Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 5. Контроль в сфере закупочной деятельности и принятие решения по размещению заказов



2019-12-29 430 Обсуждений (0)
Тема 5. Контроль в сфере закупочной деятельности и принятие решения по размещению заказов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Цель занятия – ознакомление с методами контроля процесса поставки товаров, а также с методом использования результатов контроля для принятия решения о продлении договора с поставщиком.

 

Выбор поставщика – одна из важнейших задач предприятия. На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам, на основании выполнения которых осуществляется расчет рейтинга поставщика. Следовательно, система контроля исполнения договоров поставки должна позволять накапливать информацию, необходимую для такого расчета. Перед расчетом рейтинга следует определить, на основании каких критериев будет приниматься решение о предпочтительности того или иного поставщика. Как правило, в качестве таких критериев используются цена, качество поставляемых товаров и надежность поставки. Однако этот перечень может быть и больше, в частности, в нашем примере используется 6 критериев.

Следующим этапом решения задачи выбора поставщика является оценка поставщиков по намеченным критериям. При этом вес того или иного критерия в общей их совокупности определяется экспертным путем.

Приведем пример расчета рейтинга условных поставщиков (табл. 5). Допустим, что в течение определенного периода предприятие получало от трех поставщиков один и тот же товар. Допустим также, что принято решение в будущем ограничиться услугами одного поставщика. Которому из трех следует отдать предпочтение? Ответ на этот вопрос можно получить следующим образом.

Сначала необходимо оценить каждого из поставщиков по каждому из выбранных критериев, а затем умножить вес критерия на оценку. Вес критерия и оценка в данном случае определяются экспертным путем.

 


Таблица 5

Пример расчета рейтинга поставщика

 

Критерий выбора поставщика

 

Вес критерия

 

Оценка критерия по десятибалльной шкале

Произведение критерия веса на оценку

поставщик №1 поставщик№2 поставщик№3 поставщик№1 поставщик№2 поставщик№3
Надежность поставки 0,30 7 5 9 2,1 1,5 2,7
Цена 0,25 6 2 3 1,5 0,5 0,75
Качество товара 0,15 8 6 8 1,2 0,9 1,2
Условия платежа 0,15 4 7 2 0,6 1,05 0,3
Возможность внеплановых поставок 0,10 7 7 2 0,7 0,7 0,2
Финансовое состояние поставщика 0,05 4 3 7 0.2 0,15 0,35
итого 1,00 XX XX XX 6,3 4,8 5,5

 

Рейтинг определяется суммированием произведений веса критерия на его оценку для данного поставщика. Рассчитывая рейтинг разных поставщиков и сравнивая полученные результаты, определяют наилучшего партнера. Расчет, проведенный в табл. 5, показывает, что таким партнером является поставщик №1 и именно с ним следует пролонгировать (продлить срок действия) договор.

В нашем примере более высокий рейтинг поставщика №1 свидетельствовал о его предпочтительности. Однако для расчета рейтинга может использоваться и иная система оценок, при которой более высокий рейтинг свидетельствует о большем уровне негативных качеств поставщика. В этом случае предпочтение следует отдать тому поставщику, который имеет наименьший рейтинг.

Система оценки критериев в предлагаемом ниже задании как раз и основана на регистрации темпов роста негативных характеристик работы поставщиков.

 

Задание

Произвести оценку поставщиков №1 и 2 по результатам работы для принятия решения о продлении договорных отношений с одним из них.

 

Методические указания

В течение первых двух месяцев года фирма получала от поставщиков № 1 и № 2 товары А и В.

Динамика цен на поставляемую аналогичную продукцию, динамика поставки товаров ненадлежащего качества, а также динамика нарушений поставщиками установленных сроков поставок приведены в табл. 6-8.

Для принятия решения о продлении договора с одним из поставщиков необходимо рассчитать рейтинг каждого поставщика. Оценку поставщиков выполнить по показателям: цена, надежность и качество поставляемого товара. Принять во внимание, что товары А и В не требуют бесперебойного пополнения. Соответственно, при расчете рейтинга поставщика принять следующие веса показателей:

цена                                                     0,5

качество поставляемого товара         0,3

надежность поставки                          0,2.

 

Таблица 6

Динамика цен на поставляемые товары

 

Поставщик Месяц Товар Объем поставки, ед./мес. Цена за единицу, pyб.
№1 Январь Январь А В 2000 1000 10
№2 Январь Январь А В 9000 6000 9 4
№ 1 Февраль Февраль А В 1200 1200 11 6
№2 Февраль Февраль А В 7000 10 000 10 6

 

Таблица 7

Динамика поставки товаров ненадлежащего качества

 

Месяц Поставщик Количество товара ненадлежащего качества, поставленного в течение месяца, единиц
Январь №1 №2 75 300
Февраль №1 №2 120 425

 


Таблица 8

Динамика нарушений установленных сроков поставки

 

Поставщик № 1

Поставщик № 2

месяц количество поставок, единиц всего опозданий, дней месяц количество поставок, единиц всего опозданий, дней
Январь 8 28 Январь 10 45
Февраль 7 35 Февраль 12 36

 

Итоговый расчет рейтинга поставщика оформить в виде табл. 8.

