптеки таких явлений и процессов как:

· Жизненный уровень и покупательская способность населения (разделение по общему уровню доходов). Продукция торгового предприятия «Аптека№268» в большей степени ориентирована на покупателей среднего класса.

· Демографическая структура. С каждым годом доля численности населения России и в частности Красноярского края увеличивается. Следовательно растут потребности в приобретении лекарственных средств и ужесточается конкуренция между предприятиями на рынке фармации.

3. Технологическая компонента. В последнее десятилетие связи с плохой экологической ситуацией происходит увеличение доли заболеваемости, поэтому ученые постоянно совершенствуют многие лекарственные препараты, а также модернизируют и расширяют технологию их изготовления. Предприятие «Аптека№268»не составляет исключение.

4. Политическая компонента. С недавнего времени государство все больше обращает внимание на отрасль здравоохранения. В частности это выражается в том, что гос.власть вкладывает средства на ее развитие.(гос.политика, программы в сфере социально-экономического развития, постановления , комплекс федеральных законов и т.д.). Организация работы предприятия «Аптека№268» строится на документах, определяющих порядок сертификации продукции, лицензирования фармацевтической деятельности, проведения внутриаптечного контроля качества лекарств и других.

Анализ непосредственного окружения

 1. Поставщики: у исследуемого предприятия есть ряд организаций, с которыми оно постоянно сотрудничает, то есть закупает необходимые ему лекарственные препараты. За время своего существования на рынке предприятие сменило многих поставщиков Красноярского края, но в последние годы активно сотрудничает с тремя поставщиками: «Империя Фарма», «Аптека Холдинг» и «Биофарм», с которыми заключены долгосрочные контракты на поставку товаров.

 2. Покупатели: покупателями для данной организации является население города со средними доходами, в котором расположено предприятие, в частности район ул.Матросова.

3. Конкуренты: у исследуемого предприятия существует ряд конкурентов: «Юнифарм»,«Никфарм»,«Арома-Рус»,«Медикс».

Сохранение конкурентоспособности достигается за счет регулярного повышения квалификации фармацевтов и получения сертификата специалиста о соответствующем уровне подготовки.

4. Рынок рабочей силы: в исследуемом торговом предприятии проводится изучение рынка рабочей силы, так как в дальнейшем планируется расширение штата, поиск, подбор и найм молодых специалистов в этой области, а также расширение сферы деятельности.

Изучив влияние внешней среды было выявлено следующее:

Возможности:

ü выход на новые рынки или сегменты рынка;

ü добавление сопутствующей продукции, товаров или услуг;

ü ускорение роста рынка;

ü наличие устойчивых связей с поставщиками и потенциальными покупателями-населением г.Красноярска.

Угрозы:

ü усиление конкурентной борьбы;

ü неблагоприятные демографические изменения;

ü снижение доходов на группу населения вследствие неблагоприятной экономической ситуации в стране на данный момент времени.

Анализ микросреды.

1. Кадровый срез. Отправной точкой системы управления кадрами аптечной организации являются стратегические цели. Кадровое планирование переводит стратегию и цели организации на конкретные шаги, которые должны быть предприняты в сфере управления персоналом, а именно необходимость комплектования штата. Особое значение принадлежит подбору новых сотрудников. Он состоит из 4 этапов:

- Поиск. В данной организации обычно проводится внешний, который вносит новые идеи работы, дает возможность работодателю оценить внешнюю среду организации, экономит финансовые средства, является формой рекламы для предприятия. Источниками часто служат кадровые агенства, смежные по профилю организации, высшие учебные заведения.

- Отбор. «Аптека№268»проводит отбор персонала по7 ступеням, причем чем выше должностной уровень кандидата, тем больше потребность в использовании всех ступеней, что обеспечивает минимум ошибок в отборе.

-Наем и адаптация. Наем производится директором аптеки в лице Проровской Е.Г. путем заключения трудового договора. Правильно спланированная программа адаптации позволяет выйти на необходимый уровень профессиональных показателей нового работника: введение в организацию(1-2 месяца);в подразделение; в должность(назначение наставника).

2.Организационный срез.Организация имеет линейно-функциональную структуру. На предприятии существует четкое распределение обязанностей, специалисты, отвечающие за выполнение конкретных функций, отличаются высоким уровнем компетентности.

3. Маркетинговый срез.Используются конкретные стратегии на предприятии, влияющие на развитие и расширение на рынке. Стратегия продукта включает его технические характеристики: удобство использования, упаковка, дизайн. Выбор правильной стратегии ценообразования учитывает складывающиеся экономические условия, а продажа, сбыт и дистрибьюция включает активный поиск покупателей и оптимизацию каналов сбыта.Стратегия продвижения продукции предполагает оказание информационного воздействия на потребителя(оптимальное размещение товара, идейное представление, презентация и т.д.).Классическая практика данной аптеки- это ориентация среднеценовой группы на высокоценоые товары, так как это группа создает основной потребительский спрос.

4. Финансовый срез. На предприятии отмечается увеличение объемов реализации продукции: в 2008 г. по сравнению с 2007 г. на +6813тыс.руб, валовой прибыли на +2051тыс.руб. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. сумма прибыли от продаж уменьшилась на – 88тыс.руб.. Такая же тенденция наблюдается и при изучении рентабельности продаж: в 2008 г. по сравнению с 2007 г она снизилась на -0,36%. В целом же расчет показателей говорит о неэффективности работы управления в 2008 г. по сравнению с 2007 г. Таким образом, уровень конкурентоспособности управленческой деятельности «Аптека№268» в целом за два года изменился, так как снижение показателей в 2008 г. по сравнению с 2007 г. было компенсировано их падением. В целом предприятие является финансово-устойчивым, о чем говорят некоторые показатели ликвидности и платежеспособности.

