Тема 1. Логистика – как наука и сфера профессиональной деятельности
Цель занятия – формирование представления о месте логистики в сфере общественного производства
Практическое занятие №1 представляет собой беседу преподавателя и опрос студентов по предлагаемым вопросам. Вопрос 1. Какова сущность и идеи логистики. Вопрос 2. Отличие маркетинга от логистики.
Справочный материал: Логистика – направление хозяйственной деятельности по управлению материальными потоками в сферах производства и обращения, а также междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных потоков. Логистика (англ. Logistics) – наука о планировании, контроле и управлении упаковкой, транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия; внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов; доведения готовой продукции до потребителя, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации. Логистика представляет собой общую точку зрения: стратегическую, тактическую, операционную на фирму и ее партнеров по бизнесу с материальным потоком в качестве интегратора. Логистика используется в промышленности, материально-техническом обеспечении, торговле, на транспорте, в банковском деле, сфере услуг, в коммунальном хозяйстве и других областях рыночной экономики. Главная идея логистики: все стадии производства (добыча сырья, получение материалов, изделий, изготовление конечной продукции), транспортировки и сбыта рассматриваются как единый процесс трансформации и движения продукта труда и связанной с ним информации. Концепция логистики – интеграция производства, материально-технического обеспечения, транспортировки, информации и коммуникаций. В отличие от маркетинга, который часто осуществляет свою деятельность вообще, безадресно (рекламные кампании, исследования спроса и предложения и т.п.), логистика – наука о конкретном, практическом, физическом распределении материальных ресурсов, которое непосредственно связано со складированием и движением готовой продукции и сырья от источника снабжения к началу производственного процесса и далее. Логистика конкретно, практически, физически доводит материальный поток до потребителя. Логистика и маркетинг – самостоятельные научные дисциплины и различные сферы профессиональной деятельности. Можно лишь отметить, что маркетинг тяготеет к гуманитарным, общественным дисциплинам, а логистика больше заимствует из естественных, технических наук, Широко применяя при этом достаточно сложный математический аппарат. За рубежом существует множество логистических общественных организаций (institute, association) и периодических изданий (journal, magazine). Идеи логистики встречают все большее понимание и в российском бизнесе.
Вопрос 3. Каковы функции логистики.
Справочный материал: Служба логистики во главе с управляющим (или директором) по логистике решает следующие задачи: 1) планирование запасов; 2) управления транспортом и организация перевозок; 3) организация складского хозяйства; 4) выполнение заказов; 5) организация складских операции на региональных складах; 6) исследования в области логистики; 7) совершенствование логистической системы; 8) организация процесса снабжения; 9) организация процесса сбыта; 10) установление хозяйственных связей; 11) управление информационными потоками.
Вопрос 4. Какие ситуации, положения или материальные потоки относятся к микрологистике. Вопрос 5. Какие ситуации, положения или материальные потоки относятся к макрологистике.
Справочный материал: Материальный поток в логистике – продукция, рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических операций (транспортировки, складирования и др.) и отнесенная к временному интервалу. Размерность материального потока: единица количества груза/единица количества времени. Например: т/год, шт./ч, контейнеров/ сутки и т.п. Когда материальный поток относят не к временному интервалу, а к моменту времени, он переходит в запас (например, отправленный, но еще не поступивший к получателю груз – запас в пути). Логистическая: система – адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции и логистические операции, состоящая, как правило, из нескольких подсистем и имеющая развитые связи с внешней средой. Логистическая система обеспечивает доставку товаров и изделий в заданное место, в установленное время, в нужном количестве и ассортименте, в максимально возможной степени подготовленными к производственному или личному потреблению при оптимальном уровне издержек. Макрологистическая система – это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран. Для успешного функционирования макрологистической системы международного уровня инфраструктура экономики группы стран должна отвечать следующим требованиям: ♦ единое экономическое пространство; ♦ единый рынок без таможенных препятствий; ♦ согласованное транспортное законодательство; ♦ сопряженная транспортная техника; ♦ развитая правовая среда. Микрологистические системы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистических систем. К ним относят отдельные предприятия, территориально-производственные комплексы. Микрологистическая система интегрирует процессы производства, снабжения и сбыта, транспортно-складских и погрузочно-разгрузочных работ предприятия.
Вопрос 6. Какие производственные вопросы решает логистическое подразделение фирмы. Вопрос 7. Как руководство фирмы помогает работе своей службе логистики. Вопрос 8. Какую пользу приносит служба логистики в плане «легко выполняемого бизнеса».