1. Расчет средневзвешенного темпа роста цен (показатель цены).

Для оценки поставщика по первому критерию (цена) следует рассчитать средневзвешенный темп роста цен ( ) на поставляемые им товары:

где Тц i – темп роста цены на i-ю разновидность поставляемого товара;

di – доля i-й разновидности товара в общем объеме поставок текущего периода;

n – количество поставляемых разновидностей товаров.

Темп роста цены на i-го разновидность поставляемого товара рассчитывается по формуле:

Тц i = (Р i 1 / Р i 0 ) х 100,

где Р i 1 – цена i-й разновидности товара в текущем периоде;

Р i 0 – цена i -й разновидности товара в предшествующем периоде.

Доля i-й разновидности товара в общем объеме поставок рассчитывается по формуле:

где Si – сумма, на которую поставлен товар i -й разновидности в текущем периоде, руб.

В качестве примера выполним расчет средневзвешенного темпа роста цен для первого поставщика.

Темп роста цен для этого поставщика по товару А составил:

 

по товару В:

Доля товара А в общем объеме поставок текущего периода:

Доля товара В в общем объеме поставок текущего периода:

Средневзвешенный темп роста цен для первого поставщика составит:

 = 110 х 0,65 + 120 х 0,35 = 113,5%.

Расчет средневзвешенного темпа роста цен рекомендуется оформить в виде табл. 9.

 

Таблица 9

Расчет средневзвешенного темпа роста цен

 

Поставщик ТцА ТцВ SА SB dA dB
№ 1 110% 120% 13 200 руб. 7200 руб. 0,65 0,35 113,5%
№2              

 

Полученные значения  заносятся в итоговую таблицу для расчета рейтинга поставщика.

2. Расчет темпа роста поставки товаров ненадлежащего качества (показатель качества).

Для оценки поставщиков по второму показателю (качество поставляемого товара) рассчитаем темп роста поставки товаров ненадлежащего качества (Тн.к.) по каждому поставщику:

где d н.к.1 – доля товара ненадлежащего качества в общем объеме поставок текущего периода;

d н.к.0 – доля товара ненадлежащего качества в общем объеме поставок предшествующего периода.

Долю товаров ненадлежащего качества в общем объеме поставок определим на основании данных табл. 6 и 7. Результаты оформим в виде табл. 10.

 


Таблица 10

Расчет доли товаров ненадлежащего качества в общем объеме поставок

 

Месяц Поставщик Общая поставка, ед./мес. Доля товара ненадлежащего качества в общем объеме поставок, %
Январь №1 №2 3000 2,5
Февраль №1 №2 2400 5,0

 

В нашем примере для первого поставщика темп роста поставок товаров ненадлежащего качества составит:

Полученный результат внесем в табл. 11.

3. Расчет темпа роста среднего опоздания (показатель надежности поставки, Тн.п.).

Количественной оценкой надежности поставки служит среднее опоздание, т.е. число дней опозданий, приходящихся на одну поставку. Эта величина определяется как частное от деления общего количества дней опоздания за определенный период на количество поставок за тот же период (данные табл. 8).

Таким образом, темп роста среднего опоздания по каждому поставщику определяется по формуле:

Тн.п. = (Оср1 / Оср0) х 100,

где Оср1 – среднее опоздание на одну поставку в текущем периоде, дней;

Оср0 – среднее опоздание на одну поставку в предшествующем периоде, дней.

Далее рассчитаем темп роста среднего опоздания для поставщика № 1:

Полученный результат внесем в табл. 11.

4. Расчет рейтинга поставщиков.

Для расчета рейтинга необходимо по каждому показателю найти произведение полученного значения темпа роста на вес. Сумма произведений по гр. 5 (табл. 11) даст нам рейтинг поставщика № 1, по гр. 6 – поставщика № 2.

Следует помнить, что поскольку в нашем случае темп роста отражает увеличение негативных характеристик поставщика (рост цен, рост доли некачественных товаров в общем объеме поставки, рост размера опозданий), то предпочтение при перезаключении договора следует отдать поставщику, чей рейтинг, рассчитанный по данной методике, будет ниже.

 

Таблица 11

Расчет рейтинга поставщиков

 

Показатель

 

Вес показателя

 

Оценка поставщика по данному показателю

Произведение оценки на вес

поставщик №1 поставщик №2 поставщик № 1 поставщик № 2
1 2 3 4 5 6
Цена 0,5 113,5   56,8  
Качество 0,3 200   60  
Надежность 0,2 142,9   28,6  

Рейтинг поставщика

145,4  

 

 



2019-12-29 430 Обсуждений (0)
Тема 5. Контроль в сфере закупочной деятельности и принятие решения по размещению заказов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 5. Контроль в сфере закупочной деятельности и принятие решения по размещению заказов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (430)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)