5. Производственный срез. Изготовленная продукция реализуется по новейшим технологиям и разработкам под руководством специалистов с использованием современного оборудования. 

Общее число каждой формулировки:

· Культура власти (1) –38,

· Культура роли (2) –68,

· Культура задачи (3) – 26,

· Культура личности (4) –21.

Как показал проведённый по результатам анкетирования анализ, в данной организации преобладает культура роли, то есть здесь каждый работник должен чётко знать свои обязанности и своё место в организации, так как каждый отдел занимается чётко определённым делом. Так же на формирование культуры данной организации большое влияние оказала культура власти, которая исходит из центра и осуществляет жесткий контроль, что характеризует предприятие с позитивной стороны с точки зрения реализуемости стратегии.

Дальнейший анализ внутренней среды проведем на основе группы экспертов, созданной на данном предприятии «Аптека№268».

  Эксперты провели оценку компонентов с использованием пятибалльной шкалы, в пределах которой персонал оценивает компоненты SWOT-матрицы. Результаты экспертных оценок выявленных компонентов SWOT-анализа представлены в таблицах 1,2,3,4.(Приложение4)

    Как видно из данных таблицы 1-Итоги экспертных оценок сильных сторон» наиболее весомыми факторами, с помощью которых предприятие добивается своей цели- увеличение прибыли являются: длительный опыт работы на рынке, реализация продукции высокого качества, хорошая репутация у потребителей.

  На основании данных таблицы2-Итоги экспертных оценок слабых сторон ГПКК «Аптека№268» можно сделать вывод, что слабыми сторонами организации являются такие факторы как: неконкурентоспособность на рынке, не развитая система маркетинговой информации; недостаточно развитая товарная политика. Менее слабыми являются позиции: карьерный рост и узкий ассортимент товаров. Такая информация очень необходима, так как на ее основе впоследствии можно сформировать стратегии развития предприятия на рынке.

По итогам таблицы3-Итоги экспертных оценок угроз ГПКК «Аптека№268» сильной угрозой являются ограничения по законодательству в сфере реализации запрещенных медицинских препаратов, изменения предпочтений у потребителей и рост конкуренции. Изменение вкусов и потребностей потребителей, а также возрастающее конкурентное давление оказывает немаловажное значение на деятельность предприятия и тоже представляет собой достаточно реальную угрозу.

   На основании таблицы4- Итоги экспертных оценок возможностей ГПКК «Аптека№268»наилучшей возможностью для предприятия является выход на новые рынки, улучшение реализуемой продукции, а также расширение ассортимента. Менее значимым оказался фактор- добавление сопутствующих товаров.После выявления экспертами сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, данной организации составляется матрица SWOT, которая представлена в виде таблицы 5(Приложение5). Как видно из представленных данных, реализация продукции высокого качества, опыт работы на рынке и долговременные контракты с производителями дают преимущество фирме в выборе при формировании канала распределения.

 На основании полученной матрицы строится таблица-6 выбора оптимальной стратегии развития торговой организации(Приложение 6) Для этого необходимо определить с какой вероятностью предприятие достигнет поставленные задачи, с помощью определенной стратегии.

 

Таблица 6-Выбор стратегии развития ГПКК «Аптека№268»

Варианты стратегий

 

Цели

Итого

Максимальное получение прибыли

Выход на новые рынки

Конкурентные преимущества

Удовлетворение спроса потребителей

Стратегия развития рынка 3/0,1   3/0,1   3/0,1   3/0,1   1,2
Стратегия центрированной диверсикации; 3/0,2   4/0,12   3/0,2   5/0,16   2,16
Стратегия усилений позиций на рынке 5/0,16   4/0,12   5/0,17     5/0,16   2,93
Стратегия горизонтальной диверсификации 2/0,06   3/0,1   3/0,1   3/0,1   1,02
Стратегия вперед идущей вертикальной интеграции 4/0,14   5/0,14   4/0,1   4/0,13   2,18
Стратегия обратной вертикальной интеграции 4/0,14   5/0,15   3/0,1   4/0,12   2,09
Стратегия центрированной диверсификации 4/0,14   4/0,12   4/0,1   4/0,12   2,08
Стратегия сокращения издержек

4/0,14

 

5/0,15

 

4/0,1

 

5/0,16

 

2,67

Таким образом, оптимальной стратегией для развития торогово предприятия ГПКК «Аптека№268» является стратегия усилений позиций на рынке.

Стратегия усилений позиций на рынке-(удержание позиций).Для реализации этой стратегии предприятие должно приложить довольно большие маркетинговые усилия, а также попытаться установить контроль над конкурентами( попытка горизонтальной интеграции.

 Стратегия сокращения издержек, относится к стратегиям сокращения. Данная стратегия связана с поиском руководством торгового предприятия возможностей уменьшения издержек и проведение соответствующих мероприятий по сокращению затрат.

Стратегия вперед идущей вертикальной интеграции-заключается в росте предприятия за счет контроля над системами продажи и распределения. Данный вид весьма выгоден, так как у предприятия достаточно расширены посреднические условия.

 

 



2019-12-29 204 Обсуждений (0)
Анализ внешней и внутренней среды 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ внешней и внутренней среды

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (204)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)