Справочный материал: Оценка качества работы службы логистики заключена в термине «легко выполнимый бизнес», который подразумевает следующее: 1. Фирма получает заказы без особых усилий с применением электронной системы обмена информацией. 2. Запасы, возможности фирмы обеспечивают отгрузку продукции в соответствии с требованиями потребителей точно в запланированный срок. 3. При отсутствии необходимых ресурсов предусмотрены альтернативные варианты снабжения. 4. Глубокое проникновение на рынок. 5. Создание специфической рыночной ниши. 6. Предоставление потребителю ряда уникальных услуг.
Вопрос 9. В чем заключается научность логистики. Вопрос 10. Что такое конкретность логистики. Вопрос 11. В чем состоит конструктивность логистики. Вопрос 12. В чем проявляется системность логистики.
Справочный материал: Основополагающие принципы логистики: 1. Системность: ♦ формирование потока, выделение перемещающихся и изменяющихся объектов в качестве отдельной управляемой подсистемы и применение по отношению к ней системного подхода; ♦ достижение взаимодействия логистики с маркетингом и производством; ♦ организация планирования, производства, сбыта, закупок, хранения и транспортировки как единого материального потока логистической цепи. 2. Научность: ♦ усиление расчетного начала на всех стадиях управления потоком от планирования до анализа, выполнение подробных расчетов всех параметров траектории движения потока; ♦ признание за квалифицированными кадрами статуса самого важного ресурса логистических структур фирмы. 3. Конкретность: ♦ четкое определение конкретного результата как цели перемещения потока в соответствии с техническими, экономическими и другими требованиями; ♦ осуществление движения с наименьшими издержками всех видов ресурсов; руководство логистикой со стороны учетно-калькуляционных подразделений или структурных органов, результаты работы которых измеряются полученной прибылью. 4. Конструктивность: ♦ диспетчеризация потока, непрерывное отслеживание перемещения и изменения каждого объекта потока и оперативная корректировка его движения; ♦ тщательное выявление деталей всех операций материально-технического обеспечения и транспортировки товаров.
Вопрос 13. Какие ситуации и числовые данные увязываются с анализом методом АВС. Вопрос 14. Какие числовые данные можно использовать при определении расходов на тонна-километр. Вопрос 15. Какие числовые данные характеризуют загрузку складов.
Справочный материал: Логистика как наука и как сфера профессиональной деятельности в силу своей конкретной направленности имеет четкие критериальные измерения, которые находят отражение, в следующих показателях: ♦ частота оборачиваемости запасов (отношение величины товарооборота к объему складских запасов); ♦ затраты на материально-техническое обеспечение, приходящиеся на единицу товарооборота; ♦ степень готовности поставщика (отношение объема удовлетворенных потребностей в договорный срок к общему объему потребностей); ♦ доля затрат на логистические операции в общих расходах фирмы; ♦ номенклатура товаров и производственных запасов; ♦ скорость оборота материальных ресурсов по отдельным складам; ♦ расходы на отправленную единицу продукции; ♦ расходы на тонна-километр транспортируемых грузов; ♦ загрузка складов и транспортных средств. К логистическим относятся и показатели, характеризующие интенсивность работы складов, и показатели, характеризующие эффективность использования складских площадей: ♦ грузооборот склада (тонн грузов, прошедших через склад в сутки, месяц, год); ♦ удельный грузооборот (т/м2 складской площади); ♦ коэффициент неравномерности загрузки склада (отношение грузооборота наиболее напряженного месяца к среднемесячному грузообороту склада).
Метод АВС Данный метод – способ нормирования и контроля состояния запасов, заключающийся в разбиении номенклатуры N всех потребляемых материальных ресурсов, реализуемых товарно-материальных ценностей и т. д. на три группы (категории, подмножества) А, В и С на основании некоторого формального алгоритма. В литературе по логистике предлагается следующий алгоритм. Подсчитывается общее количество заявок М, поступивших за определенный период, и делится на общее количество позиций в номенклатуре N, в результате чего выводится показатель Р среднего количества заявок на одну позицию номенклатуры. Р = M / N . Все материальные ресурсы, количество заявок на которые в 6 и более раз превышает Р, включаются в группу А В группу С включаются все материальные ресурсы, количество заявок на которые в 2 и более раза меньше Р. Все остальные материальные ресурсы включаются в группу В. Вероятности возникновения спроса на материальные ресурсы А, В и С подчинены различным законам. Установлено, что в большинстве промышленных и торговых фирм примерно 75% стоимости запасов составляют всего около 10% наименований номенклатуры (группа А), 20% стоимости – 25% наименований (группа В), 5% стоимости – 65% наименований (группа С). Метод ABC широко используется при планировании размещения запасов в различных эшелонах гибких логистических систем, системах снабжения запасными частями, автоматизированных транспортно-складских системах и др.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (464)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |